Особенности психического развития детей с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике

Шевелева Мария Игоревна

особенности психического развития детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности психического развития детей с задержкой психического развития

У детей ЗПР – задержка психического развития – представляет собой сложное нарушение. Для данного нарушения характерно нарушение различных составляющих таких видов деятельности, как физическая, психологическая, психическая.

ЗПР представляет собой пограничную форму нарушения развития.

В случае ЗПР наблюдается неравномерное формирование психических функций.

Наблюдается        сочетание        психических        функций,        являющихся сохранными, с психическими функциями, являющимися недоразвитыми.

Возможно        наличие        различной        степени        незрелости        и/или        глубины повреждений.

При        парциальном        нарушении        высших        психических        функций поведение, черты личности могут являться инфантильными.

Существует комплекс причин, обуславливающих ЗПР. Данные причины являются:

  1. Социальными, представленными в виде:
  • частых        психотравмирующих        ситуаций        в        жизни        детей,        условий воспитания, являющихся неблагоприятными;
  • продолжительного ограничения жизнедеятельности ребенка;
  1. Биологическими, которые представлены:
  • внутриутробной гипоксией, патологическим течением беременности (наличием травм, тяжелых токсикозов, интоксикаций, инфекций);
  • недоношенностью;
  • травмами в процессе родов, асфиксией;
  • заболеваниями        на        ранних        этапах        развития        –        травматическими, токсическими, инфекционными;
  • генетической предрасположенностью.

Факторы, имеющие различное происхождение, сочетаются в различных вариантах.

В научных публикациях представлен ряд подходов к классификации

ЗПР.

На        современном        этапе        исследователями        выделяются        ключевые

разновидности ЗПР, имеющие следующие причины:

  • церебрально-органические. Данный тип характеризуется тем, что присущие частичному нарушению отдельных психических функций признаки, сочетаются с признаками, связанными с тем, что нервная система является незрелой;
  • конституционные. Имеется инфантилизм, являющийся психофизически и психически обусловленным;
  • психогенными. ЗПР связана с тем, что в жизни ребенка существуют частые ситуации психотравмирующего характера, условия воспитания являются неблагоприятными;
  • соматогенными. Причина – хроническое заболевание матери или заболевание        ребенка,        являющееся        соматическим        или инфекционным.

Присущие проявлениям ЗПР особенности состоят в следующем.

С диагностической точки зрения дети, у которых имеется ЗПР, являются наиболее сложными, в особенности на этапах развития, являющихся ранними.

Дети данной категории характеризуется наличием признаков, связанных с задержкой физического развития в виде задержки роста, недоразвития мускулатуры, недостаточности тонуса сосудов, мышц, запаздывания формирования навыков опрятности, речи, ходьбы.

Познавательная деятельность характеризуется наличием стойких нарушений.

Данные дети характеризуются своеобразием такой сферы, как эмоционально-волевая.

Незрелость в эмоционально-волевом отношении выражается в органическом инфантилизме.

Данные дети не обладают яркостью, живостью эмоций, типичной для детей, являющихся здоровыми.

Воля данных детей является слабой, как и заинтересованность в том, чтобы в отношении их деятельности осуществлялась оценка.

Творчество, воображение проявляются в их играх весьма ограниченно, игры являются однообразными и монотонными. Данные дети характеризуются высокой истощаемостью и связанной с этим низкой работоспособностью.

Особенности, присущие такой деятельности, как познавательная, представлены в виде низкой переключаемости психических процессов, слабой памяти, замедленном протекании психических процессов, низкой устойчивости внимания.

Дети данной категории характеризуются более продолжительным периодом переработки впечатлений – слуховых, зрительных и иных.

У данных детей наблюдается отсутствие необходимых навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность сведений общего характера в отношении окружающего мира, ограниченность словарного запаса и недостаточная сформированность временных и пространственных представлений.

Проявлением отсутствия должной зрелости функционального состояния ЦНС является отсутствие готовности к обучению в школе к семилетнему возрасту.

В основном к данному возрасту отсутствуют навыки планирования собственной деятельности, способность к ориентации в заданиях. Мыслительные операции являются несформированными.

Дети нередко смешивают близкие с точки зрения начертания буквы. Овладение навыками письма, чтения затруднено. Наблюдаются затруднения при написании текстов без содействия взро.

В массовой школе дети данной категории преимущественно являются стабильно неуспевающими. В результате психика данных детей еще более травмируется, и формируется отношение к обучению, являющееся негативным.

В некоторых случаях возникает конфликт школы и семьи.

В подобных ситуациях требуется обеспечить направление подобного ребенка для прохождения медико-психолого-педагогической комиссии для того, чтобы осуществить квалифицированную диагностику.

Видится необходимым представить комплекс ключевых параметров, обеспечивающих для специалистов возможность дифференцировать детей данной категории от детей с нормальным развитием и детей, у которых имеется умственная отсталость.

Основной присущей данным детям особенностью является отсутствие соответствия между степенью развития словесно-логического мышления и операций, являющихся наглядно-действенными.

Наблюдается менее результативное выполнение в сравнении с детьми, развитие которых соответствует норме всех заданий, при выполнении которых необходимы объяснение и логическое мышление.

В случае выполнения задания на основе наглядного образца наблюдается более высокое качество выполнения. В данном случае в сравнении с детьми, у которых имеется умственная отсталость, дети с ЗПР демонстрируют более развитую мыслительную деятельность.

В случае выполнения заданий, связанных с классификацией, на основе правильной группировки предметов с точки зрения родовой принадлежности, они нередко не в состоянии объяснить, что составляло основу объединения предметов, не в состоянии назвать группу с использованием соответствующего понятия.

Достаточное показательное отличие ребенка исследуемой категории в сопоставлении с детьми, у которых имеется умственная отсталость, и с детьми, развитие которых соответствует норме, состоит в следующем.

У детей исследуемой категории нередко возникают сложности с выполнением задания «четвертый лишний». В то же время в случае, если число предметов увеличивается, обеспечивается возможность правильного выделения предмета, который не подходит к остальным. При этом дети в состоянии объяснить, на чем подобное выделение основывается.

Для внимания детей исследуемой категории характерны: низкий уровень концентрации на объекте;

значительная отвлекаемость; отсутствие устойчивости.

С точки зрения присущих детям данной категории особенностей восприятия необходимо отметить следующее.

Формируемое в результате функционирования различных анализаторов восприятие является недостаточным.

Переработка поступающей от органов чувств информации протекает медленно.

Дети испытывают затруднения с узнаванием предметов, представленных в виде схем, контуров, предметов, находящихся в необычном положении.

Применительно к мышлению следует отметить, что познавательная активность является низкой.

Готовность прилагать интеллектуальные усилия не наблюдается. Отсутствуют собранность, сосредоточенность. Готовность решать задачи познавательного характера отсутствует.

Точность, полнота анализа объектов не являются достаточными.

При изменении ракурса предмета дети не способны его узнать. Выделение предметов в окружающем мире в сопоставлении с детьми того же возраста, развитие которых соответствует норме, осуществляется во вдвое меньшем количестве. Признаки выделяются хаотично.

Доминирует запоминание, являющееся механическим. Продуктивность памяти является низкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития

В статье указывается на необходимость социального развития ребенка с ЗПР для подготовки к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни....

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П...

Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития

В презентации рассматривается особенности всех сторон речи у детей с задержкой психического развития...

Особенности развития детей с задержкой психического развития.

Особенности развития детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.Определение, классификация , особенности развития детей с задержкой психического развития дошкольного возраста....

Особенности познавательного развития детей с задержкой психического развития.

              Консультация по коррекционной педагогике...

Консультация для педагогов. Тема: «Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития»

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития.Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют систе...