система работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему
система работы по основам безопасности жизнедеятельности включает:
-задачи по всем разделам безопасности жизнедеятельности:
"Природа и безопасность";
"Безопасность на улице";
"Безопасность в общении";
"Безопасность в помещении";
планирование образовательной деятельности по "Основам безопасности жизнедеятельности детей в старшей группе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_obzh.docx | 67.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по основам безопасности жизнедеятельности
Цель: формирование основы безопасного поведения дошкольников.
Задачи раздела «Природа и безопасность»:
-Формировать представления детей о свойствах различных природных объектов, связанных с ними потенциально опасных ситуациях;
-Знакомить с правилами сбора растений и грибов, правилами безопасности у водоемов в зимний и летний периоды, правилами поведения, связанными с различными природными явлениями, контактами с дикими и домашними животными;
-Знакомить детей с моделями безопасного поведения при взаимодействии с природными объектами на примере реальных людей, персонажей литературных произведений, учить на элементарном уровне оценивать соответствие действий правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы;
-Формировать умение анализировать обучающие ситуации, знакомить с тактикой избегания и путями преодоления различных видов опасностей;
-Развивать основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций.
Задачи раздела «Безопасность на улице»:
-Знакомить детей с устройством городских улиц, основными правилами дорожного движения, моделями культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей), стимулировать включение полученной информации в игровое взаимодействие;
-Формировать умения работать с символьной, графической информацией, схемами, моделями, самостоятельно придумывать элементарные символьные обозначения, составлять схемы;
-Учить оценивать соответствие действий других детей, собственных действий правилам безопасности на игровой площадке, формировать стремление и умение соблюдать их, формировать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности, здоровью и безопасности других людей;
-Формировать представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях.
Задачи раздела «Безопасность в общении»
-В ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа ситуаций подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми людьми, формировать осознанное отношение к собственной безопасности в общении;
-Обогащать коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, формировать элементарные умения, связанные с пониманием побуждений партнеров по взаимодействию, проявляемыми ими чувствами;
-Формировать представления о правах и обязанностях ребенка, о доступных дошкольнику способах защиты своих прав, учить выявлять наиболее очевидные факты их нарушения;
-Формировать и обогащать опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;
-Закладывать основы психологической готовности к преодолению опасных ситуаций.
Задачи раздела «Безопасность в помещении»:
-Обогащать и систематизировать представления детей о факторах потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с моделями поведения в проблемных ситуациях;
-Расширять круг предметов быта, которые дети могут безопасно использовать, воспитывать ответственное отношение к соблюдению соответствующих правил;
-Дополнять и конкретизировать представления о правилах безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения.
Планирование образовательной деятельности по
«Основам безопасности жизнедеятельности»
Форма работы | Задачи | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Раздел «Природа и безопасность». Тема «Правила сбора грибов и ягод» | ||
Компьютерная презентация «Ягоды съедобные и несъедобные» | Познакомить детей с внешним видом и названиями ягод, учить различать их, формировать понятие, что не все ягоды можно собирать и употреблять в пищу, представление о вреде несъедобных ягод. | Фотоконкурс «Ягоды в лукошке». Предложить родителям принести фото из семейного архива, сделать новые фотографии по изучаемой теме, помочь детям составить рассказы по фотографиям. |
Подвижно-дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» по теме «Ягоды» | Учить детей самостоятельно организовывать игру, применять свои знания, организаторские умения. Активизировать в словаре название ягод. | |
Чтение по ролям сказки В. Зотова «Брусника» | Продолжать знакомить детей со съедобными ягодами, формировать представление о том, чем они полезны, что из них изготавливают. | |
Дидактическая игра «Как называется?» | Предложить детям сопоставить названия и изображения ягод, пояснить свой выбор. | |
Образовательная ситуация «В лес по ягоды»; рисование карандашами | Предложить детям обыграть ситуации, изображенные на рисунках, подвести к пониманию основных правил сбора ягод. Учить выполнять сюжетные и символьные рисунки. | Подвести итог фотоконкурса «Ягоды в лукошке». |
Творческая мастерская: лепка «Лесные и садовые ягоды». Придумывание загадок. | Учить применять свои знания о ягодах, передавать реалистично форму и цвет ягод, поощрять самостоятельный выбор техники лепки. Учить придумывать загадки, описывая внешние признаки и вкусовые качества съедобных ягод. Обсудить, какие ягоды и за какие качества дети любят. | |
Игра-эстафета «По ягоды» | Продолжать знакомить детей с различными техниками бега, ходьбы, учить переносить на вытянутых руках и на голове различные предметы. | |
Слушание русской народной песни «Калинка» | Поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой при изучении темы. | Детско-родительская творческая мастерская «Золотая Хохлома»: познавательный рассказ «История промысла». Познакомить детей с русским народным промыслом, показать различные изделия, украшенные росписью, обратить внимание на цвета, элементы узора. Способствовать развитию детско-родительских отношений, умения сотрудничать в процессе творческой деятельности. |
Подвижная игра «Хитрая лиса». Усложнение: ведущий выбирает только съедобные ягоды – игроков с соответствующими эмблемами | Учить детей применять знания о съедобных и несъедобных ягодах, умение различать их изображения. Развивать быстроту реакции, упражнять в беге с увертыванием. | |
Распознающее наблюдение «Ягоды рябины» познавательный рассказ «Птичья столовая» | Учить детей по итогам наблюдения отвечать на вопросы о внешнем виде дерева, его отличительных особенностях. Рассказать о том, почему дерево получило такое название, как меняется вкус ягод зимой, о птицах, которые питаются ягодами рябины. | |
Дидактическая игра «Что будет, если…» | Предложить детям рассмотреть рисунки, учить составлять рассказы по ним. Обогащать представления о вариантах развития проблемной ситуации при нарушении правил безопасного поведения, учить видеть причинно-следственные связи. Развивать связную речь. | |
Рассматривание муляжей грибов | Учить детей использовать различные способы предметов, предложить выделить общие признаки строения грибов. Познакомить с названиями частей грибов, обсудить, почему они получили такое название (шляпка, ножка). | Дистанционная консультация «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения в лесу» Познакомить родителей с грибами, произрастающими на территории нашей области, обратить внимание на признаки ядовитых грибов. Способствовать повышению родительской компетенции по вопросам формирования у детей навыков безопасного для себя и природы поведения в лесу |
Творческая мастерская: работа с раскрасками | Учить детей узнавать грибы по контурам, обратить внимание на различия в строении грибов. Учить подбирать и создавать при помощи палитры цвета по образцу, аккуратно раскрашивать изображения при помощи кисти. | |
Инсценировка сказки «Под грибом» В. Сутеева | Учить детей кратко пересказывать сказку, подбирать атрибуты, выразительно проговаривать реплики персонажей. Учить понимать побуждения, чувства героев сказки, передавать их настроение. | |
Игровое упражнение «Грибники» | Учить детей выполнять различные движения по образцу, сочетать ходьбу разными стилями с наклонами, поворотами, движениями рук. Обогащать двигательный опыт, укреплять мышцы спины. | |
Рассматривание «Одежда грибника» | Предложить рассмотреть предметы одежды, другие атрибуты грибника, назвать их, пояснить назначение. Обсудить, от каких опасностей защищают грибника те или иные предметы, для чего служат. | |
Образовательная ситуация «Уроки белочки»: инсценировка сказки «Бледная поганка»; д/и «Пять отличий»; творческая мастерская: лепка «Грибы для белочки» | Познакомить детей с произведением, выразительно проговаривать реплики персонажей. Учить использовать различные способы обследования с целью выявления различий между предметами (муляжами грибов). Подвести детей к выводу о наличии ряда ядовитых грибов определенных отличительных особенностей. Учить применять различные приемы лепки. | |
Образовательная ситуация: «Кому в лесу грибы нужны?»: чтение сказки В. Зотова «Опенок летний»; познавательный рассказ «Столовая и аптека»; рисование «Кто в лесу с грибами дружит?» | Формировать представления о том, где растут грибы, какие условия нужны для их развития, кто питается и кто лечится грибами. Подводить к пониманию правил безопасного поведения , формировать представления о взаимосвязях в живой природе. Учить передавать в рисунке запомнившиеся сюжеты, изображать животных, растения, грибы. | |
Разгадывание загадок о грибах | Учить детей выделять в тексте загадки ключевые признаки грибов, находить изображения на карточках, соответствующие описанию. | Предложить родителям вместе с детьми подготовить материалы для журнала: статьи о лесе, рисунки, правила сбора грибов и ягод. |
Подвижно-дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» по теме «Грибы» | Учить детей применять свои знания о грибах в игре, повторить их названия. Развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений. | |
Тема «Природные явления и безопасность зимой» | ||
Чтение сказки И. Румянцевой, И. Баллод «Про маленького поросенка Плюха», глава «Снежный гусь» | Предложить детям рассказать, как объясняли происхождение снега герои сказки, какие свойства снега они назвали, какие доказательства они приводили, чье объяснение детям кажется правильным. Обсудить какие правила нарушил поросенок, какие – лиса. | Информационный буклет «Игры со снегом» Знакомить родителей с различными занимательными формами организации детской деятельности на зимней прогулке, с методикой проведения элементарных экспериментов по выявлению свойств снега, формирования навыков безопасного поведения в зимний период. |
Практическое упражнение «Метелица» | Познакомить детей с названиями природных явлений, связанных с выпадением снега (снегопад, метель, вьюга, буран). Предложить детям высказать предположение о том, какие опасности могут быть связаны с данными явлениями, формировать навыки безопасного поведения. | |
Дедуктивное наблюдение «Снежное покрывало» | Обратить внимание детей на то, что под снегом сохраняются многолетние растения, рассказать, как снег служить растениям защитой от мороза. Учить видеть взаимосвязи в природе. | |
Сооружения построек из снега | Учить детей различать свойства снега, понимать, в каком случае из снега можно лепить. | |
Рассматривание «Снежинка и снежок». Составление сравнительного описания. | Обсудить с детьми, как можно рассмотреть строение снежинки, какие приспособления могут понадобиться. Предложить сравнить свойства снежинки и слепленного снежка (цвет, форма, вес) | |
Экспериментирование: опыт «Чистый ли снег?» | Предложить детям высказать предположение: что будет, когда снег растает, можно ли пить полученную воду? Учить аргументировать свое мнение. Подвести к выводу о том, что снег содержит частички пыли, грязи, воду, в которую он превращается пить нельзя | |
Детская лаборатория «Свойства льда» | Предложить детям с опорой на сигнальные рисунки рассказать о знакомых свойствах льда, учить подбирать условия обследования объектов с целью выявления их свойств. Подвести к пониманию того, какие свойства льда делают его опасным (лед скользкий, твердый, ломкий). | |
Осмотр участка ДОУ «Опасный лед». Трудовые поручения: посыпаем дорожки льдом | Предложить детям осмотреть участок, учить выявлять потенциально опасные зоны, посыпать обледеневшие дорожки песком. Совершенствовать трудовые навыки детей. | |
Демонстрационный эксперимент «Плавучий лед» | Предложить детям сформулировать предположение о том, где окажутся кубики льда, если их поместить в воду, обсудить как проверить предположение. Пояснить наблюдаемое явление: лед плавает на поверхности, т.к. он легче воды. Рассказать о значении в природе этого свойства снега. | |
Игра –занятие «Мы мороза не боимся»: чтение стихотворения «Мороз»; инсценировка РНС «Два Мороза»; просмотр и обсуждение мультфильма «Как не замерзнуть в холода» | Обсудить с детьми, когда говорят, что на улице мороз, предложить охарактеризовать погоду, поведение животных. Действия прохожих. Учить передавать сюжет сказки. Предложить высказать мнение к поведению героев мультфильма, опираясь на личный опыт, оценить их соответствие освоенным детьми правилам. | Организация «птичьих столовых» Предложить родителям вместе с детьми изготовить и развесить кормушки на территории детского сада, организовать кормление зимующих птиц. Рассказать о воспитательном значении организованной работы. |
Игровые упражнения «Зарядка Деда Мороза» | Познакомить детей с упражнениями, которые позволяют согреться , формировать правильное носовое дыхание. Познакомить с правилами безопасного осуществления двигательной деятельности в мороз, формировать представления о факторах опасности. | |
Распознающее наблюдение «Зимняя одежда» | Предложить детям рассмотреть одежду товарищей, прохожих, рассказать для чего служат те или иные предметы одежды, как они защищают от холода | |
Заучивание стихотворения «Зимние краски». Русская народная игра-забава «Два Мороза» | Обсудить, почему «зима красит детей» по-разному, почему в мороз необходимо двигаться. | |
Дедуктивное наблюдение, познавательный рассказ «Как животные приспособились к холоду» | Предложить детям понаблюдать за поведением зверей, птиц, рассказать о чертах приспособленности к условиям зимнего периода, об особенностях их поведения в мороз. Пояснить детям, что в мороз очень важно подкармливать птиц, воспитывать сочувствие, поощрять стремление помочь. | |
Трудовые поручения: кормление птиц. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» | Предложить детям наполнить кормушки на участке, покормить птиц, прилетевших на участок. Воспитывать бережное отношение к пернатым, стремление о них заботиться. | |
Беседа | Познакомить детей с понятием «Обморожение», рассказать о симптомах и правилах первой помощи. Учить правильно подбирать одежду, соблюдать правила поведения в мороз. | |
Рассматривание сюжетных картинок, познавательный рассказ «Традиционные зимние забавы» | Знакомить детей с традициями разных народов, познакомить с правилами игр, обсудить, что они развивают, для чего нужны. Воспитывать интерес и уважение к традициям разных народов. | Творческая мастерская: рисование «Чем нас радует зима?» Предложить выполнить рисунки, придумать на них подписи, краткие рассказы о том, какие виды спорта, развлечения, игры, популярны в каждой семье. Предложить выполнить выставку работ. |
Трудовые поручения: расчистка дорожек, постройка снежной горки | Поощрять стремление детей приносить пользу, учить подбирать и безопасно переносить инвентарь к месту работы, выполнять необходимые трудовые действия. Организовать постройку снежной горки. | |
Целевая прогулка по территории детского сада «Зимние забавы» | Обогащать представления детей об интересных и полезных способах проведения досуга на улице в зимний период. Знакомить с моделями безопасного выполнения различных упражнений, учить сопоставлять действия детей с правилами безопасного поведения. Воспитывать осознанное отношение к собственной безопасности и здоровью. | |
Русская народная игра «Горелки» | Познакомить детей с правилами игры, учить выбирать водящего, сопоставлять свои действия с правилами. Способствовать совершенствованию выполнения движений при беге, учить ориентироваться на действия других игроков, соблюдать требования безопасности на игровой площадке. | |
Тема «Домашние и дикие животные» | ||
Образовательная ситуация «Рядом с нами»; беседа «Простые правила» | Предложить детям найти изображения представителей семейства кошачьих. Обсудить, когда кошка становится опасной, как защищает себя и котят, как избежать возникновения опасных ситуаций. Помочь сформулировать правила безопасного поведения для себя и животных. | Предложить родителям вместе с детьми оформить фотовыставку «Наши любимцы» Сделать к нему подписи о своем домашнем питомце; рассказать об особенностях его поведения, повадках; выделить правила безопасного общения с животными. |
Составление загадок о кошке | Учить детей составлять загадки, давать описание животного, рассказывать о его повадках, передавать свое отношение к нему, выбирать наиболее важную информацию, использовать сравнения. | |
Образовательная ситуация: «Как работают собаки»; компьютерная презентация «породы собак»; беседа «Лучшие качества» | Знакомить детей с породами собак, работой, которую они выполняют, обсудить какими качествами обладают представители разных пород. Вызвать познавательный интерес, воспитывать доброе отношение к животным. | Домашняя библиотека: чтение книг о животных. Предложить родителям помочь детям организовать обмен книгами, прочитать заинтересовавшие каждого ребенка произведения. Обогащать представления детей по изучаемой теме. Способствовать поддержанию познавательного интереса к чтению, развитию детско-родительских отношений. |
Дедуктивное наблюдение «Домашние питомцы на прогулке» | Предложить детям выявить меры безопасности, которые хозяева собак соблюдают в отношении питомцев и в отношении окружающих людей. Учить различать породы собак, называть их отличительные особенности. | |
Анализ ситуаций «Почему собака бывает кусачей?» | Познакомить детей с различными ситуациями, в которых собака может проявлять агрессию, рассказать о действиях человека, провоцирующих агрессию животного. Учить безопасно действовать в различных ситуациях. | |
Творческая мастерская «Простые правила»: беседа, познавательный рассказ | Предложить детям рассказать, какие правила безопасного поведения они знают из личного опыта, обобщить и дополнить высказывания детей, помочь сформулировать краткие, понятные детям позитивные правила поведения при контакте с собаками. | |
Целевая прогулка «Рядом с нами» | Учить детей называть знакомых птиц, зверей, рассказать о животных, которые обитают рядом с нами, но стараются избегать контактов с людьми (мыши, ежи). Познакомить детей с опасностями, связанными с контактами с дикими и бездомными животными, с соответствующими правилами безопасности и личной гигиены. | |
Тема «Природные сообщества и безопасность в летний период» Проект «Боб, Соломинка и Уголек» | ||
Проблемная ситуация «Как помочь?»: чтение сказки братьев Гримм «Боб, Соломинка и Уголек»; анализ проблемной ситуации | Познакомить детей с произведением. Учить понимать суть задания, предлагать варианты решения. Создать условия для применения и обогащения коммуникативного опыта. | Поиск информации: «Откуда родом уголек» Предложить родителям вместе с детьми найти ответ на вопрос о том, откуда родом Уголек, познакомить детей с основными источниками информации. Помочь детям составить краткий рассказ, выполнить рисунки. |
Беседа «Кто откуда?» | Предложить детям высказать предположения: откуда родом каждый из персонажей сказки; привести аргументы в пользу свой точки зрения, идеи о том, как можно проверить предположения. Учить применять освоенные ранее знания, отстаивать свою точку зрения. | |
Распознающее наблюдение «Что растет на огороде?» Познавательный рассказ «Бобовые растения» | Предложить детям найти «родственников» боба среди посадочного материала на грядках огорода, учить выявлять сходства и различия в строении растений и их семян. Познакомить детей с разными представителями семейства бобовых. | |
Экскурсия, коллективный рассказ «Правила безопасности на игровой площадке» | Учить составлять коллективный рассказ на основе позитивных правил безопасного поведения на игровой площадке. | |
Дидактическая игра «Можно – нельзя» | Учить детей отвечать на вопросы персонажей, рассказывать, что можно делать на игровой площадке, а что – нельзя, пояснять, почему, как нужно действовать в различных погодных условиях (во время тумана, грозы, сильного ветра, дождя). Актуализировать и дополнить знания детей. | |
Дидактическая игра «Собираемся в дорогу» | Предложить детям выбрать предметы, которые могут пригодиться в дороге, для чего они нужны, как их безопасно использовать. | Консультация «Безопасность у водоемов». Познакомить родителей с мерами обеспечения безопасности детей у водоемов в летний период, методами формирования необходимых навыков. |
Игра – эстафета «Через реку, через луг» | Обсудить с детьми, как можно передать перемещение через реку по узкому мосту, через луг, болото, учить выполнять оговоренные задания. Обогащать двигательный опыт. | |
Просмотр мультфильма «За бортом» (сериал «Смешарики») | Предложить детям внимательно посмотреть мультфильм, постараться запомнить правила поведения при купании. | |
Образовательная ситуация «Рассказ капитана Врунгеля»; просмотр фрагмента мультфильма «В порту»; познавательный рассказ «Простые правила» | Обсудить с детьми, кто из персонажей сказок или мультфильмов мог бы помочь Бобу, Соломинке, Угольку познакомиться с правилами поведения на речном транспорте. Познакомить детей с устройством порта, речного вокзала, с правилами безопасного поведения на водном транспорте. Учит соотносить правило и символьное изображение, самостоятельно формулировать правила. | |
Целевая прогулка «кто живет на лугу?»; распознающее наблюдение; познавательный рассказ «Опасные насекомые и клещи» | Создать у детей положительный эмоциональный настрой, актуализировать представления о луге как растительном сообществе. Познакомить детей с насекомыми, обитающими на лугу, учить их различать, узнавать опасных насекомых и клещей. Познакомить с элементарными правилами избегания опасной ситуации, действиями при укусе жалящих насекомых, клещей. | Консультация «Домашняя школа» Предложить детям принять участие в ознакомлении детей с необычным миром насекомых, познакомить с методами организации наблюдений, с литературой по данной теме. Предложить просмотреть и обсудить с детьми анимационный сериал «Букашки. Невероятные приключения в микромире». |
Творческая мастерская на тему «Удивительный мир рядом с нами»; познавательный рассказ «Как стрекоза научила людей строить самолеты» | Познакомить детей с удивительными фактами о мире насекомых, вызвать познавательных интерес, стремление узнать больше. Активизировать в речи и уточнить названия насекомых, понятия, связанные с их строением. | |
Просмотр и обсуждение фрагмента мультфильма «Спасик и его друзья» (серия «Правила безопасного поведения детей на природе») | Продолжать знакомить детей с правилами и моделями поведения на природе, обогащать представления о потенциально опасных ситуациях и способах их избегания, обратить внимание на правила поведения в лесу. | Консультация «Родительские меры обеспечения безопасности детей» Актуализировать и дополнить представления родителей о потенциальных опасностях, связанных с походом в лес, учить предотвращать их возникновение, Безопасно действовать в различных ситуациях. Обогащать представления родителей о формировании у детей навыков безопасного поведения. |
Рисование на асфальте «Кто живет в лесу?» | Учить детей создавать сюжетные картинки. Подвести к пониманию того, что обеспечить собственную безопасность, безопасность окружающих людей и природы может только тот, кто много знает о лесе и его обитателях. | |
Анализ ситуаций «Безопасность в лесу» | Учить детей составлять краткий рассказ по сюжетной картинке. Учить видеть элементарные причинно-следственные связи. | |
Целевая прогулка по участку д/с; коллективный рассказ «правила безопасности в лесу»; экскурсия по участку ДОО «Деревья» | Познакомить детей с правилами обеспечения личной безопасности. Рассказать о деревьях, растущих на территории д/с. Активизировать в речи названия частей деревьев, учить отвечать на вопросы. | |
Познавательный рассказ, рассматривание иллюстраций «Тайны леса» | Познакомить с увлекательными фактами о животных и растениях леса, учить на элементарном уровне ориентироваться в лесу, видеть взаимосвязи в природе, прогнозировать развитие ситуаций, избегать разного рода опасности. |
Раздел «Безопасность на улице». Тема «Правила дорожного движения». | ||
Азбука пешехода. Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат»; игры с конструктором « ЛЕГО»: строим машины спецназначения; игровые ситуации «Мы помогаем» | Дополнить представления детей о машинах специального назначения, учить их различать, строить по инструкции. Предложить обыграть различные ситуации, в которых используются автомобили спецназначения. | Рекомендации для родителей «Краткие правила пешехода для малышей» Познакомить родителей с особенностями восприятия информации и моделей поведения детьми шестого года жизни с правилами безопасного поведения в качестве пешехода, методами формирования навыков самоконтроля |
Словотворчество «Пешеход и пешепрыг». Распознающее наблюдение «Пешеходы» | Предложить детям рассказать о действиях пешеходов, продолжать знакомить с ПДД. Активизировать в речи и уточнить названия частей улицы, действий, производимых людьми | |
Игровое упражнение «Разминка пешехода» | Учить детей по команде водящего выполнять последовательность упражнений: остановка, подъем на носки, поворот вправо, движение вперед, поворот головы влево. Учить за правильностью выполнения движений. | |
Обыгрывание ситуации с использованием макета «Перекресток» | Продолжать знакомить детей с устройством городских улиц, с моделями безопасного поведения в качестве пешеходов, учить правильно действовать в различных дорожных ситуациях. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между совершенными действиями и возможными последствиями. | |
Сюжетно-ролевая игра «ДПС»: сюжет «Пешеходы и водители» | Учить детей подготавливать необходимые условия для игры, распределять роли, использовать предметы-заместители. В роли участника игры предложить обыграть различные ситуации, формировать навыки безопасного поведения. | |
Тема «Дорожные знаки» | ||
Игра-путешествие «В стране дорожных знаков»: анализ дорожных ситуаций; компьютерная презентация «Дорожные знаки»; п/д игра «Какой знак?»; д/и «Раздели на группы»; практическая работа «Что означает знак?» | Систематизировать и дополнить знания детей о дорожных знаках, их назначении, познакомить с группами на которые делят дорожные знаки. Учить анализировать ситуации, выявлять суть проблемы, при помощи педагога определять пути ее решения. Формировать умение выбирать признак классификации, распределять объекты по группам в соответствии с заданным признаком. | Детско-родительский практикум: серия наблюдений «Дорожные знаки» Предложить родителям организовать серию распознающих, сравнительных и дедуктивных наблюдений с целью обогащения представлений детей о дорожных знаках, их назначении, формирования умения различать их, выполнять соответствующие предписания. |
Настольно-печатная игра «Дорожные знаки» | Создавать условия для применения детьми освоенных представлений в различных игровых ситуациях. Продолжать знакомить с безопасными способами перехода улицы. Формировать умения работать с символьной, графической информацией, схемами, моделями. | |
Тема «Я - пассажир» | ||
Беседа «Как вести себя в общественном транспорте» | Предложить детям рассмотреть сюжетные картинки, пояснить, какие правила безопасного поведения в общественном транспорте они иллюстрируют. Объяснить, почему важно соблюдать культурные нормы и правила поведения в транспорте. | Консультация «как выбрать безопасное автокресло для ребенка» Предложить родителям изучить информацию по данной теме. Способствовать повышению компетенции родителей по вопросам обеспечения безопасности детей. |
Просмотр мультфильма «На остановке» (мультсериал «Смешарики») | Актуализировать, уточнить и дополнить представления детей о правилах поведения на остановке общественного транспорта. | |
Целевая прогулка к остановке пассажирского транспорта | Предложить детям по результатам наблюдения, какие виды общественного транспорта они видели, какие правила соблюдают люди, стоя на остановке, при входе в автобус, маршрутное такси. | |
Беседа «Безопасное путешествие» | Обогащать и конкретизировать представления детей о правилах безопасности, которые должен соблюдать пассажир в личном автомобиле. Объяснить, почему детям дошкольного возраста необходимо автомобильное кресло. | |
Просмотр фрагментов мультфильма «Ну, погоди!» (реж. Котеночкин, вып. 5, эпизоды в троллейбусе и метро) | Доставить детям радость, поддерживать позитивный эмоциональный фон в ходе обучения. Продолжать знакомить с потенциально опасными ситуациями, учить давать оценку поступков персонажа. | |
Тема «Перекресток» | ||
Компьютерная презентация «Перекресток» | Систематизировать представления детей о перекрестке, об особенностях дорожного движения и его регулирования на подобных участках улицы. Обогащать словарный запас, поощрять стремление детей комментировать увиденное примерами из личного опыта. | Журнал «Безопасность на дороге» Предложить родителям вместе с детьми рассмотреть и обсудить сюжетные картинки по теме «История на дороге», проанализировать ситуации, в которые попали изображенные на них люди, помочь детям составить аналогичные рассказы. |
Игра «Светофор» | Актуализировать и дополнить представления детей о работе светофора. | |
Режиссерская игра «На перекрестке» | Учить детей организовывать игру с использованием макета «Перекресток» или самостоятельно размечая игровую площадку, подбирать атрибуты. Предложить обыграть различные ситуации, стимулировать применение в игре освоенных знаний. | |
Просмотр мультфильма «Гармония Светофора» (мультсериал «Смешарики») | Систематизировать знания детей о работе светофора, движении пешеходов и транспорта на перекрестке. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям. | |
Тема «Кто поддерживает порядок на дороге» | ||
Компьютерная презентация «Работа сотрудников ДПС» | Познакомить детей с функциями, которые выполняют сотрудники ДПС, атрибутами, которые они используют. Воспитывать уважение к работникам ДПС. | Презентация журнала «Безопасность на дороге» Предложить вниманию детей и родителей журнал, подготовленный их совместными усилиями, подчеркнуть роль проведенной работы в обмене опытом безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира. Отметить участников проекта. |
с/р игра «Шоферы»: сюжет «Инспектор дорожного движения» | Учить детей договариваться о том, что они будут делать, распределять роли с учетом их интересов. Способствовать развитию сюжета, стимулировать применение детьми освоенных знаний, практических навыков. | |
Тема «Вдоль по улице идем» | ||
Образовательная ситуация «Пешеходный переход»: просмотр мультфильма «Зебры в городе» (мультсериал «Смешерики»); составление коллективного рассказа по схеме «Улица» | Предложить детям прокомментировать увиденное, познакомиться с правилами перехода улицы, пояснить, почему необходимо их соблюдать. Обогащать представления детей по изучаемой теме. Учить давать описание по схеме, пояснять, где можно переходить улицу, где – нет, сравнивать различные варианты перехода с точки зрения их безопасности, выбирать оптимальный маршрут. | Наблюдение изнутри «Я – пешеход» Предложить родителям оценить собственные действия в качестве пешехода, оценить в какой мере они соответствуют ПДД, сделать вывод о том, являются ли родители образцом безопасного поведения на дороге для своих детей. |
Распознающее наблюдение «Разметка дороги». Познавательный рассказ «Машина, которую рисовать научили» | Продолжать знакомить детей с разметкой дороги, учить называть ее отдельные части (разделительная полоса, «островок безопасности», пешеходный переход, полоса для пассажирского и специального транспорта), рассказать о их назначении. | |
Подвижно-дидактическая игра «Сигналы светофора» | Предложить детям рассказать о том, как организуется движение пешеходов и транспорта на регулируемых перекрестках, как работает светофор. Учить организовывать знакомые подвижные игры, ориентируясь на сигналы светофора. | |
Просмотр мультфильма «Светофор» (мультсериал «Смешарики») | Уточнить представления детей о движении транспорта по городским улицам, о работе светофора, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию мультфильма. Активизировать в речи и уточнить названия частей улицы, обсудить их назначение. | |
Тема «По дороге в парк» | ||
Образовательная ситуация «Почему мигали человечки?»: анализ проблемной ситуации «Что не так?»; просмотр и обсуждение мультфильма «Мигающие человечки»( мультсериал «Смешарики») | Учить детей понимать суть проблемной ситуации, выявлять причинно-следственные связи, выдвигать предположения. Формировать представления о светофорах для пешеходов, подвести к выводу, что не стоит переходить дорогу на мигающий сигнал светофора. Формировать умение правильно оценивать ситуации, возникающие на городских улицах. | Консультация «Дидактическая игра «Дорисуй и назови» Продолжать знакомить родителей с развивающими возможностями дидактических игр, познакомить с данной игрой, методикой ее проведения. Предложить родителям вместе с детьми выполнить задания на применение знаний ПДД |
Беседа «Где можно кататься на велосипеде?». Чтение стихотворения Н. Кончаловской «Самокат» | Актуализировать и дополнить представления детей о том, где можно кататься на самокате, детских машинках, формировать представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в случае нарушения правил, и их последствиях. |
Раздел «Безопасность в общении». Тема «Общение с незнакомыми людьми» | ||
Образовательная ситуация « Знакомые и незнакомцы»: анализ ситуации «Знакомство»; беседа «Кто такой незнакомец?» | Учить детей различать категории людей: близкие, друзья, знакомые, незнакомцы. Формировать представления о том, как нужно общаться в каждом случае, какие правила соблюдать | Проект «Новая сказка» Предложить родителям оказать помощь детям в оформлении придуманных ими страничек к сказке, способствовать обогащению опыта совместного творчества детей и родителей. Беседа «Близкие и далекие» Предложить родителям побеседовать с детьми о том, кого можно считать близкими людьми, к кому можно обращаться за помощью в различных ситуациях |
Чтение сказки «Снегурушка и лиса» | Учить детей следить за развитием сюжета. Обсудить с детьми, почему Снегурушка не пошла с лисой. Как лиса ее уговаривала? Кому она могла бы доверять? Формировать компетенции безопасного поведения. | |
Тема «Всем нужны друзья» | ||
Образовательная ситуация «Наши друзья»; беседа «что значит быть другом»; рисование «Портрет друга» | Знакомить детей с образцами дружеского поведения. Формировать представления о дружбе, настоящих друзьях. Учить рисовать портрет, передавать отличительные черты человека. | Беседа «Мои друзья». Предложить родителям рассказать детям о своих друзьях, о том, что значит для них дружба, привести примеры дружеской взаимовыручки |
Обучающая ситуация «Кто такие друзья?»; беседа «Что значит быть другом?» | Обсудить, кого мы называем друзьями, какие примеры дружеских поступков могут привести дети. | |
Целевая прогулка «Весело и дружно» | Учить организованно перемещаться по территории ДОУ, наблюдать за игрой младших и старших дошкольников, оценивать их поступки. Обогащать социальный и игровой опыт детей. | |
Образовательная ситуация «Вот так друг»: просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон». | Предложить детям оценить идеи и поступки Карлсона с точки зрения их соответствия правилам безопасности, кодексу дружбы. Подвести к пониманию того, что не все, кто называет себя друзьями, ведут себя по-дружески, не все идеи друзей нужно поддерживать. | |
Тема «Золотые правила» | ||
Образовательная ситуация «Слоненок заблудился»; беседа «Простые правила»; чтение стихотворения «Жил-был слоненок» | Познакомить детей со стихотворением, учить следить за развитием сюжета. Предложить оценить поступки слоненка, пояснить, почему он попал в опасную ситуацию, проверить, хорошо ли сами дети помнят свои адреса, знают ли, к кому нужно обращаться, если они потерялись на улице. Помочь сформулировать алгоритм действий («простые правила») в подобной ситуации | Консультация «Особенности формирования аспектов культуры безопасности, связанных с общением с незнакомыми людьми» Актуализировать опыт родителей по проблеме обучения безопасному поведению при встрече с незнакомыми людьми. Познакомить с принципами, приемами и методами обучения детей по данному направлению |
Коммуникативная ситуация «Если ты потерялся» | Рассмотреть вместе с детьми различные ситуации, учить выбирать оптимальные модели поведения в каждой из них, определить, к каким категориям людей лучше обращаться. Учить кратко и последовательно излагать проблему. | |
Игра- инсценировка, коммуникативный практикум по РНС «Волк и семеро козлят» | Учить детей подбирать атрибуты для игры, выступая в роли волка, знакомить с различными ситуациями, учить адекватно действовать в них. Подвести к формулировке «золотого правила» - никогда, ни при каких обстоятельствах не открывать дверь незнакомому человеку и даже знакомым, если нет дома родителей. |
Раздел «Безопасность в помещении». Тема «Предметы быта и безопасность» | ||
Чтение стихотворения «Пылесос не виноват» | Предложить детям прослушать стихотворение, догадаться, почему оно так называется, обсудить, что можно посоветовать девочке – героине стихотворения. Учить сопоставлять действия других людей с правилами безопасного поведения. | Консультация для родителей «Предметы быта, адаптированные для детей» Довести до сведения родителей важность приобщения к бытовому труду, возможности использования специализированных безопасных предметов (ножниц, ножей для чистки и нарезки овощей, терок, небьющейся посуды) Создание книги «Как полезные предметы стали опасными?» Предложить родителям помочь детям составить и оформить рассказы по данной теме из личного опыта или с опорой на сюжетные картинки. |
Просмотр мультфильма «Винтик и Шпунтик»- веселые мастера | Предложить вниманию детей эпизод, в котором герои мультфильма испытывают сделанный ими пылесос. Обогащать и систематизировать представления о факторах потенциальной опасности. Подводить детей к пониманию безопасного поведения. | |
Игровые упражнения «Помощники» | Учить детей придумывать загадки-пантомимы, изображать заданные водящим действия, комментировать, какие можно выполнять детям (протирать пыль, поливать цветы), какие – нельзя (использовать утюг, пылесос, включать газ). | |
Разгадывание загадок о предметах быта | Учить детей анализировать текст, выделять свойства и действия предметов, по которым их можно узнать. Учить отвечать на вопросы о том, как и для чего используется каждый предмет, какие характеристики предмета, из-за которых он может быть опасен, представлены в загадке. | |
Образовательная ситуация «Как полезные предметы опасными стали»; составление рассказов «Почему предметы становятся опасными?» | Обратить внимание детей на то, что необходимые в хозяйстве предметы могут стать опасными. Предложить назвать полезные и опасные качества одного и того же предмета быта. Подвести к выводу о том, что опасными предметы становятся при неправильном их использовании, пояснить, что некоторые предметы дети не могут использовать, т.к. у них не хватает знаний, умений, сил. | |
Тема «Безопасный дом» | ||
Образовательная ситуация «Чем опасен беспорядок?»; беседа «Порядок и безопасность»; трудовые поручения «Наводим порядок в группе» | Предложить детям представить, что будет, если не наводить порядок в доме. Воспитывать аккуратность, ответственность. Способствовать совершенствованию выполнения детьми трудовых действий. | Акция «Сделаем наш дом безопасным» Привлечь внимание родителей к проблемам безопасности. Консультация «Воспитание у детей ответственности за поддержание порядка» Обсудить с родителями вопрос о важности воспитания у детей ответственности, рассказать о закономерностях и этапах данной работы. |
Составление рассказа «Что будет, если…» | Предложить детям подумать, что может произойти в случае нарушения правил безопасного поведения дома. Учить выявлять причинно-следственные связи на элементарном уровне, прогнозировать возможное развитие ситуаций. Развивать логическое мышление, связную речь. | |
Анализ ситуации «Откуда берутся опасности?» | Предложить детям рассмотреть парные сюжетные картинки, выявить потенциально опасные ситуации, пояснить, в чем суть опасности, рассказать, почему самые обычные места в квартире стали опасными. Подвести детей к выводу о том, что опасности чаще всего возникают при нарушении правил безопасного поведения. | |
Тема «Службы спасения» | ||
Образовательная ситуация «От чего бывает пожар?»: просмотр мультфильма «Кошкин дом»; формулировка правил «Как избежать пожара?» | Обогащать представления детей о потенциально пожароопасных ситуациях, действиях по их предотвращению. Формировать сознательное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих. Помочь сформулировать правила обеспечения безопасности. | Проект «Безопасный дом» Поручить родителям вместе с детьми придумать, нарисовать «подсказки-напоминалки» по предотвращению опасных ситуаций. Работы могут быть выполнены в виде схематических изображений, сюжетных рисунков, содержание на то, что необходимо сделать, или описание последствий нарушения правил. Организовать конкурс на лучший рисунок. |
Практическое упражнение «Шаг за шагом» | Учить детей набирать номер единой службы спасения, вызывать пожарных с домашнего или мобильного телефона, четко называть свой домашний адрес, фамилию и имя, описывать ситуацию, способствовать выработке соответствующего алгоритма действий. Формировать понимание того, кому можно и нужно сообщать эти данные, кому – нельзя. Пояснить, почему недопустимы ложные вызовы. | |
С/Р игра «Пожарные»: сюжет «Вызов на пожар» | Способствовать осмыслению и творческой интерпретации детьми полученных впечатлений при создании и развитии сюжетов, расширению репертуара игровых действий. | |
Компьютерная презентация «Единая служба спасения» | Обогащать представления детей об опасных ситуациях, причинах их возникновения, о том, в каких случаях необходимо обращаться в службу спасения, напомнить ее единый номер – 112. Учить видеть причинно-следственные связи, прогнозировать развитие ситуации. Воспитывать уважение к профессии спасателя, обогащать представления о труде взрослых, его значении. | |
Тема «Мой дом – моя крепость» | ||
Просмотр фрагмента мультфильма «Петушок – золотой гребешок» | Предложить детям рассказать, как лисе удалось обмануть петушка, высказать предположение о том, почему он поверил лисе, посоветовать ему, как нужно было поступать. Подвести детей к пониманию правила: никогда, ни при каких обстоятельствах не поддаваться на уговоры незнакомого человека. | Консультация «Как учить детей вежливо и безопасно общаться с незнакомыми людьми» Познакомить детей с сутью проблемы, приемами формирования у детей необходимых навыков. |
Чтение и обсуждение стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима» | Предложить детям оценить поведение мальчика в каждом из эпизодов стихотворения, сопоставить его действия с правилами поведения в ситуации «один дома». Формировать коммуникативные компетенции, ответственное отношение к собственной безопасности, осторожность, готовность к действиям в проблемных ситуациях. | |
Тема «Электроприборы» | ||
Разгадывание загадок об электроприборах | Учить детей анализировать текст загадки, выявлять предмет, соответствующий описанию. Предложить выявить общие черты, характерные для всех отгадок. | Детско-родительская мастерская: «Когда электроприборы могут быть опасны?» Предложить детям рассмотреть электроприборы, поговорить об их назначении. |
Познавательный рассказ, работа по рисунку «когда не было электричества» | Предложить детям рассмотреть рисунок, ответить на вопрос о том, чем пользовались люди до того, как были изобретены электроприборы, обсудить, как можно помочь дому, не используя опасные предметы, чем их заменить. Развивать воображение, обогащать словарный запас. | |
Распознающее наблюдение «Как «работает « электрический ток?» | Предложить детям по результатам наблюдения, а также из личного опыта рассказать, что на улице, на участке детского сада, в домах работает благодаря электрическому току. Дополнить и конкретизировать представления об электроприборах. | |
Просмотр и обсуждение мультфильма «Уроки осторожности: электричество» (мультсериал «Уроки тетушки Совы», раздел «Уроки осторожности») | Формировать представления о потенциальных опасностях, связанных с электроприборами, учить видеть причинно-следственные связи между поступками героя и последующими событиями. Знакомить с моделями безопасного поведения, подводить к пониманию необходимости строгого соблюдения правил. | |
Тема «Безопасность в общественных местах». «В парке развлечений» | ||
Образовательная ситуация «Мы идем в парк развлечений»: просмотр мультфильма «Ну, погоди!»; составление рассказов по сюжетным картинкам «Правила проведения в парке» | Учить детей представлять варианты потенциально опасной ситуации, описывать ее возможные последствия, различать ее течение в игровой и реальных ситуациях. Учить с опорой на рисунки формулировать позитивные правила поведения в парке. | Наблюдение «Знает ли ребенок правила поведения в парке развлечений» Познакомить родителей с методикой проведения наблюдения, последующей беседы, принципами подсчета баллов. Помочь по результатам наблюдения выбрать оптимальные методы формирования элементарных правил безопасного поведения в общественных местах в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. |
Тема «Мы идем в зоопарк» | ||
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Почему нельзя?» | Предложить детям рассмотреть рисунки, озвучить отображенные в них правила поведения в зоопарке (нельзя кормить животных, нельзя близко подходить к клеткам хищников, нельзя дразнить зверей и т.д.), пояснить их суть. Помочь детям запомнить правила безопасного для себя и животных поведения, способствовать их осознанию. | Коллаж – рисование «Правила безопасности» Обсудить с детьми, какие правила безопасности можно нарисовать у клетки с животными. |
Тема «Поход в супермаркет» | ||
Предварительная работа к с/р игре «Магазин»: рассматривание сюжетных картинок «Супермаркет»; режиссерская игра «В супермаркете»; чтение произведения П. Воронько «Сказка о необычных покупках» | ||
Дополнять и конкретизировать знания детей об учреждениях торговли, учить различать и правильно называть их. Предложить обыграть различные ситуации, формировать навыки безопасного поведения в общественных местах. Обсудить поведение героя произведения, дать ему оценку. | Коллективная работа: о правилах культурного и безопасного поведения в общественных местах. Составить книжки-малышки со стихотворениями, поучительными историями и рисунками к ним. На основе работ провести выставку о правилах безопасного поведения в общественных местах. | |
Игровая ситуация: «Как не потеряться в супермаркете». | Учить детей исполнять роли продавцов, охранников, работников информационного центра, вести диалог, называть свои имя, фамилию, данные взрослого, с которым ребенок обычно посещает магазины (мамы, папы). Формировать у детей умение адекватно использовать вербальные средства общения, пояснять суть ситуации, выполнять правила поведения при общении с незнакомыми людьми. | |
Беседа: «Знакомые правила» | Обсудить с детьми, какие правила поведения в общественных местах они уже знают, какие из них необходимо соблюдать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе.
Сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях....
система работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе
система работы по основам безопасности жизнедеятельности включает:-задачи по всем разделам безопасности жизнедеятельности:"Природа и безопасность";"Безопасность на улице";"Безопасность в общении";"Без...
Конспект НОД по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе "Моя безопасность"
Цели: обучать основным правилам поведения с незнакомыми взрослыми; сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; продолжать развивать диалогическую форму...
Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей «А» группе
Сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях....
Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе
Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе...
Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе.
Сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях....
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе на тему Пожарная безопасность"
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе на тему Пожарная безопасность"...