Советы по исправлению зеркального написания
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Чаще всего зеркальное письмо встречаются у детей дошкольного возраста (6-7 лет) и выявляется при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и отдифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_po_ustraneniyu_zerkalnogo_napisaniya.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое зеркальное письмо?
Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении. На протяжении веков многие хотели найти ответ на вопрос, почему же да Винчи сделал свои записи, используя именно зеркальный почерк?
Существуют три основные теории:
- Гений скрывал свои записи, таким образом, зашифровывая информацию.
- Предполагают, что ученый был левша, и ему было гораздо удобней и быстрее писать буквы зеркальным способом.
- Возможно, основной причиной выбора столь странного письма Леонардо было свойственное ему стремление к оригинальности, такой стиль мог подчеркивать его индивидуальность.
Дети, у которых наблюдается дисграфия, отличаются особым восприятием 3D объемного изображения (трехмерного) – когда правое или левое поля центрального или периферического зрения фиксируют пространство в искаженном варианте.
На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.
По мнению Т.Г. Визель, в случае, если ребенок только начал печатать буквы и цифры и печатает их зеркально в течение трех месяцев – это нормально. Если после трех месяцев зеркальное письмо остается, необходимо провести коррекцию данного нарушения
Чаще всего зеркальное письмо встречаются у детей дошкольного возраста (6-7 лет) и выявляется при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и отдифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.
У детей младшего школьного возраста, начиная со второго класса зеркальное письмо букв и цифр рассматривается как один из видов оптической дисграфии, также выделяется феномен правшей с «пишущей» правой рукой.
Что является причиной появления зеркального письма у детей?
Зеркальный почерк (буквы и цифры пишутся справа налево) наблюдается при низком уровне развития пространственного мышления относительно собственного тела.
Дети с выраженным зеркальным почерком допускают ошибки при определении сторон: где правая, а где – левая, не могут указать, где какая рука или нога.
Советы по устранению зеркального написания:
Перед началом работы по исправлению зеркального почерка необходимо провести подготовительный этап. Цель предварительной работы – обучение ребенка навыку ориентировки в пространстве, относительно себя, на листе бумаги.
Ребенку нужно усвоить, где правая, а где – левая стороны, знать, с какой стороны находится определенная часть тела.
После приобретения устойчивого навыка по распознаванию правой и левой сторон, можно переходить к следующему этапу: развитию навыка безошибочно ориентироваться в собственном теле. Предлагать ребенку показать свое левое ухо, правую руку, правую ногу, левую щеку.
Учитывая правую и левую стороны, ребенок должен научиться ориентироваться в окружающем пространстве. Задачей взрослого на этом этапе будет объяснение места расположения предметов относительно его тела, относительно других предметов: например, то, что ближе к правой руке находится справа, предметы по левую руку находятся слева.
Такие же упражнения проводятся относительно расположения тетради по отношению к журналу, книге. После усвоения особенностей пространственного расположения вещей, ребенок поймет, справа или слева от вертикальной палочки нужно проводить черту, и с какой стороны в букве «ю» писать овал.
Можно выполнять следующие задания:
1. На листе бумаги выпишите все буквы, которые прописываются справа налево и их изображение в зеркальном виде. Покажите ребенку в каждой паре букву, написанную правильно.
2. Подумайте, как можно переделать зеркальную букву на правильную, и покажите это ребенку.
3. Если ваш ребенок любит рисовать, предложите ему не писать буквы, а срисовывать. И пусть он постарается максимально точно передать форму букв.
4. Подготовить карточки, трафареты, кубики для воспроизведения ребенком букв-эталонов.
5. В процессе письма предложить ребенку проводить пальчиком по букве, по строчке письма.
6. Предложить ребенку обвести букву пальчиком в воздухе, сопровождая взглядом и проговаривая.
7. Писать графические диктанты: тире, точка, клетка вниз, две клетки вверх, четыре клетки вправо, клетка вверх, две клетки вправо).
8. Развивать способность запоминать зрительные образы.
9. Сравнивать буквы с предметами.
10. Развивать мелкую моторику рук, выкладывание букв из пуговиц, фасоли, камушков, лепка пластилином, обводка, штрихование картинок.
11. Предложить ребенку смоделировать буквы из палочек, из элементов других букв: буква «Н» может трансформироваться в букву «П», путем перемещения одной палочки. Назвать или показать буквы, которые состоят из трех элементов (Ж, И, Ы, Я), или из двух (У, Ч, Т). Реконструировать букву из нескольких элементов – овала, полуовала, длинной или короткой палочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.
Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв. Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - наприм...
Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.
Памятка для родителей и педагогов...
Профилактика и коррекция зеркального написания печатных букв
В данной статье приведены примеры упражнений, которые устраняют предпосылки зеркального письма....
Консультация "Зеркальное написание цифр"
консультация для родителей...
Коррекционная работа при дисграфии у детей с ОВЗ во время занятий по обучению грамоте. (Зеркальное написание букв).
Индивидуальное логопедическое занятие для детей, имеющих признаки дисграфического нарушения (зеркальные написания печатных и письменных букв). Возраст: 6 -7 лет. В конспекте р...
Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.
Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, чт...
Консультация для родителей Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.
Данная консультация поможет педагогу и родителям...