Игровой практикум для педагогов «Секреты логопеда»
материал по коррекционной педагогике
Цель: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igr_praktikum_sekrety_logopeda.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Игровой практикум для педагогов
«Секреты логопеда»
Подготовила:
Новоселова Татьяна Александровна,
учитель-логопед
Рубцовск, 2022 год
Цель: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; работа над дикцией; сенсорного развития.
Оборудование:
1. Ноутбук, проектор, экран, мультимедиа презентация.
2. Одноразовые тарелки.
3. Методические пособия для дыхательной гимнастики «Солнышки», «Бабочки», «Футбол».
4. Сладкая соломка, сушки для артикуляционной гимнастики.
5. Мешочек с чистоговорками.
6. Мягкая игрушка, предметы разной формы, величины, фактуры.
7. Мозаика, шнуровки, бутылочки с крупой.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
1. Понимание его участниками сути системы работы педагога-мастера;
2. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
3. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
5 . Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.
Ход мастер-класса:
-Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».
Повнимательней, друзья.
Я начну, вы продолжайте,
Хором, быстро отвечайте.
Он слон – она …
Он лось – она …
Он кот – она …
- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.
Он морж – она …
Он заяц – она …
Он бык – она …
- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.
Он тигр – она …
Он осел – она …
Он баран – она …
- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.
Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в моей работе учителя-логопеда и о создании условий для повышения мотивации к логопедическим занятиям.
Вводная часть (2 минуты)
Мой мастер-класс называется так «Секреты логопеда»
Итак, представим обычную ситуацию, ученик приходит на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это ученик с речевой патологией.
И что же я как специалист, как учитель-логопед должна предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?
В поиске новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы мы не должны забывать о том, что в каждой дисциплине, в любой науке фундаментальные знания - это основа основ. И мы вносим лишь элементы новизны, современности, внедряем то, что действительно эффективно, что совершенствует и двигает науку вперёд.
Попробуем продемонстрировать новизну и простату приемов в работе учителя-логопеда:
Артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.
Стандартная артикуляционная гимнастика может проходить с использованием видео ролика или красочной презентации. Попробуем на практике.
А теперь попробуем творческий прием.
Используем бублик и сладкую соломку.
«Упражнения с соломинкой»
1. Высунуть язык и держать на нем соломинку как можно дольше.
2. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. А теперь делаем усы удерживая соломинку губами.
4. А теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между зубами и языком.
«Упражнения с сушкой»
1.»Язычок-гимнаст» - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.
2. «Слоник»- на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.
3. «Петля»- продеть язык через бублик и «спрятать» за верхние зубы, удерживать 5-7 секунд.
Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.
Развитие речевого дыхания.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
«Ароматный цветочек» глубокий вдох носом, на выдохе произносим «Ах, как пахнет». Данное упражнение выполняем 5 раз.
«Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.
«Бабочка» сдуть бабочку с кончика носа.
«Футбол» загнать мяч в ворота с помощью трубочки.
Работа с дикцией.
Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
«Вошебный мешочек» сейчас я к каждому буду подходить, Вы вытащите задание из мешочка и попробуете проговорить.
Шел гуськом гусак с гусаком,
Смотрит свысока гусак на гусака;
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Дятел, дятел - наш приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги нам, дядя дятел,
Для скворцов построить дом.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.
Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.
Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Развить ощущения, помогут следующие игры:
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Звенящие бутылочки»
Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.
«Мозаика»
Собрать рисунок. Назвать цвета.
«Шнуровка»
Зашнуровать фетровых животных.
Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Я старалась подобрать материал так, чтобы он мог касаться не только логопедических занятий, но и общеразвивающих. Вы что-то нашли для себя полезное?
Далее вашему вниманию представляю видео коллаж из истории моих занятий (посмотрите на экран).
Мои занятия посещают дети разных образовательных потребностей и к каждому из них я должна найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого, продемонстрировать умение работать слаженной командой!
По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой практикум для педагогов"Пальчиками играем речь развиваем"
Данный практикум поможет педагогам узать и вспомнить простые пальчиковые игры с детьми ,которые не требуют определенных затрат....
Семинар - практикум для педагогов "Секреты хорошей дисциплины"
Семинар – практикум для педагогов на тему:«Секреты хорошей дисциплины». Задачи:1. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.2....
семинар-практикум для педагогов "Секреты запоминания"
Дошкольный возраст – это тот замечательный период, когда каждый день полон открытий. Новые слова и лица, ощущения и запахи, новые игры и правила, новые знания и впечатления – огромный пото...
Семинар-практикум для педагогов "Секреты эффективного взаимодействия с родителями"
Народная педагогическая мудрость гласит: "Не так сложно работать с детьми, как их родителями". На данном семинаре мы с коллегами попытались найти конструктивные решения конкретных педа...
Семинар-практикум для педагогов «Будем логопедами!»
Семинар-практикум для педагогов «Будем логопедами!»...
Семинар-практикум для педагогов "Секреты успешной работы с родителями"
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:-Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимоде...
Семинар-практикум для педагогов «Секреты успешной работы с родителями»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:-Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимоде...