«Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-6 лет посредством экспериментирования»
опыты и эксперименты по обж (старшая группа) на тему

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-6 лет посредством экспериментирования»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-6 лет посредством экспериментирования»

Воспитатель МБДОУ №3 Мостяева Е.В.

 «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические

ответы на более высоком умственном и

 нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязев 

Актуальность. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

    Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

      В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. 
   Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

        Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

         Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности и поэтому актуальность этой темы очевидна.

В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.

Учитывая:

• тенденцию модернизации дошкольного образования;

• недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельного подхода к детскому экспериментированию;

• противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, актуальной становится разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования.

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является  - создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.

Новизна данного опыта: комплексное использование элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.

Задачи, решаемые в процессе познавательно-исследовательской деятельности:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления , то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Фундаментом при разработке системы работы по организации познавательно – исследовательской деятельности лежат научные исследования Л.А. Парамоновой, О.В. Дыбиной, Н.Н. Подьякова, А.Л. Венгер в основе их работ лежит деятельный подход. Разработчики отмечают, что деятельность развивается от возраста к возрасту, меняется ее содержание форма.

Этапы усложнения в познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.

Средняя группа

Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности:

-высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа;

- определять цель деятельности, условия ее достижения;

- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.

Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

Познакомится с понятиями линия, система, подсистема. Связи с системами, несистемами. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменения во времени и т.п.

Содействовать:

расширению круга так называемых «ясных», точных знаний и, в то же время, возникновению и расширению проблемных, гипотетических представлений о причинно-следственных связях;

овладению новыми предметными, предметно-орудийными действиями, а через создание широких возможностей дальнейшему самостоятельному изучению дошкольником предметов; умениями рассматривать предметы в системе их функциональных связей с другими объектами живой и не живой природы;

ознакомлению с рациональными приемами такого изучения; развитию у ребенка гибкости прецептивной деятельности, стимулируя проведение обследования предметов по-разному, в зависимости от поставленной цели и самих изучаемых качеств (если рассматривается предмет, который потом будут рисовать, то обратить внимание на его контур, основные составные части; если планируется конструировать, то рассмотреть конструкцию предмета, узлы крепления и.т.п.)

обогащению развития у воспитанника чувства самоценности, самоуважения на основе достижения им результативности в познавательно - исследовательской деятельности.

Новообразование:

приобретаются представления об элементарном измерительном оборудовании (линейки разных размеров), кружки различной величины), а также первый опыт использования их в познавательной деятельности;

начинают использовать при обследовании предметов, как свои способы обследования, так и некоторые рациональные приемы, приобретенные в процессе взаимодействия с взрослыми, стремиться устанавливать причинно-следственные связи, обобщать свой первый практический опыт;

проявляется наблюдательность по отношению к часто повторяющимся явлениям природы, влияющим на его жизнедеятельность. На основе успехов  практико-познавательной

деятельности у него растет самооценка, формируется позитивная «я - концепция»;

любопытство к окружающему миру перерастает в любознательность и в собственно познавательно - исследовательской деятельность (наблюдение, обследование предмета, эксперимент, постановку вопроса, взрослому рассматривание иллюстраций или познавательной картинки для получения нужной информации и т.д.);

развитие способности различать обозначаемое и обозначение, происходит открытие символической функции − использование модели как средства познания скрытых отношений между компонентами изучаемой системы (при подготовке к овладению грамотой, связной монологической речью, элементарными математическими представлениями и т.д.), понимает многообразные виды знаков.

Старшая группа

Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).

Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование, во времени и пространстве и пр.).

Содействовать:

обогащению развития познавательных потребностей ребенка, росту интереса к изучению предметов и явлений природы (живой и не живой) и общества, а также деятельности взрослых в России и других странах мира, которая, определяется климатом, окружающей средой, народными обычаями, национальными традициями;

усвоению ребенком методических знаний, которые в элементарной форме отражают взаимосвязь предметов и явлений их движение, изменение, возможностей качественного преобразования; открытию новых знаний дискурсивным способом мышления; усвоению на уровне обобщенных представлений системными и систематизированными знаниями как способами самообразования, саморазвития;

расширению и обогащению каналов приобретения личного опыта для осмысленной самостоятельной поисковой деятельности; многократному использования ребенком практико-познавательной деятельности;

овладению в самой элементарной форме общей стратегий познавательной деятельности: обследуя какое-либо явление, предмет, развертывать свои познавательные действия в определенной последовательности − вначале вычленить данное явление как отдельное целостное образование, затем перейти к анализу связей этого явления (предмета) с более общей системой, в которую данное явление включено и в которой функционирует;

пониманию ребенком, что в эксперименте значение имеет не только положительный результат, подтверждающий гипотезу, но и отрицательный;

расширению в процессе познавательно - исследовательской деятельности точных знаний, учитывая предрасположенность, возрастную сензитивность ребенка к обучению способам наглядного моделирования (строения предмета, временных, пространственных, социальных и др. отношений), круга его символических представлений используя изученные им ранее материалы, овладению способами построения моделей, имеющих обобщенный смысл и отображающих черты многих объектов, росту желания, умения самостоятельно создавать наглядные модели; овладению ребенком двумя системами знаний (систематизированных и системных) и соответствующими им способами познания; овладению диалектическим мышлением, развития умственных способностей воспитанника;

Новообразования:

овладение началами общей стратегии познавательной деятельности; осуществляет практико-познавательную деятельность разными способами: экспериментированием, моделированием, философствованием, воссоздающим воображением, дискурсивным мышлением и др;

овладение системными и систематизированными знаниями (на уровне обобщенных представлений) о социальном мире и мире природы содержание некоторых разработано в технологии или открытых ребенком по собственной инициативе; эти системы знаний одновременно стали способами самообразования, самовоспитания, саморазвития ребенка: проявления им познавательных интересов, выражающихся во внимательном рассматривании, в самостоятельном поиске интересующей информации об окружающем мире и о себе, в постановке познавательных вопросов и в попытках самостоятельно найти ответы на некоторые вопросы путем использования названных выше способов (экспериментирования, моделирования и т.д.) стремится зафиксировать результаты (в рисунках, схемах, графах, календарях погоды и др.);

проявляет творчество в процессе практического познания: высказывает догадки, выдвигает гипотезы, проверяет некоторые из них путем эксперимента; желание обсуждения результатов познавательно-практической деятельности, умеет делать умозаключение, накопил «багаж» исследовательских умений, в т.ч. обобщенных перцептивных, освоил или приобрел новые сенсорные эталоны, осознает жизненную целесообразность цвета, формы, величины ряда предметов; умеет пользоваться (самостоятельно либо с незначительной помощью взрослого) некоторыми специальными приборами, материалами (весы, градусник, линейка, лупа и т.д.).

проявляет возросшую потребность в общении со взрослыми как носителем знаний, источником интересных сведений, объяснений, как руководителем и организатором открытия новых каналов и способов познания и т.д;

восприятие успеха в практическом познании, экспериментировании, моделировании, постановке вопросов и т.д., становиться основой для развития чувств самоценности, осознания себя неповторимой индивидуальностью.

       С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую я стараюсь развивать, совершенствовать в условиях  группы, используя разнообразные формы и методы.

Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:

− сюжетно-ролевая игра;

− рассматривание;

− наблюдение;

− беседа;

− экскурсии;

− конструирование;

− экспериментирование;

− исследовательская деятельность;

− коллекционирование;

− развлечения, викторины, конкурсы.

Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.

В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания.

Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов и т.д.; позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, тех, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях. 

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребёнка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).

Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт. 

Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы. 

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов.

Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей. 

Экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.

Развлечения, викторины, конкурсы я рассматриваю как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. 

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе. Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.

Мой тематический план составлен для детей 4-6 лет с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем, темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом, у детей появляется больше возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в разных возрастных группах обеспечивает достижения единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандартам планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.

Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно - климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)

2.  Неживая природа  (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)

          3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации. 

При организации работы с детьми я не забываю о ведущих принципах развития дошкольников, которые помогают мне продуктивно организовывать познавательно – исследовательскую деятельность:

Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер их действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий. В моей группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности.

Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. 
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что  не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки  для родителей:  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»,  «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей  и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.

При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, но необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться ».

Данный опыт работы был успешно представлен на районном конкурсе «Воспитатель года» в р.п. Сапожок Рязанской области в 2016 году.

Используемая литература:

1. Н. Н. Поддьяков. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект.- Волгоград: Перемена, 1995. - 48с.

2. Н. Н. Поддьяков. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: 1996. - 32 с.

3. О. В. Дыбина. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ПРИКАЗ №1155 от 17 октября 2013г. МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

5. Л. А. Парамоновой. Развивающие занятия с детьми. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010 г.

6. Е. В.Волкова, С. Л. Микерин. Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2008 . - 256 с.

7. Генезис сенсорных способностей М.: Педагогика , 1976. - 256 с.. / Под редакцией Л. А. Венгера.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение ,1989.- 127 с. Под редакцией Л. А. Венгера.

9. Программа «От рождения до школы»  МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. Под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

10. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение , 1994.—96 с. 2-е изд. Под редакцией Л. А. Венгера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"

Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....

Интегрированная познавательно - исследовательская образовательная деятельность с детьми 6 - 7 лет "Спасатели спешат на помощь"

В  занятии представлены варианты использования в образовательной деятельности здоровьесберегающей технологии и нетрадиционного методического пособия – палочек Кюизенера....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...