Педагогическая находка
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бегунова Наталья Александровна

 

Моя педагогическая находка , невероятный многофункциональный флексагон. Общение и удивление в одном, автоматизация звуков, развитие речи, играем со звуками и словами, анализируем и обобщаем. «Флексагон» - новое дополнительное средство, имеет многоплановый развивающий характер. Его применение в логопедической работе повышает эффективность коррекционного процесса, флексагон является инновационным средством для поддерживания интереса к образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Центр развития ребенка - детский сад №16

Как сделать игрушку -говорушку?

                                                                                      Выполнили:

                                                                                      Воспитанники

                                                                                      гр. «Юные экологи»

                                                                                      Бегунова Н.А.,

                                                                                      учитель-логопед первой кв.

                                                                                       категории

г. Батайск

2023г.

Проект «Как сделать игрушку-говорушку?»

Тип проекта: познавательно-информационный, творческий

Тема: как сделать игрушку-говорушку?

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители

Время работы над проектом: краткосрочный, 26 января- 6 февраля.

Актуальность проекта:

      У многих ребят присутствуют затруднения на этапе автоматизации звуков. Изолированно звук дети могут произносить, а в свободной речи сложилась стойкая привычка неправильного произношения. Кроме этого, ребят необходимо мотивировать на   самостоятельный контроль за собственной речью, чтобы довести новое правильное произношение звука до автоматизма.

     Как сделать упражнения и задания по автоматизации звуков интересными, разнообразными, формировать положительную мотивацию к закреплению звуков?

     Необычные игрушки из бумаги радуют и детей, и взрослых. Ребят очень увлекли бумажные кубики (тематические).

      Когда дети увидели в кабинете логопеда объемный флексагон, последовали вопросы, как такую игрушку можно сделать и как с ней играть на занятии у логопеда?

     В ходе беседы решили попробовать сделать флексагон и выяснить, можно ли его применить как игрушку-говорушку.

     В результате возникла необходимость в разработке и реализации проекта.

Цель: конструирование игрушки-говорушки

           

                Задачи:

  1. Найти информацию о флексагоне,
  2. Узнать об особенностях конструирования флексагона.
  3. Развивать фонематический слух (поиск слов на заданный звук)
  4. Развивать внимание, логическое мышление, любознательность, творческий потенциал в процессе конструирования из бумаги;
  5. Проявить инициативу и самостоятельность
  6. Демонстрировать культуру общения во время коллективной работы.
  7. Привлечь родителей к изготовлению занимательных игрушек из бумаги для развития познавательного интереса, используя выкройку макета
  8. Выяснить опытным путем, где еще можно применить флексагон.

Ожидаемые результаты:

У ребят появляется мотивация на правильное произношение звуков.

Результат-продукт: флексагоны для автоматизации звуков (детям предоставлен выбор)

Результат-эффект: дети правильно произносят звуки в словах.        

 План реализации проекта

1.Подготовительный этап

Планирование практической деятельности.

Поиск информации (беседа с учителем-логопедом и Интернет-ресурсы).

Выбор любимого звука, проблемных звуков.

Тренировочные упражнения по работе с ножницами.

Подбор слов на заданный звук.

Выбор картинок на заданный звук.

2.Практический этап

Совместная деятельность с ребёнком

Самостоятельная деятельность ребёнка

Совместная деятельность с родителями

1. Игры с логопедическими бумажными кубиками

 Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики.

1) Ребенок бросает кубик, выполняет то упражнение, символическое изображение которого оказалось на верхней грани кубика.

2) Ребенок ловит кубик, произносит заданный звук или выполняет задание, обозначение которого оказалось на верхней грани.

2.Беседа «Флексагон – занимательная игрушка с глубоким содержанием. Что такое флексагон. Виды флексагонов»

Просмотр видео «Объёмный флексагон оригами. Как сделать антистресс -трансформер оригами из 1 листа бумаги (без клея)»

https://www.youtube.com/watch?v=hR_iROHtC-0

3. Тренинг с флексагоном:

Упражнение «Найди слова на заданный звук»

Игра «Раздели слова на слоги»

Игра «Посчитай-ка»

Игра «Один-много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Определи звук на гранях флексагона у соседа»

4. Другие способы применения фексагона (антистресс, тематические картинки)

Конструирование простой игрушки из бумаги. Куб из бумаги на заданный звук по готовой развертке.

 

Самостоятельное создание детьми предметных картинок (или написание слов) на заданный звук на развертке куба из бумаги

Конструирование из бумаги. Флексагон из бумаги по готовой развертке.

Самостоятельный выбор детьми предметных картинок (наклеек) на заданный звук для заполнения граней флексагона.

Презентация флексагона перед сверстниками

Индивидуальные рекомендации по проекту.

Совместное с ребёнком

оформление кубика для автоматизации звука

3.Заключительный этап

Создание ребёнком флексагона для автоматизации звуков.

Презентация флексагона перед сверстниками

Достижение ожидаемых результатов

За время проекта детей удалось замотивировать на правильное произношение звуков. Благодаря совместной деятельности учителя-логопеда и детей созданы флексагоны для автоматизации нескольких звуков.

 Перспективы дальнейшего развития проекта

Изготовление и использование флексагонов в различных вариантах игр для автоматизации звуков по группам (свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные) и дифференциации звуков.

Привлечение родителей к активному взаимодействию в коррекционно-развивающем процессе.

Презентация проекта

Творческая самопрезентация проекта для педагогов ДОУ

                                                                                                            Приложение 1

Самостоятельное создание детьми предметных картинок (или написание слов) на заданный звук на развертке куба из бумаги




Совместное с ребёнком

оформление кубика для автоматизации звука

Самостоятельное оформление кубика ребенком для игры с любимыми наклейками

Конструирование из бумаги. Флексагон из бумаги по готовой развертке





Самостоятельный выбор детьми предметных картинок (наклеек) на заданный звук для заполнения граней флексагона


                                                                                                          Приложение 2

Флексагон – занимательная игрушка с глубоким содержанием

 

Флексагон, какое загадочное и замысловатое слово, так и хочется скорее узнать, что же оно означает?

Все просто — это забавная подвижная игрушка-головоломка, это своеобразный ручной калейдоскоп, собирающий при вращении новую картинку на каждой грани.

Флексагоны (от англ. to flex, лат. flectere — складываться, сгибаться, гнуться и греч. ωνος — угольник) — модели из полосок бумаги, способные складываться и сгибаться определённым образом, и обладающие необычным свойством: при перегибании флексагонов их наружные поверхности прячутся внутрь, а ранее скрытые поверхности неожиданно выходят наружу. Флексагон – просто удивительная игрушка, вызывающая у детей неподдельный восторг и желание играть с ней еще и еще. Несмотря на то, что это всего лишь полоска бумаги, сложенная определенным образом, с помощью флексагонов возможно решать огромное количество познавательных и речевых задач в работе с дошкольниками.

Немного истории. В конце 1939 года Артур Стоун, 23-летний аспирант из Англии, изучавший математику в Принстоне, обрезал листы американского блокнота, чтобы подогнать их под привычный формат. Желая немного развлечься, Стоун принялся складывать из отрезанных полосок бумаги различные фигуры. Одна из сделанных им фигур оказалась особенной интересной. Перегнув полоску бумаги в трех местах и соединив концы, он получил правильный шестиугольник. При этом Стоун обратил внимание на то, что когда шестиугольник раскрывался словно бутон, видимой становилась совсем другая поверхность.

Так был открыт самый первый флексагон с тремя поверхностями. Поразмыслив над ним ночь, Стоун наутро убедился в правильности своих чисто умозрительных заключений: оказалось, можно построить и более сложный шестиугольник с шестью поверхностями вместо трех. После того, как Стоун показал свое открытие друзьям, в университете был создан «Флексагонный комитет». Постепенно комитет просчитал, что можно сделать флексагоны с 9, 12, 15 и большим числом поверхностей.

Постепенно флексагоны ушли в науку, промышленность и «зажили» собственной жизнью.

Флексагоны просто незаменимы. Они:

•        Экономичны и не слишком сложны в изготовлении (для самого простого флексагона нужны только бумага, клей и ножницы);

•        Ярки и красочны;

•        Доступны в применении (при небольшой помощи взрослого по готовой развертке плоскостной флексагон может собрать даже ребенок дошкольного возраста, а более сложный можно поручить для изготовления совместно ребенку с родителями);

•        Динамичны, занимательны и непредсказуемы (ребенок не знает, какая грань флексагона откроется далее при его вращении);

•        Многоплановы в применении;

•        Мобильны в применении (простой флексагон можно сложить и использовать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, на отдыхе, в путешествии).

Идея использовать различные игрушки для автоматизации звуков не нова, но иметь пособие, предназначенное для быстрого проговаривания большого объема речевого материала просто замечательно. Флексагон для этого идеален. Каждая грань флексагона – это 4-6 новых слов, 4-6 новых грамматических заданий.

Варианты заданий (по коррекции речевых навыков у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи):

1. Для проведения словарной работы, необходимой для грамотного речевого развития, на все поверхности флексагона наносим изображения предметов по лексическим темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, транспорт, профессии, семья, животные и т. п. предлагаются следующие задания на:

обогащение словаря в рамках одной лексической темы, классификацию и формирование обобщающих понятий:

•        «Соберем урожай»: назвать предметы на гранях флексагона и затем обобщить, называя одним словом: «Это овощи», или «Это фрукты».

•        «Часть – целое»: назвать части предметов (чайник: носик, стенки, крышка, ручка, дно).

2. Задания на формирование грамматических категорий:

•        «Посчитай»: назвать предметы на гранях флексагона, согласовывая их с числительными от 1 до 5;

•        «Большой-маленький»: употребление слов, названий предметов в уменьшительно-ласкательной форме;

•        «Расскажи о…»: употребление слов в различных предложно-падежных конструкциях, например: «Это снежный кролик». «Дети слепили кого?... Снежного кролика». «Глазки сделаем кому?... Снежному кролику». «Морковкой угостим кого? Снежного кролика». «Маме расскажем о ком?... О снежном кролике».

•        «Какой сок, какое варенье?»: употребление относительных прилагательных: «Сок из яблок – яблочный, варенье из яблок – яблочное».

•        «Чей хвост, чья голова?»: употребление притяжательных прилагательных: «Голова зайца – заячья, хвост медведя – медвежий».

•        «Кто где живет?».

•        «Кто чем питается?»

•        «Чего много?»: употребление предметов во множественном числе родительного падежа.

3. Развитие логического мышления:

•        «Назови приметы, определи время года»: по отдельным приметам на гранях определить и назвать время года.

•        «Назови по порядку»: назвать животных на гранях флексагона, а затем перечислить их в порядке уменьшения размеров или увеличения скорости передвижения.

4. Автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия и звуко-слогового анализа:

•        «Мы со звуками играем, слова на звуки называем» — назвать слово на определенный звук;

•        «Назови первый звук в слове» (гласные, согласные звуки),

•        «Определи место звука «Р» в слове» (задания подбираются на любой автоматизируемый звук),

•        «Подели слова на слоги».

5. Развитие связной речи:

•        «Составь предложение» — самостоятельно составить предложение, объединяя в нем 2 любые картинки.

•        «Загадки» — составление описательной загадки о любом предмете.

•        «Расскажи о…» — составление последовательного рассказа по картинкам, расположенным на гранях флексагона.

6. Развитие высших психических функций:

•        «Найди картинку, какую картинку я спрятала» — находить картинку, поворачивая грани флексагона.

Флексагоны хороши еще и тем, что на одном флексагоне можно решать сразу несколько задач, если его совсем немного модернизировать. Например, если грани флексагона сделать разноцветными, то каждый цвет может символизировать разные типы задач: если картинки предметов, подобранные на звук Ш, изображены на желтом фоне, то их нужно назвать в уменьшительно-ласкательной форме, на розовом – задания на согласование существительных с числительными 1,2, 5; а если на зеленом – то найти слова, про которые можно сказать: «мой», «моя», «мое», «мои».

Помимо решения коррекционных и развивающих задач флексагоны способствуют развитию мелкой моторики, пространственного мышления, памяти, внимания, терпения, глазомера, креативного мышления.

Использование данного пособия стимулирует не только речевые, но и творческие способности детей.

Список литературы:

1.        Википедия https://ru. wikipedia. org/wiki/Флексагон.

2.        Панов А. А. Флексагоны, флексоры, флексманы. //Квант. 1989. №1. С. 14.

3.        Фоменко О.Л. Звуковой флексагон. https://урок. рф/library/zvukovoj_fleksagon_224522. html

4.        Чабан Н.Ю. Флексагон. https://www.sites. google. com/site/tch5464/eto-nado-znat/nagladnaa-geometria/fleksagon.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как сделать игрушку –говорушку?» Воспитанники гр. «Юные экологи», Бегунова Н.А.,учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад №16

Слайд 2

Тип проекта: познавательно-информационный, творческий Тема: Как сделать игрушку-говорушку? Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители Время работы над проектом: краткосрочный, 27 января – 6 февраля Актуальность проекта: У многих ребят присутствуют затруднения на этапе автоматизации звуков. Изолированно звук дети могут произносить, а в свободной речи сложилась стойкая привычка неправильного произношения. Как сделать упражнения и задания по автоматизации звуков интересными, разнообразными, формировать положительную мотивацию к закреплению звуков? Необычные игрушки из бумаги радуют и детей, и взрослых. Ребят очень увлекли бумажные кубики (тематические). Когда дети увидели в кабинете логопеда объемный флексагон, последовали вопросы, как такую игрушку можно сделать и как с ней играть на занятии у логопеда? В ходе беседы решили попробовать сделать флексагон и выяснить, можно ли его применить как игрушку-говорушку. В результате возникла необходимость в разработке и реализации проекта

Слайд 3

Цель: конструирование игрушки-говорушки Задачи: 1. Найти информацию о флексагоне 2. Узнать об особенностях конструирования флексагона 3. Развивать фонематический слух (поиск слов на заданный звук) 4. Развивать внимание, логическое мышление, любознательность, творческий потенциал в процессе конструирования из бумаги 5. Проявить инициативу и самостоятельность 6. Демонстрировать культуру общения во время коллективной работ 7. Привлечь родителей к изготовлению занимательных игрушек из бумаги для развития познавательного интереса, используя выкройку макета 8. Выяснить опытным путем, где еще можно применить флексагон

Слайд 4

Планируемый результат: Мотивация на правильное произношение звуков Флексагоны для автоматизации звуков Форма представления проекта: презентация

Слайд 5

1 этап Подготовительный 2 этап Основной 3 этап Заключительный Планирование практической деятельности Поиск информации. Выбор звуков Тренировочные упражнения по работе с ножницами. Подбор слов на заданный звук Выбор картинок на заданный звук 1.Игры с логопедическими бумажными кубиками . Конструирование куба из бумаги на заданный звук по готовой развертке. Самостоятельное создание детьми предметных картинок (или написание слов) . 2. Беседа «Флексагон – занимательная игрушка с глубоким содержанием. Что такое флексагон. Виды флексагонов» 3.Просмотр видео «Объёмный флексагон оригами. Как сделать антистресс -трансформер оригами из 1 листа бумаги 4. Конструирование флексагона из бумаги по готовой развертке. 3. Игры с флексагоном: 4. Способы применения фексагона (антистресс, тематические картинки) Создание ребёнком флексагона для автоматизации звуков Презентация флексагона перед сверстниками Работа над проектом

Слайд 6

Самостоятельное создание детьми предметных картинок (или написание слов) на заданный звук на развертке куба из бумаги

Слайд 10

Совместное с ребёнком оформление кубика для автоматизации звука

Слайд 11

Самостоятельное оформление кубика ребенком для игры с любимыми наклейками

Слайд 12

Конструирование из бумаги Флексагон из бумаги по готовой развертке

Слайд 16

Самостоятельный выбор детьми предметных картинок (наклеек) на заданный звук для заполнения граней флексагона

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...