«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» Программа обучения правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
методическая разработка по обж (средняя, старшая группа) на тему

Алиева Зияфет Айдемировна

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах городов и сел. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Дорожная азбука"788.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Каменная средняя общеобразовательная школа»

«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

Программа обучения правилам дорожного

 движения и безопасному поведению на дороге

http://s018.radikal.ru/i507/1201/4f/477715d186ae.gif

С. Каменное. 2014г


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

Программа обучения правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге с детьми дошкольного возраста

«Дорожная азбука»

Полное наименование образовательного учреждения (по уставу)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Каменная средняя общеобразовательная школа»

Адрес учреждения (с указанием индекса), телефон, факс

628116, ХМАО-Югра, Тюменская область, Октябрьский район, с. Каменное, ул. Центральная, д. 30

Фамилия, имя отчество разработчиков

Алиева З. А.

Руководитель учреждения

Чернышова Н.С.

Цель Программы

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год.

На кого рассчитана программа

Программа разработана для детей дошкольного возраста (старшей и подготовительной групп). Возрастной состав детей от 4 до 7 лет.

Программа по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

«Дорожная азбука».

Подготовил воспитатель МКОУ

 «Каменная СОШ» Алиева З.А.

Пояснительная записка

«Правил дорожных на свете не мало,

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основную из правил движения

Знать как таблицу должны умножения.

На мостовой - не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!»

«Жизнь есть дар, великий дар и тот кто её не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своём юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Основными причинами дорожно-транспортного происшествия, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее несущих, требующих безотлагательных решений задач.

Цель программы - Способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Основные задачи:

  1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения;
  2. Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте;
  3. Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими,

запрещающими, информационно-указательными знаками;

  1. Отследить уровень знаний и умений детей в начале и конце учебного года.

Материалы, используемые на занятиях:

  • Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • Плакаты;
  • Дидактические игры;
  • Детская художественная литература;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Транспорт различного функционального назначения.

Методические приёмы:

  • Рассказ
  • Беседа
  • Ролевая игра
  • Дидактические игры
  • Чтение и заучивание стихов
  • Рассматривание иллюстраций
  • Наблюдение
  • Экскурсии, целевые прогулки.

Тематический словарь для детей старшего дошкольного возраста

Улица: автомагистраль, автодорог, шоссе, водитель, шофёр, пассажир, пешеход, проезжая часть, мостовая, обочина, пешеходная дорожка, пешеходный переход, тротуар, железная дорога, регулировщик, перекрёсток, жезл.

Дорожные знаки: односторонне движение, железнодорожный проезд без шлагбаума, дети, пешеходный переход, остановка автобуса, остановка троллейбуса, поворот (направо, налево), опасный поворот, пункт первой медицинской помощи, объезд, АЗС, техобслуживание.

Транспорт: автобус, троллейбус, велосипед, трамвай, мопед, мотоцикл, грузовая машина, легковой автомобиль, самосвал, грузовик, бетономешалка, бульдозер, экскаватор, пожарная машина, скорая помощь, ветеринарная помощь, полиция, ДПС, звуковой сигнал, двигатель автомобиля, трос, капот, фара, трос, прицеп, тормоз, сирена.

Содержание работы по ПДД

Сроки выполнения

Содержание деятельности

Ответственные

Ожидаемый результат

1-й этап-Подготовительный

Сентябрь

Проведение первоначальной диагностики знаний и умений детей по ПДД

Воспитатели

Пакет диагностических карт

Сентябрь

Изготовление  и расстановка вместе с детьми дорожных знаков на площадке детского сада

Воспитатели

Пополнение предметно-развивающей среды

Сентябрь

Чтение произведений. Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения

Воспитатели

Закрепление знаний о ПДД с детьми

В течении года

Рассматривание проблемных игровых ситуаций

-обыгрывание разных игровых ситуаций;

-расшифровка письма от регулировщика;

-объяснений правил дорожного движения.

Инспектор ГБДД

Воспитатели

Закрепление ПДД

Октябрь

Консультация для родителей «Безопасность детей - забота взрослых»

Воспитатели

Информированность родителей

Октябрь

Встреча с инспектором ГБДД «Обучение детей ПДД» (для педагогов ДОУ)

Инспектор ГБДД

 Повышение уровня профессионального мастерства

Ноябрь

Родительское собрание «Как знакомить детей с ПДД»

Воспитатели

Закрепление знаний родителей о ПДД

2-й этап - Основной

Ноябрь

Выпуск буклета для родителей «Правила езды на велосипеде для дошкольников»

Администрация ДОУ

Инспектор ГБДД

 Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства

Декабрь

Музыкальное развлечение  «В страну Светафорию»

Воспитатели

Закрепление ПДД

Декабрь

Семейный конкурс макетов «Любимые уголки родного села»

Воспитатели

Дети

родители

 Воспитание у детей  интереса к родному селу, развитие конструктивных и творческих способностей

Январь

Музыкально-спортивный праздник  «Азбука дорожного движения»

Воспитатели

Родители

Воспитание умения демонстрировать свои возможности.

Январь

Экскурсия «Правила пешехода в зимнее время года»

Воспитатели

Закрепление у детей  передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге

Февраль

Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»

Воспитатели

Информированность родителей

Февраль

Досуговая развлекательная игра –«Перекрёсток»

Воспитатели

Закрепить умения различить дорожные знаки

Март

Экскурсия - «Почему шумит улица?»

Воспитатели

Знакомство детей с различными видами транспорта

В течении года

Сюжетно-ролевые игры

Воспитатели

Закрепление ПДД

Апрель

Литературный калейдоскоп «Красный, жёлтый, зелёный»

Воспитатели

Воспитание умения демонстрировать свои знания и силы.

В течении года

 Участие в работе семинаров по ознакомлению детей с ПДД

Воспитатели

Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства

Май

Анализ отчётов воспитателей о работе по данному направлению

Ст. воспитатель

Анализ и самоанализ

Май

Проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по ПДД

Воспитатели

Пакет диагностических карт

3-й этап- Заключительный

Июнь

Проведение детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено»

Ст. воспитатель

Воспитатели

Закрепление знаний по ПДД у детей и их родителей.

Август

Совместная неделя безопасности

Воспитатели

Инспектор ГБДД

Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД посредством художественной и литературы

Месяц

Название произведения

Цель работы

Содержание работы

Сентябрь

Кто храбрей» А.Гангов  «Счастливого пути» Л. Симонова

Обсуждение поведения мальчиков, выяснение причин несчастного случая

Чтение, обсуждение.

Октябрь

«Если бы…» О Бедарев «Светофор» А Северный

«Светофор» В Кожевников

Закреплять знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице.

Чтение, аппликация.Вопросы беседы:я чего нужен светофор?Какой цвет светофора запрещает (разрешает) идти?Разучивание рифмованного правила

Ноябрь

«Дядя Степа-милиционер» С. Михалков.
«Милиционер» С. Маршак

Знакомство с работой милиционера-регулировщика.

Чтение, инсценировка.Вопросы беседы:Зачем нужен милиционер-регулировщик?Где обычно стоит постовой?

Декабрь

Загадки о транспорте.«Трамвай и его семья» Л. Гальперштейн «Машины» Я.Пишумов

Знакомство с транспортом и правилами поведения в нем

Отгадывание загадок. Сюжетное рисование.Беседа о трамвае

Январь

«Чудесный островок» А Дмоховский

Закрепление знаний о правилах перехода через улицу.

Чтение.Почему пешеходный переход называется «зеброй»?Расскажите, какнужно переходить дорогу?

Февраль

«Запрещается – разрешается» В Семернин «Пешеходный светофор» Я. Пишумов

Знакомство с правилами перехода через улицу.

Чтение, режиссерская игра. Вопросы беседы,в каком месте нужно переходить через улицу? Как нужно переходить улицу?

Март

Самокат» Н. Кончаловская

«Мяч» С Маршак

Знакомство с правилами поведения во дворе.

Чтение. Вопросы к беседе: Какие правила поведения во дворе вы знаете?В какие игры можно играть во дворе?

Апрель

«Песенка о правилах» Я Пишумов

Литературная викторина.

Обобщение и закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улице.

Чтение.Вопросы к беседе:Какие правила поведения на улице вы знаете?Все ли герои правильно вели себя на улице?Какие правила они нарушали?

Май

«Моя улица» С. Михалков.

«Самый лучший переход» Я. Пишумов.

Уточнение знаний о переходах.

Чтение, сюжетное рисование.Вопросы беседы:Для чего нужен подземный переход?В каких местах он находится?

Ребенок должен знать правила дорожного движения:

  • переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
  • не играть на дороге или около проезжей части;
  • переходить улицу только по пешеходному переходу;
  • при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
  • знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Ребенок должен уметь:

  • с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице
  • различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
  • называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
  • отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

Ребенок должен иметь представление:

  • о работе милиционера – регулировщика;
  • о работе водителя;
  • о том, как водители заботятся об автомобиле;
  • об автозаправочной станции, станции техобслуживания

Список литературы:

  • Поддубная Л.Б Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей»
  • Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгаград: ИТД «Корифей», 2009
  • Черепанова С.Н Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста – М.: «Издательство Скрипторий 2003»
  • Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007

C:\Users\учитель\Desktop\для презентации\8fddcf4afb0b19ce97c0d3b4bb5d153b.jpgD:\садик 1\олимпиада\027fb8015651a6b22f970b0998848eeb.jpg

C:\Users\учитель\Desktop\для презентации\7f32d8f6fdc7cd06c75b7f95fc4235f1.jpgC:\Users\учитель\Desktop\для презентации\77a905f7de4be749df56e10bb2785a44.jpg

C:\Users\учитель\Desktop\для презентации\5b5e93e05956df6c38c27fe5632906c5.jpgD:\садик 1\олимпиада\4deb48f627e6848568bff5fe4e21acb6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Безопасная дорога домой". Парциальная программа по формированию у детей безопасного поведения на дорогах.

Программа разработана для системного, углублённого изучения основ безопасного поведения ребёнка на дорогах и улицах села, умение ориентироваться на них, принимать правильное решение в нестандартной си...

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные  об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...

программа образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Дорожная азбука"

Этой программой я оптимально обеспечиваю процесс обучения дошкольников правилам дорожного давижения....

Программа по обучению дошкольников ПДД и Безопасному поведению на дороге. "Уважайте светофор"

Программа разработана для обучения детей дошкольного возраста (средней, старшей и подготовительной групп) практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающи...

Выступление на РМО на тему «Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах посредством театрализованной деятельности»

С каждым годом увеличивается количество автомобилей на дорогах, а также интенсивность и скорость движения, что влечет за собой рост дорожно - транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получа...

Перспективный план работы по обучению детей подготовительной группы безопасному поведению на дорогах

Перспективный план работы по обучению детей подготовительной группы безопасному поведению на дорогах...