развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
методическая разработка по математике на тему
1.Время и его особенности
2. Восприятие времени детьми дошкольного возраста.
3.Ознакомление с временными категориями в разных возрастных группах
4.Методические приемы работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_rubanova.ppt | 968.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОГЛАВЛЕНИЕ 1.Время и его особенности 2. Восприятие времени детьми дошкольного возраста. 3.Ознакомление с временными категориями в разных возрастных группах 4.Методические приемы работы
1.Время и его особенности Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающее вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Выделяются следующие особенности времени: - текучесть; - необратимость; - время не имеет наглядных форм; - со временим нельзя совершать какие-либо действия; - словесные обозначения времени условны.
Рассмотрим более подробно особенности времени: 1.Время характеризуется текучестью – ни одна, даже самая маленькая единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своем последовательном течении, т.е. фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить.
2. Время - необратимо , т.е. нельзя вернуть тот момент, который прошел. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами.
3. Время не имеет наглядных форм , т.е. его «не видно», «не слышно». Время недоступно непосредственному созерцанию.
4. Со временем нельзя совершать какие-либо действия . Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.
5. Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро становится днем, а день в свою очередь, вечером).
Время – это направленная величина (вектор). Определение времени опирается на общепринятую систему мер – эталонов: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Каждая из этих единиц имеет определенное числовое выражение. Отправной точкой, от которой ведется отсчет времени , является настоящее, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Время существует объективно вне зависимости от нашего сознания, восприятие и познание его – это отражение в нашем сознании реально существующего времени и основой данного восприятия является чувственное познание.
2.Восприятие времени детьми дошкольного возраста Как и во всяком восприятии, основу составляет чувственное восприятие времени, где мышечный и слуховой анализаторы играют ведущую роль в восприятии времени.(По И.М. Сеченову) По И.П. Павлову у человека ориентировка во времени опирается на первую и вторую сигнальные системы и превращается в сложный процесс восприятия времени. У человека ориентировка во времени имеет две различные, взаимодополняющие друг друга формы отражения: - Непосредственное ощущение длительности, на базе чего образуются условные рефлексы. - Собственно восприятие времени .
Непосредственное восприятие временной длительности выражается в нашей способности чувствовать ее, оценивать и ориентироваться во времени без всяких вспомогательных средств. Эту способность называют « чувством времени » и проявляется в деятельности как ощущение темпа, ритма и скорости. «Чувство времени» начинает формироваться с самого раннего возраста на основе опыта дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Таким образом, «чувство времени опирается на взаимодействие первой и второй сигнальной систем. Развитое «чувство времени» выполняет роль регулятора деятельности. Непосредственное восприятие длительности
Собственно восприятие времени – более сложное его отражение, включающее знание и использование единиц измерения, которые развиваясь на общей органической основе, тесно связаны с обобщающей функцией второй сигнальной системы. В этом случае привлекается общечеловеческий опыт восприятия и оценки различных параметров времени. Этот опыт зафиксирован в словесно-понятийной форме – в виде системы знаний об эталонах. Собственно восприятие времени
Обе формы восприятия времени – непосредственное восприятие временной длительности и собственно восприятие времени тесно связаны между собой: «чувство времени» является более развитым, если человек в совершенстве владеет эталонами времени. Восприятие же времени включает в себя «чувство времени» как необходимую составляющую. В восприятии времени выделяются: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности . И то, и другое может протекать на чувственном или рациональном уровнях. Они тесно связаны и могут взаимопроникать друг в друга.
Психологи обычно отмечают трудности в восприятии времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Причины: -специфические особенности времени, как объективной реальности; -несформированность у детей познания времени, особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте; -небольшой опыт проживания детьми жизни во времени.
Живя во времени, реагируя на него, ребенок вначале не осознает время, не пользуется соответствующими категориями для его обозначения. Позже – в раннем детстве, дети начинают выделять различные параметры времени. Ребенок постепенно осознает, что одни события быстро наступают и быстро проходят, а наступления других надо ждать. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера.(Например, слова теперь – сейчас, сегодня – вчера – завтра) Примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени. Первоначально появляются наречия, определяющие временную последовательность: сейчас, сначала, теперь. Дети еще плохо владеют грамматическими формами прошедшего и будущего времени, поэтому они смешивают такие временные наречия, как теперь, потом, сейчас. Время воспринимается дошкольниками опосредованно, через движение или какую либо деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений, т.к. не имеет наглядных форм и не подлежит чувственному созерцанию.(Например «День – это обед»).
Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Дети долго не понимают объективного движения времени, его независимости от воли и действия людей, поэтому употребляя правильно некоторые обозначения времени, ребенок по существу не разумеет за ними действительности Многие педагоги отмечают , что дети говорят о днях, часах, месяцах как о предметах и даже олицетворяют время(«Куда ушло вчера»). В старшем дошкольном возрасте не все временные категории осознаются детьми и правильно отражаются в речи: лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во времени, хуже – наречия, выражающие длительность и последовательность.
Разные по значению временные понятии у дошкольников часто совмещены. Например, дети не чувствуют разницы в словах рассвет и сумерки, обозначающих переходные период от ночной темноты к свету. Значения слов полночь и полдень не воспринимают как обозначения моментов равного деления дня и ночи. Дети смешивают понятия «день» и «сутки», не могут назвать всех частей суток, не знают, что день – это часть суток. Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут устанавливать и последовательность частей суток. В их представлении сутки кончаются ночью, а утром начинаются. У некоторых детей имеются неправильные представления об обособленности частей суток и их прерывности. Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели, месяцев наблюдается неравномерность, данные временные категории лучше запоминаются, когда имеют выраженную эмоциональную окраску для ребенка
Недостаточны знания у старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Названия интервалов времени остаются для детей чисто словесными, абстрактными, т.к. еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течении этих промежутков времени. Таким образом, у детей слабо развито «чувство времени» .
На оценку длительности временных представлений влияют такие факторы как вид и содержание деятельности, интерес к ней и возраст ребенка. Положительные эмоции у детей, возникающие в процессе интересной деятельности, вызывают желание продлить приятный момент. Поэтому при оценке времени, заполненного деятельностью интересного и богатого содержания, ребенок допускает переоценку малого времени, которое протекает незаметно и его длительность кажется меньше. Время, заполненное однообразной, мало интересной деятельностью, кажется ребенку более длительным. Причиной недооценки или переоценки временных интервалов может быть возраст. По-разному течет время для ребенка, взрослого, пожилого человека. Дети и подростки по сравнению со взрослыми склонны недооценивать маленькие и переоценивать большие промежутки времени.
Таким образом, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Заучивание названий временных понятий не связано с формированием основных понятий о свойствах времени. Необходимо постоянно , систематически и целенаправленно формировать у детей представления о свойствах времени, знания о системе единиц измерения, формировать представления о длительности и последовательности времени, знакомить со способами измерения времени. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.
3.Ознакомление детей со временем в разных возрастных группах Р азвитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляются двумя путями на занятиях и в повседневной жизни. Все занятия проводятся в течение года и между ними достаточно большие интервалы, поэтому важно продолжать знакомить детей с временными категориями в повседневной жизни. Материал на занятиях дается с постепенным усложнением. Усложняются не только задачи, но и методы, приемы обучения. В педагогической деятельности очень важно опираться на особенности восприятия времени ребенком и закономерности развития его познавательной деятельности. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые опираются на личный опыт ребенка. Положительный эффект дает парное сопоставление контрастных, но взаимосвязанных между собой категорий (утро – вечер, лето – зима). Большой интерес вызывает у детей знакомство с такими особенностями времени, как его связь с повседневной жизнью, текучесть, непрерывность, периодическая сменяемость. Познание временной длительности должно сочетаться с познанием временной последовательности, которые связаны друг с другом (части суток, дни недели, месяцы, сезоны и их последовательность).
Дошкольникам для усвоения предлагается система связанных между собой временных категорий, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для последующей. Усвоение единиц времени и отношений между ними следует связывать с повторяемостью явлений жизни и деятельности самих детей и взрослых. Познание мер времени должно основываться на развитии »чувства времени» у ребенка, осознании им своего настоящего, прошлого и будущего. Так как время – чрезвычайно трудная для познания ребенка сфера действительности, воспитателю необходимо использовать в работе различные способы и средства его «материализации»: картинки, модели, символы-знаки, календари , часы, секундомер. Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. Это проявляется в определении измерении времени дошкольниками с помощью доступных им средств и способов действия. Время для точного определения требует количественных и числовых знаний, оно неразрывно связано с определением величины, а нередко и пространства. Поэтому работу по формированию у детей умения ориентироваться во времени необходимо проводить в единстве изучения количественных представлений, величины и пространственных ориентировок.
В «Программе воспитания в детском саду» материал по ориентировке во времени выделен со второй младшей группы. Развитие представлений о времени в младшей группе начинают с различения отдельных частей суток, правильности их называния. Ознакомление с частями суток лучше начинать с бесед. В ходе беседы особое внимание уделяется упражнениям детей в правильном назывании частей суток. Очень важно при этом использовать игровой момент. Воспитатель предлагает рассказать о том, что и когда они делают(зарядку, умывание), дети в дальнейшем рассказывают зайцу или кукле Воспитатель рассматривает с детьми сюжетные картинки с изображением действий людей , природных явлений в то или иное время суток, читает детям рассказы, сказки. Младшая группа
С временным вопросом «когда?» дети могут познакомиться при показе картинок. Детям демонстрируют серию картинок и задают вопрос «Когда это бывает?». Дети должны назвать время действия (утром, днем, вечером или ночью), объяснить, почему они так думают. На следующем занятии задания можно усложнить, предложив детям выбрать из 6 – 8 картинок ту, на которой нарисовано происходящее утром (днем, вечером, ночью). Дети по названию части суток должны определить деятельность, соответствующую названному времени. Чтобы дети чаще употребляли в речи названия частей суток, используются словесные игры, такие, как «Назови пропущенное слово».
В средней группе должны знать последовательность частей суток, различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», на конкретных примерах знакомиться с понятиями «быстро – медленно». В средней группе работа по формированию у детей умения ориентироваться во времени проводится также, как и в младшей: воспитатель широко использует игровые приемы, иллюстрированный материал, активизирует представления детей о характерных природных явлениях в те или иные отрезки времени. В средней группе для лучшего запоминания последовательности частей суток можно использовать элементы символической наглядности. Так части суток изображаются кружками разного цвета (белый кружок – день, черный – ночь, желтый – утро, синий – вечер). Воспитатель располагает кружки на доске в следующем порядке: желтый, белый, синий, черный и предлагает детям назвать цвета кружков и объяснить, что они обозначают. Такие же кружки раздаются всем детям. По указанию воспитателя они поднимают кружки, которые обозначают день, утро, вечер, ночь / На следующем занятии проводится работа по формированию у детей знаний о последовательности частей суток от любой из них и дается понятие «сутки». На панно выставляются разноцветные кружки. Дети вспоминают, что обозначает цвет каждого кружка, и располагают их по порялку желтый, белый, синий, черный (утро, день, вечер, ночь). Подобным же образом дети упражняются в установлении последовательности частей суток от любой из них. Средняя группа
Дальше дети знакомятся со сменой суток, усваивают понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Используя круги – символы частей суток, они выкладывают сутки, начиная с любой части, кто как хочет, и называют все по порядку. Дети рассказывают, что они делали вчера утром, днем, вечером, ночью, что делают сегодня, что будут делать завтра. В средней группе дети учатся не только различать сутки и их части, но и определять в общих чертах скорость действий: быстро, медленно. Например, вызванные к столу двое детей одевают кукол на прогулку, а остальные следят, кто быстрее, кто медленнее.
В старшей группе основное внимание уделяется сознательному усвоению дней недели. Дети учатся называть их, определять какой день был вчера, какой будет завтра, называть количество дней в неделе, их порядковые номера. Дети выделяют характерные признаки времен года, определяют зиму, весну, лето, осень, определяя природные явления, труд людей в природе, а так же игры и развлечения детей в разное время года. Знакомство детей с понятием неделя лучше начинать с установления какой день был вчера, какой будет завтра. Причем первоначально воспитатель вводит более легкие для усвоения дни недели, такие, как, воскресение, понедельник, и лишь постепенно начинает использовать название других дней. При обучении важно, чтобы дети не только называли дни недели, но и давали бы им элементарную характеристику. Для того, чтобы дети лучше запомнили названия и последовательность дней недели, следует обращать их внимание на связь названия дня недели с его порядковым номером. Старшая группа
После того., как дети научатся различать и называть отдельные дни недели, можно начинать работать над усвоением названий всех дней недели и их последовательности. Дети определяют , сколько всего дней, называют их порядковые номера. Воспитатель спрашивает, какие дни недели они знают, сколько их в неделе. Объясняет, что все дни недели приходят и уходят по порядку. На данном этапе обучения целесообразно для лучшего запоминания последовательности дней недели использовать картинки-символы с изображением дней недели. Воспитатель знакомит детей с моделью календаря «Неделя» и дети ежедневно отмечают на нем текущий день недели. Работа с календарем в старшей группе должна проводиться после знакомства с порядковым счетом. Используя календарь, воспитатель, с одной стороны добивается более глубокого понимания сущности понятия «неделя»., с другой, упражняет детей в количественном и порядковом счете.
Работа, начатая в старшей группе, продолжается в подготовительной группе. Дети учатся называть дни недели не только в прямом, но и в обратном порядке. Определяют, сколько дней в неделе до названного и после него, какой день между двумя названными. Определяют пропущенный день среди названных. Дети должны знать , что неделя включает семь дней, с какого дня мы не начали бы считать. Для решения этих задач используются пособия: календарь «Неделя», «Дни недели». При закреплении и углублении знаний детей о неделе в подготовительной группе используются более сложные игры и упражнения. В старшей и подготовительной группах на занятиях воспитатель предлагает детям решать задачи о днях недели. В старшей группе задачи более простые, в которых требуется узнать смежные дни недели. В подготовительной группе задачи усложняются (Например, Миша поехал к бабушке в понедельник, в вернулся через два дня. В какой день Миша вернулся домой). В старшей и подготовительной группах проводится также работа по формированию у детей представлений о временах года. Для этого на занятиях широко используются картинки и словесный материал: рассказы, стихотворения, загадки, пословицы. На первых занятиях по формированию знаний о временах года используются картинки с изображением контрастных сезонов: зима – лето, весна – осень. Воспитатель показывает картинки детям и предлагает определит, какое время года изображено на той или иной картинке и почему они так думают. Дети называют время года и его характерные признаки. Воспитатель помогает детям наводящими вопросами (о развлечениях, о различных природных явлениях). Подготовительная группа
Для того, чтобы дети лучше запомнили последовательность времен года, можно использовать символ года и его сезонов (круг, разделенный на четыре равные части, каждая из которых окрашена в то или иной цвет). В подготовительной группе это пособие используется для закрепления знаний о месяцах. Ребята учатся называть зимние, весенние, летние, осенние месяцы. Они знакомятся с текущим месяцем, называют его, отмечают характерные признаки: природные явления, праздники. У детей старшего дошкольного возраста следует развивать «чувство времени» сначала на интервалах 1, 3, 5, и 10 минут, потому, что различение этих интервалов жизненно важно для детей. Для этого используют самые разнообразные приемы: учат определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам; оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности; обучают умению предварительно планировать объем деятельности в указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности; учат детей переносить умение оценивать длительность временных отрезков в жизнь. Работа проводится в рамках занятий по математике.
Обучение умению определять время на часах и ознакомление с их строением желательно осуществлять на занятии. В качестве раздаточного материала используются макеты часов. Воспитатель выясняет, догадываются ли дети, что это макеты часов, разъясняет назначение стрелок часов. Можно предложить детям большую стрелку поставить на цифру 12, а маленькую переводить с цифры на цифру и определять, что она показывает. На следующем занятии следует пояснить детям, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг. А если разделить круг пополам, получается две половины круга. Половину круга стрелка проходит за полчаса. Если каждую половину круга еще разделить пополам, получится четыре четверти часа. Каждый из четырех отрезков круга стрелка проходит за четверть часа – 15 минут. Можно пояснить выражения четверть часа, без четверти час, демонстрируя время на макете часов. Дети на макетах часов переводят стрелки на половину часа, четверть часа и называют это время. Воспитатель обращает внимание ребят и на стенные часы, определяют по ним время. Для того, чтобы дети начали узнавать время не только по заданию воспитателя, но и самостоятельно, надо уточнять их знания о почасовом распорядке жизни в детском саду. Дети передвигают на часах-макетах стрелки и, устанавливая соответствующее время, рассказывают, что они должны сделать. На занятиях воспитатель добивается усвоения программного материала всеми детьми. Обучение проводится в форме разнообразных игр, упражнений. При этом постепенно усложняется как иллюстрированный материал, так и методы и приемы обучения.
Развитие, закрепление и совершенствование у детей знаний о времени осуществляется через повседневную жизнь и на занятиях Работа должна вестись в системе и последовательности Ознакомление детей с временными категориями носит подготовительный характер и требует использования игровых приемов обучения с учетом восприятия времени ребенком данного возраста и умения ориентироваться в нем. Приемы , используемые в работе по ознакомлению детей со временем: - наблюдение - дидактические игры и упражнения - рассматривание картинок, иллюстраций, моделей - беседы, дискуссии - чтение художественных произведений Задачи по ознакомлению детей со временем осуществляется с помощью данных приемов в процессе обучения на занятиях и в повседневной жизни. 4.Методические приемы работы
Наблюдение Воспитатель проводит наблюдения индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Их содержанием является состояние природы, окружающей среды, виды и особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время. В процессе наблюдений педагог опирается на непосредственные, чувственно воспринимаемые детьми факты, их признаки, особенности проявления, определяют и закрепляют в речи соответствующие им временные категории. Наблюдения могут проводится в рамках природоведческой, экологической или другой работы или быть самостоятельными. Например, наблюдение за положением солнца на небе, степенью освещенности земли и неба, ведущей цветовой гаммой в разное время суток, за характерными признаками времени года.
Дидактические игры и упражнения Дидактические игры и упражнения широко используются для развития у детей представлений о времени во всех возрастных группах. - словесные дидактические игры заключаются в назывании пропущенного слова или предложения («Мы завтракаем, а обедаем…?»),в нахождении общего понятия (год) к частным (зима, весна, лето, осень) и т.д. - настольно печатные дидактические игры с природоведческим содержанием («Когда кто спит?»). - подвижные игры, где слова названия частей суток, дней недели, месяцев, сезонов могут служить сигналом для выполнения определенных действий и движений (Лови, бросай, дни недели называй»). -игры-инсценировки – в них с помощью куклы воспроизводятся действия, на основе которых дети должны угадать, о каком времени идет речь. Дети также могут выполнять роли дней недели, месяцев, часов («Неделя, стройся»). .
Рассматривание картинок, иллюстраций, моделей Картинки специально подбираются для ознакомления детей со временем. На них изображаются природные явления, действия детей и взрослых, характерные для того или иного отрезка времени. Модели и детские календари используются в старшем дошкольном возрасте. Существуют различные виды календарей и моделей: простые и сложные, статичные и динамичные, круговые и линейные. Все они могут служить наглядными пособиями. Моделироваться могут разные отрезки времени: сутки, неделя, год. (Например , модель суток, сезонов).
Беседы, дискуссии Беседы проводятся на занятиях и вне их. В процессе беседы педагог активизирует личный опыт ребенка, использует вопросы, начинающиеся со слов «Что?», «Когда?» («Что делают дети утром, когда просыпаются?»). Дети могут рассказать во время беседы, чем они занимались в резное время суток, перечисляют разные виды деятельности, осмысливают связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком, упражняются в его назывании. Например, беседы о частях суток, о последовательности частей суток, о возрасте, о длительности разных отрезков времени. В старшем дошкольном возрасте беседа может перерастать в дискуссию о различных категориях времени. В ней педагог обсуждает детей высказывать собственные суждения, мысли, точку зрения на проблему. Например, дискуссии на темы «В прошлом году», «День рождения».
Чтение художественных произведений Для закрепления знаний дошкольников о временных категориях используются небольшие рассказы, сказки, стихотворения и малые формы фольклора. В них в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. При чтении художественных произведений обращают внимание детей на время, когда происходит действие. С этой целью после чтения произведения задают уточняющие вопросы. В работе с детьми используют произведения С. Маршака, А. Барто, Я. Акима, стихотворения А. Фета, С. Есенина и др. В дидактических целях лучше использовать небольшие о объему стихотворения и отрывки в 14 – 12 строк. Можно подбирать произведения об одном времени года или разных и сравнивать их между собой. Необходимо побуждать детей использовать в речи образные выражения. С этой целью их просят назвать 1 – 2 признака, на основе которых они угадали, о каком времен говорится в произведении.
Список литературы 1.Березина Р.Л. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М., 2007 . 2. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.,1996. 3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.,1998. 4.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. – М., 2008. 5.Ерофеева Т.В. Математика для дошкольников. – М., 2007. 6. Котова И.Б., Кокориевич О.С., Петриевский В.С. Психология. – 2003. 7.Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. – 2007. 8. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974. 9. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984. 10. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985. 11. Немов Р.С. Психология. – М., 2001. 12. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. – СПб., 2004.
13.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1982. 14. Рогов Е.И. Общая психология. – М.,1998. 15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2003. 16. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени. – Ярославль, 1996. 17. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах. – М., 2005. 18.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А.Столяра. – М., 1988. 19. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. З.А.Михайловой. – СПб, 1994. 20. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М., 2000.
Глоссарий 1. Время. - Время одна из форм существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания.[2. c .159] - Время направленная величина, вектор. Однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час), но и постоянную отправную точку, от которой ведут отсчет, т.е. прошлое и будущее.[14. c .231] - Время – (происходит от древнерусского « веремя » ) означает вращение. Выражает длительность процессов и событий, последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. [16. c .6] - Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания.[12 . c .4] 2. Календарь. - Календарь – система счисления продолжительных промежутков времени. Длительные промежутки подразделяются на сутки, недели, годы месяца, века.[4. с. 111] - Календарь – определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каждая мера времени имеет свою количественную характеристику и служит единицей измерения для следующего промежутка времени.[18. c . 269] -Календарь —система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.[21]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: на тему: «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»
Время воспринимается детьми дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отнош...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
методы, приемы, занятия, используемые педагогами для развития временных представлений у детей дошкольного возраста...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
В статье приводится описание игр , с помощью которых ребенок сможет получить представление о временных понятиях.В результате , играя в игры , выполняя задания , ребенок получит системные знания ...
Консультация для родителей - Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
Ребенку в дошкольном возрасте еще довольно трудно научится определять дни недели, месяца. Вашему внимаю, мы предлагаем вам статью о том, как помочь справится ребенку дошкольного возраста с таки ...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Данный материал - это описание методической работы воспитателя по теме "Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста", представленное в современной методической литературе....
Консультация для родителей «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»
Дети тем, особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают ее.Лев Николаевич Толстой...