Положения о деятельности учителя-дефектолога
рабочая программа по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«ПЕНЗЕНСКИЙ ДОМ РЕБЕНКА»
442533 Пензенская область, г.Кузнецк, ул.Заводская, 303а
Тел/факс: 8(84157)2-34-71
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Главный врач ГБУЗ
педагогического совета «Пензенский дом ребенка»
Протокол №____ от ______2019г. ____________Н.Э. Абушаева
« » ____________2019г.
Приказ № ____ от_______
ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности учителя-дефектолога
г. Кузнецк
2019г.
- Общие положения.
- Настоящее положение регулирует деятельность учителя-дефектолога в ГБУЗ «Пензенский дом ребенка».
- Учитель - дефектолог принимается и освобождается от занимаемой должности на основании приказа, подписанного руководителем учреждения.
- Учитель - дефектолог подчиняется главному врачу Дома ребенка.
- На должность учителя – дефектолога назначается лицо с высшим образованием по специальности дефектология.
- Дефектолог входит в состав структурного подразделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пензенский дом ребёнка».
- Дефектолог входит в состав методического объединения, передает администрации информацию, полученную на совещаниях, семинарах, методических объединений.
- Дефектолог ГБУЗ «Пензенский дом ребёнка» осуществляет свою деятельность на основании следующих нормативных документов и законодательных актов:
-Конституцией Российской Федерации, ст. 43, определяющей государственные гарантии - общедоступность и бесплатность дошкольного образования
-Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ст. 28, в которой признается право ребенка на образование, и ст. 29, в которой определены цели и результаты образования
-Конвенция о правах инвалидов 13 декабря 2006г
-Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386(XIV) Генеральной Ассамблеей от 20.11.1959)
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 9., определяющим меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания
-Федеральным Законом №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.
-Семейный Кодекс РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ 9 (с изм. и доп.)
-Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» от 7.05.2012 г. № 599
-Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 01.06.2012 г. № 761
-Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ
от 27.07.1998г.
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.
-Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года)
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 г от 30 августа 2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
-Приказ Минобрнауки РФ от19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-Приказ Минобрнауки РФ от19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
-Методические рекомендации Минобрнауки РФ от 2 октября 2014 г. № 07.028.12.0026 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»
-Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08- 249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.15
-Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
-Приказ Минздрава и социального развития РФ № 344н от 12 апреля 2012 года «Об утверждении типового положения в доме ребенка»
-Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»
-Приказ Минздрава РФ « О совершенствовании системы организации мед.помощи воспитанникам дома ребенка РФ» № 227 от 1993г.
-Приказ Минздрава РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного возраста на основании медико-экономических нормативов» № 60 от 1995 г.
-Приказ Минздрава РФ «О временных отраслевых стандартах объема мед. помощи детям» № 151 от 07.05.1998г.
-Приказ Минздрава России от 24.01.03г. № 2 «О совершенствовании деятельности дома ребенка». Приложение №2. «Положение о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка»
-Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 2015 г. Профессиональный стандарт. Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562)
-СанПиН 2.4.1.3259-15 от 9 февраля 2015 года. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 8 от 09 февраля 2015 года)
-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №26 от 15 мая 2013 года; с изменениями на 27 августа 2015 года)
-Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье
-Методические рекомендации Минобрнауки РФ органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей от 13 января 2016 № ВК-15/07
-Уставом государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пензенский дом ребёнка» от 30.08.2011г. Приказ МЗ № 312
-Должностной инструкцией учреждения
-Электронные образовательные ресурсы:
-Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. – режим доступа: http://www.fcpro.ru
-Министерство образования и науки РФ – режим доступа: http://минобрнауки.рф
-Российское образование Федеральный портал – режим доступа: http://www.edu.ru/index.php
-ФГОС режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14.
- Российский общеобразовательный портал - режим доступа: http://www.school.edu.ru
- Российское образование. Федеральный образовательный портал – режим доступа: http://www.edu.ru/
- Сайт «Всероссийский Августовский педсовет « - режим доступа: www.pedsovet.org
- Образовательный портал: http://www.prodlenka.org/vneklassnaiarabotapublikatcii.html
- Сайт ФГАУ «ФИРО «: http://www.firo.ru
5. Целью работы учителя-дефектолога является коррекция недостатков развития воспитанников и предоставление специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ими адаптиро-ванной образовательной программы, адаптированной основной образователь-ной программы.
6. Основные задачи:
-определение особых образовательных потребностей детей с ограничен-ными возможностями здоровья;
-определения причин трудностей в обучении, развитии, социализации;
-предоставление специализированной помощи ребенку с ОВЗ, участие в обеспечении специальных образовательных условий;
-проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий/ коррекционно-образовательной деятельности по коррекции нарушений в психическом и/или физическом развитии ребенка с OB3;
-мониторинг развития ребенка;
-консультирование педагогов и родителей/законных представителей (по запросу) по проблемам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ, вопросам взаимодействия с ребенком.
- Функциональные обязанности учителя-дефектолога дома ребенка:
- В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется методическими указаниями и приказами по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста, утвержденными Министерством здравоохранения РФ, территориальными органами управления здравоохранением и образованием.
- Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с педагогическим и медицинским персоналом дома ребенка.
- Основной задачей учителя-дефектолога является своевременная диагностика, профилактика отклонений в речевом развитии детей домов ребенка, коррекционно-педагогическая работа с детьми всех возрастных групп.
- В соответствии с основной задачей учитель-дефектолог выполняет следующие функции:
-Проводит обследование детей по развитию речевой деятельности, определяет уровень развития каждого ребенка и определяет мероприятия, обеспечивающие своевременное развитие речи или ее коррекции.
-Проводит индивидуальные комплексные занятия с детьми.
-Совместно с другими специалистами дома ребенка решает вопрос о переводе ребенка при необходимости в следующую группу с более высоким уровнем речевого развития.
-Участвует в комплексной оценке состояния здоровья и развития и развития воспитанников дома ребенка при переводе из группы в группу.
-Дает методические рекомендации педагогическому персоналу дома ребенка по созданию условий для речевого, сенсорного развития детей, их двигательной активности.
-Участвует в подготовке праздников (по запросу).
-Организует и оформляет место проведения занятий с детьми, подбирает соответствующие педагогические пособия и дидактический материал для занятий с ними.
-Обучает персонал групп методике проведения речевых занятий и речевого общения с детьми в течении дня, путем проведений бесед , плановых тематических занятий, практических показов; осуществляет наблюдение за их проведением. В целях обмена опытом проводит ежеквартальные открытые занятия с детьми;
-Ведет соответствующую документацию. Планирует работу на гол, месяц, день при составлении календарных планов включает рекомендации учителя-дефектолога в план воспитательной работы и занятий в группах. Участвует в групповых медико-педагогических совещаниях.
-Участвует в работе медико - психолого-педагогической комиссии дома ребенка.
-Ведет работу с родителями (по запросу)
-Постоянно повышает свою квалификацию и внедряет в практику современные методики и технологии.
7. Режим работы учителя - дефектолога и учителя-логопеда на одну ставку составляет 5 рабочих дней, из расчета 20 часов в неделю.
8. Зачисление детей в коррекционные группы осуществляется на основании протоколов городской психолого – медико - педагогической комиссии (ПМПК)
9. Для реализации коррекционной работы используются следующие программы:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением ФУМО образования , протокол от 20 мая 2015г. № 2/150), с учётом общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, включением парциальных программ:
- Оздоровительная программа «Здоровье» В.Г. Алямовской
- «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищева.
- Организация работы учителя-дефектолога.
- В соответствии с целями и задачами определены основные направления работы учителя-дефектолога:
Диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.
Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.
Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям (законным представителям) и педагогам в соответствии с индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка родителей (законных представителей) к коррекционно-образовательному процессу.
Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении МППк (медико - психолого - педагогической комиссии), методических объединениях, педагогических советах; оформление документации учителя-дефектолога, прохождение курсов повышения квалификации, аттестация на квалификационную категорию.
- Учителя-дефектологи оказывают помощь детям от 2 месяцев до 4 лет.
- Зачисление на занятия/коррекционно-образовательную деятельность к учителю-дефектологу осуществляется на основании решения ПМПК.
- В случае наличия свободных мест, допускается работа с детьми по заключению МППк дома ребенка.
- Проводятся индивидуальные комплексные занятия.
- Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю
- Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога не более 12 человек.
- Для детей, не зачисленных на занятия, дефектологом даются рекомендации специалистам дома ребенка по коррекции речевого и психофизического развития.
- Учетная и отчетная документации учителя-дефектолога.
- Годовой план работы, утвержденный руководителем учреждения.
- Перспективно – тематическое планирование учителя-дефектолога.
- Журнал профилактического осмотра детей.
- Журнал комиссионного осмотра.
- Журнал учета посещаемости занятий детьми.
- Журнал наблюдения оценки развития и коррекции детей.
- Индивидуальные коррекционно-развивающие программы детей с ОВЗ (АОП/ИОМ).
- Журнал взаимодействия с воспитателями и мед. сестрами.
- Протоколы ПМПК.
- Протоколы МППк ГБУЗ «Пензенский дом ребенка».
- Аналитический отчет о проведенной работе за год.
- Положение о деятельности кабинета. Паспорт кабинета.
- Положение об адаптированной образовательной программе.
- Положение о взаимодействии педагогов по коррекционной работе с детьми.
- Расписание занятий и циклограмма работы специалиста.
- График работы специалиста.
- Список детей, зачисленных в компенсирующую (коррекционную) группу.
- Инструкция по технике безопасности учителя-дефектолога
Вводная часть:
1. Учитель-дефектолог должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.
2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.
3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.
4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.
Перед началом работы необходимо:
- тщательно вымыть руки;
- подготовить для работы все необходимое;
- проветрить кабинет.
Во время работы необходимо:
1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.
2. Содержать дидактические игрушки в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
3. Информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей.
4. Следить за тем, чтобы во время занятий, в руках у детей не было острых металлических предметов.
5. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.
6. Запрещается удлинять продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними.
7. Запрещается оставлять детей без присмотра.
После проведения занятий:
- проветрить кабинет;
- помыть использованные игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.
Работая по теме "Поиски эффективных приемов и методов влияющих на формирование развития речи и познавательных способностей дошкольников с отклонениями в развитии", мы пришли к выводу, что одно из наи...
Циклограмма совместной деятельности учителя – дефектолога. (подготовительная группа)
Циклограмма совместной деятельности учителя – дефектолога.(подготовительная группа)...
Совместная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми по развитию речи и рисованию по теме "Игрушки"
Совметстная деятельность учителя - дефектолога и воспитателя с детьми средней группы по развитию речи и художественному творчеству по теме "Игрушки"....
«Особенности образовательной деятельности учителя – дефектолога по развитию речи с дошкольниками, имеющими интеллектуальную недостаточность средней степени»
В данной публикации описываются особенности работы по развитию речи в процессе педагогической деятельности учителя - дефектолога. работающего с дошокльниками с интеллектуальной недостаточностью....
Положение о кабинете учителя-дефектолога
Положение о кабинете учителя-дефектолога...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НА
Месяц, неделяТема Цель Примечание Сентябрь I период1Обследование детей:времена года, дни недели, обобщающие понятия, название животных и их детенышей и т.д.234Октябрь 1Осень. Деревья...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ОВЗ « Животные в мире сказок»...