План развития мелкой моторики и формирования графомоторных навыков в подготовительной группе компенсирующей направленности
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Воспитанники, обучающиеся в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, часто имеют низкий уровень развития мелкой моторики. Поэтому они часто испытывают трудности в повседневной жизни при самообслуживании (с трудом расстегивают и застегивают  одежду, не умеют шнуровать,  завязывать), плохо владеют карандашом, кисточкой, с трудом пользуются ножницами. Недоразвитие мелкой моторики ведет к трудностям в формировании графомоторных навыков. Поэтому в систему по преодолению ОНР необходимо включать работу по развитию мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_razvitiya_melkoy_motoriki_v_podgot_gruppe.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

План

развития мелкой моторики

и формирования графических навыков

в подготовительной группе

компенсирующей направленности

Разработала:

учитель-логопед  Курашкина Е.У.

Саранск


План развития мелкой моторики и формирования графических навыков в подготовительной группе компенсирующей направленности №13

Месяц

Вид деятельности

Содержание работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Развитие мелкой моторики

Обследование детей

1. Составление фигурок из палочек «Листик», «Звездочка»

2. Разучивание упражнения с шестигранным карандашом (ШК) «Веселый карандаш» (стр.86. О.А. Зажигина)

1. Составление фигурок из палочек «Яблоко», «Груша»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Разминка 1» (О.А.Зажигина, стр.11)

Формирование графических навыков

1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру (стр. 2 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Узор»

3. Раскрашивание осенних листьев

1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз и снизу вверх, обведение предметов по контуру (стр.3 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант

«Робот»

3. Печатание букв А, У

Месяц

Вид деятельности

Содержание работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Октябрь

Развитие мелкой моторики

1. Составление фигурок из палочек «Морковка», «Корзинка»

2. Упражнение с ШК «Веселый карандаш»  О.А.Зажигина,  стр.86)

1.Составление фигурок из палочек «Грибок», «Зонтик»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком  «Бежит ежик по дорожке» (О.А.Зажигина, стр.10)

1. Составление фигурок из палочек «Домик», «Рожица»

2. Разучивание упражнения с ШК «Веселые песенки» (О.А.Зажигина, стр.85)

1. Составление фигурок из палочек «Сапожок», «Юбочка»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком  «Дружба» (О.А.Зажигина, стр.11)

Формирование графических навыков

1.Штриховка прямыми линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру (стр. 4 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Морковка»

3. Печатание букв И, П

1.Штриховка прямыми линиями сверху вниз и снизу вверх, обведение предметов по контуру (стр.5 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Листик»

3. Печатание буквы К

1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру (стр. 6 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Заборчик»

3. Печатание буквы О

1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру (стр. 7 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Варежка»

3. Печатание буквы Х

Месяц

Вид деятельности

Содержание работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Ноябрь

Развитие мелкой моторики

1. Составление фигурок из палочек «Птичка», «Журавлиный клин»

2. Разучивание упражнения с ШК «Подъемный кран» (О.А.Зажигина, стр.85)

1. Составление фигурок из палочек «Мост», «Забор»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком  «Ходит ежик без дорожек» (О.А.Зажигина, стр.11)

1. Составление фигурок из палочек «Грузовик», «Пароход»

2. Упражнение с ШК «Веселые песенки» (О.А.Зажигина , стр.85)

1. Составление фигурок из палочек «Дождик», «Дерево без листьев»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком  «Я мячом круги катаю» (О.А.Зажигина, стр.15)

Формирование графических навыков

1. Прописывание коротких и длинных наклонных палочек. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 8 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Гусь»

3. Печатание буквы ы

 

1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 9 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Дом»

3. Печатание букв М, Н

1. Знакомство с элементами прописных букв (крючки) Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 10 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Машина»

3. Печатание буквы С

1. Знакомство с элементами прописных букв (крючки) Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 11 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Зонтик»

3. Печатание буквы З

Месяц

Вид деятельности

Содержание работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Декабрь

Развитие мелкой моторики

1. Составление фигурок из палочек «Снежинка», «Горка»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком  «Наши ручки» (О.А. Зажигина, стр. 11)

1. Составление фигурок из палочек «Окно», «Кроватка»

2. Разучивание упражнения с ШК «Круги на ладошке» (О.А.Зажигина, стр.85)

1. Составление фигурок из палочек «Чашка», «Половник»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Снежок» (О.А.Зажигина, стр.14)

1. Составление фигурок из палочек «Елка», «Фонарик»

2. Упражнение с ШК «Подъемный кран» (О.А.Зажигина, стр.85)

Формирование графических навыков

1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 12 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Олень»

3. Печатание буквы Б

1. Знакомство с элементами прописных букв. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 13 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Рыбка»

3. Печатание буквы В

1. Знакомство с элементами прописных букв (овалы) Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 14 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Самовар»

3. Печатание буквы Д

1. Знакомство с элементами прописных букв (овалы, наклонные палочки) Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки. Дорисовывание деталей

 (стр. 15 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Елка»

3. Печатание буквы Г

Месяц

Вид деятельности

Содержание работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Январь

Развитие мелкой моторики

Каникулы

1. Составление фигурок из палочек «Санки», «Лыжи»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком  

1. Составление фигурок из палочек «Лиса», «Ежик»

2. Упражнение с ШК «Круги на ладошке» (О.А.Зажигина, стр.85)

1. Составление фигурок из палочек «Коза», «Овечка»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком  «Зайка и ежик» (О.А.Зажигина, стр.17)

Формирование графических навыков

Каникулы

1.  Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 16 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Кораблик»

3. Печатание букв Э, Е

1.  Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 17 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Белка»

3. Печатание букв Л, Ш

1. Знакомство с элементами прописных букв (петельки) Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки. Дорисовывание деталей

 (стр. 18 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Кошка»

3. Печатание буквы Ш

Месяц

Вид деятельности

Содержание работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Февраль

Развитие мелкой моторики

1. Составление фигурок из палочек «Птичка», «Кормушка»

2. Разучивание упражнения с ШК «Волшебный карандашик» (О.А.Зажигина, стр. 86)

1. Составление фигурок из палочек «Лопатка», «Молоток»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Ежик мой колючий» (О.А.Зажигина, стр.18)

1. Составление фигурок из палочек «Танк», «Ракета»

2. Разучивание упражнения с ШК «Вертолет» (О.А.Зажигина, стр.86)

1. Составление фигурок из палочек Снежинка», «Горка»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком  «Мячик» (О.А.Зажигина, стр.19)

Формирование графических навыков

1. Знакомство с элементами прописных букв. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки. Дорисовывание деталей

 (стр. 19 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Петух»

3. Печатание буквы Р

1. Знакомство с элементами прописных букв. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 20 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Зеркало»

3. Печатание букв Я, Ё

1.  Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 21 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Ракета»

3. Печатание буквы Ж

1. Знакомство с элементами прописных букв (полуовалы) Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки. Дорисовывание деталей

 (стр.22 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Медведь»

3. Печатание буквы Ц

Месяц

Вид деятельности

Содержание работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Март

Развитие мелкой моторики

1. Составление фигурок из палочек «Цветочек», Слово МАМА

2. Упражнение с ШК «Вертолет» (О.А.Зажигина, стр.86)

1. Составление фигурок из палочек «Птичка», «Гнездо»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Ежонок» (О.А.Зажигина, стр. 19)  

1. Составление фигурок из палочек «Слоник», «Кит»

2. Разучивание упражнения с ШК «Качели» (О.А.Зажигина, стр.86)

1. Составление фигурок из палочек «Конверт», «Ящик»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком  «Мячик-крошка» (О.А.Зажигина, стр.18)

Формирование графических навыков

1. Знакомство с элементами прописных букв (полуовалы) Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки.  

 (стр.23 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Цветочек»

3. Печатание буквы Ч

1.  Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 24 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Летящая птица»

3. Печатание буквы Ю

1. Знакомство с элементами прописных букв (петелька). Раскрашивание картинки.  Штриховка наклонными линиями снизу вверх.

 (стр.25 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Страус»

3. Печатание буквы Ф

1. Знакомство с элементами прописных букв. Раскрашивание картинки.  Штриховка наклонными линиями сверху вниз.

 (стр.26 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Паровоз»

3. Печатание буквы Щ

Месяц

Вид деятельности

Содержание работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Апрель

Развитие мелкой моторики

1. Составление фигурок из палочек «Рыбка», «Аквариум»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком  «Польза» (О.А.Зажигина, стр.19)

1. Составление фигурок из палочек «Самолет», «Машина»

2. Разучивание упражнения с ШК «Бревно» (О.А.Зажигина, стр. 87)

1. Составление фигурок из палочек «Качели», «Лесенка»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком  «Веселый мяч» (О.А.Зажигина, стр.20)

1. Составление фигурок из палочек «Лопатка», «Носилки»

2. Упражнение с ШК «Качели» (О.А.Зажигина, стр.86)

Формирование графических навыков

1.  Штриховка наклонными линиями сверху вниз, прямыми линиями слева направо. Раскрашивание картинки. Знакомство с элементами прописных букв (петелька).

 (стр. 27 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Рыбка»

3. Печатание буквы Й

1. Знакомство с элементами прописных букв (соединенные крючки) Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 28 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Замок»

3. Печатание буквы ь

1. Знакомство с элементами прописных букв. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Раскрашивание картинки

 (стр. 29 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Кошка»

1. Знакомство с элементами прописных букв (соединенные полуовалы. Штриховка прямыми линиями справа налево. Раскрашивание картинки

 (стр. 30 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Курочка»

Месяц

Вид деятельности

Содержание работы

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Май

Развитие мелкой моторики

1. Составление фигурок из палочек «Флажок», «Звездочка»

2. Упражнение с ШК «Бревно» (О.А.Зажигина, стр. 87)

1. Составление фигурок из палочек «Слово МАЙ», «Танк»

2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Грибы» (О.А.Зажигина, стр.17)

1. Составление фигурок из палочек «Бабочка», «Жук»

2. Разучивание упражнения с ШК «Карусели» (О.А.Зажигина, стр.87)

1. Составление фигурок из палочек «Карандаш», «Книга»

2. Повторение изученных упражнений с массажным мячиком

Формирование графических навыков

1. Знакомство с элементами прописных букв. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки

 (стр. 31 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Танцующая девочка»

1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки. Дорисовывание предметов

 (стр. 32 «Солнечные ступеньки»)

2. Графический диктант «Яблоко»

1. Графический диктант «Бабочка»

1. Графический диктант «Кораблик 2»


Литература:

1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», СПб, «Детство-ПРЕСС», 2013

2. Тетрадь для рисования. Серия «Рабочие тетради дошкольника». Солнечные ступеньки. Подготовка к письму, часть 2.

3.  Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000

4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников.

Как влияет развитие мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников....

Рабочая программа реализации кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе компенсирующей направленности

Рабочая программа «Волшебные пальчики» представляет педагогическую модель реализации содержания кружковой деятельности по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здо...

«Использование пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» для подготовки к обучению грамоте и формированию первоначальных навыков чтения в группе компенсирующей направленности с детьми 5 – 7 лет с ОНР»

quot;Теремки Ларчик" - это игровая система. Она разработана на основе традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного Д.Б, Элькониным....