АОП для ребенка-инвалида с легкой умственной отсталостью
рабочая программа по коррекционной педагогике
Адаптированная образовательная программа для ребенка-инвалида с легкой умственной отсталостью, разработанная педагогами ДОО на основе коллегиального заключения ПМПК, с учетом актуального развития ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_legkaya_uo.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Согласовано: ППк МБДОУ № 9 Дата _______________ № протокола ________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ № 9 _________________ Югова С.Н. «_____» _____________ 20___ г. |
Адаптированная образовательная программа
(для ребенка-инвалида с легкой умственной отсталостью)
Евгений П.
Дата рождения (0 лет 0 месяцев)
Срок реализации программы:
«___» ____ 2022 г. – «___» ____2023 г.
Составители программы:
Шутикова Е.А., учитель-дефектолог
Тюлькова Е.М., воспитатель
Сукнева Ю.А., педагог-психолог
Федорова Л.П., учитель-логопед
Согласовано:
Родитель (законный представитель)
_________
(подпись) (расшифровка)
г. Канск
2022 г.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. Женя П.
Дата рождения, возраст ребенка 00.00.0000 г., 0 лет 0 месяцев
Домашний адрес:
Статус: ребенок-инвалид
Посещение МБДОУ № 9 с 00.00.20__ г., режим полного дня
Сведения о семье Воспитанием занимается мама, проявляет заинтересованность в успехах сына, обращается за помощью к специалистам, прислушивается к рекомендациям педагогов, посещают дополнительные развивающие занятия.
Основанием для разработки адаптированной образовательной программы (АОП) является коллегиальное заключение центральной ПМПК (протокол № от г.).
ПМПК рекомендовано:
форма получения образования: в образовательной организации с полным включением в образовательный процесс;
образовательная программа: адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с легкой умственной отсталостью;
формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: учет индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объёма предлагаемых заданий, чередование видов деятельности; использование коротко и четко сформулированных заданий; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; дозированная помощь, пошаговость в предъявлении материала; опора на субъективный опыт ребенка;
специальные условия для получения образования: соблюдение охранительного педагогического режима.
При разработке и реализации АОП учитываются психофизические особенности ребенка-инвалида, проявляющиеся быстро нарастающей утомляемостью и повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью и медленным темпом деятельности.
Актуальный уровень развития ребенка характеризуется следующими особенностями.
Учитель-дефектолог
Основным способом усвоения общественного опыта являются действия по подражанию и сопряженные действия с педагогом. Низкий уровень обучаемости, снижен интерес к деятельности. Затруднено понимание учебных инструкций: требуется их упрощение, разъяснение, поэтапное предъявление и неоднократный повтор. Нуждается в массивной помощи (обучающая, направляющая, организующая, стимулирующая), постоянный контроль над деятельностью и побуждение к ней. Перенос способа действия по аналогии самостоятельно не выполняет.
Речью как средством общения не владеет, невербальные средства коммуникации на низком уровне. Запас представлений о себе, предметах ближайшего окружения и некоторых природных объектах существенно ниже возрастной нормы, демонстрирует их на уровне различения и показа. Затруднено формирование сенсорных и элементарных количественных представлений.
Педагог-психолог
На контакт идет охотно, проявляет кратковременный интерес к заданиям, усидчив. Работоспособность низкая, темп замедленный. Ждет помощи от взрослого, нуждается в похвале и одобрении. При неоднократном указании на ошибку не может её самостоятельно исправить. Критика не сформирована. Концентрация внимания низкая. Спокойный, доброжелательный, ранимый, неуверенный в себе. Психоэмоциональный фон настроения стабилен в течение дня.
Учитель-логопед
Выполняет несколько простых знакомых инструкций в пределах ситуации. Может определить направление неречевого звука (поворачивает голову), различает некоторые звукоподражания. Состояние словаря: отзывается на имя, может самостоятельно соотносить знакомые предметы с их названием и действием, понимает значение некоторых обобщающих слов, название слов-признаков не понимает. Формы ед. и мн. числа, уменьшительно-ласкательные формы существительных, значение предлогов, предложно-падежные конструкции не понимает. Самостоятельная речь представлена звукокомплексами, повторяет слова с простой звуко-слоговой структурой, воспроизводит некоторые звукоподражания, фраза отсутствует.
Адаптированная образовательная программа составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы ДОО (АООП ДОО).
1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель: создание условий для получения образования, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Основные задачи:
Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.
Осуществлять воспитательно-образовательную работу по основным образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка.
Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.
Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание адаптированной образовательной программы включает задачи АООП ДОО для детей с легкой умственной отсталостью третьего года обучения.
2.2 Результаты усвоения АОП фиксируются в таблицах, разработанных на основе базовых показателей ребенка в соответствии с реализуемой программой.
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
Ребенок посещает группу для детей с легкой умственной отсталостью третьего года обучения.
Воспитательно-образовательная работа осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренными для данной группы.
Режим дня на холодный период года (сентябрь-май)
Режимные моменты | Группа |
3 | |
Прием, свободная деятельность детей, дежурство | 07.00-08.00 |
Утренняя гимнастика | 08.00-08.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.15-08 08.10-08.50 |
Свободная деятельность детей, игры | 08.50-09.00 |
НОД, занятия со специалистами | 09.00-09.55 |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 09.55-10.20 |
Непосредственно-образовательная деятельность, индивидуальные занятия | 10.20-10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.50-12.00 |
Возвращение с прогулки | 12.00-12.10 |
Подготовка к обеду, обед | 12.10-12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.45-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.10 |
НОД, Индивидуальные занятия, свободная деятельность | 15.10-16.10 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.10-16.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 16.40-18.20 |
Свободная деятельность детей | 18.20-19.00 |
Режим дня на теплый период (июнь-август)
Режимные моменты | Группа |
3 | |
Прием детей | 07.00-08.00 |
Утренняя гимнастика | 08.00-08.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.10-08.50 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа, прогулка | 08.50-10.05 |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 10.05-10.20 |
Свободная деятельность детей | 10.20-10.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.30-10.45 10.45-12.10 |
Подготовка к обеду, обед | 12.10-12.45 |
Подготовка ко сну, сон | 12.45-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.10 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа (в летний период прогулка) | 15.10-16.20 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.20-16.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.55-18.20 |
Свободная деятельность детей | 18.20-19.00 |
Сетка организации деятельности в группе № 3 (III год обучения) на 2022-2023 учебный год
Д/н | Учитель-дефектолог | Воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре | |
I половина дня | II половина дня | ||
Пн. | Интегрированное занятие Математика и формирование мышления 09.00-09.25 09.35-10.00 | Лепка 09.00-09.25 / 09.35-10.00 | - |
Вт. | Интегрированное занятие Обучение игре, социальное развитие и ознакомление с окружающим 15.20-15.45 15.55-16.20 | Физическое воспитание 9.00-9.25 Ручной труд//Конструирование 09.35-.10.00 10.10-10.35 | - |
Ср. | Интегрированное занятие Ознакомление с окружающим, развитие речи, социальное развитие 09.00-09.25 10.10-10.35 | Музыкально-ритмическое занятие 9.35-10.00 Аппликация 09.00-09.25 10.10-10.35 | Социальное развитие и ознакомление с окружающим 15.20-15.45 |
Чт. | Интегрированное занятие Математика и развитие сенсорного восприятия 15.20-15.45 15.55-16.20 | Физическое воспитание 09.00-09.25 | - |
Пт. | Интегрированное занятие Развитие речи и развитие сенсорного восприятия 15.20-15.45 15.55-16.20 | Рисование, ознакомление с окружающим, социальное развитие 09.00-09.25 10.05-10.30 Музыкально-ритмическое занятие 09.30-09.55 | - |
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учетом базовых ориентиров, отвечающих его образовательным потребностям.
Учитель-дефектолог
Формирование способов усвоения общественного опыта: действия по подражанию и по показу.
Формирование сенсорных представлений.
Создание предпосылок к развитию наглядных форм мышления.
Формирование элементарных количественных представлений на основе практических действий с количеством предметных множеств.
Расширение ориентировки в предметах ближайшего окружения, объектах природы.
Расширение понимания смысла обращенной речи, стимулирование коммуникативных и языковых способностей.
Развитие ручной и мелкой моторики.
Обучение сюжетно-отобразительной игре.
Формирование умений необходимых для усвоения адаптированной образовательной программы.
Развитие и коррекция познавательных процессов на основе усвоения содержания АОП.
Педагог-психолог
Формирование познавательного интереса.
Развитие коммуникативной сферы.
Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов.
Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
Учитель-логопед
Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти.
Воспитание зрительного восприятия, внимания, памяти.
Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи.
Развитие импрессивной речи.
Формирование экспрессивной речи.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие разговорной речи.
Формирование фонетико-фонематической стороны речи.
Развитие тонкой моторики, конструктивного праксиса.
Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий в неделю.
Индивидуальный учебный план
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Дни недели |
Подгрупповое занятие учителя-дефектолога | 5 | Пн. – Пт. |
Подгрупповое занятие воспитателя | 5 | Пн. – Пт. |
Групповое занятие музыкального руководителя | 2 | Ср., Пт. |
Групповое занятие инструктора по физической культуре | 2 | Вт., Чт. |
Индивидуальное занятие учителя-дефектолога | 3 | Ср., Чт., Пт. |
Индивидуальное занятие педагога-психолога | 2 | Ср., Чт. |
Индивидуальное занятие учителя-логопеда | 3 | Пн., Вт., Чт. |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка и физиологическими особенностями возраста (в соответствие с СанПиН). Продолжительность организованных видов деятельности ребенка:
- подгрупповое / групповое занятие – 20 минут;
- индивидуальное занятие –12-15 минут.
3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы
Для предупреждения утомления и повышения работоспособности охранительным педагогическим режимом предусматриваются: снижение учебной нагрузки и темпа ведения занятия с учетом состояния здоровья; предоставление большего количества времени для обдумывания и выполнения задания; пошаговое выполнение задания; частая смена видов деятельности; дозированная помощь; приемы привлечения внимания; динамические паузы, физкультминутки; обеспечение возможности смены положения (работа сидя за столом, стоя возле стола, на ковре, перемещение по группе и кабинету и др.).
При реализации АОП применяются следующие методы и приемы работы: показ действия педагогом и воспроизведение действия за педагогом; упрощенная инструкция; комментирование действий; игровые и практические ситуации; дидактические игры и упражнения; многократное повторение изучаемого материала и способа действия; перенос знаний и опыта на другой материал или ситуацию; поддержание интереса ребенка к выполнению задания; создание атмосферы успеха (похвала, одобрение действий).
Реализация АОП предусматривает включение родителей в коррекционно-педагогический процесс посредством повышения педагогической компетентности и обучения приемам продуктивного взаимодействия с ребенком в условиях семьи.
План работы с родителями группы № 3 на 2022-2023 учебный год
Месяц | Форма взаимодействия | Темы |
Сентябрь | Развлечение Наглядно-информационный материал Практические занятия Выставка открыток и поздравлений Выставка поделок из природного материала Групповое родительское собрание | «День знаний» (муз. руководитель, педагоги) «Что должен знать и уметь ребенок 5-6 лет (специалисты, воспитатели) Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях (специалисты, воспитатели) «День дошкольного работника» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) «Осень, осень, в гости просим» (совместное творчество) «Вот и стали мы на год взрослее» (воспитатели группы) |
Октябрь | Праздник урожая Практические занятия Целевая прогулка Физкультурное развлечение Выставка рисунков, плакатов | «Осень, осень, в гости просим» Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях (специалисты, воспитатели) «Закрепляем правила дорожного движения. Наблюдение за работой светофора (педагоги, родители) «Веселые старты» (инструктор ФВ) «Мы изучаем ПДД» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) |
Ноябрь | Наглядно-информационный материал Праздник Практические занятия Выставка рисунков, плакатов Выставка рисунков, посвященных Дню Матери Памятка | «Обучение дошкольников ПДД в семье» «День Матери» (музыкальный руководитель, педагоги группы) Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях (специалисты, воспитатели) «Мы изучаем ПДД» (совместное творчество) «Любимая мамочка» (педагоги групп) «Необходимость использования детских удерживающих устройств в автомобили» (педагоги группы) |
Декабрь | Выставка поделок Праздник Практические занятия Консультация Наглядно-информационный материал Инструктаж для родителей Консультация | «Новогодняя сказка» (совместное творчество) «Здравствуй, здравствуй Новый год» (муз. руководитель, педагоги) Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях (специалисты, воспитатели) «Игры и упражнения для пополнения и активизации словарного запаса» (учитель-логопед) «Осторожно, гололед!» «Безопасность детей в период зимних каникул» «Если ребенок часто болеет» (медицинский работник, педагоги группы) |
Январь | Индивидуальные беседы Наглядно-информационный материал Наглядно-информационный материал Физкультурно-музыкальное развлечение Родительское собрание | Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми (специалисты) «В машине ребенок!» (педагоги) «Методы профилактики детской заболеваемости» (медицинский работник) «Зимние забавы» (муз. руководитель, инструктор по ФВ) «Я и моя семья» (педагоги группы) |
Февраль | Физкультурно-музыкальное развлечение Выставка Практические занятия Наглядно-информационный материал Целевая прогулка | «День защитников Отечества» (муз. руководитель, физ. рук) «Вместе с папой мастерим» (совместное творчество) Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях (специалисты, воспитатели) «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?» Наблюдение за работой общественного транспорта (автобусная остановка) (родители, педагоги) |
Март | Праздник Выставка открыток, рисунков, плакатов Наглядно-информационный материал Консультация Развлечение Совместный выход в театр | «Ах, какая мама, загляденье прямо!» «8 Марта, день весны» (совместное творчество) «Как организовать выходной с ребенком» (педагоги) «Масленица» (музыкальный руководитель, педагоги группы) |
Апрель | Театрализованная деятельность Выставка Практические занятия Анкетирование Театрализованная деятельность Целевая прогулка | «Мы расскажем о весне» по мотивам русских народных. сказок (музыкальный руководитель, педагоги группы) «Пасхальные мотивы» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях (специалисты, воспитатели) «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОО» (педагог-психолог) «Мы расскажем о весне» по мотивам р.н.сказок (инструктор по ФК, музыкальный руководитель, педагоги групп) «Пешеходный переход» (родители, педагоги) |
Май | Инструктаж Наглядно-информационный материал Индивидуальные беседы Выставка Групповое собрание | «Соблюдение ПДД в летний период» (педагоги группы) «Безопасное лето вашего ребенка» (педагоги группы) Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми (специалисты) Выставка рисунков, посвященных «Дню Победы» «Подведение итогов деятельности детско-родительского коллектива группы» (педагоги группы) |
3.3 Формы контроля
Мониторинг динамики развития ребенка осуществляется педагогами и специалистами сопровождения два раза в год (январь, май). Данные динамического наблюдения отражаются в листе фиксации результатов коррекционно-развивающего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД с дошкольниками 5-6 лет (легкая умственная отсталость) "В гостях у Федоры"
В содержание образовательной деятельности вошли задания и деятельность с детьми, направленные на закрепление и обобщение представлений дошкольников по теме "посуда". Комбинированная деятельность...
Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с легкой умственной отсталостью, на 2014-2015 учебный год.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, по пяти областям....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста
Работа содержит в себе пример как можно оргагнизовать индивидуальное сопрвождение ребенка с легкой умственной отсталостью педагогом-дефектологом. Перечисленные основные направления коррекционной работ...
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)Дефектолог: Пермякова Людмила ВладимировнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение де...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость) четвертый год обучения (6-7 лет) по теме «Воздух» (детское экспериментирование)
Цель: Формирование знаний о свойствах воздуха, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:Коррекционно-образовательные:–Учить выделять основные свойства воз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с легкой умственной отсталостью третьего года обучения. Тема: «Путешествие в волшебный лес». Игра-драматизация сказки «Как снеговик нашел друзей».
Занятие направлено на формирование у детей с легкой умственной отсталостью социальных норм и правил поведения в обществе, коммуникативных навыков общения, развития игровых умений....
Особенности и обучения детей с легкой умственной отсталостью в условиях ДОУ.
Умственная отсталость- это качественное изменение всей психики,всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.Это такая атипия развития ...