Как работать с аутистом в ДОУ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
Ни для кого не секрет что во многих дошкольных учреждениях есть «особые» дети. Практически в каждом детском саду общеразвивающего вида перед воспитателями встает вопрос: как же работать с такими детками? как определить верное направление для правильной коррекции? Как определить кто такой ребенок с аутизмом, и, главное, как помочь ему адаптироваться в среде сверстников и взрослых!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как работать с аутистом в ДОУ | 1.31 МБ |
Описание презентации "Как работать с аутистом в ДОУ" | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас » (Джим Синклер , статья «Не надо нас оплакивать») «Чего я у Вас прошу, на что уповаю, чего от вас жду, - это доверия, это безоговорочной готовности быть на моей стороне наперекор миру, даже наперекор миру, даже наперекор мне самому .…»
Аутизм - не приговор
Начиная с 2008 года Генеральная Ассамблея ОНН объявила 2 АПРЕЛЯ Всемирным днем распространения информации об АУТИЗМЕ
Нормативно - правовое обеспечение Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003г. №27 2722-б «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»
АУТИЗМ – особенность психического развития человека. Название болезни происходит от греческого слова autos – сам, т.е. ребенок-аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать.
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась. По данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За десять лет количество аутизма увеличилось в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.
АУТИСТЫ - ДЕТИ ДОЖДЯ После киноленты «Человек - дождя» появилась даже фраза: «Гении – это люди дождя». Было замечено, что в большинстве своем аутисты очень любят смотреть на дождь – только без грозы, грома и молнии. Для примера: все «нормальные» люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны.
Ещё аутизм называют расстройства аутистического спектра (РАС). Это название совершенно не случайно, потому что спектр этот огромен. Он включает в себя как тяжелых людей с глубоким аутизмом, неречевых, с проблемным поведением, с низкой социальной адаптивностью, так и высокофункциональных аутистов – людей с синдром Аспергера, среди которых как раз встречаются люди с удивительными способностями в самых разных областях.
Аутизм: болезнь или гениальность Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Николай Гумилев, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Исаак Ньютон, Моцарт, Леонардо да Винчи, Дарвин, Микеланджело, Пикассо, Ван Гог.
Известные люди - аутисты Американский предприниматель и общественный деятель, один из создателей и крупнейший акционер кампании «Microsoft». Билл Гейтс
Известные люди - аутисты Единственный в истории спорта 18-кратный олимпийский чемпион, 22-кратный призёр олимпийских игр и 26-кратный чемпион мира в 50-метровом бассейне. Майкл Фред Фелпс II
Известные люди - аутисты Обладал выдающимися познаниями в 15 различных областях жизнедеятельности – истории, географии, литературе, музыке, математике, спорте и др. Ким Пик
В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней - «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
Признаки аутизма у ребенка Ребенок всего боится Ребенок замкнут в себе отсутствие речи боится громких звуков Отсутствует аппетит
Признаки аутизма у ребенка Ребенок не позволяет к себе дотронуться не нравится играть с другими детьми повторяет то, что только что услышал ( эхолалия )
Признаки аутизма у ребенка Приступы агрессии Стереотипность поведения Самоагрессия (щипает или кусает себя) чрезмерная активность
Особенности коррекционной работы с аутичными детьми В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея о том, что не ребенок должен адаптироваться к своему окружению, а окружению нужно приспособиться к нему. Таблетки от аутизма нет. «Людей с нарушениями в развитии следует воспринимать такими, какие они есть, а, не исходя из желания узкого круга» (Т. Питерс)
Специфика построения коррекционной работы Гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка. На начальных этапах обучения важно подкреплять желаемое поведение ребенка, а также использовать его интересы для удержания его внимания. Вначале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Совместная деятельность: педагог – ребенок.
Три основные направления работы 1. Установление эмоционального контакта и выработка продуктивных форм взаимодействия 2. Построение на их основе программы социально-бытовой адаптации, а также систематическая работа с родителями 3. Подготовка к школе
Принципы коррекционной работы принцип принятия ребенка; принцип помощи; принцип индивидуального подхода; принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий; принцип сотрудничества с семьей.
Арт-терапия в системе коррекционной работы с аутичными детьми Арт-терапия способствует снижению эмоционального напряжения и созданию ощущения большего комфорта у ребенка.
Куклотерапия Куклотерапия -расширяет возможности ребенка во взаимодействии с окружающим миром и помогает формировать важные социоэмоциональные навыки.
Музыкальная и танцевальная терапия Музыка способна помочь наладить коммуникацию, улучшить поведение к лучшему, заменить вербальное общение между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта.
Логопедическая работа Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств. В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы.
Игротерапия В игре развивается произвольное внимание ребенка, создаются предпосылки для его независимого, спонтанного, произвольного поведения в целом.
Чтобы члены общества разделяли гуманистический подход к личности, были готовы принимать «других» и считали их абсолютно полноценными.
Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми! Заключение
«Эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» (Р. Шнайдер) «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть…» (Л. Н. Толстой)
Спасибо за внимание! Успехов в работе!
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Как работать с ребенком аутистом в ДОУ
Слайд 2 «Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас» (Джим Синклер, статья «Не надо нас оплакивать»).
Чего я у Вас прошу, на что уповаю, чего от вас жду, - это доверия, это безоговорочной готовности быть на моей стороне наперекор миру, даже наперекор миру, даже наперекор мне самому … .»
Слайд 3 Очень часто можно услышать фразу «аутизм — это не приговор», и это действительно не приговор: современные средства помощи позволяют детям с аутизмом нормально учиться и жить максимально полноценной жизнью.
Слайд 4 Понимая чрезвычайную важность проблемы, 62 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 году постановила отмечать 2 апреля каждого года «Всемирный день распространения информации об аутизме». В этот день общественные организации всего мира стремятся донести до родителей, специалистов и властей, необходимость повышения уровня информированности, об аутизме, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества.
Слайд 5 Если говорить о нормативно-правовой базе, то положения об образовании закреплены в таких документах как:
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)
- Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003г. №27 2722-б «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»
Слайд 6 АУТИЗМ – особенность психического развития человека.
Название болезни происходит от греческого слова autos – сам, т.е. ребенок-аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Аутизм - это не болезнь им нельзя заболеть, от него нельзя излечиться. Коррекцию такого расстройства осуществляют лишь три узких специалиста: врач-психиатр, врач-невролог и дефектолог.
Слайд 7 Человечество на сегодняшний день не знает ни причин возникновения аутизма, ни причин его такого распространения. Но вне зависимости от причины в большинстве случаев это — пожизненное состояние. В мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась.
По данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей.
За десять лет количество аутизма увеличилось в 10 раз.
Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.
В основном аутисты-мальчики, а у девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.
Слайд 8 Аутисты – дети дождя. После киноленты «Человек - дождя» появилась даже фраза: «Гении – это люди дождя». Было замечено, что в большинстве своем аутисты очень любят смотреть на дождь – только без грозы, грома и молнии. Для примера: все «нормальные» люди, когда хочется побыть наедине, тоже к дождю неравнодушны.
Слайд 9 Ещё аутизм называют расстройства аутистического спектра (РАС). Это название совершенно не случайно, потому что спектр этот огромен. Он включает в себя как тяжелых людей с глубоким аутизмом, неречевых, с проблемным поведением, с низкой социальной адаптивностью, так и высокофункциональных аутистов – людей с синдром Аспергера, среди которых как раз встречаются люди с удивительными способностями в самых разных областях.
Слайд 10 Аутизм: Болезнь или гениальность. Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Николай Гумилев, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Исаак Ньютон, Моцарт, Леонардо да Винчи, Дарвин, Микеланджело, Пикассо, Ван Гог.
Слайд 11 Известные люди – аутисты
Билл Гейтс. Американский предприниматель и общественный деятель, один из создателей и крупнейший акционер кампании «Microsoft».
В США семья, имеющая ребёнка с диагнозом аутизм, получает от кампании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - аутисты. В Америке аутизм стал включаться в страховку. То есть он – страховой случай.
Слайд 12 Майкл Фред Фелпс II. Единственный в истории спорта 18-кратный олимпийский чемпион, 22-кратный призёр олимпийских игр и 26-кратный чемпион мира в 50-метровом бассейне.
Наиболее силён спортсмен в плавании вольным стилем и баттерфляем, он также успешно выступает в комплексном плавании.
Благодаря своей матери Дебби, которая насильно привела его в бассейн, Майкл не только зажил нормальной жизнью, но уже в 13-летнем возрасте побил все юношеские рекорды США.
Слайд 13 Ким Пик Обладал выдающимися познаниями в 15 различных областях жизнедеятельности – истории, географии, литературе, музыке, математике, спорте и др.
Но при этом абсолютно не был способен к самостоятельной жизни: не умел делать элементарные бытовые вещи - одеваться, включать и выключать свет. В возрасте полутора лет ребенок без труда запоминал дословно текст любой прочитанной ему вслух книги. Научившись читать, Ким прочел и запомнил наизусть более 9 тысяч книжных томов. Любимым же его занятием стало чтение телефонных и адресных справочников, содержание которых ему также легко удавалось запомнить.
Слайд 14 В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней - «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
Основным методом диагностики детей с аутизмом является наблюдение за всеми видами деятельности ребенка. При подозрении на данную проблему в развитии, диагностика проводится уже в специализированных учреждениях. (УЗИ головного мозга, Электроэнцефалографию, проверка слуха и т. п.)
Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.
Ни для кого не секрет что во многих дошкольных учреждениях есть «особые» дети. Практически в каждом детском саду общеразвивающего вида перед воспитателями встает вопрос: как же работать с такими детками? как определить верное направление для правильной коррекции? Как определить кто такой ребенок с аутизмом, и, главное, как помочь ему адаптироваться в среде сверстников и взрослых! Необходимо научиться «распознавать» признаки аутизма у ребенка.
Вот некоторые из них:
Слайд 15 Признаки аутизма у ребенка
- ребенок всего боится;
- ребенок замкнут в себе;
- отсутствует речь;
- боится громких звуков;
- отсутствует аппетит
Слайд 16
- не позволяет к себе дотронуться;
- не нравится играть с другими детьми;
- повторяет то, что только что услышал (эхолалия)
Слайд 17
- приступы агрессии;
- стереотипность поведения;
- самоагрессия (щипает или кусает себя);
- чрезмерная активность
Слайд 18 Особенности коррекционной работы с аутичными детьми
«Людей с нарушениями в развитии следует воспринимать такими, какие они есть, а, не исходя из желания узкого круга людей» (Т. Питерс)
В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея о том, что не ребенок должен адаптироваться к своему окружению, а окружению нужно приспособиться к нему. Таблетки от аутизма нет.
Аутистам не нужны общение, болтовня с другими детьми и веселые игры. Они не реагируют ни на какие словесные раздражители, просто все, что происходит за границами мира аутиста, не интересует его. Любознательность, любопытство, попытки экспериментировать – все эти качества не подходят детям с аутизмом. Игрушки не интересны, разве что может быть одна, с которой несмышленыш не расстается, однако играть он с ней будет не так, как сверстник.
Поскольку малыш с таким заболеванием погружен в одиночество, коррекционная работа с ним требует особых правил.
Аутист не может устанавливать контакты:
-эмоциональные;
-зрительные;
-коммуникативные.
Слайд 19 Специфика построения коррекционной работы
Любое воздействие на ребенка может вызвать агрессию, истерику, поэтому воспитателю, которому нужно наладить контакт с таким непростым воспитанником, потребуются:
- стремление к методическому и ежедневному обучению;
- доброжелательность;
- огромное терпение;
- предельную внимательность;
- позитивный настрой;
- обязательное поощрение дошкольника за каждую попытку выполнить задание;
- понимание состояния малыша;
- требовательность.
- Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка. Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Надо быть чутким к ребенку и можно увидеть, что он сам подсказывает форму взаимодействия с педагогом.
- На начальных этапах обучения важно подкреплять желаемое поведение ребенка, а также использовать его интересы для удержания его внимания.
- Вначале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками.
- Важна совместная деятельность: педагог рисует одно, а ребенок заканчивает, или наоборот - в аппликации, в лепке, в конструировании, в игре.
Слайд 20 Три основные направления работы
Процесс адаптации всегда длительный. Невозможно отвлечься, расслабиться, всегда должна быть предельная готовность к действиям и поступкам больного аутизмом, которые он не в состоянии контролировать.
Когда дошкольник приходит в обычный детский сад, ему нужно помочь понять новую для него атмосферу. Каждое действие комментируется, каждый новый объект объясняется спокойно и неоднократно. Общение со здоровыми сверстниками – это хороший шаг вытянуть малыша из мира одиночества.
- Установление эмоционального контакта и выработка продуктивных форм взаимодействия;
Установить контакт – вот что должен сделать педагог. Сначала педагог просто наблюдает за малышом. Потом идет первое «общение» – буквально несколько секунд, это зрительное воздействие. Затем нужна пауза в четверть часа. Потом снова идет попытка второго контакта. Теперь он будет чуть длительней. И снова отпустить дошкольника. После перерыва новый контакт. Такое поведение через некоторое время даст положительный результат.
Когда первый шаг к общению сделан, педагог может уже следовать за малышом, разговаривать с ним, комментируя его действия. Однако не следует испытывать воспитанника прямым взглядом, он этого не выдержит. Когда воспитателю становится ясно, что интересно малышу, можно начинать коррекционную работу.
- Построение на их основе программы социально-бытовой адаптации, а также систематическая работа с родителями;
Важно понимать, что сразу полноценных плодотворных занятий не будет, большее время заполнят паузы отдыха, однако для аутиста и они имеют огромное значение. Ведь в это время он все равно уже не так одинок.
Обязательно в конце дня воспитатель проговаривает с родителями воспитанника и самим ребенком все события, которыми был насыщен день.
- Подготовка к школе.
Слайд 21 Принципы коррекционной работы
- принцип принятия ребенка;
- принцип помощи;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий;
- принцип сотрудничества с семьей.
Слайд 22 Арт-терапия в системе коррекционной работы с аутичными детьми
Соответствующая терапия и образовательные программы помогают развиваться детям, страдающим от этой болезни.
Вид коррекции подбирают индивидуально для каждого ребенка. Наиболее эффективной терапией будет та, которая сочетает в себе несколько методов.
Арт-терапия способствует снижению эмоционального напряжения и созданию ощущения большего комфорта у ребенка.
Арт- терапия — один из весьма эффективных методов лечения аутичных детей и помогает аутичному ребенку почувствовать свою уникальность. Задача которой является формирование контакта и коммуникации между специалистом (психологом, педагогом) и ребенком, а также между детьми подгруппы.
Именно эта техника позволяет понять и оценить более глубоко состояние психики особенного ребенка. У ребенка развиваются не только коммуникативные навыки, но и воображение.
Слайд 23 Куклотерапия
В работе с особыми детьми используется куклотерапия. Лучше, чем обычные куклы, используются на занятиях с аутичными детьми мягкие куклы – рукавички. Эти куклы помогают детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь поддержку. Общение с такой куклой расширяет возможности ребенка во взаимодействии с окружающим миром. От имени куклы ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Это особенно важно для аутичных детей.
Куклотерапия помогает формировать важные социоэмоциональные навыки.
Взрослый с помощью куклы решает множество задач:
- Он учит детей, прежде всего, выражать заинтересованность в общении;
- Шутит от имени персонажа, способствуя созданию атмосферы доброжелательности;
- Активизирует безынициативных детей;
- Постоянно создает ситуацию успеха, повышая тем самым уверенность у детей.
- Делает более раскованными стеснительных, зажатых, необщительных детей.
- Помогает детям оценивать правильность или неправильность поведения персонажа.
Слайд 24 Музыкальная и танцевальная терапия
Любому специалисту, работающему с аутичным ребенком, музыка способна помочь наладить коммуникацию, улучшить поведение к лучшему. Она способна заменить вербальное общение между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта. В процессе музыкальной терапии он не только учится воспринимать музыку, но при этом раскрываются его эмоциональные переживания, расширяются возможности эмоционального общения и формируется чувство сопереживания с другими детьми. Музыка обычно сопровождается групповыми танцами. Танцы улучшают общую и тонкую моторику ребенка, повышают мышечный тонус, но эта форма деятельности также способствует общению детей на эмоциональном уровне и разрушают барьер между ними.
Можно часто использовать детские песни в ходе занятий. Игры с ритмами и мелодиями способны помочь «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции.
Слайд 25 Логопедическая работа
Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств. В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы. Центральное место в формировании речевых и коммуникативных навыков занимает игротерапия. При обучении грамоте используется глобальное чтение. Многие понятия дети усваивают на написанных на карточках словах. А некоторые мутичные дети общаются с опорой на карточки.
Слайд 26 Игротерапия
Детям - аутистам крайне сложно обычным способом взаимодействовать с другими, особенно сверстниками. В игре развивается произвольное внимание ребенка, создаются предпосылки для его независимого, спонтанного, произвольного поведения в целом. Игра предоставляет возможность и специальной работы по развитию речи аутичного ребенка. И, наконец, игра является незаменимым способом преодоления его аффективных проблем: изживания страхов, коррекции агрессивного поведения.
Слайд 27 Чтобы ребенок с аутизмом социализировался, то есть научился жить в обществе и умел получать от этого удовлетворение, не требуется дорогостоящих препаратов и медицинских приборов. Для таких детей, прежде всего, необходимы люди. Обыкновенные добрые люди, которые осознают истинную природу «ненормального» поведения аутистов и готовы с ними общаться. Ну и конечно, нужно, чтобы члены общества разделяли гуманистический подход к личности, были готовы принимать «других» и считали их абсолютно полноценными.
Слайд 28 Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научите быть счастливыми!
Слайд 29 «Эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» (Р.Шнайдер)
«Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть…» (Л.Н.Толстой)
Слайд 30 Спасибо за внимание! Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АУТИСТАМИ
Семинар для педагогов. Рекоменедации при работе с детьми-аутистами....
Рекомендации по работе с детьми- аутистами дома
Развивающие занятия с ребенком аутистом дома...
"Рекомендации родителям детей аутистов по работе дома."
Если ребёнок аутист, что делать мамам дома,как себя вести?...
Опыт работы с аутистами (в рамках работы с детьми ОВЗ).
В данной статье обобщается собственный опыт работы с детьми-аутистами, даются рекомендации, как возможно наладить взаимоотношение с детьми данной категории, чтобы сделать их пребывание в детском колле...
Инструкция по формированию навыка у ребенка-аутиста Описание особенностей в работе . Работа по схеме и пооперационная карта «соберемся на прогулку»
Инструкция по формированию навыка у ребенка-аутиста Описание особенностей в работе Работа по схеме и пооперационная карта «соберемся на прогулку»...
План работы по самообразованию, по теме: "Инновационные технологии работы с детьми аутистами"
Краткий план работы, о том, что и как необходимо работать учителю-логопеду с детьми аутистами.Цель, задачи сроки выполнения реализации....
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ В КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ.
В статье рассматривается проблема развития творческих способностей у детей-аутистов. Развивая у детей данной категории творческие способности, можно не только помочь им социализироваться в обществе, н...
- Мне нравится (1)