Консультация для педагогов "Новые подходы к развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ТНР"
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Кишова В.В
учитель – логопед
Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18, г. Новокуйбышевск,
Самарская область, Российская Федерация
Новые подходы к развитию фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями.
Использовать понятие «фонема» в качестве единицы речевого развития ребенка предложил Л.С. Выготский. Под термином «фонематический слух» он понимал следующие способности:
- определять, если заданная фонема в услышанном слове;
- различать слова с одинаковыми фонемами;
- различать слова близкие по звучанию, но разные по значению.
Д.Б. Эльконин помимо термина «фонематический слух» стал использовать термин «фонематическое восприятие». Согласно его мнению работа по развитию фонематического восприятия и формированию предпосылок к обучению чтению и письму обязательно должна быть направлена на овладение детьми следующими навыками:
- умением определять место заданного звука в слове;
- умением выделять последовательность звуков в слове;
- умением определять количество звуков в слове.
В настоящее время, проводя коррекционную работу с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, логопеды стремятся реализовать вышеуказанные задачи. И, как правило, логопедическая работа по развитию фонематического восприятия начинается с упражнений на различение неречевых звуков, затем контрастных фонем, затем фонем близких по звучанию. На практике, логопеды мало уделяют внимания работе с неречевыми звуками, стараясь не тратить на это время, и переходят к работе с фонемами. А между тем, научно доказано, что коррекция большинства речевых нарушений происходит наиболее эффективно, если в своей работе педагоги используют упражнения на различение неречевых звуков, игры с музыкальными инструментами, прослушивание музыкальных произведений, логоритмические упражнения.
Современные исследования физиологов, аудиологов, неврологов и других ученых заставляют нас логопедов иначе взглянуть на природу и роль слухового восприятия в процессе речевого развития ребенка. Ведь если ребенок научится хорошо различать неречевые звуки, опираясь на их акустические характеристики, возможно и не придется тратить много времени на работу по различению фонем. И это станет своего рода фундаментом формирования фонематического восприятия.
Учеными были разработаны методики тренировок слухового восприятия, позволяющие добиться высоких результатов в работе по развитию фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями. Все эти методики основаны на развитии у детей умения различать неречевые звуки, и все они базируются на использовании музыки.
Один из методов слуховых тренировок - метод Берарда. Данная методика предусматривает использование специальных устройств для фильтрации и изменения музыки, которая поступает на CD диск, прослушиваемый ребенок.
Еще одним вариантом слухового тренинга является также метод Порже. Данный метод заключается в улучшении слухового восприятия за счет упражнений обеспечивающих попеременную нагрузку и расслабление мышц среднего уха во время прослушивания ребенком фильтрованных звуков человеческого голоса.
Наиболее известным в России методом слуховых тренировок является метод Томатиса. Слуховые тренировки в данном случае направлены на то, чтобы научить мозг воспринимать аудиторную информацию в более эффективной, организованной и сбалансированной манере.
Все вышеуказанные слуховые тренинги доказали свою высокую эффективность в работе по развитию фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями, но к сожалению логопеды редко используют их в своей работе.
Часто бывает так, что коррекционная работа с детьми сводится к устранению последствий, а не причин тех или иных речевых проблем. А между тем разобраться в причинах и оказать грамотную, эффективную помощь нам могут помочь нейронауки, новейшие исследования и разработки современных ученых. Что позволит значительно повысить эффективность коррекционной работы с детьми, имущими речевые нарушения.
Список использованной литературы
1.Ньокиктьен, Чарльз. Детская поведенческая неврология. Том I. /. - М.: Теревинф, 2009.
2. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. «15 мифов о детской речи». – Издательство «Диля», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»
Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия....
Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический....
Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Консультация для воспитателей. "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ, овладению чтеним и письмом. В данной консультации рассматриваются наиболее распр...
Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
Консультация для воспитателей:«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....
Консультация для воспитателей «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».
Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа»....
Консультация для воспитателей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
В процессе восприятия речи и усвоения произношения ведущая роль принадлежит слуху. Различают биологический слух и речевой или фонематический. Биологический слух помогает нам слышать звуки окружающего ...