Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности
методическая разработка по обж на тему

Представление педагогического опыта на тему : "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Лыбаевой Надежды Александровны

воспитателя дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №93»

С 2008 года я работаю над темой: «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности». Желание детей постоянно открывать что-то новое, непосредственно часто ставит их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Что мы и попытались сделать в нашей группе, воплотив в жизнь наши проекты «Осторожно, огонь!», «Чтобы не было беды».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для

совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара - дети, 3/4 из них - дошкольники.

Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой.

Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,

становления опыта.

Ведущей педагогической идеей является – все то, чему учат детей в детском саду и дома, чтобы они могли применить в реальной жизни, на практике при встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процессе при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и основам пожарной безопасности важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам пожарной безопасности невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций, поэтому работая над данной проблемой, я поставила следующую цель и задачи.

Главная цель работы: как оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.

Задачи:

 - Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях.

- Познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения.

- Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам.

- Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику), самостоятельно находить решение проблем.

- Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

- Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания. Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

- Развивать творческие способности дошкольников.

- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Теоретическая база опыта.

В своей работе использую программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.В. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста. Дополнительно использует следующие материалы и пособия:

1. Потапова Т.В, « Беседы с дошкольниками о профессиях»// Т.В. Потапова Т.Ц. Москва «Просвещение – 2005-62.

2. Волочкова В.Н., Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»// Н.В.Степанова – Воронеж «Учитель» - 2004-207

3.Кузина В.М. «Огонь - друг и огонь - враг»// отделом противопожарной службы М Ч С. «Ребёнок в детском саду.» №15 2003 № 6-40-44.

4. Кузина В.М «Огонь - наш друг, огонь – наш враг»// С. Придручная «Дошкольное воспитание» № 5 2006 -44-46

5. Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»// Б.Жидков-М. Фламинго»-2000-50

6.Прохорова А.Ф. «Правила противопожарной безопасности.» // Прохорова А.Ф. «Основы безопасности жизни» №8,9 -05г.-20 – 22,40-43, .

7.Л.А Ганина, «Сказка о том, как мальчики победили табачный дом»//Л.А.Галина-М. «Фламинго» -2005 – 12

8. Маршак С.Я «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», « Кошкин дом»//С.Я Маршак-М. « фламинго» -2000- 62.

9. Петина М.М. « О работе с детьми по предупреждению пожаров»// М.М. Петина, М.Н Салдеева. Оренбург- 2006-200

10. К.Ю Белая, В.Н, Зимоника « Как обеспечить безопасность дошкольников»// К.Ю. Белая, « Пожар» и « Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004-96

11. Цветкова Т.В..Захарова Т.А. «Формирование у дошкольникав знаний по пожарной безопасности»/Т.А. Захарова// Управление ДОУ._2009 №2-С-18=29

12. Литвинова Е. Н. Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В. «ОБЖ ( основы безопасности жизнедеятельности)» Хочу всё знать автор статьи С.Н Зигуненко; - м. 2005 – 398 с.

13. В.В.Гербова, Т.И. Гризик, Л.Д Гусарова, Е.В. Соловьёва, Н.Ф.Тарловская, Л.А. Топоркова, С.Г. Якобсон. Т.Н. Дронова, Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию детей 5-6 лет в детском саду «радуга»// М. «Просвещение» 2003-с270

14. Зубченко В.А., Башкатова Т.А., Игошин, Соловьёва «Спички не игрушка, огонь не забава» // Зубченко В.А. «Пожарная викторина для старшей группы», «Подвижные и дидактические игры.» Оренбургская область-2005-с.65.

15. Степанов В.А. «Азбука в загадках».// В,А. Степанов-М. «Фламинго» - 2005-с-15

16. Толстой Л.Н. « Пожарные собаки».// Толстой Л.Н.М.- «Фламинго»-2000-с.20

17. Чуковский К.И «Путаница».// Чуковский-М. «Самовар»-2003-с-50

18. Шорыгина Т.А. « Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»// Шорыгина Т.Ц. Москва-2007-с-80.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий,

содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Мною были разработаны проекты: «Осторожно, огонь!», «Чтобы не было беды», в которых были задействованы воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Система работы по данной проблеме включает:

- создание предметной среды (художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, макет пожарного щитка, настольно-печатные и дидактические игры, альбом по пожарной безопасности, номера телефонов служб);

- совместную деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, дидактические игры, игры - занятия, вечера досуга, КВН, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них);

- взаимодействие с родителями (создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров - практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов);

- взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности.

- работу педагога по подбору дидактического материала для формирования у детей здорового чувства опасности.

Она проводится в три этапа:

Цель 1 –го этапа.

- формирование у детей интереса к проблемам собственной безопасности. Для этого создавалось предметная среда, включая яркие игрушки, атрибутику дидактические и настольно - печатные игры и др. Ежемесячно работа по формированию правил пожарной безопасности включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изодеятельность.

Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они поняли опасность, которую несет огонь. На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.

Проведение занятий целесообразно сопровождать показом открыток, картинок, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками. Объяснить их устройство и назначение, занятие надо построить так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес, обязательно надо привести примеры, когда игра с огнем завершалась огнем.

Цель 2 – го этапа.

- формирование основы безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».

Следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться, не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но и происходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не применять меры предосторожности.

На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров, так во время беседы на тему «Наш дом» фигурируют вопросы: «Почему телевизор можно смотреть с взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом, включать светильники?» и т.д.

На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей;

- личностные качества - дисциплинировать, культуру поведения, выдержку, внимание;

- определенные знания и умения - ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожар.

В работе используются различные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры - эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасителей, попавших в беду людей. Для проведения сюжетно - ролевых игр имеются игрушки - модели: утюги, газовые и электрические плиты.

Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а так же правила « Нельзя!».

«Нельзя»:

- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

- разжигать без взрослых огонь, включить газовые и электрические приборы;

-класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

Цель 3-го этапа.

- формировать правила пожарной безопасности; расширить знания детей о борьбе с огнём; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

В старших группах дети знакомятся с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарников. Проводится экскурсия в пожарную часть, где эксперт знакомит детей с пожарной техникой, средствами тушения. На занятиях детям объясняют, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места (так как это характерно для детей дошкольного возраста), а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно называть адрес  и  своё имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.

Одновременно с изучением правил при возникновении пожара расширялись знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого используются плакаты, дети знакомятся с назначением каждого предмета противопожарного оборудования.

Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода проводятся дидактические игры, а также знакомятся с произведениями художественной литературой по данной теме, картинками, рассказывающими о борьбе людей с огнем.

На данном этапа целесообразно использовать беседы, логические задачи, вечера, развлечения и досуги, способствующие формированию навыков безопасного поведения в быту. Эта тема присутствует также на занятиях по изобразительной деятельности.

Педагогам следует помнить о том, что содержание занятий, умений и навыков должно быть направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации.

При планировании работы по данной проблеме необходимо использовать формы и методы, имеющие наибольшее взаимодействие на эмоциональную сферу.

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию навыков поведения в быту.

Основные направления работы по взаимодействию с родителями включают:

- информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных случаев;

- о том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;

- формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при возникновении пожара.

 Разнообразные формы работы с семьей:

- беседы о пожарной безопасности;

- размещение в уголке для родителей статей материалов пожарной безопасности в домашних и природных условиях;

-оформление папок-передвижек по профилактике пожарной безопасности;

- открытые просмотры для родителей с детьми по данной тематике;

- анкетирование;

- консультации;

- встречи с инспектором пожарной охраны.

Анализ результативности.

Проанализировав опыт работы  по формированию у дошкольников знаний по пожарной безопасности, я пришла к такому выводу, что нередко причиной гибели детей становится, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источниками пожара.

Таким образом, можно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста. Дети, посещающие детские сады, более развиты и активны, обладают необходимым объемом знаний, соответствующим возрасту, их психологическим особенностям и возможностям.

Опыт работы представлен единой системой по внедрению проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс (проектом «Чтобы не было беды», «Осторожно, огонь!», конспектами непосредственной образовательной деятельности с элементами игр, развлечениями; консультациями  для родителей, воспитателей, детскими рисунками».

В результате реализации проектов дети познакомились с причинами и правилами противопожарной безопасности, сформировали навыки безопасного поведения при пожаре и сознательное отношение к соблюдению этих правил. Так же умение реально оценивать возможную опасность. Выучили элементарные действия по тушению очага возгорания. Дети испытывают благодарность к людям, которые помогают им в трудных ситуациях.

Родители проявили заинтересованность и готовность к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения при пожаре. Педагоги сплотили родителей и воспитанников в интересном и творческом деле.

Начало периода

Процентное

соотношение

Конец периода

Процентное

соотношение

Высокий уровень

30%

Высокий уровень

70%

Средний уровень

45%

Средний уровень

25%

Низкий уровень

25%

Низкий уровень

5%

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

В работе над данной темой я испытывала трудности в том, что не всегда удавалось совершить экскурсию в пожарную часть из-за неимения транспортного средства с лицензией о перевозке детей дошкольного возраста.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный материал будет полезен воспитателям средних, старших и подготовительных групп, так как эта работа направлена на ознакомление детей с правилами пожарной безопасности, развитие у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности, осторожности при соприкосновении с огнем. Воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро придется идти в школу и оставаться одним дома, разогревать обеды, ходить в походы и т.д. И метод проекта является, одним из действенных и эффективных в работе с дошкольниками и их родителями.

Формирования основ безопасности жизни у детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью - это формирования полноценного восприятия детьми окружающей действительности - это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность познавательного развития детей зависит то того насколько у ребёнка расширенно содержание сознания за счет: сведений о событиях и явлений, недоступных его посредственному наблюдению.

Одна из задач дошкольного возраста - заложить правила личной безопасности, а так же умение применять правила в различных жизненных ситуациях. Ведущим фактором познавательного развития ребёнка является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ним - тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, и усваивается им.  Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в познавательном развитии является неоднократно повторяющееся обследование объекта и практическая манипулирование с ними. Исходя из этого, мы видим, что формирования основы безопасности в жизни лучше проводить в комплексе, что благотворно скажется на обучении и развитии детей. Такое обучение должно захватывать все виды детской деятельности: игру, занятия, труд и т.д - тогда мы будем воспитывать в ребёнке, и его взаимоотношение  с правилами личной безопасности, связанные с изучаемыми темами ( как вести себя в опасных ситуациях и др), но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

В методической разработке представлена система по формированию у дошкольников правил основ пожарной безопасности....

« Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее о...

Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"

Данная методическая разработка поможет воспитателям формировать у детей знания о правилах поведения во время пожара, основах безопасного поведения...

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности

Проект по пожарной безопасности.Активизация целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры пожаробезопасного поведения и защитной психологической реакции....

Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"

Актуальность проекта:1.Активизация целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры пожаробезопасного поведения и защитной психологической реакции.2.Азбука пожарной безопа...

Методическая разработка "Искорка" по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности

Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного  возраста по ПБ....