Консультация для воспитателей: «Формирование представлений о величине предметов у дошкольников с нарушениями зрения"
консультация по коррекционной педагогике
Опыт показывает, что навыки измерения предметов у детей с нарушением зрения формируются с большим трудом. В данном материале показаны направления работы по формированию представлений о величине предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 113
Консультация для воспитателей:
«Формирование представлений о величине предметов у дошкольников с нарушением зрения»
Учитель-дефектолог
Буздырина Ольга Борисовна
Калининград 2023
Формирование представлений о величине предметов, умение измерять их длину, ширину, высоту и др., является важной задачей при подготовке детей к школе по математике. Дети должны научиться понимать взаимосвязь между целым предметом и его частью. Они учатся пользоваться навыками и умениями измерять предметы и их части с помощью условной мерки путем наложения, приложения и на глаз. Определение на глаз длины или толщины, высоты или ширины предметов учит оценивать воспринимаемые предметы путем сопоставления известных ребенку действий и брать за условную мерку веревочку, ленту, рост ребенка или взрослого, длину своего шага или шага воспитателя. В процессе формирования измерительных навыков важное место занимает развитие глазомера.
Опыт работы показывает, что навыки измерять предметы у детей с нарушением зрения формируются с большими трудностями из-за нарушения зрительно-пространственной ориентировки. Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, отсутствие стереоскопического зрения осложняют ориентировку при выполнении практических действий.
Все эти особенности необходимо учитывать при организации коррекционно-педагогической работы, которая должна быть направлена на развитие глазомерных действий детей с нарушением зрения.
Сначала детей с нарушением зрения следует научить приемам измерения путем наложения и приложения одного предмета к другому. После этого надо учить детей измерять предметы с помощью условных мерок: полосок бумаги, ленточек, палочек, шагов и т. п. Процесс измерения и деления на части необходимо организовать с практического действия самого ребенка, когда он самостоятельно или под руководством взрослого делит предмет на части, устанавливает величину предмета, сравнивает величины предметов между собой. Только с помощью своего практического действия ребенок с нарушением зрения может научиться делать словесный вывод о величинных отношениях между предметами.
На занятиях с детьми с нарушением зрения не всегда целесообразно применять сравнение предметов по величине на глаз, так как им трудно увидеть существующую разницу, особенно, если она мало различима.
Детям легче сравнивать предметы с помощью измерительных практических действий.
В методике общеобразовательных групп детского сада используется деление геометрических фигур путем сгибания листа бумаги. Чтобы поделить квадрат на две равные части, дети сгибают его пополам. Им трудно согнуть бумагу пополам на две равные части, а после сгиба трудно выделить эти части, так как они не видят линию сгиба.
Поэтому важно использовать другую методику: предложить поделить квадрат нарисованной линией. Такое деление создаст для них более комфортные условия при зрительном анализе частей квадрата. Когда дети будут разрезать квадрат на части, нарисованная линия послужит лучшим зрительным ориентиром.
Например, детям дается задание: разделить десять конфет пяти куклам поровну. Предлагается практическое выполнение: обвести пять кукол по контуру и около каждой куклы нарисовать по две конфеты.
При делении предмета на части используются практические действия: разрезать ленту на четыре части, поделить поровну четырем мишкам.
При подготовке детей к школе важно познакомить детей с тетрадью в клетку. Это особенно важно для детей с нарушением зрения, так как из-за снижения остроты зрения они плохо различают клетки в тетради. Даются задания, направленные на то, чтобы дети поняли, как строится клетка в тетради и как можно рисовать по клеткам. Сначала им дается задание построить из квадратов коврик и обвести каждый квадрат. Так они поймут, как получается клетка, и что они состоят из квадратов.
Проводятся упражнения: рисование по клеткам, вписывание в клетки геометрических фигур, использование клетки, как условной мерки для изображения предмета определенной величины. Все они способствуют развитию зрительного опыта детей с нарушением зрения, а так же решают коррекционно-образовательные и коррекционно-развивающие задачи на занятиях по математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование представлений о величине предметов в старшей группе»
Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений. Целью ознакомления дошкольников с понятием величина является расширени...
Картотека игр по формированию понятий о величине предметов у дошкольников 4 – 5 лет.
Картотека игр по формированию понятий о величине предметов у дошкольников 4 – 5 лет. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта у детей дошкольного возраста, играет матем...
Консультация для воспитателей "Формирование представления о величине предметов и измерения у дошкольников"
Теоретическое и практическое формирование представлений о величине предметов и способов ее измерения с помощью условной мерки....
Консультация для родителей: «Формирование представлений о величине и цвете у детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: цвете, величине, положении в пространстве. Именно этот возраст наиболее благопри...
Консультация для родителей: "Формирование представлений о величине"
Статья поможет научить ребенка сравнивать предметы по величине....
Методика формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста.
Методика формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста...