Развитие речевых и коммуникативных способностей у воспитанников с расстройствами аутистического спектра
методическая разработка по коррекционной педагогике
Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. И рассматриваются как важнейшее направление воспитания и обучения детей с РАС.
В нашем детском саду оказываю комплексную дифференцированную логопедическую помощь, направленную на преодоление трудностей овладения речевыми умениями и навыками. Частью моей работы является формирование коммуникативных навыков, коррекция и развитие устной речи детей дошкольного возраста с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_rech_nekrasova_2022_docx.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевых и коммуникативных способностей у воспитанников с расстройствами аутистического спектра
Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. И рассматриваются как важнейшее направление воспитания и обучения детей с РАС.
В нашем детском саду оказываю комплексную дифференцированную логопедическую помощь, направленную на преодоление трудностей овладения речевыми умениями и навыками. Частью моей работы является формирование коммуникативных навыков, коррекция и развитие устной речи детей дошкольного возраста с РАС.
Выделила основные задачи работы:
- стимулировать и развивать экспрессивные языковые способности детей с РАС,
- развивать умение вступать в коммуникативное взаимодействие со взрослыми и детьми,
- развивать импрессивную речь.
Большинство используемых методических подходов, так или иначе, помогает в достижении данных задач.
В своей практике использую элементы следующих методик:
- Сенсорная интеграция.
Автор: Джин Айрес – трудотерапевт (Калифорния).
Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Цель метода сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция для детей помогает дать мозгу нужные знания об окружающем. Игры, использующиеся в сенсорной терапии, дарят ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой.
- Виды визуальной поддержки.
Визуальная поддержка – это использование изображений (картинок, надписей, указателей и др.) для улучшения восприятия и понимания информации.
Для многих детей с особенностями развития и обучения (в частности РАС) визуальный канал восприятия информации является ведущим. Исследования показывают, что использование визуальной поддержки для таких детей относится к стратегиям с доказанной эффективностью.
Виды визуальной поддержки:
- расписание дня из картинок;
- визуальные границы в помещении;
- расписание активностей;
- наглядно представленные правила поведения.
Методы визуальной поддержки являются одними из наиболее эффективных и широко применяемых способов обучения и развития детей с аутизмом. Подробнее с данным методом можно ознакомиться в книгах авторов, специализирующихся на помощи детям с аутизмом, которые систематизировали и подробно описали в своих книгах наиболее действенные стратегии визуальной поддержки.
Коррекционно-развивающая работа с аутичными детьми достаточно длительная, кропотливая и сложная. И связана эта сложность со спецификой данного нарушения, которая требует от педагога постоянного поиска, гибкости в применении различных методов и подходов к обучению. Занятия с детьми с РАС коренным образом отличаются не только объемом и содержанием материала, но и особыми приемами проведения занятий.
Хочу представить вам систему работы с конкретным ребенком. Девочка по имени Ария (4-летнего возраста). В группу она поступила с заключением психиатра, рекомендующим занятия с учителем-дефектологом и учителем-логопедом.
Прежде чем начать коррекционную работу, провела диагностику уровня актуального развития ребенка. На данном этапе работы я использую Протокол педагогического обследования детей с РАС, разработанный коллективом специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения детей – А.В. Хаустовым, Е.Л. Красносельской, С.В. Воротниковой.
Использование протокола позволило решить ряд следующих задач:
- провести качественную и количественную оценку уровня актуального развития детей с РАС коммуникативного и речевого развития;
- соотнести уровень развития ребенка с РАС с показателями среднестатистической возрастной нормы;
- представить полученные данные в графическом виде;
- определить «зону ближайшего развития»;
- разработать план коррекционной работы;
- отследить динамику путем повторного проведения обследования.
В результате логопедического обследования мною было выявлено:
- на имя и обращение ребенок реагирует не всегда,
- зрительный контакт не частый и очень кратковременный,
- с ребенком сложно организовать полноценную коммуникацию,
- долго не сосредотачивается на предметах и игрушках,
- активный словарь крайне низкий, непроизвольно произносит ограниченное количество слов: что это? яблоко, сядь.
- не наблюдается использование коммуникативных жестов: «да», «нет», «пока», «привет», «дай», «на».
Следуя рекомендациям ТПМПК и результатам логопедического обследования разработала содержание коррекционно-развивающей работы на срок от 3-х до 6-ти месяцев по:
- развитию средств вербальной и невербальной коммуникации,
- коррекции устной речи.
На основе данных рекомендаций для ребенка составлен ИОМ.
Задачи:
- Установить эмоциональный контакт с ребенком.
- Обучить пониманию инструкции - на, иди, дай; обучение пониманию инструкций в контексте ситуации: обучение пониманию действий по фотографиям (картинкам), обучение выполнению инструкции на выполнение простых движений, выполнение инструкции на выполнение действий с предметами.
- Учить понимать обращение к одному и нескольким лицам,
- Учить узнавать и различать скрытые от ребенка игрушки по их звучанию, голоса животных при использовании дидактических игр («Кто там?», «Кто пришел вначале?», «Кто спрятался?» и др.)……
- Учить подражать звукам и артикуляционным движениям, повторение слогов и слов.
- Учить выражать согласие/несогласие.
Вся работа в данном направлении проводится индивидуально, соответствует уровню речевого и интеллектуального развития ребенка.
Любая работа специалиста начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком.
Однако, именно этот этап с Арией занял большее количество времени. Преградой для общения стал негативизм ребенка, чувство страха, тревога, полевое – спонтанное, нецеленаправленное поведение. Девочка отказывалась от участия в предлагаемой деятельности, которая ее особо не интересовала. Чтобы преодолеть трудности, я постаралась создать благоприятный климат.
Известно, что дети с РАС гораздо быстрее приобретают навыки в четкой структурированной обстановке.
Меня заинтересовала техника использования деревянных подносов, которую применяют в практике коррекционной работы некоторые специалисты. Другими словами - Расписание из предметов. Такое расписание наиболее уместно для детей с очень низкими речевыми навыками. Самый простой способ использовать визуальное расписание из предметов дать ребенку предмет незадолго до перехода к следующему занятию. Я адаптировала данный подход для работы с Арией.
Так в моей работе с детьми с РАС появился эффективный приём «Использование деревянных подносов», основанный на методе А. Бостельман, М. Финк «Экспериментируем и играем на подносе. 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду».
Приём использования подносов – это возможность структурирования индивидуального (коррекционного) занятия. Это 1 шаг по созданию визуального расписания. Он дает возможность организовать коррекционный процесс в любом удобном месте (мобилен), наполнен развивающими или сенсорными играми, направленными на стимуляцию речевой активности, формирование импрессивной и экспрессивной речи, основ речевой коммуникации и возможностей саморегуляции.
В чем же заключается данный подход?
Позволяет четко структурировать пространство. Помогает разбить занятие на определенные задания с помощью подносов.
Определяет визуализацию развивающих и обучающих средств. Все материалы для заданий раскладываем на подносы, так, чтобы ребенок видел их количество. Так ребенок самостоятельно может рассчитывать свои силы, начать контролировать свои действия и эмоции.
Регулирует уровень сенсорной насыщенности среды внутри занятия в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.
Соответствует принципу ФГОС ДО «от простого к сложному». В начале предлагаем ребенку предметы хорошо знакомые ему или наиболее привлекающие внимание (список предметов составляем после наблюдения и обследования ребенка), затем постепенно вносятся предметы, игрушки или игры необходимые для коррекции.
В таком случае разложенные подносы с необходимыми материалами для занятия дают возможность детям воспринимать информацию от педагога визуально, а не только на слух. В случае с особым ребенком это важно вдвойне, так как у них обычно имеются проблемы с восприятием и переработкой поступающей информации.
Считаю, что такая форма проведения индивидуального занятия наиболее приемлема для детей с РАС на начальном этапе коррекционной работы, а затем как дополнительное средство.
Деревянный поднос – это своего рода вещественный ориентир, обозначающий переход от одного задания к другому, мотивирующий ребенка на деятельность, вызывающий старание и желание сделать все до конца. Дети начинают понимать последовательность действий и самостоятельно отслеживать общую продолжительность занятия.
Выделим положительные стороны данного приёма:
- визуализация снимает тревожное состояния ребенка (он видит количество предлагаемых действий или заданий) своеобразный алгоритм,
- гибкость (можно начать с любого задания),
- комфортная среда, внутри которой ребенок спокоен,
- использование специально организованных игр с сенсорным наполнением может дать прекрасные возможности для установления контакта с ребенком.
Использование метода помогает:
- сформировать учебное поведение,
- развить навыки самоконтроля,
- потренироваться в переключении внимания,
- сформировать концентрацию внимания
- решить ряд логопедических задач.
Более подробно о структуре индивидуального занятия с использованием «приема подносов» на примере коррекционной работы с Арией:
Перед каждым занятием необходим Ритуал начала занятия. Со временем именно он поможет ребенку настроиться на совместную деятельность. Создает благоприятный эмоциональный фон. Эмоциональный подъём способствует речевой активности. После обследования девочки я заметила её особую привязанность к любым шарообразным предметам. И использовала это для создания ритуала начала занятия.
Приведу некоторые примеры ритуалов:
- с использованием сенсорных мячей
Все действия с предметами сопровождаем песенкой с движениями «Я мячом круги катаю. Взад-вперед его гоняю, им приглажу я ладошку, будто я сметаю крошку, а теперь последний трюк: мяч летает между рук»
Согласно принципам ФГОС ДО постепенно вводила в наши ритуалы начала другие предметы (музыкальные инструменты, шишки и другой сенсорный материал).
Ребенок получил необходимый эмоциональный заряд, мотивацию и готов к продолжению занятия.
Далее предлагаются упражнения на развитие слуховых ориентировочных реакций, слуховой памяти, слухового внимания, различение неречевых шумов. Эти упражнения являются базовыми для дальнейшего формирования у ребенка понимания обращенной речи.
Приведем пример таких игр, применяемых нами, это «Шумящие баночки», «Что упало?»
Это даёт возможность детям испытывать удовольствие от игр, способствует активному участию детей в них. Данные игры хорошо умещаются на подносе.
Затем переходим к упражнениям для развития предпосылок к правильному речевому дыханию.
Эти упражнения необходимы для выработки ритмичности дыхания, формирования плавного направленного выдоха. На данном этапе занятия есть возможность использовать элементы сенсорной интеграции.
Предлагаю такие игры:
«Плыви, кораблик!» - дуть на маленький бумажный кораблик в воде.
Фактура вода оказывает приятно-успокаивающее воздействие и даёт эмоциональную разрядку.
«Летающее пёрышко» - ребенку дается в руки большое легкое перо. Сначала ему предлагается погладить перышком кисти своих рук. Затем подуть на него и сдуть перышко со стола.
Важным этапом занятий являются игры, стимулирующие речь.
Приведу пример некоторых из них: игра «Голоса животных»
Цель: развивать более четкую артикуляцию, осознание собственных движений рта; имитировать движения рта.
Задание: подражать голосам пяти животных
Материал: миниатюрные животные или картинки с изображением животных. Садимся за стол напротив ребенка и кладем в стороне 5 миниатюрных игрушек животных или картинки с их изображением. Возьмем одну из них и покажем ее ребенку. Побудим его посмотреть на рот педагога и воспроизвести голос этого животного. Передаем его своим голосом и сделаем при этом выразительные и четкие движения ртом. Возьмем руку ребенка и позволим ему потрогать рот педагога, в то время как педагог воспроизводит еще раз голос животного. Затем даем ребенку животное и предлагаем ему сделать это самому. Хвалим его за каждую попытку и помогаем ребенку правильно двигать ртом. Продолжаем воспроизводить голос животного, чтобы у него была модель, по которой он смог бы ориентироваться. Животные, которые хорошо подходят для этого упражнения: собака, кошка, овца, корова, гусь
С помощью таких игр развиваем мотивационную основу речевой деятельности. Формируем имитационные способности (сначала моторную, потом речевую имитацию), работаем над пониманием речи, вводим в активный словарь первые слова, фразы.
Завершает наше коррекционное занятие Ритуал окончания. Когда не останется ни одного подноса с заданиями, это сообщит ребенку о завершении занятия.
Используем поощрение и систему мотивации в процессе обучения, как эффективный инструмент воздействия на поведение. Вознаграждение для ребенка с аутизмом — это то, что ему хорошо знакомо и что вызывает у него повышенный интерес.
В случае с Арией после каждого индивидуального занятия, я предлагаю ей выбрать разноцветный шарик, который она складывает в особую коробочку и уносит с собой. Это доставляет радость ребенку и позволяет сохранить положительное отношение к занятиям.
Таким образом, мы видим, что структура занятия с использованием деревянных подносов, служит подготовительным этапом по введению визуального расписания. Мы уверенно можем сказать, что специально организованная среда на занятии для ребёнка с РАС - это ступенька на пути к следующему этапу обучения. Использование нами данного приема в коррекционной работе с детьми с РАС позволяет преодолеть трудности, связанные с организацией жизни ребенка, а также развить навыки общения и взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра
Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации развивают не только сенсорные и речевы...
Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS
В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.
Источник: Касаткин В.Н., Хаустов А.В. Опыт организации работы специализированного центра для детей с расстройствами аутистического спектра // Детский аутизм: исследования и практика....
Игра - как форма социализации воспитанников с расстройствами аутистического спектра
Развитие и социализация детей с расстройством аутистического спектра - актуальная проблема современного общества, требующая углубленного изучения механизмов взаимодействия и процессов восприятия ребен...
Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...
«Коммуникативные игры для детей с расстройствами аутистического спектра».
Формированию коммуникативных навыков в системе психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра придается большое значение. Развитие коммуникативных способностей целесообразно нач...
Развитие творческих способностей у детей с расстройством аутистического спектра.
Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни детей с РАС. В процессе творчества у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные...