Лего-конструирование в развитии детей с расстройствами аутистического спектра
консультация по коррекционной педагогике

Данилова Елена Николаевна

Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В).

Важно не только дать детям систему знаний, умений и навыков в соответствии с их особенностями и возможностями, но вызвать у них потребность общения с окружающими, способность налаживать контакты с взрослыми и со сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации принятыми в человеческом обществе средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego.docx79.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы обучения детей с аутичными проявлениями разрабатываются специальной педагогикой в течение многих лет. В нашей стране и за рубежом активный поиск различных подходов медикаментозных и в первую очередь психолого-педагогических, направленных на коррекцию аутистического дизонтогенеза, нормализацию психического развития такого ребенка.

        Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В).

Важно не только дать детям систему знаний, умений и навыков в соответствии с их особенностями и возможностями, но вызвать у них потребность общения с окружающими, способность налаживать контакты с взрослыми и со сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации принятыми в человеческом обществе средствами.

Только под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в специально организованных условиях, когда используются разнообразные корригирующие средства, дети с выраженными физическими и интеллектуальными нарушениями продвигаются в своем развитии.

Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, в общем, и специальном образовании большое внимание отводится разработке и внедрению тех педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они оказывают коррекционно-развивающее воздействие на общее развитие ребенка, так как способствуют формированию речи, перцептивных и интеллектуальных действий, повышают мотивацию к обучению, учат управлять своим поведением, таким образом, создаются предпосылки, необходимые для успешной социализации. (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Н.Н. Поддъяков).

      Все любят LEGO, в том числе дети в спектре аутизма. Играя в LEGO  в социальной среде, мы можем найти скрытую способность аутичных детей к сотрудничеству с другими. Детей с аутизмом естественным образом могут привлекать и мотивировать вещи того или иного рода. LEGO – это систематизированная игра, которая является полезной для детей с расстройствами аутистического спектра.

     Дети с помощью занятий LEGO – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.

Что дадут занятия:

  • Знания о формах и деталях
  • Развитие цветового восприятия
  • Математическое и пространственное мышление
  • Знания окружающего мира
  • Формирование эстетического вкуса
  • Математическое и пространственное мышление
  • Умение определять форму тела и воспроизводить ее

На занятиях по LEGO – конструированию дети с расстройством  аутистического спектра:

  • Развивают моторику рук
  • Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве
  • Получают математические знания о свете, форме, пропорции, симметрии
  • Расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте
  • Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление
  • Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить
  • Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
  • Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд. Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

В середине прошлого века появился первый конструктор LEGO, в свою очередь, произведя революцию и положив начало в развитии конструкторов. Отличительной чертой LEGO от других строительных комплектов послужило то, что LEGO предложил скрепляющиеся между  собой детали, которые в ходе постройки оставались крепкими и сбалансированными.

Именно оригинальность LEGO конструкторов оценили по  достоинству дети всей планеты.

Применение LEGO способствует:

  • Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются   детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
  • Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких       мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
  • Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
  • Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу.
  • Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи. Вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких  деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

LEGO - конструирование теснейшим образом связано с областями ФГОС:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Обучаясь игре с LEGO дети проходят путь от простого к сложному. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют аутичным детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Принципы при обучении игре с LEGO:

  • Последовательность и систематичность обучения и воспитания;
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, доступность и наглядность.

Этапы развития способностей к конструированию:

- Планирование предстоящей деятельности, представление хода работы по этапам, описание окончательного результата готового изделия.

-Овладение умением охарактеризовать модель.

- Самостоятельное конструирование.

- Овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.

- Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.

- Определение назначения получившегося изделия.

В своей работе я использую игры:

Игра «Самоделкин»: ребенок выстраивает из LEGO любые фигуры (поезд, дом, башня, лесенка и т. д. с целью отработки понятий высокий - низкий, длинный - короткий, большой – маленький.

Игры с песком:

-«Угадай, какая деталь»: ребенок ищет закопанную в песочном бассейне деталь конструктора и определяет ее название, а также считает количество кнопочек на детали;

- «Соедини детали на ощупь»: ребенок ищет закопанные в песочном бассейне детали конструктора и соединяет их на ощупь, после чего вытаскивает и описывает, на что похожа постройка.

Игры с водой:

-«Плывет кораблик»: ребенок конструирует из LEGO кораблик, лодку или плот, присоединяя к постройке парус (бумажную салфетку, после чего выполняются дыхательные упражнения (ребенок дует на кораблик - кораблик плывет);

- «Подводное царство»: ребенок выполняет постройки из LEGO по инструкции педагога и ли самостоятельно по замыслу, держа руки в контейнере с водой;

-«Ищем клад»: ребенок ищет детали конструктора с закрытыми глазами, держа руки в контейнере с водой;

Игра «Веселый поезд»: построение поезда по словесной инструкции

с использованием слов «за, перед, между, справа, слева, позади, впереди».

Разыгрывание практических ситуаций с использованием построек из LEGO, Лего - животных и Лего - людей.

Игра «Волшебный мешочек»: ребенок нащупывает в мешочке детали конструктора, дает им название, считает кнопочки.

Игра «Путешествие к звукам»: постройки из LEGO звуковых схем слов (красный кубик - гласный звук, синий кубик - твердый согласный звук, зеленый кубик - мягкий согласный звук).

Использование лего-поезда для игры «Слоговая цепочка»: на Лего - вагонах поезда слоги располагаются так, что последний слог слова является    первым слогом следующего слова (например, иг---ра---мы--по---си---дим).

«Волшебный голосок»: построение лесенки из LEGO с

последующим использованием ее для развития силы голоса (громко - тихо, звонко - басом, при этом дети переступают по лесенке пальчиками.

Построение фигурок из LEGO с последующим использованием их для занятий артикуляционной гимнастикой

(«Окошко», «Слоник», «Змейка», «Индюк», «Лошадка»).

Правила работы с аутичными детьми:

  • Принимать ребенка таким, какой он есть.
  • Исходить из интересов ребенка.
  • Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  • Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность    ребенка).
  • Научиться        улавливать        малейшие        вербальные        и невербальные     сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  • Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
  • Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  • Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  • Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
  • Избегать переутомления ребенка.

Правила работы с аутичными детьми:

  • Принимать ребенка таким, какой он есть.
  • Исходить из интересов ребенка.
  • Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  • Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  • Научиться        улавливать        малейшие        вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  • Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
  • Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  • Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  • Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
  • Избегать переутомления ребенка.

«Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». (Ж Пиаже)

Используемая литература:

1.Веденина М.Ю., Окунева О.Н. «Использование поведенческой терапии аутичных   детей   для   формирования   навыков  бытовой          адаптации» Дефектология * 1 9 9 7 г .

2.Вейс Томас Й. «Как помочь ребенку?» Москва 1992г.

3. Комарова Л.Г. «Строим из Лего. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами Лего – конструирования» - М., 2003г1. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СРАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАРазвитие детей определяется многочисленными факторами, среди которых особое место занимает игровая деятельность, являющаяся ведуще...

Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»

Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...

"Детский сад для всех" Инновационная технология воспитания и развитие детей с расстройствами аутистического спектра ДОУ

Комплексное сопровождение детей с РАС сборник материалов II Всероссийской научно-практической  конференции   стр.168...