Тесты на зрительное восприятие и зрительно-моторную интеграцию
методическая разработка по коррекционной педагогике
Зрительное восприятие характеризует способность мозга интерпретировать и осмысливать визуальные образы, которые видят глаза, благодаря чему мозг правильно истолковывает увиденное. Для этого недостаточно просто иметь хорошее зрение. Зрительное восприятие является результатом мультисенсорного и моторного опыта вкупе со зрительной и иной информацией, получаемой от других сенсорных систем в процессе деятельности в окружающем пространстве.
Зрительно – моторная интеграция (ЗМИ) отражает способность координировать моторные движения со зрительным стимулом. Если у ребёнка наблюдаются нарушения в этой области, то ему сложно будет координировать то, что он видит, с соответствующей двигательной реакцией, необходимой для таких навыков мелкой моторики, как, например, копирование, письмо, рисование. ЗМИ включает зрительное восприятие вместе с моторной координацией для достижения точного воспроизведения образца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_na_zrit._vospr.i_zrit.-motornuyu_integratsiyu.docx | 119.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТЫ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ
Зрительное восприятие характеризует способность мозга интерпретировать и осмысливать визуальные образы, которые видят глаза, благодаря чему мозг правильно истолковывает увиденное. Для этого недостаточно просто иметь хорошее зрение. Зрительное восприятие является результатом мультисенсорного и моторного опыта вкупе со зрительной и иной информацией, получаемой от других сенсорных систем в процессе деятельности в окружающем пространстве.
Зрительно – моторная интеграция (ЗМИ) отражает способность координировать моторные движения со зрительным стимулом. Если у ребёнка наблюдаются нарушения в этой области, то ему сложно будет координировать то, что он видит, с соответствующей двигательной реакцией, необходимой для таких навыков мелкой моторики, как, например, копирование, письмо, рисование. ЗМИ включает зрительное восприятие вместе с моторной координацией для достижения точного воспроизведения образца. Нарушения ЗМИ можно увидеть в следующем:
- Способность контролировать качество рисования линий карандашом.
- Неточное соединение линий в углах фигур.
- Неспособность пересекать срединную линию горизонтальными и диагональными линиями, как, например, при рисовании снежинки.
- Сохраняющиеся сложности с пересечением срединной линии диагональными линиями. Нарушение пространственной ориентации могут проявляться в размерах , ориентации и расположении фигур на странице. Незначительные нарушения в пространственной ориентации могут быть заметны в том, что размеры фигур не одинаковы или что ряд фигур наклонен в одном направлении.
Задания для детей 4 – 7 лет.
Попросите ребенка сесть за пустой стол. Положите перед ним лист нелинованной бумаги и простой карандаш. Положите на стол лист с фигурами и попросите ребенка перерисовать фигуры на лист.
Дайте ребенку еще один лист и попросите его перерисовать линии.
Попросите ребёнка нарисовать круг по часовой стрелке. Покажите пальцем направление, в котором нужно вести линию.
С пятилетнего возраста попросите ребенка нарисовать второй круг, на этот раз против часовой стрелки. Покажите пальцем направление, в котором нужно рисовать.
К 3 годам ребенок должен быть способен скопировать круг, рисуя его по часовой тарелке. С 5 лет правша способен нарисовать круг против часовой стрелки. Способность рисовать круг в том или ином направлении необходима для правильного написания букв и, следовательно, является важной предпосылкой для развития навыков письма.
Наблюдения (зрительные фигуры).
Да. | Нет. | |
Узнаваемо воспроизводит рисунок. | ||
Правильно держит карандаш. | ||
Заметно дрожание руки. | ||
Проявляет неудовлетворение своим рисунком и/или просит ластик. | ||
Сложно завершить работу. | ||
Есть выраженный наклон в какую – либо сторону при рисовании вертикальной линии. | ||
Происходит изменение позы ребёнка во время работы. | ||
Меняет положение листа бумаги при выполнении заданий. |
Наблюдения (линии).
Да. | Нет. | |
Вертикальная линия заметно наклонена в левую сторону. | ||
Вертикальная линия заметно наклонена в правую сторону. | ||
При рисовании вертикальной и горизонтальной линий заметны виляние карандаша. | ||
Рисует линии одним движением. | ||
Делает несколько штрихов, сливающихся в одну линию. | ||
Может нарисовать диагональ. | ||
Рисует диагональ сверху вниз слева направо и сверху вниз справа налево. (с 5,5 лет). |
Оценка (зрительные фигуры).
Выполнил все рисунки без ошибок. | 0 |
Во всех рисунках заметно дрожание руки (очевидны нарушения ЗМИ) и /или неправильный захват карандаша. | 1 |
Смог выполнить только первые 3 рисунка, соответствующие белее младшему возрасту. | 2 |
Смог выполнить только первые 2 рисунка. | 3 |
Рисунки, возможно, за исключением кругов, не являются точными копиями фигур. | 4 |
Оценка линий не производится.
Задания для детей от 7 лет.
Чтение требует развития сложной последовательности движений глаз, начиная со способности находить зрительную точку фиксации на странице. Фиксация зависит от способности обоих глаз сходиться на точке фиксации. Конвергенция, или схождение, является процессом, в ходе которого два отдельных изображения, воспринимаемых каждым глазом независимо друг от друга, сливаются в одно чёткое изображение. Затем глаза совершают небольшое скачкообразное движение к другой точке фиксации взгляда, расположенной дальше на странице. Эти движения называются САККАДА. Задача саккадического движения – как можно быстрее перевести глаза к следующей позиции, чтобы точка обзора совпадала с центром ямки сетчатки. Центральная ямка сетчатки – это зона глаза с максимально четким фокусом.
Любые нарушения зрительной фиксации, конвергенции или контроля саккадических движений глаз влияют на беглость, точность и понимание при чтении.
Данный тест помогает выявить нарушения движения глаз, необходимых для чтения.
На доске, на уровне глаз ребенка лист с заданием. Просим ребенка встать напротив задания. Просим назвать вслух каждый второй символ. Произносить нужно как можно быстрее, не указывая на символы пальцем.
ДС7ЛЮН2БТЕКП83 |
1ВОПМЫ9 |
4УЙЖ6ЯФЧЦ5ЗА |
МХС3Л |
Оценка.
Называет каждый второй символ правильно, без потери строки, запинок, пальцем не помогает. | 0 |
Пропускает символы, повторяет, допускает неправильные ответы. | 1 - 3 |
Недоступно правильное последовательное название символов через один. | 4 |
ДС7ЛЮН2БТЕКП83 |
1ВОПМЫ9 |
4УЙЖ6ЯФЧЦ5ЗА |
МХС3Л |
Тест на зрительную интеграцию.
Для фокусировки зрительного внимания на ближайшей точке необходимо уметь игнорировать как фоновую, так и периферическую зрительную информацию. Эта способность зависит от умения сохранять конвергенцию на ближайшей точке. Дети, у которых эта способность плохо развита, либо теряются в комбинации, либо переносят фокус на периферию (эффект ограничения зрительного стимула) и неспособны чисто визуально посчитать количество символов на рисунке ниже – они указывают пальцем на отдельные фигуры или возвращаются к фигурам, проверяя и перепроверяя, чтобы не пропустить фигуры и не посчитать их дважды.
Рисунок расположить на уровне глаз ребёнка. Просим ребенка встать напротив карточки. Просим посмотреть на картинку и сказать, сколько символов на ней изображено, не показывая на них пальцем.
Тест на визуально – слухоречевое распознавание звуков.
Для того, чтобы читать, ребенок должен уметь преобразовать зрительный символ, который он видит на странице, в его звуковой эквивалент. Помимо контроля глазодвигательных навыков для этого требуется способность распознавать различные звуки, звуковые сочетания и части слов, такие как слоги. Способность ребёнка точно и четко артикулировать отдельные звуки часто отражает фонетическое и слуховое восприятие. Затрудненность либо при сопоставлении зрительных символов со звуками, либо при произнесении звуков может отрицательно повлиять на чтение и правописание. Поскольку затруднения при выполнении первых трёх тестов могут являться следствием нарушений зрительного восприятия, то если ребенок не в состоянии выполнить тест в первый раз, повторите тестирование, но при этом попросите ребёнка повторять за вами каждый звук. Покажите ребенку карточку, попросите его посмотреть на буквы и сказать какой звук они обозначают.
Согласные звуки. | блйсфпрндмшэ |
Звуковые сочетания. | бр сп фл пр пл зд ст |
Слоги. | ник вест при ный от ах |
Наблюдения.
Да. | Нет. | |
Может соотнести буквы с правильными звуками во всех трех строчках. | ||
Становится сложнее сопоставлять буквы со звуками, когда видит больше одной буквы | ||
Не способен выполнить тест, но может повторять звуки за взрослым. |
Оценка.
Буквы и звуки сопоставлены правильно во всех трёх строчках. | 0 |
Буквы и звуки сопоставлены правильно в первых двух строчках. | 1 |
Буквы и звуки сопоставлены правильно только в списке согласных. | 2 |
Буквы и звуки сопоставлены правильно при повторении за взрослым. | 3 |
Ребёнок не смог сопоставить буквы и звуки ни при чтении символов с листа, ни при повторении вслух. | 4 |
Согласные звуки. | б л й с ф п р н д м ш э |
Звуковые сочетания | бр сп фл пр пл зд ст |
Слоги. | ник вест при ный от ах |
Синтез звуков.
Чтение, произнесение слов по буквам и способность выполнять последовательные инструкции зависит от скорости обработки звуковых сигналов. Исследования показывают, что у детей с неспособностью к чтению зачастую обработка звуков речи занимает длительное время и они не могут осознать и выделить отдельные звуки в слове.
Другим сложно выполнять последовательные инструкции, потому что когда им дают вторую и третью часть инструкции, их мозг ещё обрабатывает первую часть указания.
Тест позволяет выявить нарушения восприятия звуков в отдельных словах.
Ребенок стоит. Взрослый просит выполнить следующие задания:
- Назови второй звук в слове кот.
- Какой звук идёт в лове стоп после т?
- Какое слово получится, если составить вместе следующие буквы: с, потом о, потом н?
- Назови буквы и звуки в слове лоб.
Оценки.
Правильно определил и назвал все звуки в нужной последовательности. | 0 |
Не смог правильно назвать все звуки в слове лоб в нужной последовательности. | 1 |
Не смог определить звуки и расположение букв в словах сон и лоб. | 2 |
Не смог определить звук о в слове. | 3 |
Не смог определить ни один из звуков. | 4 |
Тест на зрительное восприятие. (стандартные фигуры ТЕНСЛИ)
Зрительное восприятие означает способность мозга истолковывать и осмысливать визуальные образы, которые видят глаза. Благодаря чему мозг правильно истолковывает увиденное. Для этого недостаточно просто иметь хорошее зрение. Зрительное восприятие является результатом мультисенсорного и моторного опыта вкупе со зрительной и иной информацией, получаемой от других сенсорных систем и деятельности в пространстве. Зрительное восприятие представляет собой комплексную функцию. Проблемы со зрительным восприятием могут проявляться в систематическом искажении отдельных стандартных фигур и рисунков.
Ребенок сидит за столом. Перед ребенком кладем чистый лист бумаги и карандаш. Показываем лист с фигурами. Просим перерисовать эти фигуры карандашом от руки на чистый лист. Даем четкие инструкции относительно того, что рисунок должен полностью соответствовать изображению на карточке.
Оценка зрительного восприятия.
Ребёнок правильно перерисовал все фигуры с образца. | 0 |
Ребёнку сложно пересекать срединную линию диагональными линиями в британском флаге. | 1 |
Ребёнку сложно пересекать срединную линию горизонтальными линиями в британском флаге. | 2 |
Незначительные искажения при изображении ромба и /или перевёрнутого квадрата. | 3 |
Значительное искажение двух и более фигур. | 4 |
Нарушения пространственной ориентации могут проявляться в размерах, ориентации и расположении фигур на странице. Незначительные нарушения пространственной ориентации могут быть заметны в том, что размеры фигур неодинаковы и что ряд фигур клонится вниз и вправо.
Оценка зрительно – моторной интеграции.
Да. | Нет. | |
Все фигуры нарисованы правильно. 0 баллов. | ||
Нарушение контроля линий (заметное дрожание). | ||
Нет соединения линий в углах фигур. | ||
Вертикальные линии клонятся в сторону. | ||
Линии нарисованы маленькими соединяющимися штрихами. | ||
Неспособность пересекать срединную линию или перекрещивать линии на британском флаге. |
Оценка 1 – 4 зависит от степени затруднения при выполнении задания.
Тест на зрительное восприятие. (гештальт – тест Бендер)
Ребёнок сидит за столом. Кладём перед ним чистый лист бумаги и карандаш. Показываем карточку с фигурами в вертикальной ориентации. Просим перерисовать эти фигуры от руки на чистый лист. Все фигуры, расположенные на одном листе позволяют оценить, каким образом ребёнок справляется с наличием многочисленных зрительных сигналов.
Серьёзные нарушения зрительного восприятия выражаются в систематическом искажении фигур перевёрнутого квадрата, ромба и шестиугольника, а также в повторении первых фигур (круга и перевёрнутого квадрата) в верхнем ряду. Фигуры, которые соединены на образце, ребёнок рисует отдельно друг от друга, и он не видит, что точки в среднем ряду расположены в форме стрелки.
Оценка визуального восприятия.
Правильно перерисовал все фигуры с образца и правильно расположил их на листе. | 0 |
Одна фигура перерисована неправильно и с ошибками. | 1 |
Три фигуры перерисованы неправильно и с ошибками. | 2 |
Пять фигур перерисованы неправильно и с ошибками. | 3 |
Восемь фигур перерисованы неправильно и с ошибками. | 4 |
Оценка зрительно – моторной интеграции.
Да. | Нет. | |
Все фигуры перерисованы правильно. 0 баллов | ||
Нарушение контроля линий (заметное дрожание). | ||
Нет соединения линий в углах фигур. | ||
Вертикальные линии клонятся в сторону. | ||
Маленькие кружки расположены не по образцу. | ||
Использование мелких приблизительных штрихов. | ||
Стрелка из точек не соответствует нужной форме. | ||
Проблемы с рисованием шестиугольника. | ||
Перечеркивание нескольких первых рисунков. |
Оценка 1 – 4 зависит от степени затруднения при выполнении задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.
Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...
Презентация "Развитие зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации"
Из опыта работы....
Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки"
Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки". Может быть ...
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников (практикум для педагогов).
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников....
Профилактика и коррекция нарушений зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников.
В данной статье представлен теоретический и практический материал по формированию зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторной координации как условия познавательной и р...
«Профилактика и коррекция нарушений зрительно – пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников»
Может быть использована для работы воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом....
Консультация для родителей."Манипуляции дошкольников с сенсорными экранами: влияние на зрительно- моторную интеграцию"
В консультации психолога рассказывается о влиянии сенсорных экранов на развитие зрительно моторной интеграции...
- Мне нравится (1)