Занятия по основам безопасности жизнедеятельности
план-конспект по обж по теме

Горожанкина Наталья Петровна

Предварительный просмотр:

        МБДОУ ДСКВ №52 «САМОЛЁТИК».

Занятие в подготовительной группе                «Школа дорожных наук».

                                                                                   Воспитатель:     Горожанкина Н.П.

г.Нижневартовск

                     

Тема: «Школа дорожных наук».

Цель: Формировать у детей навыки безопасного поведения на улице.

Задачи:                                                                                                      Образовательные:

  • Довести до сознания детей, что в большом городе все движение — и машин, и пешеходов — подчиняется особым правилам, которые называются правилами дорожного движения;
  • Учить детей различать опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, находить правильное решение, делать выводы;
  • Познакомить с новыми дорожными знаками, объяснить значение некоторых («Пешеходный переход», «Дети», «Дорожка для пешеходов», «Дорожка для Велосипедистов» и др.).

      Воспитательные:

  • Убедить детей в том, что их безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо они знают и выполняют правила дорожного движения;
  • Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность.     Развивающие:
  • Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия;
  • Развивать логическое мышление, речь, мелкую моторику рук.
  • Развивать логическое мышление, учить «просчитывать» различные ситуации, возникающие в дорожном движении;
  • Развивать навыки построения высказываний - рассуждений.

Обогащение и активизация словаря: пешеход, тротуар и проезжая часть, транспорт, дорожные знаки.

Оборудование: мультимедийный проектор; магнитные доски; картинки – ситуации; листы с заданием, цветные карандаши; памятки.

Предварительная работа: разгадывание загадок по данной теме, наблюдение на прогулке за транспортом, чтение С.Волков «Про правила дорожного движения».

Ход занятия.

Упражнение – приветствие «Прекрасное небо!»

Воспитатель вместе с детьми приветствуют  (дружно в один голос):

- «Доброе утро, ребята!

- Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем друг другу:

 «Доброе утро!»

          Прекрасное небо! (руки вверх)

          Прекрасна земля! (руки вниз)

          Прекрасные люди! (руки в стороны)

          Прекрасный - Я! (обнять себя).

1. Беседа.

Воспитатель:                                                                                                                                - Ребята, сегодня, я хочу вас пригласить в «Школу дорожных наук», на занятие. Как вы думаете, что изучают в этой школе?

- Я приготовила на занятие очень много интересных картинок и заданий. Посмотрите, что изображено на этой картинке? (Улица города, движущийся по ней транспорт, пешеходы идущие по тротуарам, переходящие улицу и т.д.) - Правильно, здесь вы видите улицу города.

Мы с вами живем в большом городе. В нем проживает много людей, по улицам ездит много машин, в нем постоянно происходят какие-то интересные события.

Для того чтобы в большом городе люди и машины не мешали друг другу, придуманы специальные правила. Они называются правилами дорожного движения. О них мы сегодня и поговорим.

2. Дети — участники дорожного движения

Воспитатель:

- Для начала мы с вами совершим путешествие в далекое - далекое прошлое, в те времена, когда даже города нашего не было.

- Вы знаете, что было на месте города?

      Когда-то в 1909 год, когда на правом берегу реки Обь была построена деревянная пристань Нижневартовская.  Около которой люди стали строить село. Машин тогда вовсе не было, люди ходили пешком или ездили на лошадях — верхом или в повозке. Как вы думаете, нужны тогда были правила дорожного движения?

А когда повозок и телег стало больше, то им стало тесно на дорогах, тогда люди и задумались: как же сделать так, чтобы все ехали и шли, друг другу не мешая, чтобы пешеходы не попадали под копыта или колеса телег? Вот тогда и стали придумывать правила движения по дорогам.

С открытием месторождений нефти село стало рабочим посёлком, а потом городом, в котором мы сейчас с вами живём.

В нашем городе всё движение - и людей, и транспорта - подчинено строгим правилам.

Мы с вами - тоже участники дорожного движения. Как мы участвуем в дорожном движении? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем обобщает их.)

  • Мы можем идти по улице, переходить через проезжую часть. Если мы по улице пешком ходим, значит, мы — пешеходы.
  • Ещё мы можем ехать в автобусе, маршрутных такси и  машине. Значит, мы - пассажиры городского транспорта.
  • А еще вы можете ехать на велосипеде, самокате. Значит, вы - водители детских транспортных средств.

Что же получается? Мы с вами должны знать правила для пешеходов, правила для пассажиров городского транспорта, правила для водителей детских транспортных средств и правила поведения на улице.

Задание № 1.  (Встали вокруг стола)

Воспитатель: 

- Посмотрите, на каких картинках дети ведут себя правильно, а на каких нет. Почему? (Ответы детей)

- Картинки, на которых дети ведут себя правильно, поставьте на синий мольберт, а картинки, на которых дети ведут себя неправильно на красный мольберт.

- Молодцы!  

П/игра «Светофор». (детям предлагается стать пешеходами и водителями, выполнять движения в соответствии с сигналами светофора).

3. Дорожные знаки.

             Стоят на дороге

             Всем людям в подмогу

             Простые и сложные

             Знаки ……           (дорожные)

- Ребята, а вы видели на улицах города разные вывески вдоль дорог?                    Это дорожные знаки. Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Они регулируют движение транспорта и пешеходов, в сложной дорожной обстановке.

Дорожные знаки бывают: запрещающие, предупреждающие – эти знаки самые яркие, для их окантовки используется красный цвет.

- Как вы думаете, о какой опасности они предупреждают?

Предписывающие, знаки сервиса и дополнительной информации - для этих знаков используются спокойные цвета. Тот, кто следует указаниям этих сигналов, на обозначенных ими участках может быть спокоен.

- Посмотрите и расскажите, о чём говорят эти знаки?

Чтобы проверить, как вы запомнили эти знаки, я приготовила для вас следующее задание.        

Задание № 2. (дети садятся за столы)

- Обведите по пунктирным линиям эти рисунки и раскрасьте их контуры,                      (тем кто справиться быстрее предлагается дополнительное задание)

- Какие знаки вы раскрасили? (предупреждающие)

- Правильно, это предупреждающие знаки дорожного движения. Они предупреждают водителей о приближении к опасному участку дороги.

- Молодцы, теперь вы выполнили это задание!

 

Физкультминутка.

Я однажды потерялся – (изобразить испуг)

Только быстро догадался – (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться)

Посмотрел туда - сюда – (повороты)

Нету мамы – вот беда - (развести руки в стороны)

Побежал налево я – (бег на месте)

Мама не нашлась моя - (руку козырьком)

Повернулся я вокруг - (поворот)

Может быть увижу вдруг – ( руку козырьком)

Нету, я решил стоять - (руки скрестить на груди)

И на месте маму ждать

Итог:

- Наше занятие в «Школе дорожных наук» подошло к концу, нам пора прощаться.  

- Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали?

- Были ли задания трудные для вас?

- Что вы расскажите своим друзьям (родителям)?

- Я хочу подарить вам  вот такие памятки, они будут постоянно напоминать о правилах дорожного движения, покажите их маме и своим друзьям.

 



Предварительный просмотр:

Я ИДУ ПО УЛИЦЕ…

Занятие по ознакомлению

с правилами дорожного движения

Старший дошкольный возраст

        Цель. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Учить избегать опасных ситуаций на дороге. Продолжать учить составлять последовательные рассказы по сюжетным картинам и из личного опыта. Формировать умение грамматически правильно строить и употреблять в речи сложные предложения. Развивать навыки коллективной работы.

        Материал. Мольберт. Иллюстрации с изображением дорожных знаков. Макет улицы города и светофора, игрушечные автомобили, фигурки пешеходов. Костюм Незнайки. Сдутый мяч. Серия сюжетных картинок «Незнайка на улице»:

  1. Незнайка и Чиполлино идут по тротуару. У Незнайки мяч. Он подбрасывает его ногой.
  2. Мяч катится на проезжую часть, по которой мчатся легковая машина и немного позади – грузовик. Незнайка бежит за мячом, Чиполлино пытается его удержать.
  3. Водитель легковой машины видит Незнайку, неожиданно выскочившего на дорогу, пытается свернуть. Автомобили сталкиваются.
  4. На месте аварии стоят два водителя, милиционер и Незнайка. Он опустил голову с виноватым видом, держит в руках сдутый мяч.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения. Знаете ли вы, почему так говорят: «Тише едешь, дальше будешь»?

        Дети. Если водитель едет быстро, он может попасть в аварию, потому что становится невнимательным. За превышение скорости автомобиль может остановить милиционер. Чем медленнее едет автомобиль, тем легче водителю рассмотреть дорожные знаки.

        Воспитатель. Правильно, чем аккуратнее и спокойнее ведут себя на проезжей части все участники движения, тем меньше происшествий происходит на автодорогах. Вы когда-нибудь были свидетелями дорожного происшествия? Расскажите об этом.

        Два-три ребенка составляют рассказы из личного опыта.

        Воспитатель. Для организации движения пешеходов и водителей и обеспечения их безопасности на дорогах установлены дорожные знаки. Каждый участник движения не только должен знать, что они обозначают, но и выполнять их требования, чтобы не произошло дорожно-транспортного происшествия – аварии. Скажите, какие дорожные знаки вы знаете?

        Дети называют дорожные знаки, которые они рассматривали на предыдущих занятиях. Воспитатель выставляет их на мольберт и предлагает детям поиграть в игру «Говорящие знаки». Каждый ребенок выбирает любой дорожный знак и рассказывает, что он обозначает, для кого из участников движения предназначен и что может произойти, если водитель или пешеход не заметят его или не выполнят его указание.

        Воспитатель. А теперь я загадаю вам загадки:

                Не живая, а идет,

                Неподвижна, а ведет. Что это? (Дорога.)

                Он мчится вдоль по улице,

                Ворчит скороговоркой.

                Машинам не угнаться

                За этой тараторкой.                  (Мотоцикл.)

                Не летит, не жужжит,

                Жук по улице бежит.

                И горят в глазах жука

                Два блестящих огонька.          (Автомобиль.)

                Стоит у края улицы

                В длинном сапоге

                Чучело трехглазое

                На одной ноге.

                Где машины движутся,

                Где сошлись пути,

                Помогает улицу

                Людям перейти.

                Запылал у чучела

                Изумрудный глаз –

                Значит, можно улицу

                Перейти сейчас.                     (Светофор.)

        Дети отгадывают загадки. Воспитатель выставляет на стол макет улицы, маленькие игрушечные автомобили, фигурки пешеходов, светофор и дорожные знаки. Затем предлагает двум-трем детям смоделировать на макете ситуации, при которых пешеходы или водители нарушают правила дорожного движения, и объяснить, почему подобные действия опасны.

        Воспитатель. Вспомните стихотворения, в которых говорится о том, что обозначают сигналы светофора.

        1-й ребенок.

        Чтоб тебе помочь, дружок,

        Путь пройти опасный,

        День и ночь горят огни –

        Зеленый, желтый, красный.

        

        2-й ребенок.

        Загорелся красный свет –

        Стой на месте, хода нет!

        3-й ребенок.

        Загорелся желтый свет.

        Он дает тебе совет:

        - Подожди, не торопись,

        Свет изменится, дождись!

        4-й ребенок.

        Свет зеленый говорит:

        - Проходите, путь открыт!

        Воспитатель. Молодцы, вы хорошо усвоили правила поведения на дороге. А вот герой одной сказки, ничего не знает и все забывает. Как вы думаете, кто это?

        Дети. Незнайка.

        

        Входит Незнайка (его роль исполняет взрослый), он неряшливо одет, держит в руках сдутый мяч и набор картинок.

        Воспитатель. Незнайка, что случилось? Почему ты такой грустный, и что случилось с твоим любимым мячом?

        Незнайка, тяжело вздыхая, молча протягивает картинки. Воспитатель выставляет их на мольберт (без соблюдения последовательности изображенных на них событий).

        Воспитатель. Дети, давайте разберемся, что же случилось с Незнайкой.

        Дети раскладывают картинки в соответствии с развитием сюжета. Два-три ребенка составляют по ним рассказы.

        Воспитатель. Незнайка, неужели все так и случилось?

        Незнайка вновь тяжело вздыхает и кивает головой.

        Воспитатель. Да, правил поведения на дороге ты не знаешь! Почему ты их не учишь, ведь ты уже большой? Наши дети давно уже знают, что на проезжей части играть запрещено!

        Незнайка. Научите меня, пожалуйста, всему, что сами знает.

        Воспитатель. Дети, поможем Незнайке усвоить правила дорожного движения?

        Дети. Да!

        Воспитатель. Чтобы остаться на занятии, ты должен привести себя в порядок, внимательно слушать и выполнять то, о чем я буду говорить.

        Незнайка поправляет одежду. Воспитатель предлагает ему вместе с детьми выполнить движения в соответствии с текстом стихотворения.

        

Воспитатель.

                Наш Незнайка потянулся,

                (поднимают руки вверх, потягиваются.)

                Раз нагнулся, два нагнулся,

                (делают наклоны вправо-влево.)

                Руки в стороны развел,

                (разводят руки в стороны.)

                Мячик свой он не нашел.

                (поворачивают голову вправо-влево.)

                Чтоб пропажу отыскать,

                Надо на носочки встать.

                (ставят руки на пояс, встают на носочки.)

                Наконец, нашелся мяч,

                Он готов пуститься вскачь.

                Вы попрыгайте немножко

                По спортивной по дорожке.

                (выполняют прыжки.)

                Но не стоит,  мячик мой,

                Так скакать по мостовой.

        Воспитатель. Давайте поиграем. Я начну предложение, а вы его продолжите.

        Я могу перейти через дорогу, только если…

        Если не соблюдать правила дорожного движения, то…

        На проезжей части нельзя играть, потому что…

        Воспитатель. Послушайте еще одну загадку:

                Посмотри, силач какой!

                Он взмахнул одной рукой –

                И остановился вмиг

                Пятитонный грузовик.

        Незнайка. Я знаю, это кран, он может зацепить и задержать любую машину.

        Воспитатель. Дети, а вы как думаете, прав Незнайка?

        Дети. Нет, это регулировщик.

        Воспитатель. Правильно! Как вы думаете, у регулировщика или инспектора дорожного движения трудная работа? Какими качествами должен обладать человек этой профессии? (Дети высказывают предположения.)

        Представьте себе, что вы работаете инспекторами дорожного движения.

        Как выглядит ваша форма? Какие предметы вы используете для регулирования движения пешеходов и автотранспорта? Что входит в ваши обязанности? (Ответы детей.)

        Незнайка. Как интересно! Оказывается, я еще много не знаю. Вы могли бы ответить на мои вопросы?

        Почему нельзя играть рядом с проезжей частью?

        Для чего существуют пешеходные переходы?

        Почему опасно переходить дорогу перед близко идущим транспортом?

        Почему нельзя выходить на проезжую часть из-за кустов или заборов?

        Почему дети должны держаться за руку взрослого при переходе через дорогу? (Ответы детей.)

        Незнайка. Спасибо вам за то, что вы объяснили мне, как нужно вести себя на улицах города. Теперь я буду внимателен и осторожен. Можно обращаться к вам, если мне понадобится помощь или появятся новые вопросы?

        Дети. Да!

        Воспитатель. Конечно, приходи, Незнайка, мы всегда будем рады помочь тебе и научить всему тому, что знаем сами.

        Незнайка прощается и уходит.

        Воспитатель. Я уверена, что вы запомните правила дорожного движения и никогда их не нарушите. Дома вместе с мамами и папами нарисуйте, пожалуйста, картину на тему «Улица моего города».



Предварительный просмотр:

Занятие познавательного цикла

Занятие №1 «Огонь друг или враг?»

Цель: показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём. Развивать чувство ответственности за свои поступки.

Ключевые слова: огонь, пожар, опасно.

Материал: презентация «Огонь  друг или враг?», мультимедийная установка, картинки двух видов с изображением огня – друга и огня – врага.

Ход занятия:

– Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для всех нас тему. А вот на какую, попробуйте определить сами. Я загадаю вам загадку, а вы скажите, о чем сегодня мы будем говорить на занятии.
Слайд 1

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
- Тема нашего занятия «Огонь  друг или враг»
Слайд 2

– Так о чём мы будем говорить? О безопасном обращении с огнём.

Слайд 3

Говорим - огонь нам друг!                                                                                                                                  Но врагом он станет вдруг
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнём.
Тут он страшен и суров-
И от дома – куча дров!

Слайд 4
- Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.                                                                                                                  
Слайд 5,6
- Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.  

Слайд  7       
- Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу.

Слайд 8  
- Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь.
- Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите.

Слайд 9,10,11
- А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

Слайд 12

- Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает наши дома, улицы, по его линиям движутся трамваи и троллейбусы.

Слайд 13

- Электрическим током «питаются» и гигантские заводы, и работающие в нашей квартирах телевизоры, радио- приёмники, пылесосы, утюги, холодильники…

Слайд 14
- Заглядывает утром в твоё окошко ласковый лучик солнца. Что такое солнце? Это – тоже огонь.

Слайд 15
- Оно  верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
- Какие вы знаете, профессии, где человек применяет огонь?

Слайд 16  

- Но случается, что огонь из верного друга и помощника превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Слайд 17
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользнет коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой  дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

- Сила у друга – огня – большая - пребольшая! Но если этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Самый ужасный, самый опасный огонь – это огонь войны.

- Он уносит человеческие жизни, стирает с лица земли большие города и маленькие деревни.
- Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить и дом, и деревню, и лес.

Слайд 18
- Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия, больницы, магазины, корабли, самолёты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля. (слайд)
- Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.

Слайд 19
Физминутка: Игра «Это я, это все мои друзья»
-Я задаю Вам вопросы, а Вы будете хором отвечать:
-«Это я, это я, это - все мои друзья!»
- Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто из Вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар! Горим!»
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто из Вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
- Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»

Слайд 20
ИГРА - ЗАДАНИЕ «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ»

Детям предлагается разложить картинки на группы «огонь - друг» и «огонь враг» и объяснить выбор.

Нужно помнить всегда:

  • Огонь требует бережного обращения.
  • Баловство с огнём может привести к беде.

Слайд 21
- Кто из вас может назвать сказки или другие произведения, где пожар возник из – за неосторожности или баловства? (Дети размышляют, вспоминают, высказывают предположения: «Кошкин дом», «Путаница».)

Слайд 22,23,24,25
Итог.

       Таким образом, мы видим, что огонь- друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше, но он может стать и врагом при неправильном обращении.

     

Закрепляем правила обращения с огнём:

  • Нельзя близко подходить к огню: можно обжечься.
  • Нельзя близко подносить предметы к огню: они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
  • Баловство с огнём может привести к беде.
  • Огонь требует бережного обращения.



Предварительный просмотр:

Занятие  «Пожарный номер - 01»

Цель: познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить со средствами пожаротушения, боевой одеждой пожарного (БОП или боёвка), номером телефона пожарной службы. Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду.

Ключевые слова: огонь, пожар, пожарная служба, пожарный, боёвка.

Материал: презентация «Пожарный номер - 01», мультимедийная установка, картинки с лабиринтами, карандаши.

Ход занятия:

Слайд 1.

Воспитатель начинает читать стихотворение, концентрируя внимание детей:

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!..

Эй, пожарная бригада,

Поторапливаться надо!

Поскорей, без проволочек,

Наливайте воду в бочки.

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!..

Воспитатель. Всем хорошо знакомы эти Строчки, а вы узнали, из какого они произведения? Кто автор? Что случилось с кошкой? Отчего загорелся новый дом? Кто тушил пожар? Из чего был построен Кошкин дом? (Ответы детей.)

            Конечно, Кошкин дом был построен из дерева, поэтому он так быстро и сгорел. А кто из вас знает, из чего строили дома люди, жившие до нас? (Варианты ответов.)

    Дома на Руси строили из дерева, и, к сожалению, в них тоже случались пожары. Пожары в деревянной Руси всегда были страшным бедствием, в огне ежегодно погибали многие тысячи человек. Горели города во время войн, поджигаемые врагами, люди оставались без крова.

Но много опасностей таил огонь и в мирное время. Поскольку печей тогда еще не было, огонь разводили в яме прямо в доме. Дым же выходил наружу через отверстие, сделанное в соломенной крыше. А из-за тесной застройки огонь моментально распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало.

Оповещали о пожаре при помощи набатного колокола. На звуки набата сбегалось много народу, но, поскольку бороться с огнем как следует не умели, да и специальных средств для этого не было, многие гибли при тушении. Пожарная повинность существовала долгое время. Только царь Александр I специальным указом освободил москвичей от обязательной явки на пожар. Одновременно с этим царь приказывал «для отправления ночной стражи и содержания пожарных служителей составить особенную из отставных солдат, к фронтовой службе неспособных, команду».

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя московского и всея Руси Ивана III, который вместе со своей дружиной и сыном участвовал в тушении двух крупнейших пожаров. Он давал команды на разборку ближайших домов и построек, рубил заборы. Государевы стражники превратились в топорников и ведерников.

Воспитатель. Как вы думаете, почему так стали называть людей, тушивших пожар? (Топорами рубили и разбирали деревянные постройки, находящиеся рядом с огнем, а ведрами носили воду для тушения пожара. Каждый занимался своим делом.)

Топоры, багры и ведра, специальные щиты были первыми средствами пожаротушения на Руси.

Прошли годы. Дома стали строить из камня, но пожары возникают и сейчас. Кто же спешит к нам на помощь в случае беды? Как и кому сообщить о пожаре? (Ответы детей.)

Слайд 2,3,4.

- Огонь – не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные.

Пожарные – это люди, которые каждый день рискуют своим здоровьем и даже жизнью ради спасения чьей-то жизни и имущества.

Слайд 5,6.


-Почти два века, как в нашей стране появились пожарные. Взгляни, каким было житьё - бытьё первых пожарных.
Высокая башня – это каланча. Из неё виден пожар: где огонь, там и дым. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом – повозки с водой, багры, лестницы, лошади.
Лошади – самые лучшие, самые резвые!

Слайд 7.
- Необыкновенной удалью и геройством славились пожарные.
- Есть у пожарных и поезда. В одном вагоне - насосная станция, в другом - пожарный
автомобиль. В таком поезде есть всё, что нужно для схватки с огнём. К горящей станции или составу его домчит дежурный локомотив.
- Есть и пожарные самолёты и вертолёты.
Слайд 8.

       Кто из вас знает, на чем передвигаются пожарные по городу? Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук сирены. Пожарных машин всегда несколько. На каждой машине — бригада пожарных. Послушайте стихотворение.

Мы — пожарные

На машине ярко-красной

 Мчимся мы вперед.

Труд тяжелый и опасный

Нас, пожарных, ждет.

Вой пронзительный сирены

Может оглушить.

 Будем и водой и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

 С пламенем бороться будем

 Мы и день и ночь!

     - Чем пожарные тушат бушующее пламя? Верно! Заливают водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях.

        Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает пожарным и высокая складная лестница, по которой они проникают, внутрь горящего дома через окна и балконы.

Слайд 9.

Задание «Лабиринт». Помогите пожарному потушить  пожар.

Слайд 10.

Итог.

Кто же спешит к нам на помощь в случае беды? Как и кому сообщить о пожаре? (Ответы детей.)

Воспитатель. Пожарные - люди смелые, сильные, ловкие, отважные и дружные, всегда готовы прийти на помощь.



Предварительный просмотр:

Занятие «Электроприборы»

Цель: Закрепить у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.  Предостеречь от несчастных случаев в быту.

Ключевые слова: электричество, электроприборы, пожароопасные предметы, огонь. утюг, пылесос, электросамовар, электроплитка, электрическая лампа, электромиксер, магнитофон, телевизор, электрошнур, розетка, вилка.

Материал: презентация «Электроприборы», мультимедийная установка, тетрадь по ОБЖ, карандаши, листы с заданием.

Ход занятия:

Слайд 1.

Краткая беседа об электрических приборах по вопросам:

Слайд 2.3

Какие приборы называем электрическими?

Слайд 4.

Чем опасен электрический ток?

Слайд 5.

Назовите известные вам электрические приборы?

Для чего они необходимы?

Слайд 6.

Чем полезно электричество?

Слайд 7,8,9.

Чем опасен электрический ток?

Задание№1. В рабочей тетради по ОБЖ (с. 6—7). Предложите рассмотреть изображенные предметы, описать их вид, внешнее строение; расскажите, как ими пользоваться.

Предложите детям нарисовать знаки возле каждого предмета:

— Осторожно пользоваться!

— Нельзя самому пользоваться!

Ещё раз с детьми закрепить знания об электричестве (показать его природу на примере молнии), о его значении, об опасности тока. Слайд 10.

Слайд 11.

Задание №2. Кот – озорник спутал все провода. Какой из электроприборов включён в розетку.

Игра: «Загадки»

Слайд 12.

 У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу. (Телевизор.)

Слайд 13.

Плывет электроход

То назад, то вперед. (Утюг.)

Слайд 14.

Он один на всем свете

Очень рад пыль встретить. (Пылесос.)

Слайд 15.

На столе, в колпаке

Да в стеклянном пузырьке,

Поселился дружок —

Развеселый огонек. (Настольная лампа.)

Слайд 16.

Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня, как ни трудитесь,

Без обеда насидитесь. (Электроплита.)

Слайд 17.

Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок.

Никого он не бьет,

Но зато все собьет. (Миксер.)

Слайд 18,19,20,21,22.
Итог.

Вместе с детьми сформулировать правила пользования электроприборами:

  • Пользуйтесь только теми приборами, которыми разрешают пользоваться родители.
  • Не используйте неисправные электроприборы.
  • Никогда не оставляйте включенный электроприбор без присмотра.
  • Не играйте электрическими приборами, не тяните за электрический шнур, особенно, если он включен в сеть.
  • Не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками. Помните! Нельзя пользоваться электрическими приборами, находясь в воде.
  • Об обнаруженных неисправностях в электроприборах, оголенных и плохо изолированных проводах немедленно сообщайте родителям.
  • Помните! Если  при включении или работе  прибора появляются искры или запах горящей резины, сообщите об этом родителям, если их нет дома, то соседям.

И срочно вызывайте пожарных по номеру 01.

  • Никогда не тушите огонь самостоятельно, так как нельзя тушить водой горящие электрические устройства, подключенные в электрическую сеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Я б в пожарные пошел»

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в быту, учить адекватному поведению в случае возникновения пожара....

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе на тему Пожарная безопасность"

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе на тему Пожарная безопасность"...

Занятие по основам безопасности жизнедеятельности в подготовительной группе «Островки безопасности»

Цель: Закреплять знания о правилах безопасности в разных ситуациях.Задачи:1. Закреплять знания детей о правилах поведения в доме и  на улице ;уточнить  знания об опасных предм...