Методические рекомендации по формированию умения использовать графическое изображение
методическая разработка по коррекционной педагогике
Методические рекомендации по формированию умения использовать графическое изображение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotki.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Формирование умения использовать графическое изображение как средство коммуникации
Ожидаемый результат: выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения
Методические рекомендации:
К графическим изображениям относятся фотографии (цветные и черно-белые), картинки (цветные и черно-белые), пиктограммы (символические черные изображения на белом фоне, а также белые изображения на черном фоне), на которых изображены предметы, действия, объекты, люди, различные места и др. На пиктограммах, обозначающих действия, могут быть изображены люди, выполняющие действия (мальчик рисует); рука, выполняющая действие (кисточка в руке); предметы и материалы, относящиеся к этому виду деятельности (кисточка, краски) и т.п. Выбор изображения для обучения зависит от уровня восприятия ребенком изображений.
Графические изображения/символы для дальнейшего использования вводятся следующим образом:
- знакомство с реальным предметом/действием/понятием,
- знакомство с изображением предмета/действия/понятия,
- соотнесение предмета/действия/понятия с его изображением,
- использование изображения/символа для общения.
По мере накопления графические символы объединяют в коммуникативные альбомы, которые позволяют ребенку общаться на различные темы. Коммуникативные альбомы создаются индивидуально с учетом зрительных, двигательных, речевых, интеллектуальных возможностей ребенка и его коммуникативных потребностей.
Формирование умения использовать графическое изображение для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, продукты, транспорт, птицы и др.)
Ожидаемый результат: использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, продукты, транспорт, птицы и др.)
Методические рекомендации:
Выражая свое желание, отвечая на вопрос, ребенок показывает карточку с графическим изображением (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма,), обозначающим предмет и объект (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, продукты, транспорт, птицы и др.).
Формирование умения использовать графическое изображение для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
Ожидаемый результат:
использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)
Методические рекомендации:
Отвечая на вопрос, ребенок показывает карточку с графическим изображением (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма), обозначающим действие предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Педагог может использовать в работе видеоматериалы. Показывая видеофрагмент (например, мальчик пьёт), педагог спрашивает: «Что делает мальчик?». Ребенок указывает на соответствующее графическое изображение.
Формирование умения использовать графическое изображение для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.)
Ожидаемый результат: использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.)
Методические рекомендации:
Отвечая на вопрос, ребенок показывает карточку с графическим изображением (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма), обозначающим признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Например, педагог показывает предмет (например, красную кружку) или его изображение, задает вопрос: «Какая кружка?» и дает образец ответа: «Красная кружка». Ребенок находит нужное графическое изображение.
Формирование умения использовать графическое изображение для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, продукты, транспорт, птицы и др.)
Ожидаемый результат: использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, продукты, транспорт, птицы и др.)
Методические рекомендации:
Графическое изображение для обозначения обобщающих понятий включает группу предметов, например, кружка, кастрюля, тарелка обозначают посуду. Когда ребенок знает названия отдельных предметов из одной лексической темы, его учат объединять эти предметы в группу и обозначать обобщающим словом. Педагог кладет на стол несколько предметов или их изображений, затем задает вопрос: «Что это?», обводя рукой все предметы. После этого он подкладывает под предметы (их изображения) графическое изображение или слово, обозначающее обобщающее понятие, и говорит: «Это посуда». Затем педагог убирает графическое изображение или слово, обозначающее обобщающее понятие, задает тот же вопрос и ребенок отвечает.
Формирование умения использовать графическое изображение для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
Ожидаемый результат: использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)
Методические рекомендации:
Отвечая на вопрос, ребенок показывает карточку с графическим изображением (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма), обозначающим признак действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Например, педагог предъявляет ребенку аудиозапись с тихим и громким звучанием одного и того же музыкального инструмента. Ребенок с помощью педагога определяет громкость звучания инструмента и обозначает соответствующими пиктограммами. Затем аудиозапись прослушивается еще раз, педагог задает вопрос: «Как звучит инструмент?». Ребенок дает ответ, используя графическое изображение.
Формирование умения использовать графическое изображение для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
Ожидаемый результат: использование графического изображения для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)
Методические рекомендации:
Например. Есть символы, обозначающие местоимения – схематически изображенные человечки. Например, человечек, указывающий на себя – «я», на другого – «ты» и т.п. С помощью этих символов ребенок может отвечать на вопрос.
Педагог задает вопрос: «Чья кофта?». Отвечая на вопрос, ребенок показывает нужное изображение.
Формирование умения графического изображения для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.)
Ожидаемый результат: использование графического изображения для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.)
Методические рекомендации:
Отвечая на вопрос «Сколько?», ребенок пересчитывает предметы и показывает нужную карточку с определенным количеством предметов
Формирование умения составлять простые предложения с использованием графического изображения
Ожидаемый результат: составление простых предложений с использованием графического изображения
Методические рекомендации:
Ребенок учится составлять предложения из 2-х (3-х) слов. Каждое слово в предложении обозначается картинкой (пиктограммой). Пример. Педагог предъявляет ребенку картинку, на которой, например, девочка пьет сок, и произнося предложение: «Девочка пьет сок», последовательно выкладывает пиктограммы «девочка», «пьет», «сок». После этого ребенок учится сам составлять предложение в заданной последовательности (субъект, действие, объект). При этом ребенок может использовать картинки, пиктограммы, которые раскладывает последовательно.
Формирование умения отвечать на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (мнемотаблицы)
Ожидаемый результат: ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
Методические рекомендации:
Для ответов на вопросы по содержанию текста необходимо использовать знакомый ребенку текст. Сначала ребенок внимательно слушает текст, который читает педагог. Чтение учителя должно быть интонационно окрашено. При повторном прочтении текста учитель иллюстрирует и сразу показывает на соответствующую картинку. После этого он повторяет вопрос, а ребенок показывает на соответствующую картинку самостоятельно.
Формирование умения составлять рассказ по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения.
Ожидаемый результат: составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения
Методические рекомендации:
Рекомендуем начинать работу с использования картинок, изображающих знакомые ребенку жизненные ситуации. Сюжетная картинка включает несколько эпизодов, на каждый из которых составляется предложение и предъявляется соответствующая картинка (фрагмент сюжетной картинки). Работа начинается с того, что перед ребенком выкладывается сюжетная картинка и дается время ее рассмотреть. Отвечая на вопросы по содержанию сюжетной картинки, ребенок показывает нужную картинку (фрагмент сюжетной картины). При самостоятельном составлении рассказа ребенку предлагают картинки, которые соответствуют сюжету и дополнительные картинки, не соответствующие сюжету. Ребенок составляет рассказ по сюжетной картинке, выбирая только нужные изображения.
Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения.
Ожидаемый результат: составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения.
Методические рекомендации:
Рекомендуем начинать работу с использования серии картинок, изображающих знакомые ребенку жизненные ситуации. К этим картинкам учитель подбирает или пишет сам небольшие тексты. Сначала ребенок учится составлять рассказ по двум сюжетным картинкам. Учитель кладет первую картинку и рассказывает о том, что изображено на ней. Потом кладет рядом вторую картинку и также рассказывает, что на ней изображено. После этого учитель перемешивает картинки и, рассказывая текст, просит ребенка разложить их в нужной последовательности.
Постепенно количество сюжетных картинок увеличивается. Ребенок учится составлять их в определенной последовательности в соответствии с содержанием текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....
Консультация для педагогов Методические рекомендации по формированию у детей с ОНР умения составлять описательные рассказы.
материал для педагогов детских садов...
Как я знакомить детей с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями, используя графические изображения.
Для детей младшего дошкольного возраста...
Формирование умения использовать в играх\ строительный материал (кубики, конструктор, пазлы).
Формировать умения использовать в играх строительный материал (кубики, конструктор, пазлы)....
Методические рекомендации "Обучение детей умению решать изобретательские задачи"
quot;Обучение детей умению решать изобретательские задачи"...
Методические рекомендации по формированию элементарных математических способностей у детей младшего дошкольного возраста, используя дидактическое пособие « Занимательная математика »
Настоящие рекомендации по работе с дидактическим материалом «Занимательная математика» могут быть использованы в работе педагогов дошкольного образовании при организации непосредстве...