Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Евдокимова Александра Евгеньевна

Развитие диалогической речи, построенной на знаниях сказок "Три поросёнка", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Заюшкина избушка"  в подготовительной группе с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_rech_na_skazkah.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ,

ПОСТРОЕННОЙ НА ЗНАНИЯХ СКАЗОК

 «ТРИ ПОРОСЕНКА», «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»,

«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» в подготовительной группе с ОНР

ЦЕЛЬ: Упражнять в словообразовании и употреблении относительных прилагательных, обозначающих материал, в согласовании относительных прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Развивать диалогическую речь.

ОБОРУДОВАНИЕ: Предметные картинки (бобры, поросята Ниф – Ниф и Наф – Наф, Дед Мороз; бревенчатый дом, ледяной дом, соломенная хижина, каменный дом).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Припоминание названий жилищ человека: хижина, дом, домик, домище, небоскреб, пещера, барак, хибара, гостиница, общежитие, землянка, терем, хоромы, замок, палаты  и т.д.

 

2.Припоминаниеи названия жилища старика и старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке», подбор признаков (землянка какая?)

3.Словобразование относительных прилагательных, обозначающих материал, с использованием лексики «Сказки о рыбаке и рыбке».

- Почему жилье старика и старухи называлось землянкой? (находится в земле.)

–Его можно назвать ЗЕМЛЯНЫМ домом?

- Рыбка дала старухе избу из бревен.

– Ее можно назвать БРЕВЕНЧАТАЯ  изба.

- На избе труба из кирпича.  

– Какая труба на крыше избы?    КИРПИЧНАЯ.

- Ворота перед избой из дуба.

– Какие они?     ДУБОВЫЕ.

- Царские палаты (дворец) из белого камня.  

– Какие палаты (дворец)?  БЕЛОКАМЕННЫЕ.

- Шапка (кичка) у старухи – дворянки из парчи.  

– Какая кичка у старухи?   ПАРЧОВАЯ.

- Душегрейка (жилет) из соболей.  

- Какая душегрейка?   СОБОЛЬЯ.

4 ИГРА «КТО КАКОЙ ПОСТРОИЛ ДОМ?»

 Упражнение в словообразовании относительных прилагательных с опорой на предметные картинки.

- Бобры строят плотину и дом из бревен – БРЕВЕНЧАТУЮ плотину, БРЕВЕНЧАТЫЙ  дом.

- Дед Мороз строит мосты и дом изо льда – ЛЕДЯНЫЕ мосты, ЛЕДЯНОЙ дом.

- Ниф – Ниф смастерил себе хижину из соломы – СОЛОМЕННУЮ хижину.

- Наф – Наф построил дом из камней – КАМЕННЫЙ дом, а дверь сделал из дуба – ДУБОВУЮ дверь.

- Лиса выстроила себе избенку изо льда – ЛЕДЯНУЮ избенку.

- Заюшка построил себе избушку из луба – ЛУБЯНУЮ избушку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Левая, правая строят города.  

Левая, правая водят поезда.

Левая, правая могут  шить и штопать.

Левая, правая могут громко хлопать.

5.Упражнение в употреблении косвенных падежей существительных с прилагательными в диалогической речи (полные ответы на вопросы):

- В каком доме живете вы?

- Почему  ваш дом называется КАМЕННЫМ (ДЕРЕВЯННЫМ, ПАНЕЛЬНЫМ, БЛОЧНЫМ, КИРПИЧНЫМ)?

6.ИГРА – закрепление словообразования относительных прилагательных.

Дворец из белого камня -                                      Дом из кирпича –

Дом из блоков -                                                      Дом из панелей –

Ворота из железа -                                                 Ворота из дуба –

Шалаш из соломы -                                                Бассейн из мрамора –

Окна из металла и пластика -                                Камин из мрамора –

Памятник из бронзы -                                            Дворец из железа и бетона –

Стены из гипса и картона -                                    Крыша из шифера –

Перила из сосны -                                                   Паркет из ясеня –

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

- Назвать дом, в котором  мечтаешь жить в будущем.

На оставшееся время счет от 1 до 10 – каменный дом, соломенная хижина, ледяная избушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе беседы

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п...

Значение игровой деятельности в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе ...

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

Проект «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста»

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием фор...

Консультация для родителей «Художественная литература как источник развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благо...