Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
статья по математике на тему
В статье приводится описание игр , с помощью которых ребенок сможет получить представление о временных понятиях.В результате , играя в игры , выполняя задания , ребенок получит системные знания о временных представлениях, делать свой умозаключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie.docx | 19.05 КБ |
vremena_goda_raspredelit_po_tsvetam_i_prikleit_sootvetstvuyushchie_kartinki.docx | 423.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ
Части суток первая единица измерения времени, доступная пониманию ребенка среднего дошкольного возраста. Сутки складываются из четырех частей: утра, дня, вечер, ночи. Время суток маленький исследователь отмечает по изменению освещенности и положению на небе солнца ( днем светло, потому что на небе светит солнце, а ночью темно-солнца нет). Важным признаком частей суток для ребенка также является смена видов деятельности, ка собственной (сон, подъем, приход в детский сад, игры, прогулка, возвращение домой), так и окружающих его взрослых. Точный режим дня: определенное время для принятия пищи ( завтрака, обеда, полдника, ужина), сна, прогулок-имеют неоценимое значение для усвоения дошкольником представлений о частях суток. Необходимо почаще задавать ребенку вопрос о том, какое время суток скоро наступит, а какое уже прошло, сколько всего частей в сутках, какое время суток больше всего нравится ребенку и почему. Полезно, читая ребенку сказки, стихи, рассказы, рассматривая иллюстрации к ним обращать внимание детей на упоминания в них времени суток.
Игра «Покажи правильно»
Прочитайте ребенку стихотворение и попросите вслед за вашими словами передвигать стрелку на часах «Время суток».
Утром с горки я катался, Днем я с друзьями игра , Вечером пел и смеялся- Кажется все рассказал.
Вечером перед сном вместе с ребенком попробуйте сочинить собственный стишок о прошедшем дне.
Игра «Мяч бросай-время суток называй»
В ходе игры надо бросать мяч друг друг, последовательно называя части суток. «Я начну, ты продолжай-время суток называй» . «ВЕЧЕР» и бросьте мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и говорит «НОЧЬ» и т. д.
Игра « Что мы делаем, не скажем, а что делаем, покажем»
Попросите ребенка, ничего не говоря , показать , что он делает ночью(спит), затем днем(играет, рисует, кушает, гуляет) , Утром (зарядку, умывается, застилает постель), вечером(смотрит телевизор, умывается, расстилает постель, ложится спать). А сами постарайтесь отгадать , что хотел изобразить ребенок. Потом поменяйтесь ролями.
Игра « Отгадай загадку»
Что за гость, что прогоняет ночь прочь?(утро)
Вслед за вечером пришла - в небе звезды зажгла? (ночь)
Назовите точно, что между днем и ночью (вечер)
Брат к сестре в гости идет, а сестра от него прячется. Как их зовут? ( брат-день, сестра-ночь)
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
У маленького ребенка настоящее господствует над прошлым и будущем. Старайтесь в повседневном общении побуждать ребенка употреблять слова «есть», «было», «будет», соотнося их с прошлым , настоящим и будушем временем. Полезно проводить беседы перед сном о том, что произошло с ребенком за день и что ожидает завтра. (Сегодня ты ходил в детский сад. Завтра мы пойдем кататься на лыжах).
Игра «В какой день что происходит»
Прочитайте стихотворение:
Я вчера ходил в кино- Мне понравилось оно. А сегодня мы хотим Сходить с мамой в магазин.
День сегодня выходной Будет мамочка со мной. Ну а завтра в семь утра На работу ей пора.
Спросите ребенка в какие дни это происходит.
Игра «когда это было?»
Попросите ребенка слушать вас внимательно и продолжить начатые фразы. Бросьте ребенку мяч и скажите «Мы ходили в гости…» Ребенок должен ответить, когда это было, например: « вчера», а затем бросает мяч обратно.
Возможные варианты фраз для игры: «Мы рисовали красками…» «Мы ходили в парк…» «Мы поедем за город…» «Была гроза…». Все фразы должны быть составлены в соответствии с реальными событиями, происходящими в жизни ребенка.
ДНИ НЕДЕЛИ
Дни следуют за днями, и чтобы в них не запутаться, люди решили дать им названия. Так появились недели, месяцы и годы. Семь суток входят в одну неделю. Доступно объяснить дошкольнику понятие «неделя» можно с помощью пособия в виде круга, на котором обозначено семь цветных секторов, по количеству дней недели. Так как названия дней недели соотносятся с их номером по порядку, то на цветных секторах пособия можно поставить цифры от 1до 7. Дети лучше запоминают названия дней недели , которые для них эмоционально более значимы. (выходные,, первый день- они идут в детский сад, последний рабочий день, в понедельник –музыкальное занятие. В среду- физкультура и т.д.).
Игры на запоминание дней недели
Игра «дни недели полетели»
Прочитайте стихотворение и предложите ребенку, услышав название очередного дня недели, переводить стрелку на пособии на соответствующий этому дню цветной сектор .
В понедельник я проснулся, А во вторник я зевнул, В среду сладко потянулся, А в четверг опять зевнул. Спал я в пятницу, В субботу не ходил я на работу, Но зато уж в воскресенье Спал весь день без пробужденья.
Игра « мяч бросай – дни недели называй»
В ходе игры надо бросать мяч друг другу, последовательно называя дни недели. Скажите ребенку « Я начну , ты продолжай, дни недели называй. Вторник» и бросаете мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать «Среда» - и бросить мяч обратно и т.д.
Игра «Назови день недели»
Спросите: « Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? А какой был вчера?» «День рождения у Сережи был в понедельник, а сегодня….?» « Мы пойдем в парк в субботу, а сегодня среда. Через сколько дней мы будем гулять в парке?», « В воскресение мы поедем к бабушке. Через сколько дней мы с ней увидимся?» и т.д.
ВРЕМЕНА ГОДА, МЕСЯЦЫ
При знакомстве детей с временами года надо дать им представление о том, что в каждый из четырех сезонов года входят три месяца и все вмести они составляют год.
Придумала мать дочерям имена: Вот Лето и Осень, Зима и Весна, Приходит Весна - зеленеют леса. И птичьи повсюду звенят голоса. А Лето пришло - все под солнцем цветет, И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды – Дают урожаи поля и сады. Зима засыпает снегами поля, Зимой отдыхает и дремлет земля.
Игра « Сезоны и месяцы»
Предварительный просмотр:
Времена года распределить по цветам и приклеить соответствующие картинки. С опорой на пособие изучаем месяца: июнь- одуванчик, август –яблоки на ветке, сентябрь – школьник с ранцем и букет, ноябрь – голое дерево , декабрь – снежинка и т.д. Постепенно пусть ребенок запоминает и называет первый, второй, третий месяц того сезона, который проходит в данное время.
Игра « Подбери слово»
Произнесите фразу и попросите закончить ее нужным словом. « Утро, день, вечер, ночь –вместе это …(сутки)», «Март, апрель, май- это …(весенние месяцы)», «Весна, лето, осень, зима – это … (год)» и т. д.
Игра « Я начну , а ты продолжи»
Предложить ребенку помочь вам перечислить время суток, дни недели, времена года и месяца. « День…» (Вечер, ночь, утро). «Лето…»(Осень,зима, весна), «Четверг…»(пятница, суббота, воскресение, понедельник, вторник, среда) , «Март…»(Апрель, май), «Вчере…»( Сегодня, завтра).
Для закрепления знаний о временах года и месяцах загадывайте ребенку загадки .
В году у дедушки четыре имени, кто это? (весна, лето, осень, зима).
Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят, кто они- назови? (перечислить месяца)
Дел у меня немало, я белым одеялом, всю землю укрываю, белю поля, дома, зовут меня… (Зима) и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: на тему: «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»
Время воспринимается детьми дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отнош...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
методы, приемы, занятия, используемые педагогами для развития временных представлений у детей дошкольного возраста...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
1.Время и его особенности2. Восприятие времени детьми дошкольного возраста.3.Ознакомление с временными категориями в разных возрастных группах4.Методические приемы работы...
Консультация для родителей - Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
Ребенку в дошкольном возрасте еще довольно трудно научится определять дни недели, месяца. Вашему внимаю, мы предлагаем вам статью о том, как помочь справится ребенку дошкольного возраста с таки ...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Данный материал - это описание методической работы воспитателя по теме "Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста", представленное в современной методической литературе....
Консультация для родителей «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»
Дети тем, особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают ее.Лев Николаевич Толстой...