План развития мелкой моторики и формирования графомоторных навыков в подготовительной группе компенсирующей направленности
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Воспитанники, обучающиеся в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, часто имеют низкий уровень развития мелкой моторики. Поэтому они часто испытывают трудности в повседневной жизни при самообслуживании (с трудом расстегивают и застегивают одежду, не умеют шнуровать, завязывать), плохо владеют карандашом, кисточкой, с трудом пользуются ножницами. Недоразвитие мелкой моторики ведет к трудностям в формировании графомоторных навыков. Поэтому в систему по преодолению ОНР необходимо включать работу по развитию мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_razvitiya_melkoy_motoriki_v_podgot_gruppe.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
План
развития мелкой моторики
и формирования графических навыков
в подготовительной группе
компенсирующей направленности
Разработала:
учитель-логопед Курашкина Е.У.
Саранск
План развития мелкой моторики и формирования графических навыков в подготовительной группе компенсирующей направленности №13
Месяц | Вид деятельности | Содержание работы | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | ||
Сентябрь | Развитие мелкой моторики | Обследование детей | 1. Составление фигурок из палочек «Листик», «Звездочка» 2. Разучивание упражнения с шестигранным карандашом (ШК) «Веселый карандаш» (стр.86. О.А. Зажигина) | 1. Составление фигурок из палочек «Яблоко», «Груша» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Разминка 1» (О.А.Зажигина, стр.11) | |
Формирование графических навыков | 1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру (стр. 2 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Узор» 3. Раскрашивание осенних листьев | 1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз и снизу вверх, обведение предметов по контуру (стр.3 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Робот» 3. Печатание букв А, У |
Месяц | Вид деятельности | Содержание работы | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | ||
Октябрь | Развитие мелкой моторики | 1. Составление фигурок из палочек «Морковка», «Корзинка» 2. Упражнение с ШК «Веселый карандаш» О.А.Зажигина, стр.86) | 1.Составление фигурок из палочек «Грибок», «Зонтик» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Бежит ежик по дорожке» (О.А.Зажигина, стр.10) | 1. Составление фигурок из палочек «Домик», «Рожица» 2. Разучивание упражнения с ШК «Веселые песенки» (О.А.Зажигина, стр.85) | 1. Составление фигурок из палочек «Сапожок», «Юбочка» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Дружба» (О.А.Зажигина, стр.11) |
Формирование графических навыков | 1.Штриховка прямыми линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру (стр. 4 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Морковка» 3. Печатание букв И, П | 1.Штриховка прямыми линиями сверху вниз и снизу вверх, обведение предметов по контуру (стр.5 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Листик» 3. Печатание буквы К | 1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру (стр. 6 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Заборчик» 3. Печатание буквы О | 1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру (стр. 7 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Варежка» 3. Печатание буквы Х |
Месяц | Вид деятельности | Содержание работы | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | ||
Ноябрь | Развитие мелкой моторики | 1. Составление фигурок из палочек «Птичка», «Журавлиный клин» 2. Разучивание упражнения с ШК «Подъемный кран» (О.А.Зажигина, стр.85) | 1. Составление фигурок из палочек «Мост», «Забор» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Ходит ежик без дорожек» (О.А.Зажигина, стр.11) | 1. Составление фигурок из палочек «Грузовик», «Пароход» 2. Упражнение с ШК «Веселые песенки» (О.А.Зажигина , стр.85) | 1. Составление фигурок из палочек «Дождик», «Дерево без листьев» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Я мячом круги катаю» (О.А.Зажигина, стр.15) |
Формирование графических навыков | 1. Прописывание коротких и длинных наклонных палочек. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 8 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Гусь» 3. Печатание буквы ы
| 1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 9 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Дом» 3. Печатание букв М, Н | 1. Знакомство с элементами прописных букв (крючки) Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 10 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Машина» 3. Печатание буквы С | 1. Знакомство с элементами прописных букв (крючки) Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 11 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Зонтик» 3. Печатание буквы З |
Месяц | Вид деятельности | Содержание работы | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | ||
Декабрь | Развитие мелкой моторики | 1. Составление фигурок из палочек «Снежинка», «Горка» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Наши ручки» (О.А. Зажигина, стр. 11) | 1. Составление фигурок из палочек «Окно», «Кроватка» 2. Разучивание упражнения с ШК «Круги на ладошке» (О.А.Зажигина, стр.85) | 1. Составление фигурок из палочек «Чашка», «Половник» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Снежок» (О.А.Зажигина, стр.14) | 1. Составление фигурок из палочек «Елка», «Фонарик» 2. Упражнение с ШК «Подъемный кран» (О.А.Зажигина, стр.85) |
Формирование графических навыков | 1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 12 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Олень» 3. Печатание буквы Б | 1. Знакомство с элементами прописных букв. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 13 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Рыбка» 3. Печатание буквы В | 1. Знакомство с элементами прописных букв (овалы) Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 14 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Самовар» 3. Печатание буквы Д | 1. Знакомство с элементами прописных букв (овалы, наклонные палочки) Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки. Дорисовывание деталей (стр. 15 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Елка» 3. Печатание буквы Г |
Месяц | Вид деятельности | Содержание работы | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | ||
Январь | Развитие мелкой моторики | Каникулы | 1. Составление фигурок из палочек «Санки», «Лыжи» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком | 1. Составление фигурок из палочек «Лиса», «Ежик» 2. Упражнение с ШК «Круги на ладошке» (О.А.Зажигина, стр.85) | 1. Составление фигурок из палочек «Коза», «Овечка» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Зайка и ежик» (О.А.Зажигина, стр.17) |
Формирование графических навыков | Каникулы | 1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 16 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Кораблик» 3. Печатание букв Э, Е | 1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 17 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Белка» 3. Печатание букв Л, Ш | 1. Знакомство с элементами прописных букв (петельки) Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки. Дорисовывание деталей (стр. 18 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Кошка» 3. Печатание буквы Ш |
Месяц | Вид деятельности | Содержание работы | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | ||
Февраль | Развитие мелкой моторики | 1. Составление фигурок из палочек «Птичка», «Кормушка» 2. Разучивание упражнения с ШК «Волшебный карандашик» (О.А.Зажигина, стр. 86) | 1. Составление фигурок из палочек «Лопатка», «Молоток» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Ежик мой колючий» (О.А.Зажигина, стр.18) | 1. Составление фигурок из палочек «Танк», «Ракета» 2. Разучивание упражнения с ШК «Вертолет» (О.А.Зажигина, стр.86) | 1. Составление фигурок из палочек Снежинка», «Горка» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Мячик» (О.А.Зажигина, стр.19) |
Формирование графических навыков | 1. Знакомство с элементами прописных букв. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки. Дорисовывание деталей (стр. 19 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Петух» 3. Печатание буквы Р | 1. Знакомство с элементами прописных букв. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 20 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Зеркало» 3. Печатание букв Я, Ё | 1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 21 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Ракета» 3. Печатание буквы Ж | 1. Знакомство с элементами прописных букв (полуовалы) Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки. Дорисовывание деталей (стр.22 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Медведь» 3. Печатание буквы Ц |
Месяц | Вид деятельности | Содержание работы | |||||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | ||||||
Март | Развитие мелкой моторики | 1. Составление фигурок из палочек «Цветочек», Слово МАМА 2. Упражнение с ШК «Вертолет» (О.А.Зажигина, стр.86) | 1. Составление фигурок из палочек «Птичка», «Гнездо» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Ежонок» (О.А.Зажигина, стр. 19) | 1. Составление фигурок из палочек «Слоник», «Кит» 2. Разучивание упражнения с ШК «Качели» (О.А.Зажигина, стр.86) | 1. Составление фигурок из палочек «Конверт», «Ящик» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Мячик-крошка» (О.А.Зажигина, стр.18) | ||||
Формирование графических навыков | 1. Знакомство с элементами прописных букв (полуовалы) Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки. (стр.23 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Цветочек» 3. Печатание буквы Ч | 1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 24 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Летящая птица» 3. Печатание буквы Ю | 1. Знакомство с элементами прописных букв (петелька). Раскрашивание картинки. Штриховка наклонными линиями снизу вверх. (стр.25 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Страус» 3. Печатание буквы Ф | 1. Знакомство с элементами прописных букв. Раскрашивание картинки. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. (стр.26 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Паровоз» 3. Печатание буквы Щ | |||||
Месяц | Вид деятельности | Содержание работы | |||||||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | ||||||
Апрель | Развитие мелкой моторики | 1. Составление фигурок из палочек «Рыбка», «Аквариум» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Польза» (О.А.Зажигина, стр.19) | 1. Составление фигурок из палочек «Самолет», «Машина» 2. Разучивание упражнения с ШК «Бревно» (О.А.Зажигина, стр. 87) | 1. Составление фигурок из палочек «Качели», «Лесенка» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Веселый мяч» (О.А.Зажигина, стр.20) | 1. Составление фигурок из палочек «Лопатка», «Носилки» 2. Упражнение с ШК «Качели» (О.А.Зажигина, стр.86) | ||||
Формирование графических навыков | 1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз, прямыми линиями слева направо. Раскрашивание картинки. Знакомство с элементами прописных букв (петелька). (стр. 27 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Рыбка» 3. Печатание буквы Й | 1. Знакомство с элементами прописных букв (соединенные крючки) Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 28 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Замок» 3. Печатание буквы ь | 1. Знакомство с элементами прописных букв. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Раскрашивание картинки (стр. 29 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Кошка» | 1. Знакомство с элементами прописных букв (соединенные полуовалы. Штриховка прямыми линиями справа налево. Раскрашивание картинки (стр. 30 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Курочка» |
Месяц | Вид деятельности | Содержание работы | |||
I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | ||
Май | Развитие мелкой моторики | 1. Составление фигурок из палочек «Флажок», «Звездочка» 2. Упражнение с ШК «Бревно» (О.А.Зажигина, стр. 87) | 1. Составление фигурок из палочек «Слово МАЙ», «Танк» 2. Разучивание упражнения с массажным мячиком «Грибы» (О.А.Зажигина, стр.17) | 1. Составление фигурок из палочек «Бабочка», «Жук» 2. Разучивание упражнения с ШК «Карусели» (О.А.Зажигина, стр.87) | 1. Составление фигурок из палочек «Карандаш», «Книга» 2. Повторение изученных упражнений с массажным мячиком |
Формирование графических навыков | 1. Знакомство с элементами прописных букв. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки (стр. 31 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Танцующая девочка» | 1. Штриховка наклонными линиями сверху вниз. Обведение предметов по контуру. Раскрашивание картинки. Дорисовывание предметов (стр. 32 «Солнечные ступеньки») 2. Графический диктант «Яблоко» | 1. Графический диктант «Бабочка» | 1. Графический диктант «Кораблик 2» |
Литература:
1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», СПб, «Детство-ПРЕСС», 2013
2. Тетрадь для рисования. Серия «Рабочие тетради дошкольника». Солнечные ступеньки. Подготовка к письму, часть 2.
3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...
конспект ОД Развитие мелкой моторики рук посредством игр с песком в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ на тему :"Путешествие в Песочную страну"
Развитие мелкой моторики посредством игр с песком в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ...
Влияние развития мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников.
Как влияет развитие мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников....
Рабочая программа реализации кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе компенсирующей направленности
Рабочая программа «Волшебные пальчики» представляет педагогическую модель реализации содержания кружковой деятельности по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здо...
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРОГУЛКИ В ПАРК по формированию экологических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Наблюдение за березой осенью»
Цель: формирование знаний об отличительных особенностях березы.Задачи:познакомить со строением березы;изучить форму и цвет листьев березы, среду, где растет;закреплять представление об изменения...
«Использование пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» для подготовки к обучению грамоте и формированию первоначальных навыков чтения в группе компенсирующей направленности с детьми 5 – 7 лет с ОНР»
quot;Теремки Ларчик" - это игровая система. Она разработана на основе традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного Д.Б, Элькониным....