Программа по обучению дошкольников ПДД и Безопасному поведению на дороге. "Уважайте светофор"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Программа разработана для обучения детей дошкольного возраста (средней, старшей и подготовительной групп) практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий,игр,тренингов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской федерации

Министерство образования Красноярского края

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 307 комбинированного вида»

ПРОГРАММА

ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ

«УВАЖАЙТЕ  СВЕТОФОР»

Программу разработали:

Понкратьева О.В. – заместитель заведующего по ВиМР,

Графина Т.В. – воспитатель,

Вагнер Н.В. – воспитатель,

Толкачева Е. В. – воспитатель.

Красноярск,

СОДЕРЖАНИЕ

I

 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

1.1.1

Цели и  задачи реализации Программы

1.1.2.

 Принципы и подходы к формированию Программы

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

II

 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.3.

Содержание работы с родителями по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения»

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Направления деятельности сотрудников МДОУ по реализации Программы.

3.2.

Распорядок и /или режим деятельности с дошкольниками по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

3.3.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

3.4.

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Список используемой литературы

Приложения

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Уважайте светофор»

Исполнитель программы

МБДОУ№ 307

Тел.  8(391) 266-90-12, E-mail: DOU307@mail.ru

Юридический адрес

660046, г. Красноярск, пр. Машиностроителей, 7

Тип

МБДОУ

Вид

 Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание,  обучение и развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Цель Программы

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка.

Задачи Программы

1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2.Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

5.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на  четыре  года.

На кого рассчитана программа

Программа разработана для обучения детей дошкольного возраста (средней, старшей и подготовительной групп). Возрастной состав детей от 3 до 7 лет.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  1. Создание условий для воспитания и обучения детей навыкам безопасного поведения на улице как пешехода, пассажира, водителя велосипеда.
  2. Повышение уровня знаний среди дошкольников, педагогов, родителей.
  3. Отсутствие случаев травматизма по причине незнания ПДД.
  4. Отсутствие нарушителей ПДД.

I. Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

       Данная программа разработана в силу актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города Красноярска.

      Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

      С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах г. Красноярска становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения, как по незнанию этих правил, так и по нежеланию их выполнять. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок. У дошкольников отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, свойственная взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. Оказавшись на улице, ребенок автоматически попадает в зону опасности, следует учить его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

       Именно поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо не

только обучить детей  правилам дорожного движения, но и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.

     Лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии»  участника дорожного движения, пешехода, а впоследствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье.

     П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество

дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они

любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого  возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

      К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей,

угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает

напряженность страха ввиду этих опасностей.

      Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. В частности, в исследованиях Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшина, Н.И. Клочанова,М.М. Котик, О.А. Скоролуповой и др.

     Как же добиться усвоения ребенком соответствующих норм и правил

дорожного движения? Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. Ведь безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в дорожных ситуациях.

      Программа «Уважайте светофор» - это возможность доступно разъяснить

правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл опасности несоблюдения правил, научить навыкам безопасного общения со

сложным миром перехода улиц и дорог.

     Новизна программы заключается в использовании вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объема знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей.

      Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Уважайте светофор» спроектирована с учетом требований ФГОС дошкольного образования, Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения»  (Статья 29), соответствует требованиям СанПиН 2.4.1. 3049-13, учтены концептуальные положения примерной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, особенности образовательного учреждения. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

  1. 1. 1. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы:

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах  города.

Задачи реализации Программы:

1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2. Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме.

3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

5.  Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей. 

1. 1. 2 Принципы и подходы к формированию Программы

  1. Культурно-исторический подход(Л.С. Выготский).

 определяет понимание взрослого как главного носителя культуры в процессе развития ребёнка; необходимость учёта интересов и потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей, ведущей деятельности возраста,внутри которой возникают новые виды деятельности.

2. Личностный подход (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Божович Л.И., Запорожец А.В.) предусматривает организацию образовательного процесса с учётом того, что развитие личности детей является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностного подхода заключается в создании условий для развития личности на основе изучения её задатков, способностей, интересов, склонностей с учётом признания уникальности личности, её интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Реализация личностного подхода в образовательном процессе предполагает субъект-субъектные взаимоотношения участников, подразумевающие равноправное сотрудничество и взаимопонимание, обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать.

3. Деятельностный подход (Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Запорожец А.В.) предполагает активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. Преобразуя действительность на доступном для него уровне, ребёнок проявляется как субъект не только определённой деятельности, но и собственного развития. Любая человеческая деятельность включает в себя ряд структурных компонентов: мотив, цель, действия, продукт, результат. Поэтому образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый ребёнок был мотивирован на достижение цели, добивался результата.

4. Культурологический подход ориентирует образовательную деятельность на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей.

5. Возрастной подход предполагает учёт закономерностей развития личности ребёнка, обусловленных возрастной периодизацией.

6.Индивидуальный подход предполагает осуществление образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия по отношению к каждому ребенку с целью достижения оптимальных результатов образовательного процесса.

7.Событийный подход (Григорьев Д.В.) предполагает представление образовательной деятельности в виде динамической сети событий, ситуаций, созданных усилиями субъектов образовательных отношений и выступающих условием личностного развития детей.

     Вся программа в силу ее особой значимости для охраны жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов дошкольного образования:

 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей;

10) принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

11) принцип развивающего обучения;

12) принцип интеграции содержания образовательного процесса.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

      Планируемые результаты освоения Программы  обучения дошкольников правилам дорожного движения и  безопасного поведения на дороге представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры обучения правилам дорожного движения и  безопасного поведения на дороге на этапе завершения дошкольного образования:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и

безопасности окружающих;

  • умение предвидеть возможную опасность, находить способы

избегать ее;

  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных

жизненных ситуациях;

  • умение организовать свою деятельность в соответствии с правилами

безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных ситуациях»;

  • способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии

с усвоенными правилами на дороге;

  • представление о возможных негативных последствиях для других

людей своими неосторожными действиями;

  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности

при  соблюдении правил поведения на улице, дороге.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

       Содержание образовательной деятельности по формированию основ

безопасного поведения на дорогах у детей строится в соответствии с ФГОС ДО, с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также авторских разработок Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л, Стеркиной Р.Б., Скоролуповой О.А.

     Перспективные планы составлены с учетом требований Образовательной программы МБДОУ № 307, возрастных особенностей, материально-технической базы учреждения и интеграции образовательных областей.

     Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге (группа младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет) представлен в Таблице № 1 (Приложение № 1).

     Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге (группа среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет) представлен в Таблице № 2 (Приложение № 2).

     Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге (группа старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет) представлен в Таблице № 3 (Приложение № 3).

     Перспективный план работы по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге (группа старшего дошкольного возраста с 6 до 7лет) представлен в Таблице № 4 (Приложение № 4).

  1. 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

  • Интерактивный метод обучения.
  • Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
  • Личностно-ориентированная технология.
  • Технология игрового обучения.
  • Метод наблюдения и беседы. 
  • Метод проектов.
  • Проблемный метод обучения.
  • Технология «Лэпбук».
  • ИКТ технологии.

Формы работы с детьми:

  • Тематические занятия.
  • Целевые экскурсии за пределы детского сада.
  • Игры и игровые упражнения по ПДД.
  • Наблюдения за окружающей действительностью во время прогулок.
  • Продуктивные виды деятельности по теме.
  • Конкурсы рисунков: «Я по городу иду», «Пешеход, дорога, водитель».
  • Тематическая неделя по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на дороге (в соответствии с комплексно-тематическим планированием МБДОУ № 3007).
  • Чтение художественной литературы.
  • Выступление детской агитбригады «Светофор» перед детьми и родителями (творческие выступления старших дошкольников для младших по ПДД).
  • Музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения.
  • Театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли).
  • Конкурсы, викторины, турниры среди воспитанников ДОУ по теме.
  • Ежегодное участие в районной игре-соревновании «Школа светофорных наук».
  • Участие в мероприятиях интерактивной библиотеки «Книжкин дом» в ДОУ по теме изучения правил дорожного движения.
  • Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций.

Педагогические работники Организации вправе самостоятельно выбирать виды и формы организации деятельности детей по обучению правилам дорожного движения и безопасному  поведению на дороге. При организации видов и форм организации детской деятельности педагогические работники учитывают основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и    дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
  • открытый временное начало и временной конец деятельности (свободные «вход» и «выход», каждый ребёнок работает в своем темпе).

  1. 3. Содержание работы с родителями по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения»

     Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с

семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями.

     Именно поэтому одной из приоритетных задач программы является создание условий для активного участия родителей по вопросам приобщения

детей к этике дорожно-транспортного поведения.

Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:        

  • С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями;
  • Активизировать деятельность родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

     Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма носит

разноплановый характер и не ограничивается рамками детского сада.

     Используются различные формы взаимодействия с родителями воспитанников. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов:

  • интервьюирование и анкетирование
  • социологические опросы
  • родительские собрания
  • родительские конференции
  • тематические консультации (групповые, индивидуальные)
  • круглый стол
  • педагогический совет с участием родителей
  • дни открытых дверей
  • вопросы и ответы на страничке в интернете (работа интернет-сайта ДОУ)
  • деловые игры
  • праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)
  • театрализованная деятельность
  • выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи
  • совместные экскурсии по улицам города (дети и родители)
  • наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями: стенды, ширмы, папки-передвижки, памятки.
  • видеофильмы (создаются по определенной тематике, например «Воспитываем грамотных пешеходов»)
  • родительская газета,  в которой есть колонка, посвященная проблеме профилактики дорожно-транспортного травматизма. В ней родители сами  отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Я во дворе один» и т.д.
  • «Встречи с интересными людьми» (тематические встречи с сотрудниками ГИБДД)
  •  изготовление карт-схем и макетов на тему «Безопасный путь в детский сад»
  • Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в рамках работы интерактивной библиотеки «Книжкин дом» в МБДОУ № 307
  • Участие в реализации проекта «Наш перекресток», направленного на создание развивающей среды на территории детского сада для обучения дошкольников ПДД.

III. Организационный раздел

3.1. Направления деятельности сотрудников МДОУ № 307 по реализации Программы.

  1. Деятельность заведующего:

- формирование пакета нормативной документации, локальных актов ДОУ;

- Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

- Проведение инструктажей;

- Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек).

2. Деятельность заместителя заведующего, старшего воспитателя:

- Определение места системы Обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.

- Создание странички безопасности, размещение информации на сайте ДОУ;

- Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды:

уголки безопасности в группах;

информационные стенды для родителей;

площадка для практических занятий с детьми (на территории детского сада).

3. Деятельность воспитателей:

- Создание условий для обучения детей ПДД в группах:

оформление уголков безопасности;

подбор литературы, фотографий по ПДД;

изготовление атрибутов к играм.

- Проведение мероприятий по обучению дошкольников правилам дорожного движения (НОД, праздники, развлечения, экскурсии, беседы и т.д.)

- Разработка конспектов НОД, сценариев досугов и других образовательных мероприятий по обучению детей ПДД.

- Взаимодействие с родителями.

4. Деятельность младшего воспитателя:

- Помощь в организации развивающей предметно- пространственной среды.

- Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

5. Деятельность медицинских работников:

- Участие в оценке образовательной деятельности в дошкольном учреждении с точки зрения состояния здоровья детей.

6. Деятельность музыкального руководителя:

- Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.

- Подбор музыкальных произведений.

7.  Деятельность инструктора по физической культуре:

- Помощь в организации предметно-развивающей среды.

-Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

- Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.

8. Деятельность учителя-логопеда:

- Помощь в организации предметно-развивающей среды.

- Проведение мероприятий по обучению дошкольников правилам дорожного движения (НОД, праздники, развлечения, экскурсии, беседы и т.д.)

- Разработка конспектов НОД, сценариев досугов и других образовательных мероприятий по обучению детей ПДД.

3.2. Распорядок и /или режим деятельности с дошкольниками по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

     Организация образовательной деятельности по обучению детей основам

безопасного поведения на дороге осуществляется как в совместной деятельности в процессе организации различных видов деятельности (коммуникативной, игровой, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательной, музыкальной); в ходе режимных моментов - беседы, чтения художественной литературы, обсуждения, наблюдения; так и в самостоятельной деятельности.

   Образовательная деятельность с детьми по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге проводится согласно учебному плану.

Учебный  план

Для детей 3-4, 4-5 лет по изучению программы «Уважайте светофор»

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год        

Мероприятия по тематическому плану

1

4

27

Для детей 5-6, 6-7  лет по изучению программы «Уважайте светофор»

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год

Мероприятию по тематическому плану

2

8

54

Мониторинг  проводится 2 раза в год:

                                   1 – вводная (сентябрь)

                                   2 - итоговая (май)

 

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

       Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на  обучение правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге - система материальных объектов для деятельности ребенка, способствующих развитию его личности.

        В каждой возрастной группе организованы центры безопасности. Центры безопасности оснащены атрибутами к сюжетно-ролевым играм, образовательным мероприятиям, направленным на формирование представлений воспитанников о правилах дорожного движения и оказания первой помощи. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка и жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки, и др. Дидактическим пособием является напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Также в центрах безопасности представлены настольно-печатные игры, иллюстративный материал, художественная литература, раскраски, конструктор, методический материал по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Материалы в них меняются, дополняются, заменяются по мере изучения темы, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей.

    При организации центров дорожной безопасности учитываются  ряд

требований к созданию предметно-развивающей среды:

  • безопасность – все оборудование, дидактический материал, пособия,

     материалы должны отвечать требованиям безопасности;

  • доступность – оборудование и материалы должны быть доступны детям в свободной деятельности;
  • педагогическая целесообразность – наполнение центра должно быть

простым и понятным для дошкольника и отражать реальную картину мира, меняться в соответствии с планом работы;

  • насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и

содержанию Программы) представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;

  • трансформируемость (возможность изменений РППС в зависимости от

образовательной ситуации) например, игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;

  • полифункциональность (возможность разнообразного использования)

при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.

  • вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового

материала) например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.

Примерный перечень оборудования в центре безопасности

Возраст

Наименование оборудования

Младший

дошкольный

возраст

(с 3 до 4 лет)

иллюстрации с изображением транспортных средств;

кружки красного и зелёного цвета;

макет пешеходного светофора;

атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт»

(разноцветные рули, шапочки разных видов машин,

нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.);

дидактические игры:«Собери машину» (из 4-х

частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор»;

картинки для игры на классификацию видов

транспорта;

простейший макет улицы (желательно крупный), где

обозначены тротуар и проезжая часть;

макет транспортного светофора (плоскостной).

художественная литература по возрасту

Средний

дошкольный

возраст

(с 4 до 5 лет)

макет светофора с переключающимися сигналами,

действующий от батарейки;

дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери

светофор»;

макет улицы с пешеходным переходом (обязательно);

полотно с изображением дорог, пешеходных переходов;

мелкий транспорт;

макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор;

небольшие игрушки (фигурки людей);

художественная литература по возрасту

Группа

старшего

дошкольного

возраста

 (с 5 до 6 лет)

макет перекрёстка, желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут

моделировать улицу;

набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:

информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

предупреждающие знаки – «Дети»;

запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка»,

«Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная

дорога», «Уступи дорогу»;

знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;

дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай

знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша

улица»;

 схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка;

 интерактивная панель (фланелеграф)

художественная литература по возрасту

Старший

дошкольный

возраст

(с 6 до 7 лет)

макет перекрёстка, желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут

моделировать улицу;

набор дорожных знаков

дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай

знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша

улица»;

 схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка;

интерактивная панель (фланелеграф)

картотека «опасных ситуаций»;

разметка: две полосы движения, пешеходные переходы,

«зебра», «островок безопасности», тротуары, перекрёсток;

действующий светофор;

детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины,

коляски;

наглядная информация: плакаты, баннеры;

художественная литература по возрасту

3.4. Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

        Для выявления уровня усвоения воспитанниками знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения была использована диагностическая методика, предложенная Е.И. Шаламовой.

Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков по ПДД. Для

систематизации работы по обучению детей ПДД выделено 5 блоков (в каждой возрастной группе идет обучение по этим блокам с последующим усложнением):

  • Улица – знакомство с элементами улицы, дороги, безопасными местами для игр, дорожной разметкой, дорожными знаками, работой светофора.
  • Водители – знакомство с правилами поведения водителей, дорожными знаками для водителей.
  • Пешеходы – обучение правилам перехода через дорогу, знакомство с обязанностями пешеходов.
  • Пассажиры – обучение правилам посадки, высадки и движения в различных видах транспорта, элементарными правилами поведения в общественном транспорте, знакомство с обязанностями пассажиров.
  • Инспектор ГИБДД – знакомство с трудом сотрудников ГИБДД, в том числе регулировщика.

     Определены уровни усвоения знаний и умений по ПДД для каждой возрастной группы.

Уровни освоения ребенком знаний и умений по ПДД

(конец года)

Младший

дошкольный возраст

с 3 до 4 лет

Средний дошкольный

возраст

с 4 до 5 лет

Старший дошкольный возраст

с 5 до 6 лет

с 6 до 7 лет

Понимает, что без

взрослых выходить на дорогу нельзя.

Называет виды

транспортных средств (автобус, легковой автомобиль, грузовой

автомобиль, велосипед,

мотоцикл и т.д.).

Знает:

Где ходят пешеходы,

где можно играть

детям.

Элементы дороги

(проезжая часть,

тротуар, обочина,

перекресток,

пешеходный переход и

т.д.).

Кто является

участником дорожного

движения.

Кто управляет автотранспортом, что при этом делает.

Где едут машины,

останавливается

автобус.

Какие средства

передвижения могут

перевозить людей; как

должны вести себя

дети в транспорте.

Кто регулирует

дорожное движение.

Знает:

Элементы улицы (дороги).

Участников дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир).

Где едут машины.

Правила движения

пешеходов в

установленных местах.

Правила посадки,

движения, высадки в

общественном

транспорте.

Виды автотранспорта.

Что такое пассажирский

транспорт.

Какие автомобили

называют грузовыми.

Для чего нужен грузовой транспорт.

Что делает водитель,

сотрудник ГИБДД. 

Части машины (колесо, руль, кабина, кузов).

Где можно играть, почему

нельзя играть на

проезжей части.

Средства регулирования

дорожного движения.

Дорожные знаки.

Что такое светофор, для

чего он нужен, на какой

сигнал светофора можно

переходить улицу.

Правила перехода через

дорогу.

Умеет ориентироваться в

ближайшем окружении

детского сада.

Понимает, что без взрослых

переходить улицу нельзя.

Освоил культуру поведения

на улице (в автобусе).

Знает:

Кто является участником

дорожного движения, его

обязанности.

Правила для пешеходов,

пассажиров.

Сигналы светофора и

регулировщика.

Чтобы не создавать опасности

на дороге, нужно быть

дисциплинированным.

Виды автотранспорта.

Что такое пассажирский

транспорт.

Какие автомобили называют

грузовыми, машинами

специального назначения.

Для чего нужен грузовой

транспорт.

Что делает водитель,

инспектор ГИБДД.

Части машины (колесо, руль,

кабина, кузов), что помогает работать мотору автомобиля.

Где можно играть, почему

нельзя играть на проезжей

части.

Что такое переход, проезжая

часть.

Где едут машины;

одностороннее,

двустороннее движение, что

это.

Средства регулирования

дорожного движения.

Что такое светофор, для чего

он нужен, на какой сигнал

светофора можно

переходить улицу.

Правила перехода через

дорогу, езды на велосипеде.

Запрещающие и

предупреждающие

дорожные знаки.

Умеет ориентироваться в

ближайшем окружении детского сада.

Освоил культуру поведения на

улице (в автобусе).

Знает:

Правила безопасности

поведения на улице, дороге,

в транспорте в различных погодных условиях.

Значение дорожной разметки;

сигналов транспортного светофора-регулировщика;

световых и звуковых

сигналов автомобилей.

Участников дорожного движения, их обязанности.

Правила для пешеходов,

пассажиров,

велосипедистов.

Виды автотранспорта.

Что такое пассажирский

транспорт; где его ожидают люди; как называют людей,

едущих в пассажирском

транспорте; правила

посадки и высадки из общественного транспорта.

Опознавательные знаки транспортных средств.

Что делают водитель,

сотрудник ГИБДД.

Названия и назначение

дорожных знаков.

Разновидности дорожных знаков: информационно-

указательные,

предписывающие,

запрещающие,

предупреждающие, знаки сервиса, знаки приоритета,

знаки особых предписаний.

Средства регулирования

дорожного движения.

Правила перехода через дорогу.

Что такое перекресток, зебра.

Как определить, куда

поворачивает автомобиль.

Умеет ориентироваться в

Ближайшем окружении

детского сада на улицах

города.

Освоил культуру поведения на

улице (в автобусе).

Шкала оценки знаний ребенком ПДД по блокам

Блоки

Оценка знаний и умений

Улица

3 балла: ориентируется в пространстве; знает цвета, элементы дороги, улицы; свободно ориентируется на местности вокруг детского сада, относительно дорог и транспортных средств.

2 балла: показывая и называя элементы дороги, улицы, допускает незначительные ошибки; путает понятия «слева -справа»; ориентируется на местности вокруг детского сада с помощью воспитателя.

1 балл: не различает левую и правую стороны; путает названия элементов дороги; затрудняется в ориентировке на местности вокруг детского сада

Водитель

3 балла: знает дорожные знаки, объясняет их значение; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД; безошибочно показывает и называет виды транспорта, части машин, классифицирует транспорт по назначению, знает значение предупредительных сигналов автомобилей.

2 балла: знает значение сигналов светофора, дорожных знаков, но допускает ошибки в их классификации; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД; допускает незначительные ошибки в различении видов транспорта, его

классификации, в объяснении значений предупредительных сигналов автомобиля.

1 балл: знает значение сигналов светофора, но путает

названия дорожных знаков, не классифицирует их, имеет представление о работе сотрудников ГИБДД; затрудняется в различении видов транспорта, его классификации, не знает значения предупредительных сигналов автомобиля

Пешеходы

3 балла: знает правила безопасного поведения на улице.

2 балла: допускает неточности в объяснении

последовательности правил перехода через дорогу; знает, где можно и где нельзя играть, особенности поведения в различных погодных условиях.

1 балл: рассказывает о правилах безопасного поведения на улице только с помощью воспитателя

Пассажиры

3 балла: знает правила поведения в общественном транспорте.

2 балла: допускает неточности в объяснении правил

поведения в общественном транспорте.

1 балл: рассказывает о правилах поведения в общественном транспорте только с помощью воспитателя

Инспектор

ГИБДД

3 балла: умеет различать группы дорожных знаков, знает дорожную разметку, средства регулирования может рассказать о работе сотрудников ГИБДД.

2 балла: допускает неточности в объяснении правил, ошибки в классификации дорожных знаков; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД.

1 балл: знает значения сигналов светофора, но путает

названия дорожных знаков, не классифицирует их, имеет представление о работе сотрудников ГИБДД

Подведение итогов:

Для групп с младшего дошкольного возраста до старшего дошкольного

возраста:

0 – 5 балла – низкий уровень

6 – 10 баллов – средний уровень

11 – 15 баллов – высокий уровень

Диагностическое обследование детей по ПДД

Группа младшего дошкольного возраста

( с 3 до 4 лет)

Фамилия, имя ребенка

Транспорт

Улица

Водитель

Пешеходы

Пассажиры

Инспектор ГИБДД

Итоговый результат

Виды

транспортных

средств

(автобус,

легковой и

грузовой

автомобили,

мотоцикл,

велосипед)

Ориентировка

в пространстве

(впереди,

сзади, слева,

справа, вверху,

внизу)

Элементы

дороги

(проезжая

часть,

тротуар,

пешеходный

переход,

перекресток)

Сигналы

светофора.

Что делает

водитель,

пешеходы

Правила поведения

на улице

(останавливаться у

проезжей части, при

переходе через

дорогу держать

взрослого за руку;

не выбегать на

проезжую часть,

двигаться по

тротуару)

Правила

поведения в

общественном

транспорте (не

толкаться, не

кричать,

разговаривать

тихо, уступать

места старшим)

Что делает

инспектор

ГИБДД

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Примечание: Н – начало года, К – конец года.

Группа среднего дошкольного возраста

(с 4 до 5 лет)

Фамилия, имя ребенка

Транспорт

Улица

Водитель

Пешеходы

Пассажиры

Инспектор ГИБДД

Итоговый результат

Транспортны

е средства

(автомобили,

пассажирский

транспорт,

мотоцикл,

велосипед,

специализированные

транспортные средства)

Элементы улицы

(дорога,

тротуар,

дома,

перекресток)

Ориентировка на

местности

вокруг

детского

сада

(назначение зданий

вокруг

детского

сада)

Ориентировка в

пространстве

(впереди,

сзади,

слева,

справа,

близко,

далеко,

очень

близко,

очень

далеко)

Элементы

дороги

(дорога,

проезжая

часть,

тротуар,

перекресток,

разделительная

полоса,

пешеходный переход)

Транспортные

средства.

Сигналы

светофора

(красный -

стой,

желтый -

внимание,

зеленый -

иди)

Виды

знаков

(запрещающие,

предупреждающие,

информационно-

указательные)

Значение

знаков

"Пешеходный

переход",

"Дети"

Правила

переход

а через

дорогу

(со

светофором, без

него)

Правила

посадки,

движения

и высадки

в

общественном

транспорте

Содержание

деятельности

сотрудника

ГИБДД

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Примечание: Н – начало года, К – конец года.

Группа старшего дошкольного возраста

(с 5 до 6 лет)

Фамилия, имя ребенка

Транспорт

Улица

Водитель

Пешеходы

Пассажиры

Инспектор ГИБДД

Итоговый результат

Виды

транспор

та

(наземны

й,

подземны

й,

воздушн

ый,

водный)

Сигналы

автомобил

ей

(звуковые,

световые)

.Опознава

тельные

знаки

транспорт

ных

средств.

Элементы

улицы

(здания,

скверы,

площади,

парки,

тротуары,

проезжая

часть,

перекрест

ок)

Элементы

дороги

(проезжая

часть,

тротуар,

пешеходн

ый

переход,

перекрест

ок,

разделите

льная

полоса,

обочина,

бордюр).

Дорожная

разметка.

Ориенти

ровка на

местност

и вокруг

детского

сада

(общест

венные

здания,

транспо

ртные

средства

своего

микрора

йона)

Ориенти

ровка

относите

льно

элемент

ов

дорог,

транспо

ртных

средств

Сигналы

светофора

(красный,

красный и

желтый

одновреме

нно,

зеленый,

зеленый

мигающи

й и

желтый)

Знаки для

водителей

("Пешеходный

переход",

"Въезд

запрещен",

"Движение

запрещено",

"Дети",

"Односторо

ннее

движение")

и

пешеходов

("Пешеходн

ая

дорожка", "

Движение

пешеходов

запрещено",

"Подземны

й переход",

"Автобусна

я

остановка")

Правил

а езды

на

велосипеде

Правила

перехода

через

дорогу с

двусторо

нним и

одностор

онним

движение

м.

Особенно

сти

движения

транспор

та и

пешеходо

в на

скользко

й дороге

Правила

посадки,

движени

я и

высадки

в

обществе

нном

транспор

те.

Особенн

ости

поведени

я во

время

гололеда

Работа

регулиро

вщика.

Сигнал

регулиро

вщика

Содерж

ание

деятель

ности

сотрудн

ика

ГИБДД

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Примечание: Н – начало года, К – конец года

Группа старшего дошкольного возраста

(с 6 до 7 лет)

Фамилия, имя ребенка

Транспорт

Улица

Водитель

Пешеходы

Пассажиры

Инспектор ГИБДД

Итоговый результат

Класс

ифика

ция и

назнач

ение

транс

порта

Предуп

редительные

сигналы.

Элеме

нты

улицы

и

дорог

и

Ориент

ировка

на

местнос

ти

вокруг

детског

о сада

Средство

регулиро

вания

дорожног

о

движени

я.

Сигналы

четырехстороннего

светофор

а

Правил

а для

велосип

едистов

Истори

я

автомот

отрансп

орта

Дорож

ные

знаки

и их

назнач

ения.

Групп

ы

дорож

ных

знаков

Обяза

нност

и

водит

еля

Переход

улицы

(со

светофор

ом, без

него; с

одностор

онним,

двусторо

нним

движение

м)

Прави

ла

повед

ения

на

перек

рестке

Обяза

нност

и

пешех

одов

Правил

а

посадки

,

движен

ия и

высадк

и в

общест

венном

транспо

рте.

Особен

ности

поведен

ия во

время

гололед

а

Истор

ия

возни

кнове

ния

служб

ы

ГИБД

Д

Текущ

ая

работа

ГИБД

Д

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Примечание: Н – начало года, К – конец года.

Список используемой литературы

  1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
  4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
  5. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
  6. Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
  7. Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
  8. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
  9. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
  10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.
  11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.
  12. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
  13. Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.

Приложения

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».

ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ  ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР»....

Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Уважайте светофор"

Проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах села Белозерки является наиболее актуальной. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...

Вариативная программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Я примерный пешеход"

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы, обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для...

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК»

    Цель программы: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков,...

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения важна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети....