Конспект подгруппового занятия Тема: Автоматизация звука [Р].
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Автоматизация звука Р. "Как тигренок Рык учился рычать".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe._avtmatizatsiya_zvuka_r.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия
Тема: Автоматизация звука [Р].
а) Коррекционно-образовательные задачи: Активизация словаря по теме «Цирк»; Совершенствование навыка составления рассказа с использованием алгоритма звука [Р], технологии синквейн, звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами); умения отвечать на вопросы полным ответом
б) Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, умения правильно произносить звук [р] изолированно, в словах и предложениях, зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия, общей, тонкой и артикуляционной моторики, плавного, длительного выдоха; творческого воображения;
Воспитательные задачи: Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков общения в игре и на занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование: презентация, мягкая игрушка Тигренок, коробочки из-под киндер-яиц, фигурки животных ((рысь, тигр, поросенок, корова, пантера, леопард, зебра, носорог), картинки: фургон, автомобиль, 2 вертолета для деления слов на слоги, «тумбы» из Лего-для определения места звука в слове, мяч, чудесный мешочек, схема-алгоритм звука [р], большие киндер-сюрпризы.
Ход занятия:
- Оргмомент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального, положительного фона, координация речи с движением).
Логопед: Давайте поздороваемся с гостями:
Доброе утро, добрый день, Нам здороваться не лень,
Логопед: Вспомните, как надо говорить: (координация речи с движением– сжимать – разжимать пальчики).
Каждый день, всегда, везде.
На занятиях, в игре,
Говорим всегда красиво, Четко и неторопливо,
Громко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Логопед: Хотите сегодня поиграть? Я встретила вот этого грустного тигренка. Он рассказал, что его зовут Рык, но он не умеет рычать. Все звери смеются над ним и совсем не боятся. Давайте научим его рычать! (Дети отвечают).
Для этого мы поедем … Куда вы сейчас узнаете. А поедем мы вот на этом красном, шикарном автомобиле. Слайд 1. Поехали –РРРРРРР. ….
Слайд 2. А приехали мы… в цирк. Слышите, звучит музыка, представление будет про звук и букву Р. Будут выступать клоуны, клоуны-дрессировщики, клоуны-жонглеры, клоуны-фокусники, дрессированные животные и птицы. Тигренок пойдет вместе с нами.
2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).
Логопед: Первым номером будут выступать обезьянки. Им нужны помощники. А тигренок будет наблюдать.
Раз – мы песенку запели (упр. Окошко)
Два – уселись на качели (упр. Качели)
Три – на лошади скакали (упр. Лошадка)
На четыре – поболтали (упр. Болтушка)
Пять – по зубкам постучали (упр. Дятел)
Шесть – мы в часики играли (упр. Часики)
Семь – лакали словно кошка (упр. Кошка лакает)
Восемь – спела нам гармошка (упр. Гармошка)
Девять – сделали грибок (упр. Грибок)
Десять – ротик на замок.
Молодцы!
3. Упражнение «Выделение слов со звуком [р]». (Развитие фонематического слуха, совершенствование умения выделять звук [р] в ряду слов).
Слайд 3.
Логопед: Следующий номер - выступает клоун-фокусник. Но он заболел, остался только его волшебный мешок. Я буду называть слова, а вы бросаете в него эти коробочки из-под киндер-яиц, если в слове услышите звук [р]. (Кабачок, лук, морковь; лимон, ананас, персик; лисичка, подосиновик, мухомор; малина, клубника, черника). Вот какой получился мешок!
Слайд 4.
4. Игра «Попугай» (Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза)
Логопед: Неожиданно на арену вылетел дрессированный попугай. Этот попугай непростой, он предлагает вам во всех словах заменить первый звук на звук [р]. Логопед: хобот
Ребенок: робот
(пугать, кот, мак, танец, мычать, высь, нога, пыжик, козы, мука).
5. Упражнение «Угадай, кто спрятался» (Развитие длительного плавного выдоха).
Слайд 5. Упражнение «Расскажите про звук [р]». (Уточнение положения органов артикуляции при произнесении звука [р] с опорой на алгоритм, составление синквейна об этом звуке).
Логопед: Следующий номер - Ой, смотрите, занавес не открывается. Кто-то спрятался за ним. Мы сейчас узнаем. Вот тарелочки, трубочки – подуйте, и вы узнаете, кто должен сейчас появиться.
Это же наша знакомая – Мудрая тетушка Сова.
Сова: Здравствуйте, мои дорогие. Я хочу, чтобы вы рассказали все-все что вы знаете про звук и букву Р.
Логопед: Давайте расскажем тетушке Сове. А поможет нам вот эта схема. (Предлагается алгоритм –схема произнесения звука [р].
Дети: Губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка ударяет в бугорки за верхними зубами, надо сильно подуть. Голосок живет в горлышке).
Логопед: Я произношу звук или букву?
Дети: Звук. Его мы слышим и произносим.
Логопед: Какой это звук?
Дети: Согласный, твердый, звонкий.
Логопед: Что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
Дети: Дрожит, рычит, трещит, тарахтит.
Логопед: Придумайте предложение про этот звук.
Дети: (Ответы детей).
Логопед: Какие чувства вы испытывали, когда научились произносить этот звук?
Дети: Радость.
Логопед: Тигренок, попробуй произнести звук [р] правильно. Тигренок: (грустно)- Не получается. Логопед: Не расстраивайся, научишься, дети же научились.
Слайд 6.
7. Игра «Назови ласково» (Образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автоматизация звука [р] в словосочетаниях).
Логопед: Выступает клоун-жонглер. Он бросает мяч. Давайте и мы поиграем с мячом. Я буду бросать мяч и называть большие предметы, вы будете возвращать его мне, называя эти предметы ласково:
Логопед: Красный помидор
Ребенок: Красненький помидорчик
Логопед: Розовая рубашка
Ребенок: Розовенькая рубашечка
Логопед: Круглое кольцо
Ребенок: Кругленькое колечко
Логопед: Трудолюбивый муравей
Ребенок: Трудолюбивенький муравьишка
8. Игра «Исправь ошибки» (Автоматизация звука [р] в предложениях).
Логопед: Клоуну понравилось играть с вами. Он решил вас рассмешить.
Вы будете передавать друг другу мяч и исправлять клоуна:
Логопед: Дорога едет по Роме.
Ребенок: Рома едет по дороге.
Логопед: Земля растет на траве.
Ребенок: Трава растет на земле.
Логопед: Забор покрасил маляра краской.
Ребенок: Маляр покрасил забор краской.
Логопед: Красные помидоры собирают Веру.
Ребенок: Вера собирает красные помидоры. Логопед: Сахар грызет Иру. Ребенок: Ира грызет сахар.
Логопед: Дорога едет по грузовику.
Ребенок: Грузовик едет по дороге. Логопед: Рыба ловит рыбака.
Ребенок: Рыбак ловит рыбу.
Слайд 7.
АНТРАКТ Логоритмическое упражнение. (Координация слова с движением).
9. Игра «Раздели на слоги». (Совершенствование умения делить слова на слоги).
Логопед: На арене появляется Клоун-дрессировщик и разные виды транспорта: фургон, автомобиль, вертолеты. В названии какого вида транспорта нет звука [р]?
Дети: Автомобиль. Логопед: Давайте вспомним марку машины, чтобы появился этот звук. Ребенок: Шеврале. Логопед: Отлично! А вот и дрессированные животные. Назовите их. На каком же транспорт поедут или полетят эти животные? Разделите их названия на слоги и посадите на свой транспорт (рысь, тигр, поросенок, корова, пантера, леопард, зебра, носорог).
(Дети выполняют).
10. Игра «Место звука в слове». (Развитие фонематического восприятия - определение места звука в слове).
Логопед: Еще один аттракцион клоуна-дрессировщика. Перед вами 3 тумбы. Найдите, где спрятался звук Р в названиях этих животных: в начале, в середине или в конце слова и посадите животных на нужную тумбу. Итак - Але – Ап!
(Дети выполняют).
11. Упражнение «Составление синквейна о клоунах». (Расширение словарного запаса и развитие связной речи).
Логопед: Наше представление подошло к концу. Понравилось оно вам? Кто из цирковых артистов чаще всего появлялся на арене?
Дети: Клоуны.
Логопед: Клоуны какие?
Дети: веселые, смешные.
Логопед: Клоуны что делают?
Дети: Смешат, веселят, выступают.
Логопед: Придумайте предложение про клоуна.
Ребенок: Клоуны веселят людей.
Логопед: Какие чувства испытываете, когда видите клоуна?
Дети: Радость.
Логопед: Давайте прощаться с артистами:
Ирк-ирк-ирк - все любят цирк!
Ры-ры-ры – шары у детворы!
Ра-ра-ра- до свиданья, детвора!
Пра-пра-пра-артистам отдыхать пора!
Слайд 8.
Логопед: Давайте теперь спросим у тигренка – научился он произносить звук [р]?
РРРРРРРР. Ура, мы научили тигренка рычать. Теперь я настоящий тигр Рык!
12. Окончание занятия.
Логопед: Дети, вам понравилась игра, в которую мы играли?
(Ответы детей)
Логопед: Что понравилось больше всего?
(Ответы детей)
Логопед: Помните, я говорила вам про волшебный мешок фокусника. Где же он? Может быть клоун-фокусник приготовил все-таки фокус для нас? Маша, опусти в мешок руку и ты найдешь в нем что-то необычное.
(Ребенок достает большой киндер-сюрприз, в котором находятся сюрпризы для детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет
Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"
Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Ш
Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего возраста по автоматизации звука Ш....
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Л. Лексическая тема "Деревья"
Паспорт урокаУчитель-логопед Санькова Елена Николаевна№Разделы паспортаСодержание разделов 1Номинация конкурса Урок с детьми с ОВЗ в однородной по составу группе. 2Возраст детей (класс)...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».
Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно и в словах....
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».Цель...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных».
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных&raqu...