Конспект подгруппового занятия Тема: Автоматизация звука [Р].
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ломанова Ирина Николаевна

Автоматизация звука Р. "Как тигренок Рык учился рычать".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия

Тема: Автоматизация звука [Р]. 


а) Коррекционно-образовательные задачи:                                                                                            Активизация словаря по теме «Цирк»;                                                                                                     Совершенствование навыка составления рассказа с использованием алгоритма звука [Р], технологии синквейн, звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами);                                                                                 умения отвечать на вопросы полным ответом

б) Коррекционно-развивающие задачи:                                                                                      Развитие связной речи, умения правильно произносить  звук [р] изолированно,  в словах и предложениях, зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия, общей, тонкой и артикуляционной моторики, плавного, длительного выдоха; творческого воображения;

Воспитательные задачи:                                                                                                                             Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков общения в игре и на занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование: презентация, мягкая игрушка Тигренок, коробочки из-под киндер-яиц, фигурки животных ((рысь, тигр, поросенок, корова,  пантера, леопард, зебра, носорог), картинки: фургон, автомобиль, 2 вертолета для деления слов на слоги,  «тумбы» из Лего-для определения места звука в слове, мяч, чудесный мешочек, схема-алгоритм звука [р], большие киндер-сюрпризы.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.  (Объявление темы занятия. Создание эмоционального, положительного фона, координация речи с движением).

Логопед: Давайте поздороваемся с гостями:

Доброе утро, добрый день,                                                                                                              Нам здороваться не лень,

 Логопед: Вспомните, как надо говорить: (координация речи с движением– сжимать – разжимать пальчики).

Каждый день, всегда, везде.

На занятиях, в игре,

Говорим всегда красиво,                                                                                    Четко и неторопливо,

Громко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Логопед: Хотите сегодня поиграть?  Я встретила вот этого грустного тигренка. Он рассказал, что его зовут Рык, но он не умеет рычать. Все звери смеются над ним и совсем не боятся.  Давайте научим его рычать! (Дети отвечают).

Для этого мы поедем … Куда вы сейчас узнаете. А поедем мы вот на этом красном, шикарном автомобиле.                                                                                                               Слайд 1. Поехали –РРРРРРР. ….

Слайд 2. А приехали мы… в цирк. Слышите, звучит музыка, представление будет про звук и букву Р. Будут выступать клоуны, клоуны-дрессировщики, клоуны-жонглеры, клоуны-фокусники, дрессированные животные и птицы. Тигренок пойдет вместе с нами.

2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

Логопед: Первым номером будут выступать обезьянки. Им нужны помощники. А тигренок будет наблюдать.

Раз – мы песенку запели (упр. Окошко)

Два – уселись на качели (упр. Качели)

Три – на лошади скакали (упр. Лошадка)

На четыре – поболтали (упр. Болтушка)

Пять – по зубкам постучали (упр. Дятел)

Шесть – мы в часики играли (упр. Часики)

Семь – лакали словно кошка (упр. Кошка лакает)

Восемь – спела нам гармошка (упр. Гармошка)

Девять – сделали грибок (упр. Грибок)

Десять – ротик на замок.

Молодцы!

3. Упражнение «Выделение слов со звуком [р]». (Развитие фонематического слуха, совершенствование умения выделять звук ] в ряду слов).  

Слайд 3.

Логопед: Следующий номер -  выступает клоун-фокусник. Но он заболел, остался только его волшебный мешок. Я буду называть слова, а вы бросаете в него эти коробочки из-под киндер-яиц, если в слове услышите звук [р]. (Кабачок, лук, морковь; лимон, ананас, персик; лисичка, подосиновик, мухомор; малина, клубника, черника). Вот какой получился мешок!

Слайд 4.

4. Игра «Попугай» (Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза)

Логопед:  Неожиданно на арену вылетел дрессированный попугай. Этот попугай непростой, он предлагает вам во всех словах заменить первый звук на звук  [р].                                                                                                                             Логопед: хобот

Ребенок: робот

(пугать, кот, мак, танец, мычать, высь, нога, пыжик, козы, мука).

5. Упражнение «Угадай, кто спрятался» (Развитие  длительного плавного выдоха).

Слайд 5.   Упражнение «Расскажите про звук [р]». (Уточнение положения органов артикуляции при произнесении звука [р] с опорой на алгоритм, составление синквейна об этом звуке).  

                                                                                                                       Логопед: Следующий номер - Ой, смотрите, занавес не открывается. Кто-то спрятался за ним. Мы сейчас узнаем. Вот тарелочки, трубочки – подуйте, и вы узнаете, кто должен сейчас появиться.

Это же наша знакомая – Мудрая тетушка Сова.

Сова: Здравствуйте, мои дорогие. Я хочу, чтобы вы рассказали все-все что вы знаете про звук и букву Р.

Логопед: Давайте расскажем тетушке Сове. А поможет нам вот эта схема. (Предлагается алгоритм –схема произнесения звука [р].

Дети: Губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка ударяет в бугорки за верхними зубами, надо сильно подуть. Голосок живет в горлышке).

Логопед: Я произношу звук или букву?

Дети: Звук. Его мы слышим и произносим.

Логопед: Какой это звук?

Дети: Согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Что делает язычок, когда мы произносим этот звук?

Дети: Дрожит, рычит, трещит, тарахтит.

Логопед: Придумайте предложение про этот звук.

Дети: (Ответы детей).

Логопед: Какие чувства вы испытывали, когда научились произносить этот звук?

Дети: Радость.

Логопед: Тигренок, попробуй произнести звук [р] правильно.                                                                                   Тигренок: (грустно)- Не получается.                                                                                                                                                   Логопед: Не расстраивайся, научишься, дети же научились.

Слайд 6.

7. Игра «Назови ласково» (Образование существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами, автоматизация звука [р] в словосочетаниях).

Логопед: Выступает клоун-жонглер. Он бросает мяч. Давайте и мы поиграем с мячом. Я буду бросать мяч и называть большие предметы, вы будете возвращать его мне, называя эти предметы ласково:

Логопед: Красный помидор  

Ребенок: Красненький помидорчик

Логопед: Розовая рубашка

Ребенок: Розовенькая рубашечка

Логопед: Круглое кольцо

Ребенок: Кругленькое колечко

Логопед: Трудолюбивый муравей

Ребенок: Трудолюбивенький муравьишка

8. Игра «Исправь ошибки» (Автоматизация звука [р] в предложениях).

Логопед: Клоуну понравилось играть с вами. Он решил вас рассмешить.

Вы будете передавать друг другу мяч и исправлять клоуна:

Логопед: Дорога едет по Роме.

Ребенок: Рома едет по дороге.

Логопед: Земля растет на траве.

Ребенок: Трава растет на земле.

Логопед: Забор покрасил маляра краской.

Ребенок: Маляр покрасил забор краской.

Логопед: Красные помидоры собирают Веру.

Ребенок: Вера собирает красные помидоры.                                                                                      Логопед: Сахар грызет Иру.                                                                                               Ребенок: Ира грызет сахар.

    Логопед: Дорога едет по грузовику.

 Ребенок: Грузовик едет по дороге.                                                                                                              Логопед: Рыба ловит рыбака.

Ребенок: Рыбак ловит рыбу.

Слайд 7.

АНТРАКТ Логоритмическое упражнение. (Координация слова с движением).

9. Игра «Раздели на слоги». (Совершенствование умения делить слова на слоги).

Логопед: На арене появляется Клоун-дрессировщик и разные виды транспорта: фургон, автомобиль, вертолеты. В названии какого вида транспорта нет звука [р]?

Дети: Автомобиль.                                                                                                   Логопед: Давайте вспомним марку машины, чтобы появился этот звук.                                    Ребенок: Шеврале.                                                                                                           Логопед: Отлично! А вот и дрессированные животные. Назовите их. На каком же транспорт поедут или полетят эти животные? Разделите их названия на слоги и посадите на свой транспорт (рысь, тигр, поросенок, корова, пантера, леопард, зебра, носорог).

(Дети выполняют).

10. Игра «Место звука в слове». (Развитие фонематического восприятия - определение места звука в слове).

Логопед: Еще один аттракцион клоуна-дрессировщика. Перед вами 3 тумбы. Найдите, где спрятался звук Р в названиях этих животных: в начале, в середине или в конце слова и посадите животных на нужную тумбу. Итак -  Але – Ап!

(Дети выполняют).

11. Упражнение «Составление синквейна о клоунах». (Расширение словарного запаса и развитие связной речи).

Логопед: Наше представление подошло к концу. Понравилось оно вам? Кто из цирковых артистов чаще всего появлялся на арене?

Дети: Клоуны.

Логопед: Клоуны какие?

Дети: веселые, смешные.

Логопед: Клоуны что делают?

Дети: Смешат, веселят, выступают.

Логопед: Придумайте предложение про клоуна.

Ребенок: Клоуны веселят людей.

Логопед: Какие чувства испытываете, когда видите клоуна?

Дети: Радость.

Логопед: Давайте прощаться с артистами:

Ирк-ирк-ирк - все любят цирк!

Ры-ры-ры – шары у детворы!

Ра-ра-ра- до свиданья, детвора!

Пра-пра-пра-артистам отдыхать пора!

Слайд 8.

Логопед: Давайте теперь спросим у тигренка – научился он произносить звук [р]?  

РРРРРРРР. Ура, мы научили тигренка рычать.  Теперь я настоящий тигр Рык!

12. Окончание занятия.

Логопед: Дети, вам понравилась игра, в которую мы играли?

(Ответы детей)

Логопед: Что понравилось больше всего?

(Ответы детей)

Логопед: Помните, я говорила вам про волшебный мешок фокусника. Где же он? Может быть клоун-фокусник приготовил все-таки фокус для нас? Маша, опусти в мешок руку и ты найдешь в нем что-то необычное.

(Ребенок достает большой киндер-сюрприз, в котором находятся сюрпризы для детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Ш

Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего возраста по автоматизации звука Ш....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Л. Лексическая тема "Деревья"

Паспорт урокаУчитель-логопед Санькова Елена Николаевна№Разделы паспортаСодержание разделов 1Номинация конкурса Урок с детьми с ОВЗ в однородной по составу группе. 2Возраст детей (класс)...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Транспорт».

Активизировать, уточнить, закрепить словарь по теме «Транспорт».Уточнить и закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно и в  словах....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».Цель...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] на материале лексической темы «Транспорт» и грамматической темы «Родительный падеж множественного числа существительных&raqu...