Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и изучению ПДД (вторая младшая группа)
методическая разработка по обж (младшая группа) на тему
Перспективный план работы
по обучению детей безопасному поведению на дорогах и изучению ПДД
Вторая младшая группа
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
Сентябрь | Анализ уровня знаний детьми правил безопасного поведения на улице, дороге. | Цель: определение уровня знаний детьми правил безопасного поведения на улице, дороге. | Индивидуальная беседа с детьми. Запись беседы на диктофон для организации работы с родителями, подготовки к родительскому собранию. |
Октябрь | Тема 1: «Ориентация в пространстве и времени. Сравнение предметов». | Цель: формирование основных понятий, умений и навыков ориентации в пространстве и сравнении предметов по их размеру. Понятие: низко – высоко, близко – далеко, большой – маленький, узкая – широкая, длинная – короткая, | 1. Экскурсия по территории детского сада. Беседа с детьми по основным понятиям темы. 2. Спортивная игра «Кто дальше бросит мяч». 3. Беседа с детьми по теме. Рассматривание картинок с людьми, животными, предметами. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала. Педагогическая оценка усвоения темы (ответы детей на вопросы: «Кто (что) выше (ниже)?» и т.п.). 4. Подвижные игры на координацию движения и ориентацию в пространстве: «Убегающая веревочка», «Воробушки и кот», «Жмурки». 5. Разучивание физкультминутки «Зайка, зайка, попляши» (по произведению Г.Лагздынь)[1]. |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
|
| Расположение: ниже – выше, ближе – дальше. Сравнение предметов: больше – меньше, уже – шире, длиннее – короче. | 6. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Наклеивание на лист белой бумаги попарно полосок цветной бумаги: длинная – короткая, узкая – широкая, прямая – волнистая. 7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера). Ответы детей в процессе игры на вопросы: больше – меньше, близко-далеко и т.п. |
Ноябрь | Тема 2: «Форма и цвет предметов». | Цель: научить различать цвета и форму предметов. Понятие: Круг – круглый, квадрат – квадратный, треугольник – треугольный. Красный, желтый, зеленый, синий. Примеры форм и цвета на улице. | 1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с цветными геометрическими фигурами разного размера. 2. Разучивание стихов на тему цвета и формы. Отгадывание загадок по теме. 3. Чтение: Г.Цыферов. «Про друзей»[2] (цвет различных героев сказки). 4. Экскурсия по территории детского сада. Поиск различных геометрических фигур. Определение их цвета. 5. Занятие «Форма и цвет» (по возможности совмещенное с занятием по познавательному развитию (ФЭМП). 6. Подвижные игры: «К своим флажкам». 7. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Красный-зеленый». 8. Беседа с детьми по теме. Рассматривание картинок с цветными геометрическими предметами. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала, счетного набора. Педагогическая оценка усвоения темы (ответы детей на вопросы педагога). 9. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Наклеивание фигур различных форм и цветов на лист бумаги. 10. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной и предыдущей темам. |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
Декабрь | Тема 3: «Сигналы и движения. Передвижение в заданном направлении». | Цель: формирование координации движения и реакции на сигнал. Понятие: вперед – назад, вниз – вверх, налево – слева, направо – справа. Представление о том, что зеленый сигнал – сигнал к движению, красный – к остановке. Движение по сигналу произвольно или в заданном направлении. | 1. Экскурсия по территории детского сада. Беседа с детьми по основным понятиям темы. 2. Подвижная игра: «Красный – Стой! Зеленый – Иди!». Движение по разрешающему сигналу в указанном воспитателем направлении. 3. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответные действия детей на задания воспитателя: «Передвинь предмет (геометрическую фигуру) красного (синего, желтого и т.д.) цвета вперед (назад, вправо и т.п.)». Ответ на вопрос: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?». 4. Чтение: И.Пивоварова. «Тайна»[3] (движение в указанном направлении). 5. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Назови фигуру». 6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Раскрашивание фигур различных форм и цветов на листе бумаги. 7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и темам 1 - 2. |
Январь | Тема 4: «Виды транспорта и их отличие». | Цель: дать представление о различных видах транспортных средств. Понятие: грузовой – пассажирский, | 1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями автотранспортных средств. 2. Чтение стихов про грузовой и пассажирский транспорт. Отгадывание загадок по теме.[4] (стихотворение А.Барто «Грузовик» - заучивание).[5] |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
|
| пассажиры (люди) – грузы, специальные машины, сигналы машин. | 3. Чтение: И.Серяков. «Улица, где все спешат».[6] 4. Занятие: «Машины нашего города». 5. Художественно-эстетическое развитие (по ходу занятия). Лепка. Изготовление колес из пластилина и закрепление их на подготовленной модели легкового автомобиля. 6. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Это какая машина, грузовая или легковая?», «Покажи автобус (пожарную машину» и т.п. Ответ на вопрос предыдущей темы: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?». 7. Дидактическая игра: «Какая это машина?» (называется цвет и вид транспортного средства). 8. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и темам 1 - 3. |
Февраль | Тема 5: «Грузовой и легковой автомобили». | Цель: научить детей различать грузовой и легковой автомобили. Развитие кругозора (ответы на вопросы): Кто ими управляет? Где перемещаются? Их основные части (колеса, | 1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями легкового и грузового транспорта. 2. Чтение стихов про грузовой и пассажирский транспорт. Отгадывание загадок по теме.[7] (стихотворение Б.Заходер «Шофер» - заучивание).[8] 3. Специально спланированная прогулка (экскурсия с родителями) по ближайшим к ДОУ улицам для ознакомления с грузовым и легковым транспортом. |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
|
| кабина, кузов). Отличие легковой машины от грузовой. Для чего служат. Понятие: водитель и шофер – одинаковые понятия. Правильно: Водитель. | 4. Дидактическая игра: «Какая это машина?» Игра усложняется, называется цвет, вид транспортного средства, из чего состоит, какие геометрические фигуры можно увидеть в изображении машины. 5. Чтение: Н.Носов. «Автомобиль».[9] 5. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Это какая машина, грузовая или легковая?», «Кто управляет машинами?», «Покажи колеса, кузов…» и т.п. Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?». 6. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Из геометрических фигур (квадрат – кабина, прямоугольник – кузов, круг – колеса) на листе бумаги склеивается модель автомобиля «КамАЗ». 7. Выставка детских работ (рисунков), выполненных в домашней обстановке (см. Перспективный план работы с родителями). 8. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний. |
Март | Тема 6: «Трамвай и троллейбус». | Цель: научить различать трамвай и троллейбус между собой и другими | 1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями трамвая и троллейбуса. 2. Чтение стихов по теме. Разгадывание загадок.[10] 3. Разучивание физкультминутки «Заинька».[11] |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
|
| транспортными средствами (автомобилями). Развитие кругозора (ответы на вопросы): Для чего служат? Кто управляет? Как и где перемещаются? Их отличие между собой. Их отличие от автомобилей. Понятие: салон трамвая (троллейбуса), место водителя, кондуктор. | 4. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Это трамвай или троллейбус?», «Кто управляет?», «Для чего нужны трамвай и троллейбус?», «Кто такой кондуктор, что он делает?», «Покажи колеса, пассажирский салон, место водителя…» и т.п. Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?». 5. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Назови фигуру». 6. Художественно-эстетическое развитие. Конструирование. «Гараж» (из детских строительных материалов). 7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами и мозаикой). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний. |
Апрель | Тема 7: «Автобус». | Цель: познакомить детей с автобусом и показать его отличия от других автотранспортных средств. Развитие кругозора (ответы на вопросы): Для чего служит? Кто управляет? Где | 1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями автобусов (городских и междугородных). 2. Чтение стихов про автобус. Отгадывание загадок по теме.[12] 3. Специально спланированная прогулка (экскурсия с родителями) на ближайшую автобусную остановку. 4. Дидактическая игра: «Найди и расскажи». По заданию воспитателя ребенок находит определенный вид транспорта, называет цвет, из чего состоит, какие геометрические фигуры можно увидеть в изображении. 5. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
|
| передвигается автобус? Его отличие от других автотранспортных средств. Понятие: салон автобуса, место водителя, кондуктор. | использованием раздаточного материала. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Для чего нужен автобус?» «Кто управляет?», «Кто такой кондуктор, что он делает?», «Покажи колеса, пассажирский салон, место водителя…» и т.п. Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?». 6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Машина» (дети рисуют один из запомнившихся видов транспорта). 7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами и мозаикой). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний. |
Май | Тема 8: «Улицы нашего города. Поведение на улице». | Цель: понимание улицы и ее основных частей. Правила поведения на улице. Понятие: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, места для безопасной игры. | 1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями городских улиц. 2. Беседа с детьми по закреплению основных понятий: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, места для безопасной игры. Использование в процессе беседы наглядных картинок и макета улицы. 3. Специально спланированная прогулка (экскурсия с родителями) по ближайшим к ДОУ улицам. 4. Чтение стихов о правилах поведения на улице.[13] (стихотворение В.Семернин «Запрещается - разрешается» - заучивание 1 и 2 абзац).[14] 5. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения на улицах. |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
|
|
| Показ на макете улицы мест для безопасной игры. 6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Дорога и машина» (мелками на асфальте). 7. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя с показом на макете улицы: «Что такое проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход?», «Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?», «Где можно безопасно играть, кататься на велосипеде?» Задание – мячик выкатился на проезжую часть. Как нужно поступить? «Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?». 8. Выставка детских работ (рисунков), выполненных в домашней обстановке (см. Перспективный план работы с родителями). 9. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с макетом улицы, с геометрическими фигурами и мозаикой). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний. |
Июнь Июль Август |
| Закрепление полученных знаний. | 1. Рассматривание презентаций и иллюстраций в книгах о транспорте, городских улицах. 2. Просмотр мультипликационных фильмов об автомобилях. 3. Подвижные игры: «Убегающая веревочка», «Воробушки и кот», «Жмурки», «К своим флажкам», «Красный – Стой! Зеленый – Иди!» 4. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Красный-зеленый», «Назови фигуру», «Найди и расскажи», «Какая это машина?» 5. Игры с макетом улицы. 6. Рисование мелками на асфальте. 7. Раскрашивание силуэтов машин. |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
|
|
| 8. Лепка различных видов транспорта. 9. Чтение художественной литературы об автомобилях. Отгадывание загадок. 10. Строительство из песка дороги, улицы. 11. Игры на площадке по изучению ПДД в ДОУ. 12. Прогулки (экскурсии с родителями) по ближайшим к ДОУ улицам. |
Список использованной литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
3. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса. / под редакцией В.М.Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987.
5. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения. Рабочая тетрадь. – М.: ДРОФА, 2008.
6. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – М.: ДРОФА, 2013.
7. Беляевскова Г.Д. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. – Волгоград: Учитель, 2015.
8. Бордачева И.Ю. Дорожные знаки. Наглядно - дидактическое пособие. Для занятий с детьми 4 - 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
9. Вохринцева С.В. Окружающий мир. Дорожная безопасность. – Екатеринбург: Страна Фантазий, 2010.
10. Гербова В.В., Ильчук Н.П. Книга для чтения в детском саду и дома. – М.: ОНИКС-ЛИТ, 2014.
11. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
12. Данилова Т.И. Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009.
13. Иванова С.А. Информационно-указательные дорожные знаки и знаки сервиса. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2015.
14. Иванова С.А. Предписывающие и запрещающие дорожные знаки. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2014.
15. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б., Федотова А.Н. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
16. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1973.
17. Козловская Е.А., Козловский С.А. Детям о безопасности на дорогах. Развитие речи. – М.: ДРОФА, 2010.
18. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения. – М.: Линка-пресс, 2005.
19. Манакова М.В. Учимся переходить дорогу - М.: Проф-Пресс, 2012.
20. Морозова Л.Д. Сюжетные игры-занятия и подвижные игры в детском саду. – М.: Аркти, 2014.
21. Николаева О.Г. Авторская программа дополнительного образования дошкольников (для воспитанников 3 – 7 лет). Тема: «На дороге я не гость….», Набережные Челны, 2015.
22. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1981.
23. Саво И.Л. Один на улице, или безопасная прогулка. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014.
24. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3 – 7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
25. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения. - М.: Сфера, 2014.
26. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
27. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М.: Просвещение, 1986.
28. Чермашенцева О.В. Основы безопасности поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2012.
29. Шалаева Г.П. Мои друзья - дорожные знаки. - М.: АСТ, 2010.
30. Шалаева Г.П., Журавлева О.М. Как вести себя в транспорте. - М.: АСТ, 2010.
Примечание – список литературы использовался для написания авторской программы и планирования работы на период: вторая младшая – подготовительная к школе группы (4 учебных года).
В данном материале рассматривается примерная работа со второй младшей группой дошкольников 3 – 4 лет, ссылки по тексту на использованную литературу могут не охватывать полный перечень.
[1] [10], стр. 126.
Примечание – здесь и далее по тексту и в сносках в [квадратных скобках] дается ссылка на номер в Списке использованной литературы.
[2] [10], стр. 181.
[3] [10], стр. 128.
[4] [10], стр. 112; [15], стр. 38, 39, 46; [24], стр. 25. 84, 90, 91.
[5] [10], стр. 112.
[6] [15], стр. 57.
[7] [10], стр. 112, 124; [15], стр. 38, 39, 46; [24], стр. 25, 84, 90, 91.
[8] [10], 124.
[9] [24], стр. 99.
[10] [15], стр. 44; [24], стр. 25, 84, 89.
[11] [10], стр. 9.
[12] [15], стр. 39; [24], стр. 25, 84.
[13] [15], стр. 44, .52; [24], стр. 88.
[14] [24], стр. 88.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_pdd_deti_-_mladshaya.docx | 40.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы
по обучению детей безопасному поведению на дорогах и изучению ПДД
Вторая младшая группа
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
Сентябрь | Анализ уровня знаний детьми правил безопасного поведения на улице, дороге. | Цель: определение уровня знаний детьми правил безопасного поведения на улице, дороге. | Индивидуальная беседа с детьми. Запись беседы на диктофон для организации работы с родителями, подготовки к родительскому собранию. |
Октябрь | Тема 1: «Ориентация в пространстве и времени. Сравнение предметов». | Цель: формирование основных понятий, умений и навыков ориентации в пространстве и сравнении предметов по их размеру. Понятие: низко – высоко, близко – далеко, большой – маленький, узкая – широкая, длинная – короткая, | 1. Экскурсия по территории детского сада. Беседа с детьми по основным понятиям темы. 2. Спортивная игра «Кто дальше бросит мяч». 3. Беседа с детьми по теме. Рассматривание картинок с людьми, животными, предметами. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала. Педагогическая оценка усвоения темы (ответы детей на вопросы: «Кто (что) выше (ниже)?» и т.п.). 4. Подвижные игры на координацию движения и ориентацию в пространстве: «Убегающая веревочка», «Воробушки и кот», «Жмурки». 5. Разучивание физкультминутки «Зайка, зайка, попляши» (по произведению Г.Лагздынь)[1]. |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
Расположение: ниже – выше, ближе – дальше. Сравнение предметов: больше – меньше, уже – шире, длиннее – короче. | 6. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Наклеивание на лист белой бумаги попарно полосок цветной бумаги: длинная – короткая, узкая – широкая, прямая – волнистая. 7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера). Ответы детей в процессе игры на вопросы: больше – меньше, близко-далеко и т.п. | ||
Ноябрь | Тема 2: «Форма и цвет предметов». | Цель: научить различать цвета и форму предметов. Понятие: Круг – круглый, квадрат – квадратный, треугольник – треугольный. Красный, желтый, зеленый, синий. Примеры форм и цвета на улице. | 1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с цветными геометрическими фигурами разного размера. 2. Разучивание стихов на тему цвета и формы. Отгадывание загадок по теме. 3. Чтение: Г.Цыферов. «Про друзей»[2] (цвет различных героев сказки). 4. Экскурсия по территории детского сада. Поиск различных геометрических фигур. Определение их цвета. 5. Занятие «Форма и цвет» (по возможности совмещенное с занятием по познавательному развитию (ФЭМП). 6. Подвижные игры: «К своим флажкам». 7. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Красный-зеленый». 8. Беседа с детьми по теме. Рассматривание картинок с цветными геометрическими предметами. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала, счетного набора. Педагогическая оценка усвоения темы (ответы детей на вопросы педагога). 9. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Наклеивание фигур различных форм и цветов на лист бумаги. 10. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной и предыдущей темам. |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
Декабрь | Тема 3: «Сигналы и движения. Передвижение в заданном направлении». | Цель: формирование координации движения и реакции на сигнал. Понятие: вперед – назад, вниз – вверх, налево – слева, направо – справа. Представление о том, что зеленый сигнал – сигнал к движению, красный – к остановке. Движение по сигналу произвольно или в заданном направлении. | 1. Экскурсия по территории детского сада. Беседа с детьми по основным понятиям темы. 2. Подвижная игра: «Красный – Стой! Зеленый – Иди!». Движение по разрешающему сигналу в указанном воспитателем направлении. 3. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответные действия детей на задания воспитателя: «Передвинь предмет (геометрическую фигуру) красного (синего, желтого и т.д.) цвета вперед (назад, вправо и т.п.)». Ответ на вопрос: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?». 4. Чтение: И.Пивоварова. «Тайна»[3] (движение в указанном направлении). 5. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Назови фигуру». 6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Раскрашивание фигур различных форм и цветов на листе бумаги. 7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и темам 1 - 2. |
Январь | Тема 4: «Виды транспорта и их отличие». | Цель: дать представление о различных видах транспортных средств. Понятие: грузовой – пассажирский, | 1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями автотранспортных средств. 2. Чтение стихов про грузовой и пассажирский транспорт. Отгадывание загадок по теме.[4] (стихотворение А.Барто «Грузовик» - заучивание).[5] |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
пассажиры (люди) – грузы, специальные машины, сигналы машин. | 3. Чтение: И.Серяков. «Улица, где все спешат».[6] 4. Занятие: «Машины нашего города». 5. Художественно-эстетическое развитие (по ходу занятия). Лепка. Изготовление колес из пластилина и закрепление их на подготовленной модели легкового автомобиля. 6. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Это какая машина, грузовая или легковая?», «Покажи автобус (пожарную машину» и т.п. Ответ на вопрос предыдущей темы: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?». 7. Дидактическая игра: «Какая это машина?» (называется цвет и вид транспортного средства). 8. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и темам 1 - 3. | ||
Февраль | Тема 5: «Грузовой и легковой автомобили». | Цель: научить детей различать грузовой и легковой автомобили. Развитие кругозора (ответы на вопросы): Кто ими управляет? Где перемещаются? Их основные части (колеса, | 1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями легкового и грузового транспорта. 2. Чтение стихов про грузовой и пассажирский транспорт. Отгадывание загадок по теме.[7] (стихотворение Б.Заходер «Шофер» - заучивание).[8] 3. Специально спланированная прогулка (экскурсия с родителями) по ближайшим к ДОУ улицам для ознакомления с грузовым и легковым транспортом. |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
кабина, кузов). Отличие легковой машины от грузовой. Для чего служат. Понятие: водитель и шофер – одинаковые понятия. Правильно: Водитель. | 4. Дидактическая игра: «Какая это машина?» Игра усложняется, называется цвет, вид транспортного средства, из чего состоит, какие геометрические фигуры можно увидеть в изображении машины. 5. Чтение: Н.Носов. «Автомобиль».[9] 5. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Это какая машина, грузовая или легковая?», «Кто управляет машинами?», «Покажи колеса, кузов…» и т.п. Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?». 6. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Из геометрических фигур (квадрат – кабина, прямоугольник – кузов, круг – колеса) на листе бумаги склеивается модель автомобиля «КамАЗ». 7. Выставка детских работ (рисунков), выполненных в домашней обстановке (см. Перспективный план работы с родителями). 8. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний. | ||
Март | Тема 6: «Трамвай и троллейбус». | Цель: научить различать трамвай и троллейбус между собой и другими | 1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями трамвая и троллейбуса. 2. Чтение стихов по теме. Разгадывание загадок.[10] 3. Разучивание физкультминутки «Заинька».[11] |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
транспортными средствами (автомобилями). Развитие кругозора (ответы на вопросы): Для чего служат? Кто управляет? Как и где перемещаются? Их отличие между собой. Их отличие от автомобилей. Понятие: салон трамвая (троллейбуса), место водителя, кондуктор. | 4. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Это трамвай или троллейбус?», «Кто управляет?», «Для чего нужны трамвай и троллейбус?», «Кто такой кондуктор, что он делает?», «Покажи колеса, пассажирский салон, место водителя…» и т.п. Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?». 5. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Назови фигуру». 6. Художественно-эстетическое развитие. Конструирование. «Гараж» (из детских строительных материалов). 7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами и мозаикой). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний. | ||
Апрель | Тема 7: «Автобус». | Цель: познакомить детей с автобусом и показать его отличия от других автотранспортных средств. Развитие кругозора (ответы на вопросы): Для чего служит? Кто управляет? Где | 1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями автобусов (городских и междугородных). 2. Чтение стихов про автобус. Отгадывание загадок по теме.[12] 3. Специально спланированная прогулка (экскурсия с родителями) на ближайшую автобусную остановку. 4. Дидактическая игра: «Найди и расскажи». По заданию воспитателя ребенок находит определенный вид транспорта, называет цвет, из чего состоит, какие геометрические фигуры можно увидеть в изображении. 5. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
передвигается автобус? Его отличие от других автотранспортных средств. Понятие: салон автобуса, место водителя, кондуктор. | использованием раздаточного материала. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Для чего нужен автобус?» «Кто управляет?», «Кто такой кондуктор, что он делает?», «Покажи колеса, пассажирский салон, место водителя…» и т.п. Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?». 6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Машина» (дети рисуют один из запомнившихся видов транспорта). 7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами и мозаикой). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний. | ||
Май | Тема 8: «Улицы нашего города. Поведение на улице». | Цель: понимание улицы и ее основных частей. Правила поведения на улице. Понятие: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, места для безопасной игры. | 1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями городских улиц. 2. Беседа с детьми по закреплению основных понятий: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, места для безопасной игры. Использование в процессе беседы наглядных картинок и макета улицы. 3. Специально спланированная прогулка (экскурсия с родителями) по ближайшим к ДОУ улицам. 4. Чтение стихов о правилах поведения на улице.[13] (стихотворение В.Семернин «Запрещается - разрешается» - заучивание 1 и 2 абзац).[14] 5. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения на улицах. |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
Показ на макете улицы мест для безопасной игры. 6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Дорога и машина» (мелками на асфальте). 7. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя с показом на макете улицы: «Что такое проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход?», «Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?», «Где можно безопасно играть, кататься на велосипеде?» Задание – мячик выкатился на проезжую часть. Как нужно поступить? «Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?». 8. Выставка детских работ (рисунков), выполненных в домашней обстановке (см. Перспективный план работы с родителями). 9. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с макетом улицы, с геометрическими фигурами и мозаикой). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний. | |||
Июнь Июль Август | Закрепление полученных знаний. | 1. Рассматривание презентаций и иллюстраций в книгах о транспорте, городских улицах. 2. Просмотр мультипликационных фильмов об автомобилях. 3. Подвижные игры: «Убегающая веревочка», «Воробушки и кот», «Жмурки», «К своим флажкам», «Красный – Стой! Зеленый – Иди!» 4. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Красный-зеленый», «Назови фигуру», «Найди и расскажи», «Какая это машина?» 5. Игры с макетом улицы. 6. Рисование мелками на асфальте. 7. Раскрашивание силуэтов машин. | |
Месяц | Тема | Цель, понятия, термины | Проводимые мероприятия |
8. Лепка различных видов транспорта. 9. Чтение художественной литературы об автомобилях. Отгадывание загадок. 10. Строительство из песка дороги, улицы. 11. Игры на площадке по изучению ПДД в ДОУ. 12. Прогулки (экскурсии с родителями) по ближайшим к ДОУ улицам. |
Список использованной литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
3. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса. / под редакцией В.М.Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987.
5. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения. Рабочая тетрадь. – М.: ДРОФА, 2008.
6. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – М.: ДРОФА, 2013.
7. Беляевскова Г.Д. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. – Волгоград: Учитель, 2015.
8. Бордачева И.Ю. Дорожные знаки. Наглядно - дидактическое пособие. Для занятий с детьми 4 - 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
9. Вохринцева С.В. Окружающий мир. Дорожная безопасность. – Екатеринбург: Страна Фантазий, 2010.
10. Гербова В.В., Ильчук Н.П. Книга для чтения в детском саду и дома. – М.: ОНИКС-ЛИТ, 2014.
11. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
12. Данилова Т.И. Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009.
13. Иванова С.А. Информационно-указательные дорожные знаки и знаки сервиса. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2015.
14. Иванова С.А. Предписывающие и запрещающие дорожные знаки. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2014.
15. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б., Федотова А.Н. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
16. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1973.
17. Козловская Е.А., Козловский С.А. Детям о безопасности на дорогах. Развитие речи. – М.: ДРОФА, 2010.
18. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения. – М.: Линка-пресс, 2005.
19. Манакова М.В. Учимся переходить дорогу - М.: Проф-Пресс, 2012.
20. Морозова Л.Д. Сюжетные игры-занятия и подвижные игры в детском саду. – М.: Аркти, 2014.
21. Николаева О.Г. Авторская программа дополнительного образования дошкольников (для воспитанников 3 – 7 лет). Тема: «На дороге я не гость….», Набережные Челны, 2015.
22. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1981.
23. Саво И.Л. Один на улице, или безопасная прогулка. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014.
24. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3 – 7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
25. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения. - М.: Сфера, 2014.
26. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
27. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М.: Просвещение, 1986.
28. Чермашенцева О.В. Основы безопасности поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2012.
29. Шалаева Г.П. Мои друзья - дорожные знаки. - М.: АСТ, 2010.
30. Шалаева Г.П., Журавлева О.М. Как вести себя в транспорте. - М.: АСТ, 2010.
Примечание – список литературы использовался для написания авторской программы и планирования работы на период: вторая младшая – подготовительная к школе группы (4 учебных года).
В данном материале рассматривается примерная работа со второй младшей группой дошкольников 3 – 4 лет, ссылки по тексту на использованную литературу могут не охватывать полный перечень.
[1] [10], стр. 126.
Примечание – здесь и далее по тексту и в сносках в [квадратных скобках] дается ссылка на номер в Списке использованной литературы.
[2] [10], стр. 181.
[3] [10], стр. 128.
[4] [10], стр. 112; [15], стр. 38, 39, 46; [24], стр. 25. 84, 90, 91.
[5] [10], стр. 112.
[6] [15], стр. 57.
[7] [10], стр. 112, 124; [15], стр. 38, 39, 46; [24], стр. 25, 84, 90, 91.
[8] [10], 124.
[9] [24], стр. 99.
[10] [15], стр. 44; [24], стр. 25, 84, 89.
[11] [10], стр. 9.
[12] [15], стр. 39; [24], стр. 25, 84.
[13] [15], стр. 44, .52; [24], стр. 88.
[14] [24], стр. 88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах во 2 мл. гр.
Задачи:1. развивать мыслительную деятельность детей2. формировать культуру поведения в условиях дорожного движения3. стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих е...
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в средней группе
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в средней группе ...
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в старшей группе
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в старшей группе...
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в подготовительной к школе группе
тематическое плантрование...
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах во II младшей группе (3 – 4 года) МБДОУ детский сад №6 «Василек»
Задачи:развивать мыслительную деятельность детейформировать культуру поведения в условиях дорожного движениястимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность...
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в подготовительной группе.
Цель. Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о назначении светофора.Продолжать знакомить детей с назначением поста ГИБДД на дороге, познакомить с особенно...
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в разновозрастной группе № 11 компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи с 5-7 лет
Во время прогулки по близлежащим улицам педагог помогает детям сформулировать правила для пешеходов (на основе анализа наблюдений)......