Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
статья по математике на тему
методы, приемы, занятия, используемые педагогами для развития временных представлений у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vremennyh_predstavleniy_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Время -отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся каждый день: смотрим на часы, календарь. Ребенок тоже живет во времени, поэтому необходимо формировать у детей представления о нем.Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.
В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Дошкольники-это будущие школьники, и время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первогокласса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков. Буквально с первых дней дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в определенное время, научиться не опаздывать на уроки, начинать во время приготовлениеуроков дома и т.д.
Сформированность временных представлений у детей дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т.д. Эти качестваявляются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.
Развитие представлений о времени у детей осуществляется двумя путями: на занятиях и через повседневную жизнь. Значительная роль в освоении временных представлений детьми принадлежат педагогической работе в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении частей суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознаванию частей суток, сезонов. Круг знаний и умений детей в данной области в каждой возрастной группе усложняется, уточняется. На их основе базируются новые знания, их практическое применение в разнообразной деятельности. На занятиях, во время игр, наблюдений, бесед, чтения.
Знания полученные на занятиях дополняются и закрепляются не только на занятиях по математике, но и на протяжении всего дня. Например: во время приема пищи на протяжении всего дня закрепляется последовательность частей суток (утром – завтракаем, вечером – ужинаем); на прогулке – признаки времен года и т.д.; при проведении закаливания и дыхательной гимнастики; на других занятиях – рисование, ознакомление с окружающим, развитие речи и т.д.
Для эффективного решения поставленных задач не только по формированию временных представленийбольшое внимание необходимо уделить развивающей предметной среде. Можно создать в группе «Уголок Времени», куда можно разместить:
- модели (частей суток, дней недели, времен года и т.д.) и детские календари;
- приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);
- настольно – печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т.д.) и дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник» и т.д.);
- альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);
- плакаты (времена года, часы – определяем время и т.д.).
Уголок должен быть расположен в доступном для детей месте и использоваться не только на занятиях, но и свободное время.
В процессе формирования временных представлений у детей одна из главных ролей принадлежит родителям. Для них необходимо организовывать консультации как на собраниях («Содержание и объем ориентировок во времени у детей дошкольного возраста», «Формирование временных представлений в повседневной жизни» и т.д.) так и в индивидуальном порядке; изготовить папки -передвижки с рекомендациями («Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста», «Как разгрузить детское время» и т,д.).
С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени должны использоваться различные методы:
- наглядные (показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т.д.);
- словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);
- практические (игры, упражнения, опыты,занятия).
Одно из таких занятий по развитию временных представлений (режим дня) у детей среднего дошкольного возраста можно найти в моем блоге.
Литература.
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Рихтерман Т.Д. —Москва, Просвещение,1991г.-72с.
- Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста: Н. В. Нищева — Москва, Детство-Пресс, 2010 г.- 48 с.
- Упражнения на проверку сформированности первоначальных математических представлений у дошкольников: Г. М. Капустина — Санкт-Петербург, Школьная Пресса, 2011 г.- 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: на тему: «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»
Время воспринимается детьми дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отнош...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
В статье приводится описание игр , с помощью которых ребенок сможет получить представление о временных понятиях.В результате , играя в игры , выполняя задания , ребенок получит системные знания ...
развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
1.Время и его особенности2. Восприятие времени детьми дошкольного возраста.3.Ознакомление с временными категориями в разных возрастных группах4.Методические приемы работы...
Консультация для родителей - Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
Ребенку в дошкольном возрасте еще довольно трудно научится определять дни недели, месяца. Вашему внимаю, мы предлагаем вам статью о том, как помочь справится ребенку дошкольного возраста с таки ...
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Данный материал - это описание методической работы воспитателя по теме "Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста", представленное в современной методической литературе....
Консультация для родителей «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»
Дети тем, особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают ее.Лев Николаевич Толстой...