Дидактические игры по формированию навыков безопасного поведения.
учебно-методическое пособие по обж (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье представлены дидактические настольно-печатные игры по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста, созданные автором (описание игр и наглядные материалы к ним)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_formirovaniyu_navykov_bezopasnogo_povedeniya.docx | 812.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по формированию навыков безопасного поведения.
Автор-составитель: Божева Т.М.
«Собери в лукошко»
Цель игры: формирование у детей основ безопасного поведения в природе; закрепление знаний о съедобных и ядовитых растениях (грибах и ягодах), их отличительных признаках.
Материал: карточки – поля с изображением ягодного и грибного лукошка и расположенными вокруг пустыми квадратами (8 шт.), предметные картинки с изображением съедобных грибов и ягод (по 8 шт.) и ядовитых грибов и ягод (по 2 шт.)
Ход игры: Детям предлагается «собрать» съедобные грибы и ягоды в лукошко, а несъедобные (ядовитые) оставить «в лесу». Каждый из детей выбирает по 1 картинке съедобного гриба и ягоды, вспоминает их название и размещает на свободном месте карточки-поля. Два ядовитых гриба (мухомор и бледная поганка) и две ягоды (вороний глаз и волчье лыко) должны остаться на столе (на поле «в лукошке» свободные места для них не предусмотрены). Педагог вместе с детьми вспоминает названия ядовитых растений, их отличительные признаки, последствия употребления их в пищу и правила безопасного поведения в природе, связанные с данной ситуацией (В лесу ничего пробовать нельзя, даже самый красивый грибок, самая аппетитная ягодка, травинка могут оказаться ядовитыми. Если их съесть, можно отравиться.)
Второй вариант: Проводится по принципу игры «Четвёртый лишний»:
из четырёх предложенных картинок ребёнок выбирает лишний предмет и объясняет свой выбор (Мухомор – лишний, т.к. все грибы съедобные, а это – ядовитый гриб)
«Найди и зачеркни» / «Закрой фишками»
Цель игры: закрепление представлений детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту (природе); об их необходимости для человека и правилах пользования ими (правилах безопасного поведения с ними).
Материал: таблица – поле с предметными картинками (6/5) в ламинированной пленке – по количеству детей, маркеры (или фишки).
Ход игры: Детям предлагается зачеркнуть маркером (или закрыть фишками) все предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый из детей объясняет свой выбор: чем может быть опасен тот или иной предмет и правила обращения с ним (по 1 – 2 предмета на выбор)
Второй вариант: Проводится по принципу игры на группировку предметов:
таблицы карточки разрезаются на отдельные предметные картинки; детям предлагается разложить их на две группы по принципу «Опасно (полезно) – безопасно (вредно)» и объяснить свой выбор.
«Ходилки»
Цель игры: закрепление представлений детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту (природе); об их необходимости для человека и правилах пользования ими (безопасного поведения с ними).
Материал: игровое поле с расположенными последовательно предметными картинками, кости (кубик, на каждой из шести граней которого нанесены числа от 1 до 6), цветные фишки по количеству детей.
Ход игры: В игре принимают участие 2-4 человека. Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Оказавшись на одной из предметных картинок, представленных в игре, ребенок объясняет, чем может быть опасен тот или иной предмет и правила обращения с ним в быту (или правила безопасного поведения в природе). Побеждает участник, который первым дойдет до финиша (остановится на последнем кружке или «пройдет» его).
Второй вариант: За правильный и полный ответ ребенок получает баллы (звездочки, флажки и пр.). Побеждает участник, набравший наибольшее количество баллов за правильные ответы.
«Кубик безопасности»
Цель игры: закрепление знаний детей о типичных опасных ситуациях, которые могут произойти с ними в быту, социуме, природе; формирование умения предвидеть и предупредить результаты возможного нежелательного развития данной ситуации.
Материал: крупный кубик с размещенными на нем (с помощью липучек) сюжетными картинками, изображающими опасные ситуации в быту, социуме, природе.
Ход игры: Дети по очереди бросают кубик и объясняют ситуацию, выпавшую на верхней грани (Чем опасна для жизни и здоровья данная ситуация? Что может случиться с ребенком в этой ситуации? Как следует (не следует) поступать? Педагог помогает детям самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными для жизни и здоровья предметами в быту, неправильного поведения на улице; при общении с незнакомыми людьми и пр. Дети должны внимательно слушать друг друга и, при необходимости, дополнять ответы товарищей.
«Собери картинку»
Цель игры: закрепление знаний детей об опасных ситуациях, которые могут произойти с ними в быту, социуме, природе; формирование основ безопасного поведения.
Материал: разрезные сюжетные картинки по количеству детей.
Ход игры: Детям предлагается сложить разрезанную на 6-8 частей сюжетную картинку и объяснить изображенную на ней ситуацию (см. пояснения к игре «Кубик безопасности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"
Использование дидактических игр на практике - как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью в формировании навыков безопасного поведения дошкольников....
Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников
. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых на...
Дидактические игры как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.
Консультация для воспитателей....
"Организация дидактических игр в целях формирования навыков безопасного поведения для детей 5-8 лет."
Организация дидактических игр в целях формирования навыков безопасного поведения для детей 5-8 лет.(Из опыта работы.)...
Алгоритмические игры при формировании навыков безопасного поведения дошкольников
Представлены алгоримические игры, которые можно использовать в работе с дошкольниками....
Мастер-класс для педагогов МДОУ «Дидактические игры направленные на формирование навыков безопасного поведения дошкольника в быту и социуме»
laquo;Игра - это огромное светлое окно,через которое, в духовный мир ребёнкавливается, живительны поток представлений,понятий об окружающем мире.»В. А. Сухомлинский...
« Использование дидактических игр для формирования навыков безопасного поведения дошкольников»
laquo; Использование дидактических игр для формирования навыков безопасного поведения дошкольников»...