Логико- математическое развитие детей с нарушением зрения.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сотская Лариса Анатольевна

Основы логико-математического развития детей с нарушением зрения является их способность к мыслительной деятельности. Мышление, являющееся обобщенным и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, высшей ступенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Однако связь мышления с ощущениями, восприятиями и представлениями не исчерпывается его односторонней зависимостью от количественных и качественных чувственных данных. Возникая и развиваясь на базе ощущений, мышление в свою очередь оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, проявляющееся в первую очередь в осознанности и обобщенности образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sotskaya_l.a._logik-matem.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Логико- математическое развитие детей с нарушением зрения.

Сотская Л.А.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Высшая квалификационная категория

Основы логико-математического развития детей с нарушением зрения является их способность к мыслительной деятельности. Мышление, являющееся обобщенным и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, высшей ступенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Однако связь мышления с ощущениями, восприятиями и представлениями не исчерпывается его односторонней зависимостью от количественных и качественных чувственных данных. Возникая и развиваясь на базе ощущений, мышление в свою очередь оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, проявляющееся в первую очередь в осознанности и обобщенности образа.

Нарушение зрения ведет к снижению полноты, точности дифференцированности чувственного отражения внешнего мира, что в свою очередь в той или иной степени сказывается на процессе интеллектуального развития. Однако неполноценность зрительных впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, так как основные физические, пространственные и временные свойства и отношения движущейся материи-плотность, вес, форма, величина, удаленность и т.д.-с достаточной полнотой отражаются с охранными анализаторными системами: осязанием, слухом, обонянием и др. Развиваясь на основе осязательных, слуховых и ,говоря о слабовидящих и детей с амблиопией и косоглазием, зрительных восприятий мышление оказывает на них обратное влияние. Таким образом, осуществляется неразрывная,  двусторонняя связь чувственного и логического познания.

Так , например, с помощью мышления можно компенсировать несформерованность бинокулярного и стереоскопического зрения, анализируя засолённость предметов, распределения светотеней, величину в зависимости от удаленности предмета.

Основой мышления является  аналитико-синтетическая деятельность, которая включается во все другие мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

Сравнение. Например: дети считают на слух, наощупь, сравнивают величину (наложение, приложение, на глаз), осуществляют измерение при помощи условных мерок и др.

Обобщение-это объединение объектов на основе существенных признаков. Например: работа по формированию понятий, классификация и др.

Конкретизация-применение обобщенных знаний к частным конкретным случаям. Например: игры с блоками Дьениша (кодирование и декодирование информации при помощи карточек с символами свойств).

Надо помнить, что развитие мышления детей с нарушением зрения проходит те же этапы, что и нормально видящих детей.

Этапы. 1. Наглядно-действенное (до 3-х лет).

             2. Наглядно-образное.

             3. Образное.

             4. Понятийное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста"

консультация ля воспитателей "Современные технологии логико-математического воспитания детей дошкольного возраста"...

Моделирование как средство логико - математического развития детей дошкольного возраста

Гукова Марина Викторовнавоспитатель МКДОУ д/с "Радуга"ЯНАО Тюменская область...

«Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представле...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...