«Путешествие в песочную сказку»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Высотская Анна Ивановна

КОНСПЕКТ  открытого занятия с элементами песочной терапии   для дошкольников с ОВЗ подготовительной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pesochnaya_skazka_2.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

открытого занятия с элементами песочной терапии

для дошкольников с ОВЗ подготовительной группы

комбинированной направленности

Подготовила: педагог-психолог Высотская А.И.

Что нужно для игры в песок,

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру…Подобно Богу

Мы создадим свой мир чудес,

Пройдя познания дорогу.

Д. Фролов

«Путешествие в песочную сказку»

Цель: Совершенствовать коммуникативные навыки в совместной деятельности детей посредством игры с элементами песочной терапии в технике «Sand-Art».

Задачи приоритетной образовательной области.

Социально-коммуникативное развитие:

  • создавать условия для развития общения ребенка со взрослым и сверстниками через организацию творческой и игровой деятельности;
  • формировать основы безопасного поведения при работе с песком через совместное проговаривание правил безопасности;
  • поддерживать становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции через создание ситуации свободного действия с песком;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие:

  • сформировать условия для развития воображения и творческой активности через создание и разрешение проблемных ситуаций;
  • улучшать любознательность и познавательную мотивацию через использование заданий поискового и творческого характера («на что это похоже» и т.д.).

Речевое развитие:

  • способствовать созданию условий для овладения детьми речью как средством общения и культуры через организацию взаимодействия со сверстниками и взрослым;
  • развитие умения сотрудничать, активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.

Художественно-эстетическое развитие:

  • организовать условия для развития у детей элементарных представлений о рисовании песком;
  • обеспечить реализацию самостоятельной творческой деятельности детей через организацию развивающей среды – предоставления материалов и оборудования для свободного творчества (песок, световой стол).

Физическое развитие:

  • организовать условия для получения детьми опыта в двигательной активности, направленной на развитие мелкой моторики через организацию творческой деятельности детей с песком (пальчиковая гимнастика;
  • содействовать становлению у детей целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере через применение упражнений с песком («дождик» и др.).

Планируемые результаты непрерывной образовательной деятельности:

  • ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в игровой и творческой деятельности;
  • ребенок свободно коммуницирует со сверстниками и взрослыми;
  • ребенок проявляет любознательность;
  • ребенок овладевает устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • ребенок может следовать определенным правилам.

Формирование предпосылок УУД (универсальных учебных действий):

  • коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы, а так же задавать вопросы самому;
  • познавательные - способность воспринимать информацию; умение самостоятельно определять последовательность своих действий;
  • регулятивные - умение работать по заданной последовательности; слушать взрослого и выполнять определенные инструкции;
  • личностные - умение давать оценку своей деятельности.

Используемые оборудование и материалы:

  • световой стол для рисования песком (один стол на 2 детей);
  • морской песок (сертифицированный, прокаленный);
  • музыкальная колонка;
  • наборы игрушек;
  • миниатюрная игрушка «Фея»;
  • коробочка с сюрпризом;
  • влажные салфетки.

Методы и приемы:

  • практические (игровая проблемная ситуация);
  • наглядные (рассматривание, показ способов действия);
  • словесные (рассуждения, беседа, объяснение);
  • проблемно-поисковые (самостоятельное выполнение творческого задания).

Используемые технологии:

  • игровые;
  • арттерапия;
  • здоровьесберегающие.

Вводный этап

Цель: привлечение внимания детей, настройка на работу с песком, включение детей в образовательную деятельность.

Педагог-психолог. Здравствуйте ребята. Мы снова в нашей волшебной студии. Вы готовы поработать? (ответы детей)

Педагог-психолог. Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем делать? (ответы детей). Дети смотрят на световой стол и предполагают, что они будут рисовать песком.

Педагог-психолог. А как вы догадались? (ответы детей)

Педагог-психолог. Хорошо. А сейчас давайте с вами вспомним правила работы с песком, они зашифрованы в виде особых знаков. Вы готовы?

Дети смотрят на картинки, где нарисованы: перечеркнутый рот, стрелки на прямоугольнике и руки, а затем отвечают, что означает каждый рисунок.Перечеркнутый рот означает то, что песок в рот брать нельзя. Стрелки нам говорят о том, что нельзя высыпать песок из песочницы на пол.

Педагог-психолог. Правильно, это знаки – правила безопасной работы с песком, а какие правила безопасности вы ещё знаете? (ответы детей).

Педагог-психолог. Ребята, вы молодцы, помните все правила. Но мы с вами ещё не рассказали, что означают руки? (ответы детей). Правильно, перед работой с песком наши руки должны быть сухими. Давайте их высушим!

Педагог-психолог. Предлагаю  вспомнить наше приветственное упражнение.

Педагог-психолог показывает движения, дети их повторяют.

Здравствуй, беленький песочек!        

(Приветственно машут руками)

Я сегодня твой дружочек.                  

(Машут руками, показывая на себя)

Буду я с тобой играть,

(Поднимают руки вверх, шевеля пальцами)

Помоги мне рисовать!

(Хлопают в ладоши)

        

Педагог-психолог. Отлично! Теперь мы можем начинать.

Основной этап

Цели: активизировать творческую и познавательную деятельность детей, организовать игровую и продуктивную деятельность.

Педагог-психолог. Ребята, а вы слышите звук? Откуда он раздаётся? Очень интересно, кто же нас зовёт?

Педагог-психолог достает из домика миниатюрную игрушку «Фею».

Педагог-психолог. Ребята! Вот, оказывается, кто нас звал! Это же Песочная Фея – дочка короля Песочной страны. Она что-то говорит? (Педагог-психолог делает вид, что прислушивается к словам Феи и выражает эмоции удивления) 

- Ребята, она говорит, что у неё сегодня день рождения, но злой тролль устроил песочную бурю и уничтожил все накрытые столы. А у неё на столах стояли красивые разноцветные тарелочки и теперь она переживает, что гости не смогут полакомиться угощениями. Она просит вас о помощи в приготовлении новых тарелочек для гостей, ведь все жители песочной страны видят, какие вы дружные и внимательные.

Педагог-психолог. Ну что, ребята, поможем Песочной Фее? Приготовим красивые тарелочки для её праздничного стола?

Дети: Да, конечно!

Педагог-психолог. А для начала нам нужно взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебные слова, чтоб мы оказались в этой сказочной Песочной стране. «Раз, два, три, в Песочную страну нас перенеси!»

Педагог-психолог.  Открывайте глаза ребята, вот мы и перенеслись в Песочную сказочную страну.

Педагог-психолог.  А вы знаете, ребята, что в работе с песком не нужно спешить. Давайте расслабимся, нам всем нужно успокоиться и Песочной Фее то же. Какое упражнение вы помните для расслабления? (ответы детей)

Педагог-психолог.  Отлично, давайте сделаем упражнение «дождик» (дети берут песок правой рукой и тонкой струйкой сыплют на запястье левой руки, затем меняют руки).

Педагог-психолог.  Отлично, дождь прошел, теперь можно и пообедать.. Ой, я и забыла, что здесь нет тарелочек. Ребята, а давайте нарисуем песочные тарелочки. Как мы будем их рисовать? (ответы детей)

Педагог-психолог.  Ребята, а какой формы тарелочки будут у нас, а какие формы вы ещё знаете? (ответы детей)

Педагог-психолог показывает, как нарисовать тарелочку, дети рисуют свои тарелочки, рассказывают, что они нарисовали.

Педагог-психолог.  А как мы будем с вами украшать  наши тарелочки? Я вот, что придумала, давайте вспомним, какое время года сейчас? (ответы детей) Правильно, зима.  А можете отгадать загадку?

Видел зимнюю картинку?

Там присутствую всегда!

Как моя сестрица-льдинка,

Я – замерзшая вода. Посмотрите, я резная,

Как салфетка кружевная. (ответы детей)

Педагог-психолог. Правильно ребята, это – снежинка! Мы можем украсить наши тарелочки зимними узорами в виде снежинок. Но узоры мы будем рисовать разными пальчиками, сначала мизинцами, потом безымянным, потом средним, потом указательным и большим. (дети рисуют)

Педагог-психолог. Да ребята, у нас с вами получилась отличная тренировка для наших пальчиков. А как вы думаете, как ещё можно рисовать снежинки?

Педагог-психолог.  Молодцы ребята, какие красивые у вас тарелочки получились. Но, что-то они у нас не праздничные. У меня есть волшебные камешки, давайте сделаем из них ободок у наших тарелочек. (дети раскладывают камешки Марблс по ободку тарелочек, можно использовать ракушки и т.д.)

Педагог-психолог.  Ребята, какие праздничные у нас с вами получились тарелочки. Теперь Песочная Фея может звать гостей и угощать их из наших тарелочек.

Педагог-психолог.  Ребята, посмотрите, как обрадовалась Песочная Фея, как ярко светятся у неё глазки, какая у неё красивая улыбка. Она говорит вам спасибо и хочет вас отблагодарить за помощь. Она передала для вас сюрприз, который лежит в этой волшебной коробочке. Но открыть мы её сможем, только когда вернемся в детский сад, закрываем глазки и произносим волшебные слова.

Педагог-психолог.  Раз, два, три

Из песочной страны нас перенеси!

Педагог-психолог.  Ну вот, ребята, мы снова вернулись с вами в садик. Давайте скорее откроем волшебную коробочку и посмотрим, что Песочная Фея вам передала. О, ведь это медальки, она награждает вас почетными мастерами Песочной страны!

Рефлексия.

  • В какой стране мы с вами сегодня побывали?
  • Кому мы помогали?
  • Что случилось в этой стране?
  • Чем вам запомнилась эта страна?
  • Ребята вам понравилось играть с песком?

Педагог-психолог. Ребята, а вы знаете, что вы можете и дома рисовать картины на песке. (Дети отвечают, что у них нет дома песка)

Педагог-психолог. Это не беда, я вам сейчас вам открою маленький секрет. Когда вы придете домой, попросите маму или папу, чтоб они взяли поднос и насыпали на него манной крупы, ведь дома вам мама варит манную кашу? Ну вот и отлично, попробуйте дома нарисовать какую-нибудь елочную игрушку, а потом украсьте её разными бусинками, пуговичками и т.д. Но обязательно помните про правила работы с песком, и с манной крупой правила те же. А ваши мама или папа сфотографируют вашу картину и пришлют мне.

А теперь нам пришла пора расставаться, но мы обязательно встретимся снова в нашей волшебной студии.

Список использованной литературы:

1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб. 2011.

2. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. 2021.

3. Шакирова Е.В. Рисуем на песке (парциальная образовательная программа). СПб. 2019.

4. https://www.maam.ru/detskijsad/pesochnye-fantazi-729862.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)

Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети  особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...

Конспект занятия по песочной игровой терапии «Путешествие в песочную страну»

- познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;- формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;- закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с п...

Конспект подгрупповой НОД по ФЭМП с использованием элементов игры-сказки на песке «Путешествие в Песочную страну» в средней группе

Цель: развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком.Задачи:  формировать  навыки экспериментирования с песком; представление о свойствах сухого песка. Закреплять...