Логико- математическое развитие детей с нарушением зрения.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Основы логико-математического развития детей с нарушением зрения является их способность к мыслительной деятельности. Мышление, являющееся обобщенным и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, высшей ступенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Однако связь мышления с ощущениями, восприятиями и представлениями не исчерпывается его односторонней зависимостью от количественных и качественных чувственных данных. Возникая и развиваясь на базе ощущений, мышление в свою очередь оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, проявляющееся в первую очередь в осознанности и обобщенности образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sotskaya_l.a._logik-matem.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Логико- математическое развитие детей с нарушением зрения.
Сотская Л.А.
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Высшая квалификационная категория
Основы логико-математического развития детей с нарушением зрения является их способность к мыслительной деятельности. Мышление, являющееся обобщенным и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, высшей ступенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Однако связь мышления с ощущениями, восприятиями и представлениями не исчерпывается его односторонней зависимостью от количественных и качественных чувственных данных. Возникая и развиваясь на базе ощущений, мышление в свою очередь оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, проявляющееся в первую очередь в осознанности и обобщенности образа.
Нарушение зрения ведет к снижению полноты, точности дифференцированности чувственного отражения внешнего мира, что в свою очередь в той или иной степени сказывается на процессе интеллектуального развития. Однако неполноценность зрительных впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, так как основные физические, пространственные и временные свойства и отношения движущейся материи-плотность, вес, форма, величина, удаленность и т.д.-с достаточной полнотой отражаются с охранными анализаторными системами: осязанием, слухом, обонянием и др. Развиваясь на основе осязательных, слуховых и ,говоря о слабовидящих и детей с амблиопией и косоглазием, зрительных восприятий мышление оказывает на них обратное влияние. Таким образом, осуществляется неразрывная, двусторонняя связь чувственного и логического познания.
Так , например, с помощью мышления можно компенсировать несформерованность бинокулярного и стереоскопического зрения, анализируя засолённость предметов, распределения светотеней, величину в зависимости от удаленности предмета.
Основой мышления является аналитико-синтетическая деятельность, которая включается во все другие мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.
Сравнение. Например: дети считают на слух, наощупь, сравнивают величину (наложение, приложение, на глаз), осуществляют измерение при помощи условных мерок и др.
Обобщение-это объединение объектов на основе существенных признаков. Например: работа по формированию понятий, классификация и др.
Конкретизация-применение обобщенных знаний к частным конкретным случаям. Например: игры с блоками Дьениша (кодирование и декодирование информации при помощи карточек с символами свойств).
Надо помнить, что развитие мышления детей с нарушением зрения проходит те же этапы, что и нормально видящих детей.
Этапы. 1. Наглядно-действенное (до 3-х лет).
2. Наглядно-образное.
3. Образное.
4. Понятийное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Современные технологии логико-математического развития детей дошкольного возраста"
консультация ля воспитателей "Современные технологии логико-математического воспитания детей дошкольного возраста"...
Моделирование как средство логико - математического развития детей дошкольного возраста
Гукова Марина Викторовнавоспитатель МКДОУ д/с "Радуга"ЯНАО Тюменская область...
Логико – математическое развитие детей в процессе игр с блоками Дьенеша.
общая характеристика работы с блоками Дьенеша....
«Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представле...
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.
В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...