Месяц | Программное содержание | Совместная деятельность |
Сентябрь | 1. «Улицы города Красноярска» Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта, детский сад и т.д. Машины движутся по проезжей части улицы. Движение машин может быть односторонним и двусторонним. Проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией (Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», стр. 17).
2. «Безопасность собственной жизнедеятельности». | - Самостоятельные игры с конструктором: предложить детям построить из строительного материала улицу (дорогу, дома) и обыграть её.
- Беседа с детьми о дороге в детский сад.
- С/р игра «ГИБДД».
- Д /и «Правильно - неправильно»
- Рассматривание иллюстраций городского транспорта.
- Беседа на тему «Проезжая часть и тротуар».
- Чтение и обсуждение в рамках ПДД стихотворения С. Маршака «Мяч».
- Беседа в рамках ПДД о правилах поведения на улице.
- Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалков «Моя улица».
- Беседа «Как правильно переходить улицу».
- Коллективная аппликация: «Моя улица».
- Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалков «Велосипедист».
- Беседа о подземном, наземном переходах.
- Игра в уголке ПДД: «переходи дорогу правильно».
|
- Опасные насекомые («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 47):
- Беседы о знакомых насекомых
- Правила поведения при встречи с опасными насекомыми
- Разгадывание загадок о насекомых
- Рассматривание иллюстраций с насекомыми
- Ядовитые растения («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 51):
- Ситуативный разговор о пользе и вреде растений
- Рассматривание иллюстраций лекарственных и ядовитых растений
- Обсуждения внешнего вида ядовитых растений
- Д/и «Собери грибы»
- Не все грибы съедобны («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 52):
- Беседа о грибах: внешний вид и польза либо вред; среда прорастания
- Беседа о вкусовые качества, о блюдах из грибов
- Правила сбора грибов
- Рассматривание иллюстраций со съедобными и ядовитыми грибами
- Просматривание мультфильмов о грибах: «аркадий Паровозов. Грибы», «уроки тетушки Совы. О грибах».
- Разгадывание загадок о грибах
- Огонь – наш друг, огонь – наш враг («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая).
- Беседа о пользе огня.
- Беседа о пожарах.
- Игра «Бывает – не бывает» (причины пожара).
- Чтение стихотворения «Тили бом, тили бом…»
- Инсценировка стихотворения «Тили бом, тили бом…»
|
Октябрь | 1. «Светофор» («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 42). Закреплять знания детей о работе светофора, о правилах перехода улиц. Закрепить имеющиеся представления о светофоре, его назначении и принципе действия. Развивать интерес к ПДД, Познакомить детей с работой регулировщика на улице.
2. «Бережем свое здоровье». | - Рисование «Трёхглазый дружок».
- Загадывание загадок о светофоре.
- Рассматривание картин с изображением светофора.
- Д\и «Найди правильный светофор».
- Чтение стихотворений: С. Маршака «Милиционер».
- С. Михалкова «Моя улица».
- Я. Пишумова «Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой».
- Лепка «Светофор».
- Дискуссии на темы «Как прейти через проезжую часть у перекрёстка со светофором, имеющим дополнительные секции со стрелками», «В чём опасность движения пешехода по разрешённому сигналу светофора».
|
- Как устроен мой организм («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 30).
- Беседа о гигиене, о заботе, о собственном здоровье, бережном отношении к себе.
- Беседа об устройстве человеческого организма.
- Рассматривание иллюстраций.
- Соблюдаем режим дня («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 31).
- Беседа о режиме; регулярном питании, об отдыхе в течение дня.
- Зарядка
- Гимнастика.
- Беседы о сне, о помощи маме по дому, любимых телепередачах.
- Бережем свое здоровье или Правила доктора Неболейко» («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 33).
- Беседы о профилактике заболеваний, о болезнях и лекарствах.
- Беседа «Врач – наш друг».
- Рассматривание иллюстраций.
- Сюжетно-ролевая игра «У врача».
- Просматривание мультфильмов.
- Беседа о правилах гигиены.
- Разгадывание загадок.
- Чтение сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».
- О правилах пожарной безопасности («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая).
- Беседа о правилах пожарной безопасности.
- Разгадывание загадок.
- Рассматривание иллюстраций о пожарной безопасности.
- Сюжетно-ролевая игра «Пожар».
|
Ноябрь | 1. «Дорожные знаки» («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 42). Закреплять знания детей о правилах поведения на улице; о дорожных знаках. Цель: научить детей обращать внимание на дорожные знаки, познакомить с видами дорожных знаков: запрещающие, информационно-указательные, предупреждающие, предписывающие. | - Д/и «Угадай знак».
- Предложить детям нарисовать дорожные знаки.
- Тематические беседы с рассматриванием иллюстраций.
- Соревнование среди детей «Кто больше знает дорожных знаков»
- Предложить детям на макете улицы правильно расставить дорожные знаки.
- Конкурс загадок по правилам дорожного движения.
- Рассматривание иллюстраций о правилах дорожного движения.
- Чтение и обсуждение стихотворения В. Семеркина «Запрещается – разрешается».
- Рассматривание картинок с дорожными знаками.
- Беседа на тему «зачем нужны дорожные знаки».
- Чтение и обсуждение стихотворения Я. Пишумова «Дорожные знаки» («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 43).
|
2. Безопасность собственной жизнедеятельности». | - Опасные предметы («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 11).
- Беседа «Каждой вещи - свое место».
- Загадки об опасных предметах.
- Беседа об электроприборах.
- Опасные ситуации дома («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 13).
- Беседа «телефон мой помощник».
- Беседа «Позвонил незнакомец».
- Беседа «Не высовывайся их окна (через перила балкона).
- Беседа горячая плита.
- Д/и «Куда звонить, если…».
- Один дома («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 15).
- Рекомендации родителям, которые вынуждены отвалять ребенка одного дома.
- Пересказ сказки «Волк и семеро козлят».
- Игровая ситуация «Что бы ответил незнакомым людям, если бы они предложили тебя подвезти?».
- Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов».
- Просмотр и обсуждение иллюстраций дидактического материала
- О правилах пожарной безопасности («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая).
- Беседа о правилах пожарной безопасности.
- Беседа в здании
- Беседа задымление
- Рассматривание плана эвакуации
- Ситуативный разговор: «загорелась ёлка».
- Правила эвакуации
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Аркадий Паровозов»
|
Декабрь. | 1. «Транспорт». Закрепление видов городского транспорта, правила поведения в нём. Дать представление об особенностях движения троллейбуса, автобуса, трамвая: Троллейбус движется с помощью электричества; автобус заправляется бензином, трамвай движется по рельсам.
2.«Бережем свое здоровье». | - Наблюдение за движущимся транспортом.
- Беседы об одностороннем и двустороннем движении. Игра в уголке ПДД: одностороннее и двустороннее движение.
- Чтение и рассматривание книг.
- Беседы с использованием иллюстраций.
- Рисование и раскрашивание различных машин.
- П/и «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили».
- Художественно-эстетическое развитие (Констр.-модельная деятельность). Тема: «Грузовые автомобили».
- Беседы о том, каким пассажирским транспортом дети пользуются вместе с родителями.
- Беседы на темы «Чем опасен медленно идущий транспорт», «Чем опасен транспорт, проехавший мимо вас».
- Наблюдение за трудом водителя.
- Беседа о правилах езды на велосипеде.
- Рассматривание транспортных средств, проезжающих мимо детского сада.
- Решение транспортных ситуаций на макете.
- Показать опасные ситуации на дороге и объяснить, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые.
- Предложить детям картинки-раскраски с различным видом транспортных средств.
- С/р игра «Водитель».
|
- О правильном питании и пользе витаминов («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 35).
- Беседы о правильном питании, о культурно-гигиенических навыках.
- Беседа о витаминах.
- Чтение художественной литературы.
- Разгадывание загадок.
- Игра «Составим меню».
- Игра «Витамины» («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 37).
- Правила первой помощи («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 37).
- Беседа о том, как нужно себя вести при несчастных случаях; об обращении к взрослым за помощью.
- Сюжетно-ролевая игра «Окажи помощь кукле».
- Врачебная помощь («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 38).
- Беседа о специальностях врачей.
- Беседа о телефоне 03.
- Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».
|
Январь | 1.«Безопасность на дорогах и улицах» (закрепление пройдённого материала).
2. Безопасность собственной жизнедеятельности». | - Обсуждение по теме «Твои помощники на дороге» («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 42): светофор и дорожные знаки, пешеходной переход.
- Рассматривание картинок с дорожными знаками.
- Беседа на тему «зачем нужны дорожные знаки».
- Чтение и обсуждение стихотворения Я. Пишумова «Дорожные знаки» («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 43).
- Чтение художественной литературы: стихотворение И. Лешкевича «Гололед».
- Беседа «Как правильно переходить улицу».
- Чтение и обсуждение стихотворения О. Бедарева «Если бы…».
- Составление рассказов детьми «Как мы переходили дорогу».
|
- Беседа о правилах безопасного поведения на улице («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 41).
- Разгадывание загадок по правилам дорожного поведения.
- Обсуждение названий улиц, номеров домов, адресов.
- Если ребенок потерялся («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 17).
- Беседа «что делать если потерялся».
- Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов».
- Творческие задания «как выглядит мама».
- Д/и «У моего дама».
- Конструирование с помощью кубиков и конструктора «мой дом и моя улица».
- Небезопасные зимние забавы («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая).
- Рассматривание иллюстраций о зимних забавах.
- Беседа о зимних забавах.
- Подвижные игры на улице
|
Февраль | 1. «Перекресток». Знакомить с перекрестком. Дать представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком. Знакомить с особенностями движения общественного транспорта на перекрестке.
2. Безопасность собственной жизнедеятельности». | - Рисование «Дорога и тротуар».
- Д/и «Дорожный знак».
- С/р игра «ГИБДД»
- Рисование дорожных знаков «Узнай и нарисуй».
- Чтение худ. произведений о соблюдении правил дорожного движения.
- Игры на транспортной площадке «Мы переходим улицу».
- Предложить детям книги по правилам дорожного движения для рассматривания иллюстраций и их обсуждения.
- Предложить детям построить из строительного материала улицу с перекрёстком и обыграть её.
- Придумывание с детьми рассказов на тему «Что было бы, если…»
- Инсценирование дорожных ситуаций.
- Беседа «Я и мой велосипед»
- Рисование различных видов пешеходных переходов.
- Беседа «Чем опасны деревья, кусты, заборы, стоящие возле проезжей части?».
|
- Поведение ребенка на детской площадке («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая).
- О правилах поведения в транспорте («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая).
- Психологическая безопасность или защити себя сам («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая).
- Опасные предметы. Электроприборы («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая стр. 11).
|
Март | 1.«Работа сотрудника ГИБДД». Закрепить сигнала регулировщика, их соответствие сигналам светофора. Познакомить с обязанностями сотрудника ГИБДД. | - Д/и «Жесты регулировщика».
- Предложить детям складывать разрезные дорожные знаки.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение худ. произведений.
- Предложить детям ребусы, лабиринты по правилам дорожного движения.
- Беседа «Если сломался светофор».
- Чтение художественной литературы: стихотворение И. Лешкевича «Гололед».
|
2. Безопасность собственной жизнедеятельности». | Правила поведения на природе («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая): - Беседа о прогулке на природе и многообразии природного мира.
- Беседа о том, что в природе все взаимосвязано
- Правила поведения на прогулке
- Чтение стихотворения Э. Мошковской «Кузнечик».
|
Апрель | 1.«Мы – пассажиры». Привить детям правила пользования маршрутным транспортом: где ожидают маршрутный транспорт, поведение пассажиров при посадке, во время движения и при выходе. Познакомить с обязанностями пассажиров. | - Упражнения на макете.
- Беседы с рассматриванием ситуаций.
- Д/и «Кто нарушил правила».
- Чтение худ. произведений.
- Придумывание рассказов с различными ситуациями.
- Рассматривание и решение ситуаций.
- Беседа на тему «Обязанности пассажира».
- Тематические беседы с использованием иллюстраций.
- Наблюдение за остановкой пассажирского транспорта.
|
| 2. Безопасность собственной жизнедеятельности». | Правила поведения при грозе («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая, стр. 53): - Беседа о природных явлениях
- Беседа о грозе: молния, гром
- Правила поведения во время грозы
- Разгадывание загадок
- Чтение стихотворения А. Барто «Начинается гроза…», Л. Пилипенко «Сердитый гром»
|
Май. | «Мы – пешеходы». Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с обязанностями пешеходов, правилами движения пешеходов по тротуару и перехода через проезжую часть группами и индивидуально. | - Прогулка «Кто такие пешеходы?».
- Беседа о подземном, наземном переходах.
- Рассматривание серии картинок «Наша улица».
- Беседа «Как правильно переходить улицу».
- Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу».
- С/р игра «Пешеходы и водители».
- Д/и «Узнай знак, правильно ли поставили знак»; «Почини светофор».
- Конкурс рисунков на асфальте «Дети, дорога, автомобиль»
- Чтение худ. произведений.
- Решение опасных дорожных ситуаций.
- Оформить выставку детских рисунков «Вежливый пешеход».
|
| 2. Безопасность собственной жизнедеятельности». | - Правила поведения на воде («Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая).
- Беседа о правилах поведения на воде.
- Рассматривание иллюстраций о правилах поведения на воде.
|