Статья "Условия развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольный период."
статья по коррекционной педагогике
Условия развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольный период.
Термин "ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)" используется в широком социальном КОНТЕКСТЕ. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами.
Термин “дети с особыми образовательными потребностями|” ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ребенку с нарушениями в развитии необходимо создавать особые условия в образовательном пространстве для достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются принятыми способами воспитания и образования принятыми в массовом образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument.odt | 51.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия развития ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольный период.
Термин "ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании)" используется в широком социальном КОНТЕКСТЕ. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социо-культурными факторами.
Термин “дети с особыми образовательными потребностями|” ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО ребенку с нарушениями в развитии необходимо создавать особые условия в образовательном пространстве для достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются принятыми способами воспитания и образования принятыми в массовом образовании.
Особые образовательные потребности – это понятие, которое постепенно вытесняеть из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его воспитания, развития и обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. В частности образование таких детей должно осуществляться с помощью специфических средств.
Следует особо обратить внимание Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)
Контингент детей, имеющих ООП, современная наука разделяет на три группы:
- с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья;
- столкнувшиеся с трудностями при обучении;
- живущие в неблагоприятных условиях.
Для каждого ребенка с ООП характерны свои особенности. По этому признаку детей можно разделить на такие группы:
- дети с нарушением слуха; - дети с нарушением зрения;
- дети с интеллектуальными аномалиями (те, у которых имеет место ЗПР); у которых нарушена речь;
- дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
- дети со сложной структурой нарушений (слепоглухонемые);
- дети с аутистическим спектром;
- дети, имеющие эмоционально-волевые нарушения.
Дети с особыми образовательными потребностями обладают общими характерными недостатками:
недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.
проблемы с общей и мелкой моторикой.
заторможенность в развитии речи.
трудность в произвольной регулировке поведения.
нарушение коммуникации.
проблемы с познавательного характера.
пессимизм.
неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение
низкая или слишком высокая самооценка.
неуверенность в своих силах.
полная или частичная зависимость от окружающих.
И все дети с ООП имеют трудности в общении, у них низкий уровень социализации. Они требует к себе постоянного внимания со стороны взрослых (родителей, педагогов). Чаще всего эти дети не умеют играть в коллективе, у них нет друзей. Чтобы ликвидировать все эти трудности и проблемы необходимо создавать специальные условия жизнедеятельности этих детей с учётом их потребностей и индивидуальных возможностей.
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специальных методов устранить эти общие недостатки.
В зависимости от характера нарушения дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка.
Для этого используют приёмы и методы, облегчающие понимание ребенка.
При этом надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1. Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — говорил А.С. Макаренко
2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый.
Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.
П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....
Взаимодействие учителя – логопеда и родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможн...
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Взаимодействие учителя – логопеда и родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями
СодержаниеВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3ГЛАВА 1. Организация взаимодействия логопеда с родителямив условиях ДОУ1.1. Условия эффективного взаимодейс...
Как развивать восприятие, познавательные процессы и речь ребёнка с особыми образовательными потребностями
Материал представляет собой описание нескольких развивающих игр с подробным алгоритмом действий и речевого сопровождения для взрослых - педагогов и родителей. Игры рассчитаны на детей 3-6 лет с ...
Методическое сопровождение специализированной образовательной программы для ребёнка с особыми образовательными потребностями
Методическое сопровождение специализированной образовательной программы для ребёнка с особыми образовательными потребностями(материал по методическому обеспечению моделей интегрированного образователь...
Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в структуре особых образовательных потребностей
Познавательная активность ребёнка является необходимым механизмом для восприятия действительности, для формирования представлений об окружающем мире, о себе. Без высокой познавательной активности ребё...
«Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности»
Сопровождение- это долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Цель психолого-педагогического сопро...