Статья «Особенности логопедической работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра».
статья по коррекционной педагогике
Статья «Особенности логопедической работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_logopedicheskoy_raboty_s_detmi_ras.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Особенности логопедической работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра».
В настоящее время в нашем детском саду в разновозрастной группе компенсирующей направленности со сложным дефектом в значительной мере увеличилось количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с наличием тяжёлых речевых нарушений.
Работая 10лет в данной группе, для себя я выделила, что первым необходимым этапом в работе с аутичными детьми является установление контакта, с привлечением к работе всех анализаторов. Только после установления контакта ведётся работа на отрабатывание речевых навыков и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования коммуникативного поведения у детей.
На начальном этапе работы формируется реакция оживления, зрительного и глазо-ручного слежения. Ребёнок обучается следить за движениями собственной руки, за предметами, захваченными рукой самого ребенка. На этом этапе коррекции в процессе манипуляции с предметами я стремлюсь развить тактильное, мышечное, кинестетическое, зрительное восприятие объектов, отработать связи между всеми видами движений, действий и восприятием предметов, а позднее их словесным обозначением. Основной задачей этого этапа является преодоление страха. Для успешной реализации этого этапа я использую щадящую сенсорную атмосферу: занятия провожу в индивидуальной форме, в отдельной комнате, негромким голосом, без резких движений, иногда без прямого контакта в глаза, без прямого вопроса, обращенного к ребёнку. На этом этапе использую ряд приёмов, таких как ребёнка, раскачиваю, поглаживаю, прикасаюсь к его рукам, голове, прижимаю его к себе, использую игры соответствующие интересам ребёнка: перебираю цветные камушки, пересыпаю песок и т.д. При проявлении малейшей активности поощряю ребенка.
На начальном этапе коррекции большое место отвожу специальному массажу пальцев рук, отрабатываю подражание, мышечную силу кистей рук.
На фоне проводимого массажа движения пальцев становятся более четкими, приближается к норме мышечный тонус кисти, оживляется мимика.
На основном обучающем этапе работаю по следующим направлениям:
- Развитие слухового и зрительного внимания;
- Развитие способностей использовать невербальные способы коммуникации;
- Развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- Развитие физиологического и речевого дыхания;
- Развитие чувства ритма;
- Накопление пассивного словаря;
- Обучение звукоподражанию;
- Формированию умения понимать обращенную речь;
- Развитие мотивации речевого общения;
- Расширение активного словаря.
Для восстановления речи использую приспособленные к детскому аутизму методические приёмы, которые позволяют учитывать как негативизм детей, так и особенности их речевых нарушений. При неполной утрате речи, прежде всего, определяю уровень речевого развития ребёнка, его словарный запас, развитие имитационной, рецептивной и экспрессивной речи. Выявляю понимание обращённой речи, уровень звукопроизношения, способность к называнию предметов, действий, использование местоимений по отношению к себе и окружающим лицам, а также умение составлять фразы.
Если у ребёнка речь распалась полностью, я начинаю восстановление с уровня фонем и слогов, затем отдельных слов. Для неговорящего ребёнка занятия начинаю с называния звуков через имитацию с помощью движений (фонематической ритмики), объединения их в слоги, слова и напевное произношение.
Обучение новому слову обязательно сопровождаю показом предмета, дачей его в руки ребёнку, многократным повторением его названия.
Обучение говорить начинается с самого первого шага - с представления простой концепции: «Если я что-то сделаю, я получу что-то». Если ребёнок не говорит нужно создать сильную мотивацию для общения. Единственный способ создания мотивации - подкрепление. Язык жестов может быть хорошим переходным этапом к разговорной речи, так как реализуется в такой форме общения, которую легко подсказать, и,следовательно, легко подкрепить. Для того чтобы научить самому простому жесту - показывать пальчиком на желаемый предмет нужно создать мотивацию - убрать в недоступное место предмет. Ребёнок выражает свою просьбу в определенной последовательности.
Коррекция речевой функции происходит за счет поэтапного усложнения деятельности и увеличения предлагаемого стимульного материала. Коррекционная логопедическая работа, проводимая с детьми с аутизмом, затрудняется поведенческими, психическими чертами, характерными только для этого заболевания. Все дети, которым поставлен диагноз аутизма, имеют сложные симптомы во всех областях социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. Поэтому коррекционная работа на всех этапах своего воздействия обладает специфическими особенностями. Одними из главных трудностей на всем этапе коррекционной работы остается отсутствие мотивации у детей с аутизмом, нарушения внимания, отсутствие внутреннего контроля поведения, наличие моторных и вербальных стереотипов. В работе по формированию и исправлению звуковой стороны речи выявляются следующие трудности: вследствие болезненного восприятия детьми с аутизмом телесного контакта и визуального контакта глаза в глаза (даже через зеркало), а также нарушений понимания обращённой речи, возникают проблемы при постановке звуков по подражанию и при помощи механического воздействия. Поэтому, необходимо вести подготовительную работу, готовя ребёнка к работе по исправлению неправильного произношения. На данном этапе учебный материал лучше предлагать в игровой форме: выучить органы артикуляции, отработать простейшие направленные движения языком, выполнять дыхательные и голосовые упражнения, приучать ребёнка выполнять упражнения с визуальным контролем через зеркало и ориентируясь на помощь педагога. Далее материал усложнять по мере его усвоения. У детей с аутизмом сознание окружено «грамматической глухотой». Это ведёт к непониманию смысла обращённой речи, которая понимается ими приблизительно. Активную речь формируем постепенно, на основе понимания слышимой речи. Учим разговорной речи по поводу знакомых событий, подводим к несложным описаниям предмета, явления и события. Усвоение учебного речевого материала происходит крайне слабо и медленно, поэтому этот процесс требует длительных специальных упражнений. При коррекционной работе с аутичным ребёнком необходимо учитывать его возрастные особенности. Необходимо чутко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему миру ребёнка. Очень важно в работе с аутичными детьми настойчивость и требовательность. Конечно, это очень, как для родителей, так и для специалистов, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему, так будет легче взаимодействовать, учиться и познавать мир.
Иногда аутичному ребёнку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый использует прием «рука в руке» при нанизывании колец на пирамидку или рисует вместе с ним. Таким детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, поэтому на первых этапах работы следует подбирать только те задания, с которыми они обязательно справятся. Помощь и поощрение помогут закрепить успех и повысить интерес ребёнка к игровому процессу.
Коррекционная работа с аутичными детьми позволяет обучить их эффективным способам общения со сверстниками и успешно решить задачи социальной адаптации. Не каждого дошкольника с проявлениями аутизма можно вывести на уровень нормального развития. Но в любом случае, коррекционно-развивающая работа поможет организовать его поведение, развить способности к коммуникативному взаимодействию, обучить навыкам самообслуживания, сгладить негативные проявления аутизма, научить проводить свое свободное время и подготовить к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....
Доклад "Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра".
Актуальной проблемой в настоящее время является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Очень важно владеть теор...
Статья. Особенности речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра
Это статья поможет родителям возможно более раньше выявить проблему у ребёнка в речевом развитии....
Выступление на педагогическом часе на тему:«Особенности развития познавательной сферы дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра»
У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и...
Методическая разработка «Особенности сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра»
ФГОС ДО учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с ограниченными возможностями здоровья, а также возможности освоения им Программы на разных этапах её реализации. Программа дошкольного ...
Доклад: "Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
Доклад к презентации по теме:«Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»...
«Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»
laquo;Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»...