"Арт-терапия - новый подход в развитии детей с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для педагогов и родителей, которая поможет ознакомится с методами арт-терапии в коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya_defektolog.docx | 167.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:
- Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
- Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
- Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
- Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
- Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
- Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе. Специалисту необходимо быть готовым к тому, чтобы не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом и наблюдать, бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.
С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?
- Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
- Снижение уровня стресса.
- Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
- Преодоление возрастных кризисов.
- Решение семейных конфликтов.
- Повышение навыков коммуникации.
- Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
- Проработка психологических травм.
- Преодоление фобий.
Принципы интерпретации в арт-терапии
- Принцип детализации. мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали.
- Понимание контекста. Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка.
- Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии.
- Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтической сессии. Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка.
- Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает.
«В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».
Этапы арт-терапии
- Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
- Основной этап — работа с ребенком. Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
- Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
- Завершающий этап (терминация).
«Арт-терапия не то же самое, что творчество. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение, но арт-терапия — это петля в реальность: продукт творчества ребенка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком».
Методы арт-терапевтического процесса
- Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
- Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
- Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
- Песочная терапия.
- Терапия водой.
- Игротерапия.
- Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
- Танцевально-двигательная терапия.
- Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
- Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
- МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.
Техники арт-терапии
- Техника «Мандала»
Цель: расшифровка (диагностика) и коррекция эмоционального состояния ребенка. Материалы: листы А4 или А3, средства рисования, заготовки в виде круга, ноутбук или ПК. Техника очень информативная, ресурсная. Это мягкий способ диагностики состояния ребенка. Своеобразный автопортрет личности, который расскажет об отношении к самому себе, к миру и к окружающим.
- Техника «Фототерапия»
Цель и задачи: развивает творческие способности; расширяет кругозор; помогает замечать происходящее вокруг; учит жить «здесь и сейчас»; рушит шаблонное мышление; повышает уверенность в себе; позволяет понять свой внутренний мир; устраняет тревожные мысли, страхи, депрессивные состояния; снимает нервное напряжение; помогает отвлечься; улучшает взаимоотношения с близкими. Материалы: фотоаппарат, смартфон, флеш-карта, ноутбук или ПК. «С помощью фототерапии мы позволяем ребенку создавать собственный продукт, работать со сложной техникой и принимать более серьезную ответственность за свои действия». Основные задачи Обогащение эмоционально-образной сферы детей. Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки. Развитие художественного мышления, фантазии и воображения. Овладение изобразительными навыками. Развитие художественно-творческой активности. Работать таким методом можно с детьми разного возраста, начиная с трех лет.
- Техника «Мобильный фоторепортаж»
Цель: повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с событиями прошлого или настоящего, построение жизненной перспективы. Примерные темы фотомарафона: «Один день из жизни моей семьи» , «Первый день каникул» , «Один день из моей жизни», «Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе» , «Ура, дискотека!» , «Экзамен» и др. «Техника поможет увидеть взаимоотношения в семье, посмотреть, какое эмоциональное пространство окружает ребенка. Технику можно использовать и для диагностики, и для коррекции состояния детей». Формат работы: индивидуальный; групповой. Ход работы: Подростку предлагается сделать серию снимков. Это должна быть фотохроника заданного темой события. Отпечатанные снимки располагаются на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж. При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться.
- Техника «Арт и Фото»
Цель: социальная идентификация, развитие вариативности мышления, получение Эмоционально положительного ресурса, поиски новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с неприятием отдельных черт своей личности и личностей родителей, развитие интереса к себе, повышение самооценки, коррекция детско-родительских отношений.
5. МАК-терапия
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах проективных методик. Важен не заложенный изначально психотерапевтом в картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку. Проекция — это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у нас внутри. Именно так карты позволяют увидеть внутренний мир ребенка.
Информацию подготовил:
учитель-логопед, учитель – дефектолог Е.А.Галанина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию»
Выступление на коор...
Доклад на тему:«Новые подходы к развитию личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Доклад на МО...
Презентация «Новые подходы к развитию личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Презентация...
Консультация для педагогов "Новые подходы к развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ТНР"
консультация для педагогов...
Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»
Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...
Дэнас – терапия – новый подход в компенсации речевых дефектов у дошкольников – логопатов.
ДЭНАС терапия - это немедикаментозный метод лечения, при котором осуществляется воздействие на внутренние органы через кожные покровы, при этом сам организм включается в процесс выздоровления....