«Путешествие в песочную сказку»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ открытого занятия с элементами песочной терапии для дошкольников с ОВЗ подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_pesochnaya_skazka_2.docx | 37.66 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
открытого занятия с элементами песочной терапии
для дошкольников с ОВЗ подготовительной группы
комбинированной направленности
Подготовила: педагог-психолог Высотская А.И.
Что нужно для игры в песок,
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру…Подобно Богу
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
Д. Фролов
«Путешествие в песочную сказку»
Цель: Совершенствовать коммуникативные навыки в совместной деятельности детей посредством игры с элементами песочной терапии в технике «Sand-Art».
Задачи приоритетной образовательной области.
Социально-коммуникативное развитие:
- создавать условия для развития общения ребенка со взрослым и сверстниками через организацию творческой и игровой деятельности;
- формировать основы безопасного поведения при работе с песком через совместное проговаривание правил безопасности;
- поддерживать становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции через создание ситуации свободного действия с песком;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие:
- сформировать условия для развития воображения и творческой активности через создание и разрешение проблемных ситуаций;
- улучшать любознательность и познавательную мотивацию через использование заданий поискового и творческого характера («на что это похоже» и т.д.).
Речевое развитие:
- способствовать созданию условий для овладения детьми речью как средством общения и культуры через организацию взаимодействия со сверстниками и взрослым;
- развитие умения сотрудничать, активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.
Художественно-эстетическое развитие:
- организовать условия для развития у детей элементарных представлений о рисовании песком;
- обеспечить реализацию самостоятельной творческой деятельности детей через организацию развивающей среды – предоставления материалов и оборудования для свободного творчества (песок, световой стол).
Физическое развитие:
- организовать условия для получения детьми опыта в двигательной активности, направленной на развитие мелкой моторики через организацию творческой деятельности детей с песком (пальчиковая гимнастика;
- содействовать становлению у детей целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере через применение упражнений с песком («дождик» и др.).
Планируемые результаты непрерывной образовательной деятельности:
- ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в игровой и творческой деятельности;
- ребенок свободно коммуницирует со сверстниками и взрослыми;
- ребенок проявляет любознательность;
- ребенок овладевает устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
- ребенок может следовать определенным правилам.
Формирование предпосылок УУД (универсальных учебных действий):
- коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы, а так же задавать вопросы самому;
- познавательные - способность воспринимать информацию; умение самостоятельно определять последовательность своих действий;
- регулятивные - умение работать по заданной последовательности; слушать взрослого и выполнять определенные инструкции;
- личностные - умение давать оценку своей деятельности.
Используемые оборудование и материалы:
- световой стол для рисования песком (один стол на 2 детей);
- морской песок (сертифицированный, прокаленный);
- музыкальная колонка;
- наборы игрушек;
- миниатюрная игрушка «Фея»;
- коробочка с сюрпризом;
- влажные салфетки.
Методы и приемы:
- практические (игровая проблемная ситуация);
- наглядные (рассматривание, показ способов действия);
- словесные (рассуждения, беседа, объяснение);
- проблемно-поисковые (самостоятельное выполнение творческого задания).
Используемые технологии:
- игровые;
- арттерапия;
- здоровьесберегающие.
Вводный этап
Цель: привлечение внимания детей, настройка на работу с песком, включение детей в образовательную деятельность.
Педагог-психолог. Здравствуйте ребята. Мы снова в нашей волшебной студии. Вы готовы поработать? (ответы детей)
Педагог-психолог. Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем делать? (ответы детей). Дети смотрят на световой стол и предполагают, что они будут рисовать песком.
Педагог-психолог. А как вы догадались? (ответы детей)
Педагог-психолог. Хорошо. А сейчас давайте с вами вспомним правила работы с песком, они зашифрованы в виде особых знаков. Вы готовы?
Дети смотрят на картинки, где нарисованы: перечеркнутый рот, стрелки на прямоугольнике и руки, а затем отвечают, что означает каждый рисунок.Перечеркнутый рот означает то, что песок в рот брать нельзя. Стрелки нам говорят о том, что нельзя высыпать песок из песочницы на пол.
Педагог-психолог. Правильно, это знаки – правила безопасной работы с песком, а какие правила безопасности вы ещё знаете? (ответы детей).
Педагог-психолог. Ребята, вы молодцы, помните все правила. Но мы с вами ещё не рассказали, что означают руки? (ответы детей). Правильно, перед работой с песком наши руки должны быть сухими. Давайте их высушим!
Педагог-психолог. Предлагаю вспомнить наше приветственное упражнение.
Педагог-психолог показывает движения, дети их повторяют.
Здравствуй, беленький песочек! | (Приветственно машут руками) |
Я сегодня твой дружочек. | (Машут руками, показывая на себя) |
Буду я с тобой играть, | (Поднимают руки вверх, шевеля пальцами) |
Помоги мне рисовать! | (Хлопают в ладоши) |
Педагог-психолог. Отлично! Теперь мы можем начинать.
Основной этап
Цели: активизировать творческую и познавательную деятельность детей, организовать игровую и продуктивную деятельность.
Педагог-психолог. Ребята, а вы слышите звук? Откуда он раздаётся? Очень интересно, кто же нас зовёт?
Педагог-психолог достает из домика миниатюрную игрушку «Фею».
Педагог-психолог. Ребята! Вот, оказывается, кто нас звал! Это же Песочная Фея – дочка короля Песочной страны. Она что-то говорит? (Педагог-психолог делает вид, что прислушивается к словам Феи и выражает эмоции удивления)
- Ребята, она говорит, что у неё сегодня день рождения, но злой тролль устроил песочную бурю и уничтожил все накрытые столы. А у неё на столах стояли красивые разноцветные тарелочки и теперь она переживает, что гости не смогут полакомиться угощениями. Она просит вас о помощи в приготовлении новых тарелочек для гостей, ведь все жители песочной страны видят, какие вы дружные и внимательные.
Педагог-психолог. Ну что, ребята, поможем Песочной Фее? Приготовим красивые тарелочки для её праздничного стола?
Дети: Да, конечно!
Педагог-психолог. А для начала нам нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебные слова, чтоб мы оказались в этой сказочной Песочной стране. «Раз, два, три, в Песочную страну нас перенеси!»
Педагог-психолог. Открывайте глаза ребята, вот мы и перенеслись в Песочную сказочную страну.
Педагог-психолог. А вы знаете, ребята, что в работе с песком не нужно спешить. Давайте расслабимся, нам всем нужно успокоиться и Песочной Фее то же. Какое упражнение вы помните для расслабления? (ответы детей)
Педагог-психолог. Отлично, давайте сделаем упражнение «дождик» (дети берут песок правой рукой и тонкой струйкой сыплют на запястье левой руки, затем меняют руки).
Педагог-психолог. Отлично, дождь прошел, теперь можно и пообедать.. Ой, я и забыла, что здесь нет тарелочек. Ребята, а давайте нарисуем песочные тарелочки. Как мы будем их рисовать? (ответы детей)
Педагог-психолог. Ребята, а какой формы тарелочки будут у нас, а какие формы вы ещё знаете? (ответы детей)
Педагог-психолог показывает, как нарисовать тарелочку, дети рисуют свои тарелочки, рассказывают, что они нарисовали.
Педагог-психолог. А как мы будем с вами украшать наши тарелочки? Я вот, что придумала, давайте вспомним, какое время года сейчас? (ответы детей) Правильно, зима. А можете отгадать загадку?
Видел зимнюю картинку?
Там присутствую всегда!
Как моя сестрица-льдинка,
Я – замерзшая вода. Посмотрите, я резная,
Как салфетка кружевная. (ответы детей)
Педагог-психолог. Правильно ребята, это – снежинка! Мы можем украсить наши тарелочки зимними узорами в виде снежинок. Но узоры мы будем рисовать разными пальчиками, сначала мизинцами, потом безымянным, потом средним, потом указательным и большим. (дети рисуют)
Педагог-психолог. Да ребята, у нас с вами получилась отличная тренировка для наших пальчиков. А как вы думаете, как ещё можно рисовать снежинки?
Педагог-психолог. Молодцы ребята, какие красивые у вас тарелочки получились. Но, что-то они у нас не праздничные. У меня есть волшебные камешки, давайте сделаем из них ободок у наших тарелочек. (дети раскладывают камешки Марблс по ободку тарелочек, можно использовать ракушки и т.д.)
Педагог-психолог. Ребята, какие праздничные у нас с вами получились тарелочки. Теперь Песочная Фея может звать гостей и угощать их из наших тарелочек.
Педагог-психолог. Ребята, посмотрите, как обрадовалась Песочная Фея, как ярко светятся у неё глазки, какая у неё красивая улыбка. Она говорит вам спасибо и хочет вас отблагодарить за помощь. Она передала для вас сюрприз, который лежит в этой волшебной коробочке. Но открыть мы её сможем, только когда вернемся в детский сад, закрываем глазки и произносим волшебные слова.
Педагог-психолог. Раз, два, три
Из песочной страны нас перенеси!
Педагог-психолог. Ну вот, ребята, мы снова вернулись с вами в садик. Давайте скорее откроем волшебную коробочку и посмотрим, что Песочная Фея вам передала. О, ведь это медальки, она награждает вас почетными мастерами Песочной страны!
Рефлексия.
- В какой стране мы с вами сегодня побывали?
- Кому мы помогали?
- Что случилось в этой стране?
- Чем вам запомнилась эта страна?
- Ребята вам понравилось играть с песком?
Педагог-психолог. Ребята, а вы знаете, что вы можете и дома рисовать картины на песке. (Дети отвечают, что у них нет дома песка)
Педагог-психолог. Это не беда, я вам сейчас вам открою маленький секрет. Когда вы придете домой, попросите маму или папу, чтоб они взяли поднос и насыпали на него манной крупы, ведь дома вам мама варит манную кашу? Ну вот и отлично, попробуйте дома нарисовать какую-нибудь елочную игрушку, а потом украсьте её разными бусинками, пуговичками и т.д. Но обязательно помните про правила работы с песком, и с манной крупой правила те же. А ваши мама или папа сфотографируют вашу картину и пришлют мне.
А теперь нам пришла пора расставаться, но мы обязательно встретимся снова в нашей волшебной студии.
Список использованной литературы:
1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб. 2011.
2. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. 2021.
3. Шакирова Е.В. Рисуем на песке (парциальная образовательная программа). СПб. 2019.
4. https://www.maam.ru/detskijsad/pesochnye-fantazi-729862.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.
«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...
Конспект занятия по песочной игровой терапии «Путешествие в песочную страну»
- познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;- формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;- закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с п...
Конспект подгрупповой НОД по ФЭМП с использованием элементов игры-сказки на песке «Путешествие в Песочную страну» в средней группе
Цель: развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком.Задачи: формировать навыки экспериментирования с песком; представление о свойствах сухого песка. Закреплять...