Игровой практикум для педагогов"Пальчиками играем речь развиваем"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Данный практикум поможет педагогам узать и вспомнить простые пальчиковые игры с детьми ,которые не требуют определенных затрат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_moy.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум
«Ум ребёнка находится на кончике его пальцев»
В. Сухомлинский.
I.Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать как, и с помощью чего можно развивать руку.
Всем известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.
Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильной речи.
Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему?
Да потому, что родители меньше стали говорить с детьми, потому, что многие из них страшно заняты на работе.
Дети и сами меньше говорят, потому, что больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Я полностью согласна с закономерностью, которые выявили учёные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. А если движение пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кистью, пластилином, то задерживается и речевое развитие.
Поэтому слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать.
В этом нам помогут пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, мышления, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Ребёнок лучше запоминает стихотворный текст, его речь делается более выразительной.
А сейчас я предлагаю вам вместе со мной провести пальчиковые игры. Давайте попробуем, как у нас это получится.
.Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с взрослыми .
Когда взрослый трогает ладошку, поглаживает или щекочет, ребёнок получает массу необходимых для него впечатлений.
Как уже известно, дети легче запоминают текст, если он подкреплён соответствующими движениями.
Неслучайно в русском фольклоре мы находим такое обилие и многообразие различных потешек, прибауток, тексты которых можно использовать как пальчиковые игры.
«Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.
«Как у бабушки Наташи»
Слова народные
Как у бабушки Наташи («надевают» на голову воображаемый платок)
Ели вкусную мы кашу ( Соединить ладони перед собой, сделать «тарелку»)
Каша пшенная с дымком (над раскрытой ладонью левой руки - «тарелкой» - указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок)
С хлебом, (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»)
С маслом, ( левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»)
С молоком (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук – «кружка» )
Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх,
развести в стороны руки – две «ложки»)
Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой ложкой едят кашу, поднося ложки ко рту)
Вот какая каша ( снова сделать тарелку и показать ее, поварачиваясь вправо и влево)
У бабушки Наташи ( снова «повязать» на голову воображаемый платок)
Развитию речи способствуют не только пальчиковые игры, но и действия с самыми различными предметами.
У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.
1.На столах есть крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь найти и определить игрушку
Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .
2. Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Кусочки пластилина,
Катает наша Зина, Шарики,
колбаски, И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
3. Упражнения с шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
- покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
4. Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками.
5.Игры с крышками от бутылок
Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
6. Игры с прищепками.
Нанизываем прищепки на шнурок, получаем бусы.
Можно чередовать цвета.
«Кус – кус» – поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.
7. Игры с мячиками - ёжиками
Катаем в ладошках, используя для этого обычные брелки для ключей
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад – вперед его качу,
Вправо – влево – как хочу
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.
8. Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Развивать руку помогают также : пальчиковый театр. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками,рисование несложных геометрических фигур,конструирование и работа с мозаикой, пазлами
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.
Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"
Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...
Семинар-практикум для родителей Тема: «Пальчиками играем – речь развиваем»
Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.Предоставить практические ре...
Семинар – практикум для родителей с использованием нетрадиционных приемов «Пальчиками играем – речь развиваем»
Материал подготовлен для родителей детей с недостаточно развитой мелкой моторикой. В данном материале предоставлены традиционные и нетрадиционные формы развития мелкой моторики, массаж кистей ру...
Семинар-практикум "Пальчики играют - речь развивают"
Практикум для родителей и педагогов по практическому использованию игр и упражнений, предназначенных для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкол...
Семинар – практикум для родителей «Пальчики играют, речь развивают»
Ознакомить родителей с необходимостью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.http://sch305.mskobr.ru/edu-news/2431http://sch305.mskobr.ru/edu-news/2515...
Семинар-практикум для педагогов "C пальчиками играем - речь развиваем"
Игры с пальчиками на развитие мелкой моторики...
Консультация для педагогов: «Пальчиками играм – речь развиваем».
Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчик...