Проект: "Пластилиновые фантазии".
проект по коррекционной педагогике
Цель данного проекта: Обогащение знаний, развитие психических процессов и развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования пластилинографии на коррекционно-развивающих занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_plastilinografiya.docx | 51.63 КБ |
prilozhenie_2.docx | 72 КБ |
prilozhenie_3.docx | 294.5 КБ |
prilozhenie_4.docx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад комбинированного вида № 1 г. Пудожа, РК
Проект
«Пластилиновые фантазии»
Применение пластилинографии в коррекционно-развивающих занятиях
Разработала:
учитель-дефектолог:
Баженова Мария Анатольевна
г. Пудож, 2018г.
Актуальность проекта
Важность выбора тематики обусловлена тем, что реализация данного проекта будет проводиться с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Такие дети, имеют значительную потребность в развитии мелкой моторики для того, чтобы активизировать мыслительные процессы, укрепить мышцы кисти рук.
В дошкольном периоде развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития тактильного восприятия, а именно, с движения рук, а в частности, с развития движения пальцев рук. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для выполнения бытовых и учебных навыков, таких, как, одеваться, писать, рисовать и т.д. Как учитель-дефектолог, я ежедневно провожу индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, формированию элементарных математических представлений, а также по развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Поэтому выбранная тематика проекта основана на том, чтобы применить пластилинографию в своих коррекционно-развивающих занятиях, так как это отличный способ внедрения элементов занятия художественной направленности.
Учитывая такую важность проблемы по развитию ручной умелости, мною был разработан проект художественной направленности в применении в коррекционно-развивающих занятиях: «Пластилиновые фантазии».
Такая деятельность в работе с пластилином способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики рук. Дети овладевают навыками работы с изобразительными инструментами, вырабатывается умение управлять инструментом (в работе с пластилином и стекой).
Пластилинография – это один из сравнительно новых жанров вид изобразительной деятельности.
«Пластилинография» происходит из двух смысловых корней: «графил» - создавать, рисовать, а «пластилин», подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является – рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Эта техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия с пластилином дают большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию психических процессов, творческих возможностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.
У ребенка, от занятий пластилинографией развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, движения пальцев рук дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению письма. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.
Одним из достоинств занятий пластилинографией с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (например, ознакомление с окружающим миром и развитие речи). Такое построение занятий проекта «Пластилиновые фантазии» поспособствует успешному освоению образовательной программы детьми.
Проект создание программы обоснован отсутствием методического обеспечения подобных занятий с использованием пластилинографии в коррекционно-развивающих занятиях и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Также данная программа обеспечивает своевременное всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей, активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих знаний и умений и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Тип проекта: творчески-познавательный.
Участники проекта: учитель-дефектолог, дети, родители.
Срок реализации проекта: 1 месяц - март.
Продолжительность проекта: средней продолжительности.
Цель: обогащение знаний, развитие психических процессов и развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования пластилинографии на коррекционно-развивающих занятиях.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь педагога, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Межпредметные связи в процессе реализации проекта «Пластилиновые фантазии»: взаимосвязь с такими областями и видами деятельности, как:
Таблица 1
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Познавательное развитие | Познание: развитие сенсорной культуры, ознакомление с предметами, живым окружающим миром; познавательно-исследовательская деятельность в работе с материалами; развитие математических представлений; ориентировка на листе бумаги. |
Речевое развитие | Коммуникация: развитие речи и коммуникативных способностей детей: связная речь, звуковая культура речи, грамматически правильная речь, овладение нормами речи в ходе практической деятельности. |
Художественно-эстетическое развитие | Музыка (слушание), чтение художественной литературы (в соответствии с содержанием занятий), художественное творчество: развитие и приобщение к изобразительной деятельности, развитие детского творчества. |
Физическое развитие | Здоровье: развитие мелкой моторики, физминутки во время занятий. |
Социально-коммуникативное развитие | Социализация: развитие представлений о нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; Труд: ценностного отношения к труду. |
Развитие психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи во время реализации проекта. |
Принципы реализации проекта:
1.Принцип развивающего обучения.
«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития».
Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике «Пластилинография» у детей воспитываются – усидчивость, терпение, самостоятельность.
Обучая технике пластилинографии, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.
3.Принцип свободы выбора.
Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал.
При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
4.Принцип личностно – ориентированного обучения
Заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.
5.Принцип интеграции.
Художественная деятельность взаимосвязана:
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);
-с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).
6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
- Освоить правильную постановку пальца.
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
- Основной:
- Научить выкладывать пластилин на контур и слегка вдавливать.
- Научиться не выходить за контур рисунка.
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина.
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца.
- Научиться аккуратно выполнять свои работы.
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по образцу педагога.
- Научиться действовать по словесному указанию педагога.
- Итоговый:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Занятия проводятся: 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия: 20-25 минут.
Занятия проходят в подгрупповой и индивидуальной форме.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально нужно использовать все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).
Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Методы и приёмы реализации проекта:
Методы:
Наглядные: наблюдение, показ, образец;
Словесные: беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
Практические: показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Игровой: каждое НОД проходит в виде игры, используются игры (пальчиковые, игры с пластилином и т.д.).
Приёмы рисования пластилином:
- рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
- рисование мазками;
- заполнение фрагментов, контуров картин пластилином;
Виды пластилинографии:
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы: 1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). 2. Располагать их на горизонтальной поверхности. 3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Особенности выполнения работы: 1.Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность ( прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.). 2.С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка. 3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). 4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы: 1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером. 2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики. 3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения. 4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Ожидаемые результаты:
Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомство с художественными произведениями: стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Формирование элементарных математических представлений о счете, цифрах, размере, величине.
Развивитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
Воспитание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифференциации движений пальцев рук.
Результатом проекта «Пластилиновые фантазии» будет мини-выставка детских работ.
Материально-техническое и информационное оснащение, необходимое для реализации проекта:
Таблица 2
Информационное оснащение | Материально-техническое оснащение |
Список используемой литературы: Конспекты занятий Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002 г. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». - М., 1973 г. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». - М., Просвещение, 2006 г. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство). Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки». Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография.М., «Скрипторий»2003, 2006г. Давыдова Г. Н «Цветочные мотивы» пластилинография М. : «Скрипторий» 2003г. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000 Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М., 2003 Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2004 Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли: книга для занятий с детьми 3-7 лет. – М., 2000 Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М., 2006 Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. – М., 1961 Румянцева Е.А. Необычная лепка. – М., 2006 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. – 2001. – 191 с. | - мягкий пластилин - стеки - доски для лепки - бумага, картон, трафареты (отпечатанные, нарисованные) - ноутбук, принтер - фломастеры - Шприц 10-ка - стакан (с горячей водой) - поднос - салфетки - предметы для массажа: шарики су-джок, шипованные кольца, шарики с наполнителем, двойные массажные мячи, пальчиковые экспандеры, тренажер для пальчиков «сетка», гибкая трубочка с шипами. |
Перспективный план на месяц с использованием пластилинографии в коррекционно-развивающих занятиях
Таблица 3
Группа | Комбинированная группа «А» | Комбинированная группа «Б» | ||||
Недели | Ознакомление с окруж. миром | ФЭМП | Индивидуальные занятия | Ознакомление с окруж. миром | ФЭМП | Индивидуальные занятия |
1-я неделя | «Цветы для мам» | Счет до 6. Цифра 6. | «Ромашка для мамы» (Ксюша К.) | |||
2-я неделя | Счет до 7. Цифра 7. | «Плывет кораблик в ручейке» (Максим Ф.) | «Весенние превращения» | Насекомые весной «Комар» (Слава П.) «Стрекоза» (Алина Ф.) | ||
3-я неделя | «Опасности вокруг нас» | «Числовой циферблат. Состав числа 8» | «Кузнечик» (Юра Г.) «Весенняя погода» (Слава П.) | |||
4-я неделя | «Числовой циферблат. Состав числа 8» | «Домашние питомцы» (Влад Т.) | «Весенние фантазии» (вместе с мамой) | «Ко пасется на лугу» (Семен Ф.) «Заполни пластилином кекс по цифрам» Василиса П. |
Диагностические данные по реализации проекта (см. приложение).
Авторская диагностика составлена на основе приёмов работы в технике «Пластилинографии».
Всего в проекте приняло участие 16 детей старшего дошкольного возраста комбинированных групп «А» и «Б».
Из нижеприведенной таблицы № 4 видно, что в целом, показатели владения приемами работы в технике пластилинографии после реализации проекта значительно улучшились.
Показатели Н – начало проекта, К – конец реализации проекта.
Таблица 4
Оценочный критерий
| Умеет смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. | Владеет техникой создания изображения на плоскости. | Раскатывание | Сплющивание | Придавливание | Примазывание | Разглаживание | Умеет наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой. | Умеет создавать композицию из отдельных деталей. | Умеет использовать бросовый материал для придания объекту завершённости и выразительности. | Умеет равномерно располагать пластилин по всему силуэту. | |||||||||||
Уровень сформированности | ||||||||||||||||||||||
Н К | Н К | Н К | Н К | НК | Н К | Н К | Н К | Н К | Н К | Н К | ||||||||||||
Низкий (С) | 12 | 2 | 13 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 8 | 1 | 6 | 0 | 10 | 2 | 9 | 3 | 8 | 3 | 7 | 0 |
Средний (З) | 4 | 8 | 3 | 10 | 8 | 6 | 10 | 6 | 9 | 4 | 8 | 8 | 10 | 6 | 6 | 9 | 6 | 8 | 8 | 7 | 8 | 6 |
Высокий (К) | 0 | 6 | 0 | 5 | 6 | 10 | 5 | 10 | 6 | 12 | 0 | 7 | 0 | 10 | 0 | 5 | 1 | 5 | 0 | 6 | 1 | 10 |
Дети знакомы с приемами работы с пластилином; не все, но могут смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка; овладели техникой создания изображений на плоскости; умеют наносить мазки пластилином, не все, но большая часть детей научились плавно «вливать» один цвет в другой; могут создавать композиции из отдельных деталей; умеют использовать бросовый материал для придания завершенности объекту, а также умеют равномерно располагать пластилин по всему силуэту.
Приложения к проекту
«Пластилиновые фантазии»
Диагностические данные по реализации проекта
Начало проекта
Диагностическая карта
№ | Фамилия Имя Ребенка | Умеет смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. | Владеет техникой создания изображения на плоскости. | Владеет приемами работы | Умеет наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой. | Умеет создавать композицию из отдельных деталей. | Умеет использовать бросовый материал для придания объекту завершённости и выразительности. | Умеет равномерно располагать пластилин по всему силуэту. | ||||
Раскатывание | Сплющивание | Придавливание | Примазывание | Разглаживание | ||||||||
1 | Слава П. | С | С | З | З | З | С | З | С | С | С | З |
2 | Арина Л. | С | С | З | З | З | З | З | С | З | С | З |
3 | Василиса П. | С | С | К | К | К | С | З | З | З | З | З |
4 | Данила Б. | С | С | З | З | З | С | С | С | С | С | С |
5 | Семен Ф. | З | З | З | З | З | З | З | З | З | З | З |
6 | Ксюша К. | С | С | З | З | З | С | С | С | С | С | С |
7 | Юра Г. | С | С | С | З | З | С | С | С | С | С | С |
8 | Максим Ф. | С | С | К | З | К | З | З | С | С | С | С |
9 | Эля К. | З | С | К | К | К | З | З | З | З | З | З |
10 | Борис А. | С | С | З | З | З | З | З | С | С | З | З |
11 | Влад Т. | З | С | К | К | К | З | З | З | З | З | З |
12 | Дима Ч. | С | С | З | З | З | С | С | С | С | С | С |
13 | Вова С. | С | С | З | З | З | С | С | С | С | З | С |
14 | Алина Ф. | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С | С |
15 | Гриша Б. | С | З | К | К | К | З | З | З | З | З | З |
16 | София Л. | З | З | К | К | К | З | З | З | К | З | К |
Уровни сформированности.
Сформирован (красный) – справляется с заданием самостоятельно, без помощи взрослого Частично сформирован (зелёный) – с заданием самостоятельно справляется частично, требуется помощь взрослого.
Не сформирован (синий) – без помощи взрослого с заданием не справляется.
Конец проекта
Диагностическая карта
№ | Фамилия Имя Ребенка | Умеет смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. | Владеет техникой создания изображения на плоскости. | Владеет приемами работы | Умеет наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой. | Умеет создавать композицию из отдельных деталей. | Умеет использовать бросовый материал для придания объекту завершённости и выразительности. | Умеет равномерно располагать пластилин по всему силуэту. | ||||
Раскатывание | Сплющивание | Придавливание | Примазывание | Разглаживание | ||||||||
1 | Слава П. | З | З | К | К | К | К | К | З | З | З | К |
2 | Арина Л. | З | З | К | К | К | К | К | З | З | З | К |
3 | Василиса П. | З | З | К | К | К | К | К | К | З | К | К |
4 | Данила Б. | З | З | З | З | З | З | З | З | З | З | З |
5 | Семен Ф. | К | К | К | К | К | З | К | К | К | К | К |
6 | Ксюша К. | З | З | З | З | К | З | З | З | З | З | З |
7 | Юра Г. | С | З | З | З | З | З | З | С | С | С | З |
8 | Максим Ф. | З | З | К | З | К | З | К | З | З | З | К |
9 | Эля К. | К | К | К | К | К | К | К | З | К | К | К |
10 | Борис А. | К | З | К | К | К | З | К | З | З | З | К |
11 | Влад Т. | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К |
12 | Дима Ч. | С | З | З | З | З | З | З | З | С | С | З |
13 | Вова С. | З | З | З | К | К | З | З | З | З | З | З |
14 | Алина Ф. | З | С | З | З | З | С | З | С | С | С | З |
15 | Гриша Б. | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К |
16 | София Л. | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К | К |
Уровни сформированности.
Сформирован (красный) – справляется с заданием самостоятельно, без помощи взрослого Частично сформирован (зелёный) – с заданием самостоятельно справляется частично, требуется помощь взрослого.
Не сформирован (синий) – без помощи взрослого с заданием не справляется.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи с использованием элементов пластилинографии.
Занятие 1.«Цветы для мам».
Цель: расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта и создание подарка для мам.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с историей праздника – 8 Марта; со строением цветка.
- закрепить знания детей о первоцветах;
- продолжать учить создавать образы первоцветов в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии.
- продолжать развивать практические навыки работы с пластилином.
- закрепить навыки словообразования и словоизменения:
- совершенствовать навык образования прилагательных от существительных;
- образования существительных уменьшительно-ласкательного значения; согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; подбирать прилагательные к существительным;
Развивающие задачи:
- Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление).
- Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- Развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважительное отношение ко всем женщинам, бережное отношение к цветам
- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
- Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: любые картинки на тему: весна, мамин день; открытки, иллюстрации первоцветов, полевых, лесных, садовых цветов; схема строения цветка, муляж цветка – ромашка, мяч.Массажные гибкие трубки с шипами на каждого ребенка. Для выполнения творческой работы: листы с контурами цветов, жгутики пластилина разных цветов.
Предварительная работа: беседы о весне, первоцветах; показ и обучение приемам платилинографии, подготовить заранее жгутики из пластилина разных цветов, выдавленных из шприца.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Массаж для кистей рук и пальчиков с применением гибкой трубки с шипами:
Я прекрасных цветов
Букет соберу!
Я цветочек к цветочку
Для тебя подберу.(катаем между ладоней)
В нём цветы за заботу
И за нежность твою.(катаем между двумя пальчиками правой рукой: большой с указательным, большой со средним, большой с безымянным и большой с мизинцем)
За любовь и внимание,
Что я в сердце храню!(катаем между двумя пальчиками левой рукой: большой с указательным, большой со средним, большой с безымянным и большой с мизинцем).
Педагог: - Ребята, кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить? (о цветах и главном празднике весны – мамин праздник – 8 марта).
- Для чего нужны цветы? (для красоты, чтобы любоваться ими, сделать подарок).
- А какой праздник мы будем отмечать в начале месяца? (Международный женский день 8 Марта).
- И что же будет главным подарком для наших мам и бабушек? (Цветы)
2. Основная часть.
Педагог: ребята, отгадайте загадку:
Распустились почки,
Травка вырастает,
В это время птички
С юга прилетают. (Весна).
Педагог:К какому времени года можно отнести эти картинки?
- После какого времени года наступает весна?
-Назовите весенние месяцы.
-Назовите признаки весны.
-Какой праздник мы отмечаем в марте?
-Чей это праздник?
-А хотите узнать, как появился женский праздник 8 Марта?
История праздника.
Педагог:Раньше женщины не имели права голоса. Считалось, что женщина должна заниматься хозяйством по дому, женщины даже не имели права учиться. Это им очень не нравилось и ,конечно же, было обидно.
Однажды женщины собрались и решили устроить акцию, забастовку, где отстаивали свои права. Они выступали против детского труда, требовали хороших условий труда, хорошую заработную плату за свою работу. Они многого добились.
Именно этот день 8 Марта и стал для них и всех остальных женщин праздником. С тех пор, объявили женский день – 8 Марта. Женщины многих стран празднуют этот весенний праздник – 8 Марта. В этот день мужчины поздравляют всех женщин с праздником: дарят цветы, улыбки. И вы, ребята, не забудьте поздравить своих мам, бабушек и девочек.
Педагог: - Ребята, какие первые весенние цветы появляются в лесу? (Подснежники) (показ картинки).
- А почему мы их так называем? (их название говорит о том, что эти цветы появляются еще до того, как сойдет снег).
- Какие ещё весенние цветы, которые растут в лесу, вы знаете? (Ландыши, незабудки) (показ картин)
Все эти цветы растут в лесу, значит, это цветы какие? – Лесные
- Кто знает, какие цветы первыми расцветают на садовых участках? (Нарциссы, тюльпаны.)
- Какие ещё цветы растут на садовых участках? Розы, пионы, астры (показ картин)
- Все эти цветы растут в саду, значит, их, как можно назвать - Садовые
- Прошла весна, а за весной наступило какое время года? (Лето.)
- Какие цветы мы видим на летнем поле? (Ромашки, васильки, колокольчики, маки.) (показ картин) Все эти цветы какие? Полевые.
- Молодцы, сколько цветов вы знаете!
- Сегодня я хочу предложить вам сделать маме подарок – цветок. Но прежде чем приступить к выполнению работы, мы посмотрим, из каких частей состоит цветок!?
Строение цветов - (вывешиваю схему цветка)
Педагог: - Ребята, из каких частей состоит растение? Давайте назовём его части?
- А для чего нужен корень? Корешок находится в земле. Он «пьёт» - высасывает из земли воду, дышит воздухом, удерживает растения в почве, чтобы оно не упало.
- Зачем листочки растению? (Дышать, поглощать свет).
- А для чего цветочек растению? (любоваться).
Игра «Назови ласково» (игра с мячом)
- А давайте ласково назовём части цветка? Лепесток-Лепесточек, Бутон-бутончик, Стебель-стебелёк, Листок-листочек, Корень-корешок, Цветок-цветочек.
Игра «Какие цветы?» (игра с ромашкой)
Педагог: - Цветы очень любят, когда с ними разговаривают и говорят красивые, приятные слова.
- Давайте скажем им эти слова. (Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие).
Физминутка:
- Давайте и мы с вами займемся «цветочной зарядкой»:
Под весенние напевы,
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова вниз!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Топни левою ногой!
Вправо, влево повернись!
И тихонечко садись!
Педагог: А сейчас я предлагаю вам выбрать шаблон цветка, который вы хотите сделать в подарок для мамы, пластилин нужных цветов и приступить к выполнению работы.
Выполнение творческой работы детьми из пластилина – выкладывание по
контуру изображения тонких колбасок (жгутиков) и слегка придавливая. Показ техники и помощь.
3. Заключительная часть.
Педагог: Я вижу, что вы уже заканчиваете свои работы, давайте положим ваши цветы все вместе и полюбуемся на них. Какие прекрасные сказочные цветы изобразили ребята. Дети вам нравятся наши цветы? Я думаю, что и вашим мамам они тоже понравятся!Ребята, вы сегодня очень постарались, молодцы!
Занятие 2.«Опасности вокруг нас: бытовые приборы»
Цель: актуализировать знания детей по теме: «Бытовые приборы».
Задачи:
- формировать представления детей о предметах бытовой техники, её назначении, как облегчает труд человека;
- Формировать у детей умения предвидеть опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, умения предупреждать результаты возможного развития данных ситуаций.
- закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в общении с электроприборами в быту;
- развивать познавательный интерес, развивать логическое мышление детей посредствам отгадывания загадок, развивать зрительное восприятие, внимание, память; мелкую моторику, речь.
- Воспитывать бережное отношение к бытовым приборам, аккуратность при использовании.
- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
- Воспитывать умение слушать внимательно;
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображениями электроприборов, конверт, мяч, презентация «Опасности вокруг нас. Бытовые приборы», кусочки пластилина разного цвета на каждого ребенка, лотки для пластилина, шипованные кольца на каждого ребенка.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Дети встают в круг.
- Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Мы улыбнёмся друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
2.Основная часть.
- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. А от кого оно, вы узнаете, посмотрев на конверт. (на конверте изображение героев из мультфильма «Фиксики»). Ребята, Фиксики предлагают разгадать загадки:
- Если кнопочку нажать, будет музыка звучать. (Магнитофон)
- Пыль нашёл и проглотил, все соринки захватил. У него со щёткой нос. Кто же это? (Пылесос)
- Он – обеденный в квартире, стройных ножек в нём четыре. Всех друзей на разносол пригласил на кухню…(Стол)
- Гладит платья и рубашки – ворот, рукава, кармашки. И простынок целый тюк перегладит наш …(Утюг)
- В шкаф на кухне загляните, холод там, как в Антарктиде. Полочки и морозильник. Что же это? (Холодильник)
- Фильмы, новости, рекламу, музыкальную программу, шутки, мультики, сюрпризы нам покажет…(Телевизор)
На столе выложены картинки с изображением бытовой техники. Дети самостоятельно находят отгадки и выкладывают на доске.
Игра «Что лишнее?» . Почему?( ответы детей)
-Ребята, а какая ещё бытовая техника есть у вас дома? (ответы детей)
-А как вы думаете, зачем люди придумали различную бытовую технику? (ответы детей)
-Я предлагаю поиграть в игру с мячом «Для чего это нужно?»
Утюгом – гладят бельё;
Блендером – взбивают крем, тесто, коктейли, картофель ;
Феном – сушат волосы;
Настольной лампой – освещают стол;
Пылесосом - пылесосят ковры, мебель, подушки, помещение;
В холодильнике – хранят продукты;
В микроволновой печи – разогревают и готовят еду;
В чайнике – кипятят воду;
На электроплите – готовят еду;
По телефону – звонят знакомым, друзьям, родным;
С помощью магнитофона – слушают музыку, сказки;
В стиральной машине – стирают бельё.
- Да, ребята, бытовая техника - наши лучшие помощники. Они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. А почему бытовую технику ещё называют электроприборами. Они работают от электрического тока.
- Ребята, давайте посмотрим с вами презентацию «Опасности вокруг нас».
- Скажите, какие электроприборы были показаны (утюг, пылесос, стиральная машина, телевизор, телефон, чайник, магнитофон)
Прежде, чем мы приступим к следующему заданию, мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковый массаж с шипованными кольцами.
«Пылесос»
Пылесос, пылесос, (катание между ладоней)
Ты куда суешь свой нос!? (одной рукой держим кольцо и как будто натираем им ладонь другой руки поочередно, то левой, то правой рукой).
Я жужжу, я жужжу,
Я порядок навожу! (Кольцо ставим на ладонь одной руки и в центре соединяем поочередно пальчики с большим пальцем, а другой держим кольцо).
Выполнение творческой работы по пластилинографии:
- Для того, чтобы вам легче было отгадать, посмотрите на «зашумлённые картинки ». На листе бумаги изображены контуры электроприборов, которые спрятались друг за другом. Детям нужно их назвать, а затем, выполнить задание: выдели тот бытовой предмет, который тебе нравится! Выделять будем с помощью пластилина. Отрываем кусочки пластилина и мазками заполняем контур того бытового предмета, который вы выбрали (показ образца педагогом). Анализ детских работ, похвала.
Физминутка
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.
3.Заключительная часть.
- Ребята, а как вы думаете, электрический ток бывает опасным? (ответы детей)
Правильно, электрический ток, при помощи которого работают электроприборы, обладает одним опасным качеством. А каким, вы сейчас узнаете из стихотворения М.Монаковой «Розетки мне не интересны».
В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней пол дня,
Спицу вставили в розетку,
Из розетки – столб огня!
Мы с соседкой еле – еле
Прыгнуть в сторону успели,
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал: «В розетке ток,
Вам розетку эту я трогать не советую,
Утюги и провода не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук
Вас ударить может вдруг!
- Ребята, чему учит нас это стихотворение? (ответы детей)
Давайте с вами закрепим главные правила пользования электроприборами:
- Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствии;
- Нельзя совать пальцы и другие предметы в розетку.
4. Рефлексия.
Ребята встают около своих стульчиков.
- Ребята, я предлагаю вам оценить занятие. Если вам понравилось, то протяните ручки вперёд, а если нет, то спрячьте за спинку.
Всем спасибо!
Занятие 3. «Что весна нам принесла? Чудесные весенние превращения».
Цель: учить передавать весенние признаки на бумаге через создание детьми мнемотаблицы «Весна» по показу педагога.
Задачи:
- Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе. Способствовать формированию у детей интереса к природе. Закреплять умение воспринимать образ весны в загадках, стихах, изображениях.
- Продолжать создавать изображения весенней природы, используя разнообразные приемы рисования и пластилинографии. Закреплять приемы работы с фломастерами, бумагой. Совершенствовать навык работы с пластилином.
- Продолжать учить составлять предложения, рассказ, используя мнемотаблицу. Обогащать речь детей существительными, прилагательными, глаголами.
- Развивать интерес к выполнению работы, самостоятельность при выполнении работы, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, речь, эстетическое восприятие красоты природы.
- Воспитывать аккуратность при выполнении работы, умение внимательно слушать рассказы своих товарищей; любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание картинок, просмотр презентации из цикла «Уроки тетушки совы о весне», наблюдение за природными явлениями, прослушивание стихов, дидактические игры.
Материалы и оборудование: Листы бумаги на каждого ребенка формата А4, графически разделенные на 9 квадратов; картина с алгоритмом признаков весны; лоток на каждого ребенка с изоматериалами: фломастеры желтого, зеленого, белого (серого) цвета, кусочки синего, зеленого и черного пластилина; бумажные кораблики из оригами.
Ход занятия:
Педагог: Дети, отгадайте загадку, о чем будет наше занятие!?
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Педагог: Правильно! Мы сегодня с вами поговорим о весне, ее чудесных превращениях. Как вы думаете? А какие превращения происходят весной с природой? (ответы детей)
Педагог: Давайте рассмотрим с вами картину, где мы увидим, что же происходит весной с природой, погодой, животными, насекомыми, птицами и т.д.. Рассматриваем алгоритм «Весны».
«Тает снег; появляются проталины; солнце пригревает; на крышах тают сосульки (капель); появляется трава; набухают почки на деревьях; скоро из них появятся первые листочки; прилетают первые перелетные птицы; просыпаются насекомые; некоторые животные просыпаются, некоторые меняют шубку и т.д.»
Педагог: Весной, происходят чудесные превращения, все будто оживает, набирает цвет, и чтобы почувствовать эти превращения, я предлагаю вам сделать свои весенние таблицы и повесить их себе в комнату. Она поможет вам лучше узнать о весенних признаках, и вы сможете рассказать своим близким о весне! Вы готовы? Тогда для начала сделаем гимнастику для наших пальчиков.
Пальчиковая игра «Весна» (выполняется 2 раза, сначала с правой, потом с левой рукой).
Идет матушка весна
Отворяй ворота
Первым – март пришел
Белый снег сошел.
А за ним, и апрель
Отворил окно, и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
(руки в стороны, согнуты в локтях, указательным и средним пальцами обеих рук показываем, как будто шагают друг к другу)
(разводим руки из центра в стороны, ладони раскрыты вверх)
(пальцами левой руки обхватом гладим большой пальчик правой руки – 4 р.)
(гладим сверху одной рукой другую – 4 р.)
(пальцами левой руки обхватом гладим указательный пальчик правой руки – 4 р.)
(раскрываем ладони от груди – 2 р.)
(пальцами левой руки обхватом гладим средний пальчик правой руки – 4 р.)
(руки в стороны, согнуты в локтях – 4 р. из кулачков сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук).
На столах у каждого ребенка листы А4. (Объяснение педагогом для чего и плана работы).
Педагог: Для каждого из вас я приготовила заготовки листов, на которых изображена таблица из девяти квадратов, которые составляют в целом один большой квадрат (прямоугольник). В каждой из клеточек не хватает либо какой-то детали изображения, либо нужно с помощью моих подсказок дополнить пустую клетку. Когда мы заполним все клетки, составим по таблице небольшой рассказ о весне. Вы готовы?
Изготовление мнемотаблицы «Весна»
Первый квадрат: Педагог: Первый квадрат обозначен буквой «В». Она обозначает весну. Обведите по точкам букву В зеленым фломастером. (Педагог у себя на образце заполняет 1 квадрат - образец)
Второй квадрат: «Солнце» - изображен просто круг. Педагог: Солнце стало пригревать! Возьмите желтый фломастер и дорисуйте лучики! (Показ и прикрепление образца 2)
Третий квадрат: Педагог: Снежок растаял и с полей, Бежит проворливый … (Ручей) «Ручейки». Взять кусочек синего пластилина, поделить его на 3 части, раскатать тонкие колбаски, прилепить методом придавливания (контурная пластилинография) пластилина в виде волн к бумаге. (Показ и прикрепление образца 3)
Четвертый квадрат: Педагог: Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. «Подснежник». Дорисуй на стебельках соцветия подснежника. (Показ картинки подснежника – образец 4).
Пятый квадрат: Педагог: «Травка». Из зеленого пластилина отщипываем небольшие куски и размазыванием сверху-вниз, или снизу-вверх создаем травинки. (Показ и прикрепление образца 5).
Шестой квадрат: Педагог: «Почки». Дорисовать зеленым фломастером почки. (Показ и прикрепление образца 6).
Седьмой квадрат: Педагог: Отгадайте загадку:
Осенью летели к югу
Переждать там злую вьюгу.
Дождались, и вот весной,
Возвращаются домой. (Перелетные птицы)
Из кусочка черного пластилина, отрываем небольшие кусочки и заполняем контуры птиц. (Придавливание). (Показ и прикрепление образца 7).
Восьмой квадрат: «Кораблик». Педагог: Как вы думаете, почему здесь нарисован ручеек? Чего не хватает? (предположения детей) Мы пустим с вами по этому ручейку кораблики! Из оригами я сделала кораблики, сзади приклеен двусторонний скотч. Главная детская весенняя забава – пускать бумажные кораблики в ручейки. Отклейте сверху бумажку от скотча и приклейте кораблик в пустой квадрат. (Показ и прикрепление образца 8).
Физкультминутка: «Массаж для лица - весна».
Мы весну встречаем
С первыми ручьями.
Они весело бегут,
Звонко песенку поют.
Поглаживающие движения: от середины лба к верхней части ушей, от носа до середины ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
Первые капели
В полдень зазвенели.
Стал Мороз весною слаб,
Снегу жарко:
Кап, кап, кап.
Похлопывающие движения: от середины лба к верхней части ушей, от носа до середины ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
Обогрела всех весна,
Пробудила лес от сна.
Все кто спал весной, проснулись.
Птицы с юга к нам вернулись
.Спиралевидные движения: от середины лба к верхней части ушей, от носа до середины ушей, от середины подбородка к нижней части ушей
Девятый квадрат: Педагог: «Восклицательный знак». Это последнее задание: «составь рассказ».
Педагог читает рассказ, используя получившуюся таблицу: «Настала теплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат веселые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зеленая травка. На деревьях набухли клейкие почки. С юга вернулись перелетные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики». Некоторые из детей пробуют по своим таблицам самостоятельно повторить рассказ.
Педагог: Понравилось ли вам занятие? Что больше всего вам понравилось? Оставьте эту работу себе на память, познакомьте своих родителей и друзей с весенними признаками.
Занятие 4. «Весенние фантазии».
Цель:
Формировать у детей представление о характерных признаках весны через создание творческой работы.
Задачи:
Образовательные задачи:
Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;
Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе;
Обогащать словарный запас воспитанников;
Формировать умение отгадывать загадки.
Воспитательные задачи:
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
Развивающие задачи:
Развивать любознательность, память, устойчивое внимание.
Развивать фантазию;
Развивать мелкую моторику.
Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий, прослушивание песен, наблюдение за природными явлениями, прослушивание стихов, дидактические игры.
Оборудование: тематические картинки с признаками весны, карточки с изображением птиц, картинки с изображением цветов первоцветов, разрезные картинки, мяч, картинки с фоном из пластилина, выполненные в технике «мазки» на каждого ребенка.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, нашу гостью вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).
Предлагаю вам ребята, послушать сказку. Как начинаются все сказки? (жили — были). Вот и наша сказка начинается со слов жила — была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей — Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и разные они были. Пришло время, и сестрица Весна пригрела солнышком, растопила снег. Побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги погреться. Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы. Назовите их? (грачи, скворцы, ласточки, кукушки, гуси, лебеди, соловьи).
Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке. А вот и приметы весны.
Дети находят картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске.
Беседа о весне.
Какие приметы весны изображены на картинах?
(Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы). Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.
Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали?
(Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, стало теплее.)
Назовите весенние месяцы.
Март, апрель, май –
Их не забывай!
В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей). Почему он так называется? (Ответы детей). А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Д/Игра «Скажи ласково».
Д/Игра проводится в кругу с мячом.
Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.
Д/Игра «Назови признаки».
Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Педагог. Посмотрите на птиц. Как вы думаете, какая из них лишняя и почему?
Дети. Лишний воробей. Он зимующая птица, а все остальные птицы — перелётные.
- Ребята, а почему их называют птицами? (тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост).
Какие птицы прилетают первыми? (грачи).
- Что делают птицы? (выставляется картинка — подсказка: дерево с гнёздами.) (птицы вьют гнёзда).
- Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (для того, что бы выводить птенцов).
Сестрица Весна продолжает на земле свой порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой.
- Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами? (потому что они первые).
- А какие цветы распускаются первыми? (подснежник, мать и мачеха).
Как изменилась жизни растений с приходом весны? (они проснулись, на деревьях и кустарниках появились молодые, зелёные листочки, зазеленели травы).
Ребята, скажите, чем пахнет весна? (свежестью).
- Дети, мы с вами вспомнили приметы весны, тогда вы с легкостью отгадаете все загадки. Готовы?
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.
- весна –
***
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
- ручеек -
***
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
- скворечник -
***
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
- гнездо -
***
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
- Заглянул к нам месяц …
- март -
***
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл …
- апрель -
***
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
— Нас теплом встречает…
- май -
***
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
- подснежник -
***
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
- одуванчик -
***
Белые горошки
На зелёной ножке.
- ландыш -
***
Стоит в саду кудряшка
- Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
- ромашка -
Ребята, загадки о весенних приметах вы отгадали, показали, как весна идет, как цветы растут, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали, а сейчас я вам раздам картинки, на которых сделан уже фон, а вы дома совместно с родителями сделаете весенний пейзаж. Дети выполняют домашнее задание и приносят на следующий день готовые работы.
Занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием элементов пластилинографии.
Занятие 1. Счет до 6. Цифра 6.
- упражнять в счёте в пределах 6 в прямом и обратном порядке; познакомить с цифрой 6; закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего
- тренировать способность детей к сравнению групп предметов по количеству с помощью составления пар и пересчета, закреплять употребление в речи слов длинный - короткий, развивать мышление, создать мотивационную ситуацию для введения числа 6.
- закреплять знания о последовательности времён года.
- совершенствовать умение ориентироваться на себе и листе бумаги.
- развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
- выполнять работу из пластилина.
Материалы и оборудование: цифры на карточке-таблице расположены в произвольном порядке; 2 набора цифр (красные и чёрные) от 1 до 6; шарики с наполнением по количеству детей; письмо, мяч, кукла, мишка, зайка, лисичка, пластилин, карточки для выполнения творческой работы на каждого ребенка.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Педагог выдает каждому ребенку шарики с наполнением для выполнения пальчиковой игры.
Пальчиковая гимнастика:
«Дружба»
Дружат в нашей группе Катаем шарики между ладоней
Девочки и мальчики. Катание по столу поочередно левой
Маленькие пальчики, и правой рукой.
1, 2, 3, 4, 5. Сжимание и разжимание шарика правой рукой.
1, 2, 3, 4, 5. Сжимание и разжимание левой рукой.
Мы закончили считать. Руки в замок, между ладоней шарик.
- Основная часть.
- Давайте проведем игру на внимание, в которой вы будете выполнять движения в указанном направлении:
• Повернитесь направо.
• Правой рукой дотроньтесь до левого уха.
• Левой рукой дотроньтесь до носа.
- Определите положение предмета по отношению к другому предмету. (Справа от куклы стоит лисичка, а слева сидит мишка, сзади куклы стоит зайчик.)
- Определите свое положение среди окружающих предметов. (Я стою за стулом, между ними, сзади Наташи.)
Игра с мячом: «Времена года»
- Ребята, а сколько времен года вы знаете? Назовите!
Какое сейчас время года? (весна) Какое наступит после весны? (лето) Что наступит после лета? (осень) Какое время года наступит после осени? (зима) Что идет после зимы? (весна)
- Сегодня мы с вами познакомимся с цифрой 6 и для этого давайте выучим простой стишок про эту цифру:
«Цифра шесть – дверной замок,
Вверху крючок, внизу – кружок!»
(Дети пробуют повторить вместе с педагогом, чтобы запомнить, как она выглядит).
Игра-имитация: «Напиши цифру 6 в воздухе».
- А теперь, попробуем научиться ее писать. Но не на бумаге, а в воздухе. Дети повторяют за педагогом сначала указательным пальчиком, затем носиком, представляя, как будто он «карандашик».
«Счет до 6 по числовому ряду» (прямой и обратный счет).
- Давайте с вами посмотрим на числовой ряд и посчитаем до 6 вперед и назад (вслух вместе с педагогом).
Игра «Шарфы».
Дети садятся за столы. Перед каждым лежат вперемешку 5 длинных и 5 коротких полосок.
Педагог говорит детям, что зайчата приготовили шарфы для себя и для жирафов.
- Как вы думаете, какие шарфы для зайчат, а какие для жирафов? Почему?
Если дети затрудняются с ответом, можно задать наводящий вопрос:
- У кого шея длиннее, кому понадобятся длинные шарфы?
-Сколько у вас длинных шарфов? Сколько коротких?
Дети пересчитывают полоски длинные и короткие.
- Сравните количество длинных и коротких шарфов (коротких – пять, длинных – пять. Их поровну).
Педагог рассказывает, что самый маленький зайчонок волнуется, что шарфов все же не поровну.
-Что нужно сделать, что бы зайчонок сразу увидел, что длинных шарфов столько же, сколько и коротких?
Дети должны расположить длинные и короткие полоски парами.
Но маленький зайчонок все же подумал и принес еще один длинный шарф – на всякий случай. Педагог кладет на стол длинные полоски по числу детей. Дети должны взять по одной.
- Как выдумаете длинных и коротких шарфов по-прежнему поровну? (Нет)
- Каких шарфов стало больше? (Длинных)
- Почему вы думаете, что длинных шарфов стало больше? (Потому, что одному короткому шарфику не хватило пары).
- Попробуйте посчитать, сколько теперь длинных шарфов?
-Какое число идет за цифрой 5? (число 6)
- Давайте посчитаем все вместе. (1,2,3,4,5,6)
- Кто может для зайчонка повторить какое число идет после 5? (число 6)
- Давайте еще раз вместе с зайчатами посчитает длинные шарфы. (1,2,3,4,5,6)
Педагог делает вывод: при счете любых предметов после 5 всегда идет 6.
- Как получилось 6 длинных шарфов? (было 5, зайчонок принес еще 1, стало 6)
- Как сделать так, что бы длинных и коротких шарфов стало поровну?
- Длинный шарф убирать не годится . Зайчонок волнуется: вдруг понадобиться.
- Поэтому, добавим еще один короткий шарф – для зайчат.
- Сколько стало коротких шарфов? (шесть)
- Как получилось шесть коротких шарфиков? (было 5, добавили еще 1, получилось 6)
- Что можно сказать о количестве коротких и длинных шарфов? (их по 6, поровну).
Делается вывод: шесть и шесть – поровну.
Игра «Письмо».
Решили зайчата послать письмо жирафам, что бы сообщить, сколько длинных шарфов для них приготовлено.
Педагог предлагает помочь записать количество шарфов, для этого нужно выбрать нужную карточку из лежащих на столе карточек с числами от 1 до 8 (карточек с числом 6 по количеству детей).
Так как не все дети знают, как записывается число 6, то они могут выбрать неверные варианты.
- Все смогли выполнить задание? (нет, не все)
- Почему не смогли? (Потому, что не знаем, как записывается число 6)
- Маленький зайчонок тоже не знает, но очень хочет узнать! Что ему нужно сделать? (Надо спросить у кого-нибудь)
После вопроса детей педагог показывает им карточку с цифрой 6 и делает вывод: цифра 6 пишется, когда имеются шесть предметов.
Физкультминутка: «Учим танец».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, тренировать умение различать цифры 1-6, соотносить число с количеством, развивать внимание.
- Я называю движение, а число на карточке подскажет вам сколько раз его надо выполнить.
-Хлопаем (три) – дети считают хором.
- Прыгаем (пять)
- топаем (шесть)……..
Выполнение творческой работы «Заделай 6 дырок».
Дети, перед вами на столе карточки, на них изображена цифра 6, а ниже, нарисованы круги. Сначала, давайте указательным пальчиком попробуем обвести по контуру цифру 6, чтобы мы знали, как она пишется. А затем, вам нужно взять пластилин понравившегося цвета и заделать им столько кругов, сколько обозначает цифра. Анализ детских работ. Похвала.
- Заключительная часть.
Дети собираются около педагога.
- Что вы нового сегодня узнали?
- С каким числом и цифрой вы сегодня познакомились? (с числом и цифрой 6).
Педагог хвалит детей и говорит, что они смогли помочь зайчатам принять гостей, пересчитать шарфы, накрыть на стол и даже потанцевать, потому, что они умеют считать до 6 и знают, как записывается число 6.
Занятие 2. «Счет до 7, цифра 7».
- Сформировать представление о числе и цифре 7, соотносить цифру 7 с количеством.
- Закрепить геометрические представления, счётные умения, умения выделять и сравнивать свойства предметов, умение видеть и продолжать закономерность.
- Тренировать мыслительные операции сравнение и обобщение, развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности.
Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 7, 7 кругов разного размера, 7 треугольников разного цвета, по 7 жёлтых квадратов и треугольников одинакового размера; пластилин, прямоугольная карточка из картона, поделенная на квадраты по количеству детей, в квадратах точечное изображение цифры 7; пальчиковые экспандеры на каждого ребенка.
Ход занятия:
«В сказках Цифра Семь живет,
В гости всех детишек ждет,
Гномов семь и семь козлят
С ними поиграть хотят».
Педагог собирает детей около себя и спрашивает: «Любите ли вы, когда к вам приходят гости? Часто ли вы принимаете гостей? Хотите, чтобы сейчас к вам пришли гости?».
Игра «Гости». Дети садятся за столы. Перед каждым 6 кругов разного размера с нарисованными на них лицами. Педагог, показывая на круги, рассказывает детям о том, что к ним в гости пришли гномы.
-Сколько пришло гостей? Как вы думаете, где здесь самый младший (старший) гном?
-Расставьте гномов по возрасту от самого старшего до самого младшего (дети должны расположить круги от самого большого до самого маленького).
Белоснежка сшила гномикам колпачки. Педагог кладёт перед каждым ребёнком 6 треугольников разного цвета.
-Сколько колпачков сшила Белоснежка? Хватит ли всем гномам по колпачку? Почему вы думаете, что хватит? Ведь гномы не умеют считать и волнуются, хватит ли каждому по колпачку. Как это можно проверить? (дети надевают колпачок на каждого гнома).
-Прибежал ещё один гномик (дети берут с середины стола по одному кругу).
-Найдете место гномика в общем ряду. Сколько стало гномиков? Давайте вместе посчитаем. Педагог подводит итог: при счёте за числом 6 идёт число 7.
-Как получилось число 7? (Было 6 гномов, прибавили ещё одного, стало 7).
-Поровну ли теперь гномов и колпачков? Как сделать, чтобы гномов и колпачков стало поровну? (добавить ещё один колпачок).
-Сколько гномиков? Сколько колпачков? Число 7 обозначается цифрой 7, посмотрите какая она красивая. Давайте найдём её место в числовом ряду.
Можно закрепить порядковый счёт: попросить их сказать, на каком месте находится гном в красном (жёлтом, синем и т.д.) колпачке.
Игра «Цветы для Белоснежки». Педагог вызывает одного из детей и предлагает ему представить, что он гномик. А на полянке растёт много красивых цветов (цветы разложены на полу). Гномику нужно собрать в букет столько цветов, сколько на карточке покажет воспитатель. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Сделай бусы». Дети садятся за столы. На середине стола находятся квадраты и треугольники одного цвета и размера, лежащие вперемешку. Педагог предлагает детям помочь гномикам сделать для Белоснежки ещё один подарок – бусы.
- Возьмите вот столько (воспитатель показывает детям карточку с цифрой 7) неквадратных бусин. Возьмите столько же квадратных бусин.
Гномики просят сделать бусы так, чтобы бусинки чередовались по форме.
Пальчиковая гимнастика с пальчиковыми экспандерами:
«Паучок ползет по ветке, пальцами правой руки по столу перебираем от себя вперед
А за ним ползут все детки. тоже самое пальцами левой руки
Ветер сильный вдруг подул, обе руки пальцами перебирают на себя
Паучков на землю сдул» руки вниз к полу
Выполнение творческой работы.
Педагог показывает прямоугольной формы карточку, которая разделена на части по количеству детей и в каждом квадратике написана цифра семь точками. Необходимо взять пластилин понравившегося вам цвета, оторвать кусок, раскатать тонкую и длинную колбаску и выложить ее по контуру на точечный контур цифры 7, слегка придавливая (показ образца педагогом).
Итог занятия:
Дети собираются около педагога, и он спрашивает: «Кто сегодня приходил к нам в гости? Чем мы помогли гномам?». Педагог хвалит детей и говорит, что они смогли нарядить гномов, подарить Белоснежке цветы и бусы, потому что научились считать до семи и узнали, как записывать число семь – цифрой семь.
Занятие 3. «Числовой циферблат. Состав числа 8».
- Познакомить с составом числа 8 из двух меньших чисел.
- Дать представление о числе и цифре 8, закрепить умение соотносить количество с соответствующим числом.
- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
- Продолжать учить определять место числа в натуральном ряду.
- Развивать сообразительность, внимание, творчество, воображение.
- Развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение слушать товарищей и педагога.
Оборудование: мяч, пластилин, 2 круга из картона, поделенные на 8 сегментов: на одном – контурные картинки (помидоры), на втором – цветное изображение картинок (огурцы); настольная игра «количество и цифра», настенный числовой ряд, карточки на каждого с множеством напечатанных букв и цифр; наборы цифр и числовые циферблаты на каждого ребенка; массажные шарики Су-Джок.
Ход занятия:
Проведём разминку с мячом.
- Если стол выше стула, то стул? (Ниже стола).
- Если дорога шире тропинки, то тропинка? (Уже дороги.)
-Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче линейки.)
-Если верёвка толще нитки, то нитка? (Тоньше верёвки.)
-Если сестра старше брата, то брат? (Младше сестры).
Педагог: Повторяй за мной дружок, такой простой стишок:
«Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она!».
- О какой цифре пойдет сегодня речь? (о цифре 8).
Прямой и обратный счет в пределах 8 по числовому ряду.
Игра: «Соотнеси картинку с цифрой».
- Ребята, на столе у каждого из вас карточки. Давайте выполним задание. Найдите среди знаков цифру 8 и обведите её:
З П М 3 С 8 9 Э 8 В
Задания с наборами цифр:
- разложи цифры по порядку.
- найдите и покажите мне новую цифру.
- покажи соседку цифры 5 справа, а теперь слева.
- Какая цифра идет за 3, перед 8.
Пальчиковая гимнастика: «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями) .
Выполнение творческой работы.
Педагог: Ребята, сегодня я хочу, чтобы мы с вами сделали игру, которая поможет нам познакомиться с тем, из каких двух чисел состоит цифра 8.
У нас на столе, 2 круга из картона, поделенные на 8 частей: на одном – контур помидор, а на втором – картинки огурцов. Наша задача – оторвать маленький кусочек пластилина, и мазками заполнить пластилином пустой контур помидор. Показ образца педагогом.
После завершения работы, надрезаем у одного круга до центра по одной линии сегмента и вставляем круг в круг. Теперь, вращая круги, мы можем посмотреть, из каких двух меньших чисел состоит число 8. Например: 8 – это 2 помидора и 6 огурцов…или….
Игра с числовыми циферблатами: составь число 8.
Каждому ребенку выдаются подобные числовые циферблаты и дети самостоятельно пробуют составить число 8.
Педагог: что нового вы сегодня узнали? Какая игра с цифрой 8 вам понравилась больше всего?
План индивидуальных занятий с детьми:
- Организационный момент (вовлечение, вхождение в процесс занятия).
- Основная часть: выбор картинки, которая заинтересовала ребенка, использование художественного слова об изображенном объекте, пальчиковая гимнастика, беседа по взаимосвязи с тематикой недели, выполнение творческой работы – игровая ситуация, показ, помощь.
- Заключительная. Рассматривание готового продукта деятельности. Анализ детской работы.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по работе в технике «Пластилинография» 1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) . 2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон. 3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен. 4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук. 5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь". 6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. 7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. 8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки. | Пластилиновые фантазии! Подготовила: Учитель-дефектолог: Баженова М.А. г. Пудож 2018г. |
Пластилинография это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. |
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает. |
Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии» 1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности. 2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин. 3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги. 4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера. 5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца. 6. Развитие художественного творчества, эстетических чувств. | Основные приёмы. Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму. Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик. Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения. Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев. Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Пластилиновые фантазии"
Проект в слайдовой форме+выход из проекта-пластилиновый мультфильм....
Образовательный проект «Пластилиновые фантазии» (2015 - 2016г.)
ЦельСоздание условий для творческого развития детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.ЗадачиВыявить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Расс...
Перспективный план реализации проекта «Пластилиновые фантазии», подготовительная группа
Перспективные планы по изобразительной деятельности в технике пластилинография составила в соответствии с комплексно – тематическим планом ДОУ...
Долгосрочный проект "Пластилиновые фантазии"
Презентация и доклад к проекту...
Проект «Пластилиновые фантазии»
Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии»...
Проект "Пластилиновые фантазии"
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей....