Проект по ПДД для детей подготовительной к школе группы " Азбука юного пешехода"
проект по обж (подготовительная группа) на тему

ВАСИЛИСКИНА НАДЕЖДА ИВАНОВНА

Проект по ПДД для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_azbuka_yunogo_peshehoda.docx73.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Азбука юного пешехода».

http://chervlen2.edu95.ru/index.php?component=download&file=79550a43bec70bb717bc02aee89787f582a79cc2c4238f96469843c3e1a91a9c&view=1

Составила:

                                                                                  Василискина Н.И.

Г. Чусовой

Обоснование проблемы

  • Проблема заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только  при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.
  • Важно как можно раньше пробудить развить и повысить стремление к получению практических навыков пешеходного безопасного движения.
  • Взрослым необходимо повышать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять.
  • Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Актуальность темы:

Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения правилам дорожного движения несомненна. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. В сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение. Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости движения являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Проблемы роста дорожно-транспортного травматизма с участием детей в стране направило меня на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта, способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Цели проекта:

1.Формирование потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на городской улице

2.Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. 

Объект : процесс обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.
Предмет : формы и методы обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.
Гипотеза : обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах будет более успешным, если:
1. Учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
2. В работе с детьми использовать игровые формы и методы обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности;
3. Осуществлять сотрудничество с семьей дошкольников. 
Задачи проекта:

1.Через информативно-поисковую деятельность привить детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги.

2.Пополнить и закрепить знания о правилах поведения на улице; закрепить значение сигналов светофора и уточнить значение дорожных знаков.

3.Развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.

4.Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Образовательная область: познавательное развитие детей, направленное на удовлетворение социальных интересов.

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели,

педагоги дополнительного образования, инспектор ГИБДД.

Задачи:

Задачи для детей:

Задачи для педагогов:

Задачи для родителей:

  • сформировать у  детей практические навыки адекватного поведения в различных ситуациях дорожного движения через внедрение проектного метода деятельности;
  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросе внедрения проектного метода деятельности по привитию ребенку приемов его безопасного поведения в дорожно-транспортной среде города;
  • включить родителей в воспитательно-образовательный процесс по формированию навыков безопасного поведения дошкольников в дорожных ситуациях;

Ресурсное обеспечение:

1. Уголок «Дорожного движения»

2. Видеопроектор, картотека презентаций и видеоклипов.

3. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»;

- дорожные знаки.

4. Методический инструментарий.

5. Библиотечка «Школы светофорных наук".

6. Сотрудничество с инспектором ГИБДД.

7. Площадка с разметкой для закрепления правил дорожного движения.

Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Принципы реализации  проекта

 

При выстраивании педагогического процесса по формированию знаний и навыков безопасного осознанного поведения дошкольников и их родителей   положены следующие принципы: . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Предполагаемый результат: 

  • Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
  • Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения.
  • Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее.
  • Знание правил безопасного поведения на улицах города.
  • Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
  • Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях.
  • Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге.
  • Представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

1 этап подготовительный:

сентябрь 2015 г. - октябрь 2016 г.

1. Определение уровня знаний детей по ПДД.

2. Составление календарно – тематического плана по ПДД.

3. Определение цели и задач проекта

4. Организация развивающей среды по теме проекта: картотеки, д/и и п/и , обучающие презентации.

5.Подбор художественной литературы по теме проекта.

6. Анкетирование родителей по данной теме.

 7. Подготовка информационного стенда, консультационной базы для родителей.

8. Создание мини-музея  «Светофорик»

2 этап: основной  (реализация проекта)

ноябрь 2015 г. – апрель 2016 г.

1. Беседы

2. Рассматривание плакатов, альбомов, предметных и сюжетных картинок

3. Дидактические игры

4. Сюжетно-ролевые игры

5. Чтение художественной литературы

6. Экскурсии на «Островки безопасности»

7. Подвижные игры

8. Лепка

9. Аппликация

10.  Мероприятия в рамках работы по созданию мини-музея «Светофорик»: организация совместной деятельности родителей и детей.  

3 этап заключительный:

Май 2016г.

1. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.

2. Развлечение «Посвящение в пешеходы».

3. Выставка  рисунков совместно с родителями «Детям знать положено - правила дорожные».

4. Создание мини -музея совместно с родителям                                                      «Светофорик».

5. Создание обучающей презентации « Правила движения, все без исключения, дети знать должны».

6. Разработка тестов для определения знаний детей правил дорожного движения.

 

:

Перспективный план реализации проекта

Мероприятия

Ответственные

Для педагога

Для детей

Для родителей

1 этап подготовительный:

1. Определение уровня знаний детей по ПДД.

2.Изучение литературы

3.Постановка целей и задач, определение методов и приемов.

4.Составление перспективного плана.

5.Составление анкет для родителей.

6.Оформление развивающей среды.

7.Изготовление и комплектация  пособий для проведения мероприятий.

8.Разработка  сценариев совместных мероприятий, игр по теме.

9.Составление плана мероприятий в семейном клубе «Светофорик»

10.Составление информационных листов

для родителей

11.Распределение обязанностей.

1. Педагогический анализ уровня сформированности знаний и навыков у дошкольников

по данной теме

1.Выявление  уровня знаний и навыков родителей по формированию  у детей безопасного поведения на улицах города. (анкетирование) 

Воспитатель  группы.

2  этап – основной:

1.Проведение мероприятий по теме.

1.Участие  детей в совместной игровой, практической деятельности.

1.Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды.

2.Оказание помощи в проведении мероприятий.

3.Участие родителей в совместной деятельности         с детьми и педагогом.

Воспитатели группы, педагоги дополнительного образования

 3 этап – заключительный:

1. Систематизация практического материала (конспекты занятий, игры, фото, детская продуктивная деятельность).

2. Презентация проекта «Азбука юного пешехода»

1.Сравнительный  педагогический анализ уровня сформированности знаний и навыков у дошкольников

по данной теме 2.Оформление      результатов          педагогического  наблюдения.

3. Развлечение «Посвящение в пешеходы»

1.Отзывы              родителей

2.Участие  в создании мини- музея «Светофорик»,

3.Подведение      итогов                   анкетирования

4. Создание обучающей презентации для детей по правилам дорожного движения   

Воспитатель группы, родители.

Перспективное планирование работы по проекту:                                             «Азбука юного пешехода»

Работа с детьми

Работа с родителями

 Работа педагога

Сентябрь – октябрь

1.Педагогическое наблюдение по разделу

«Ребёнок и дорога».

2.Виртуальная экскурсия «История создания светофора»

3. Игры с использованием интерактивной доски «В стране дорожных наук»

1. Анкетирование родителей по выявлению уровня знаний и навыков родителей по формированию  у детей безопасного поведения на улицах города ( в т.ч.с использованием электронной почты)

2.Сбор информации по данной теме

3.Подведение итогов анкетирования.

4. Знакомство с целями и задачами проекта «Азбука безопасности юного пешехода»                         5.Памятка: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»        

1.Подбор методической литературы.

2.Составление анкет.

3.Оформление результатов педагогического наблюдения данной теме

4.Работа над понятием «Дорога», «Безопасность»

5.Подбор фотографий для оформления центров.

6. Оформление на сайте электронной выставки детских работ.

Ноябрь

1.Презентация центров.

2.Деятельность в «центрах активности» организовывается каждый день во II половине дня.

3.Организация игр.

4. Сюжетно ролевая «Мы шоферы», «Автобус», «Я пешеход».

5.Беседы: «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?». «О чём говорят дорожные знаки».

6.Чтение произведений. С. Михалков «Светофор», «Скверная история»

7. Дидактические игры: «Светофор», «Собери машинку по частям»

8.Участие в акция «Письмо водителю»

1.Участие в оформлении развивающей среды.

 2. Консультация

«  Ваш  ребенок  на улице»

3. Папка – передвижка «Правила дорожного движения».

4. Чтение с детьми произведений  по данной теме.

5. Составление карты – схемы «Безопасный путь в детский сад».

6.Участие в акции «Письмо водителю»

1.Разработка информационных листов для родителей.

2. Подбор подвижных  игр - Цветные автомобили», «Пешеходы и транспорт»

3. Оформление выставки ««Безопасный путь в детский сад».

Декабрь

1.Беседа:

«Мы знакомимся с улицей», «Запрещающие знаки».

2. Викторина «Знаешь ли ты правила дорожного движения»

3. Экскурсия на «Островок безопасности «Зебра-пешеходный переход»»

5.Акция: «За безопасность на дорогах»

6.Игры с использованием интерактивного стола

1.Памятка для родителей «О ПДД».

2.Помощь в проведении Акции «За безопасность на дорогах».

3. Рассылка родителям мультимедийной презентации «Родители-помните!»

1.Помочь детям найти информацию  об  запрещающих знаках. 2.Подготовка  викторины «Знаешь ли  ты правила дорожного движения»

3. Оформление на сайте электронной выставки детских работ

Январь

1.Беседа «Опасные ситуации на дороге»

2. Рассматривание альбома «Предупреждающие знаки».

3.Чтение: А. Северный «Три чудесных цвета».

4.Аппликация «Улицы нашего города».

5.Акция: «Посыпь песком дорожки».

6. Виртуальная экскурсия в музей транспорта

1.Консультация «Учим с детьми правила дорожного движения!»

2. Викторина по ПДД «Дорожная азбука».

3. Акция «Сохрани жизнь своему ребёнку».

4.Презентация полезной книги для родителей (с использованием электронной почты)

1.Оформление  «Дорожные знаки»

2. Подбор литературы по данной теме

3.Изготовление и оформление  картотеки «Правил движения»

Февраль

1.Беседа: «Светофорик».

Рассматривание иллюстраций

2.Экскурсия на «Островок безопасности «Светофор - наш лучший друг»»

3.Составление рассказов по иллюстрациям «Ситуации на дорогах»

4.Рисование «Наш помощник на дороге»

 5.Чтение книг Я. Пишумов «Азбука города»,  «Просто это знак такой…».

6.Сюжетно-ролевая игра «Семья сюжет «На прогулке»».

7. Конкурс чтецов «Светофор, светофор…..»

8. Аппликация «Светофор»

9. Мини- музей «Светофор глазами детей».

10. Показ мультимедийной презентации

«Детям о дорожных знаках»

1.Помощь в оформлении мини – музея.

2.Создание альбома «Дети и дорога»

3.Рекомендации для родителей: «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки»».

5.Консультация: «Автокресло детям».

7.Оказание помощи детям в сборе информации для мини-музея.

8. Помощь в подготовке к конкурсу чтецов «Светофор, светофор…..»

9. Мастер-класс по созданию для детей виртуальных экскурсий

1.Вопросы для бесед с детьми по теме «Светофорик».

2.Разработка памяток, рекомендаций, консультаций, информационных листов для родителей по теме проекта.

3.Организация и оформление выставки рисунков «Наш помощник на дороге», альбомов «Дети и дорога».

4.Организация экскурсий.

Март

 1.Занятие «В стране дорожных знаков»

2. Составление рассказа

«Я пешеход».

3.Просмотор видео мультфильма «Смешарики из серии «Азбука безопасности»».

4.Презентация «Что дорожный знак сказал».

5. Загадки про ППД.

1.Помощь детям в составлении рассказов «Я пешеход».

2. Рекомендации родителям «По воспитанию грамотного пешехода»

3. Создание альбома «Авто-леди».

4.Изучение мультимедийной презентации «Правила дорожного движения для родителей-водителей»

1.Подбор видеоматериала. 2.Подоготовка презентации к просмотру.

3.Оформление информационных листов, памятки для родителей.

4. Помощь в создании альбома «Авто-леди».

5. Оформление на сайте электронной выставки детских работ

Апрель

1.Беседа «Правила поведения в транспорте».

2.Экскурсия  «На островок безопасности  «Дорожный знак - автобусная остановка»»

3. Дидактическая игра

 «Найди лишнее», «Собери знак»

4. Подвижная игра «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль».

5.Чтение: Н. Носов «Автомобиль»  

6. Слушание музыкальных произведений по данной теме.

7. Интервьюирование детей с целью подготовки к родительскому собранию

1.Памятка «Безопасное поведение на улице»

2. Родительское собрание «Полезные компьютерные игры для дошколят по ПДД»

1.Организация экскурсии.

2. Разработка памятки, подготовка к родительскому собранию.

Май

1.Беседа «Я хороший пешеход».

2.Лепка «Любимый дорожный знак »

3.Подведение результатов  педагогического наблюдения по теме: «Ребенок и дорога».

4.Конкурс рисунков «Детям знать положено правила дорожные».

5. Развлечение «Посвящение в пешеходы».

6.Участие в дистанционной викторине «Знатоки дорожных правил»

1.Итоговое анкетирование.

2.Ознакомление родителей с итогами проекта: «Азбука безопасности юного пешехода»

3.Помощь родителей в конкурсе рисунков.

4. Создание  обучающей презентации « Правила движения все без исключения дети знать должны»

5. Активное участие в развлечении «Посвящение в пешеходы».

6. Создание дидактической игры «Куб пешехода»

7.Участие в дистанционной викторине «Знатоки дорожных правил»

1.Подведение итогов по проекту и создание мини-музея «Светофорик».

2.Составление планов на будущее.

3.Подготовка к презентации.

4.Помощь в создании выставки рисунков «Детям знать положено правила дорожные».

Литература:kniga11

1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.

2.Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.

3.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.

4.Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. - М., 2004.

5.Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

6.Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.  - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

7.Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.

8.Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

9.Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.

10.Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М., 2000.

11.Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.

12.Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. - М.: ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.

13.Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.

14.Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».

15.Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».

16.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группе Тема: «Юные туристы»

Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной к школе группеТема: «Юные туристы»...

Конспект по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы – юные дизайнеры-модельеры»

1.Вводная часть.Воспитатель: Какие вы сегодня красивые и нарядные пришли в детский сад! Давайте-ка вспомним сейчас, какие профессии людей вы знаете? Кем хотите стать в будущем? (Ответы и рассуждения д...

Проект для детей подготовительной к школе группы «Азбука бережливости»

В наше время ограниченность ресурсов Земли становится одной из наиболее актуальных проблем. Но многие ли задумываются над предупреждениями ученых о том, что развитие человечества перестает быть устойч...

Конспект квест - игры по безопасности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Юные спасатели»

Конспект квест - игры по безопасностидля детей подготовительной к школе группы Тема: «Юные спасатели» Цель: закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья люд...

КВН по ПДД для детей подготовительной к школе группы «Азбука дорожной безопасности»

Цели: * закрепить с детьми правила поведения в опасных ситуациях.*повысить личную ответственность за свои поступки, их последствия* воспитывать дружеские взаимоотношения...