Опыт работы с аутистами (в рамках работы с детьми ОВЗ).
статья (младшая группа)
В данной статье обобщается собственный опыт работы с детьми-аутистами, даются рекомендации, как возможно наладить взаимоотношение с детьми данной категории, чтобы сделать их пребывание в детском коллективе максимально комфортным - с учётом их индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_s_autistami.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы с детьми-аутистами в детском саду в рамках инклюзивного образования: возникающие сложности и возможные пути решения.
В сложившейся в современной системе образования ситуации – с введением закона об инклюзивном образовании – учителя школ и воспитатели дошкольных образовательных учреждений всё чаще встречаются с детьми, имеющими различные дефициты и ограничения в здоровье. Особенно заметны среди детей с ОВЗ дети с расстройством аутистического спектра (РАС или РДА – ранний детский аутизм). Как правило, таких детей с самого раннего возраста отличает целый ряд характерных особенностей. Опытные педагоги сразу их замечают, в отличие от родителей, которые, возможно, не хотят принимать факта особенности, «непохожести» своих детей на сверстников. И поэтому зачастую аутисты попадают в детский сад без установленного в медицинском учреждении диагноза, особенно если расстройство психологического развития не осложнено другими расстройствами (например, умственной отсталостью и т.п.) и не протекает в особо тяжёлой форме – когда наблюдается полная отрешённость от происходящего вокруг, абсолютное отсутствие речи или проявляется агрессия по отношению к окружающим или даже по отношению к себе (1-е 2 группы их выделенных 4-хгрупп РДА по степени тяжести).
Итак, попробуем определить основные сложности в общении с ребёнком-аутистом, основываясь не только на научных фактах, но и на собственном опыте работы в детском саду: за последние 3 года работы в ДОУ в младшей и средней группах находилось 2 ребёнка с РАС (диагноз был подтверждён ЦПМПК после сложной и упорной работы с родителями по прошествии года нахождения обоих детей в коллективе).
- Первое вхождение в новый коллектив проходит очень сложно, даже болезненно. Ребёнку сложно принять новых людей, особенно когда их так много. Иногда страх остаётся навсегда, и тогда ребёнок вообще не идёт ни на какой контакт. В нашем случае ребёнок принял только воспитателей, которых видел ежедневно. На контакт с другими работниками сада и специалистами (психолог, логопед), а также детьми не пошёл. Часто ребёнку-аутисту нужен свой укромный уголок, место, где он может спрятаться и побыть один, где ему будет комфортно. Это может быть какая-нибудь палатка или домик. Главное, чтобы его там не беспокоили.
- Навыков самообслуживания может не быть совсем или самые минимальные, как в нашем случае: ребёнок не мог ни одеваться, ни совершать туалет, ни есть. В течение года воспитатели ежедневно очень аккуратно, но настойчиво приучали держать ложку (хотя бы некоторое время), сидеть на стуле за обедом, находить свой шкафчик с полотенцем, самому снимать свою одежду, находить свою кроватку и т.д. К концу года были достигнуты некоторые успехи. Мальчик выполнял несложные команды: сядь, ешь, пойдём мыть руки и т.п.
- Полное отсутствие речи. Сохранилось только подобие детского «гуления» и отдельные гласные звуки (ба-ба-ма-па, а-а-а). Но при этом сохранилась хорошая механическая память: ребёнок знал цифры, почти все буквы и цвета. Он мог показать нужную букву или цифру. Но при этом цветные иллюстрации или сказки его не интересовали. Так, показать на картинке собаку или кошку он не мог (или не хотел).
- Отсутствие собственного восприятия. Так, например, если сказать ребёнку: «покажи, где глазки, где уши», – он покажет не свои глаза и уши (если покажет вообще), а глаза и уши того, кто спрашивает.
- Отсутствие игры. В более лёгких случаях игра может быть, но она свойственна более раннему возрасту, сводится к механическим повторяющимся действиям: катание машинки взад-вперёд, раскладывание стаканчиков в линию по росту или кубиков в один ряд, кидание мяча (как правило, играет один или только со взрослым, с другим ребёнком не будет). А ещё очень нравится бросать или распинывать по полу ногами игрушки. Потом иногда собираем – вместе с воспитателем.
- Быстрая утомляемость и сильная психическая пресыщаемость. В силу этого обстоятельства таким детям противопоказаны всякие массовые мероприятия и коллективные занятия. Даже усидеть на месте очень непродолжительное время для них огромный труд и большая работа. Никогда не нужно заставлять их делать это. Даже во время обеда аутист может встать с места, немного походить и затем сесть обратно. На занятиях (у нас они проходят в кругу) ему всегда оставляли свободный стульчик, он мог походить, посидеть, если захочет этого (что случалось крайне редко). К занятиям за столом (лепка рисование, аппликация) такой ребёнок может относиться абсолютно отрицательно (как в нашем случае). Принуждать его ни в коем случае нельзя. Если же ребёнок чем-то занимается, то должно быть как можно меньше отвлекающих его факторов. Большое разнообразие ППС в большинстве случаях идёт ему не на пользу.
- Болезненное отношение к какому-либо нарушению установленного порядка. Так, пятно от воды при мытье рук могло вызвать даже истерику. Требовалось срочно поменять одежду. Лежащая не на месте игрушка, книга тоже могут вызвать бурную реакцию. Поэтому нужно стараться, чтобы «всё было правильно, на месте, по порядку».
- Чувствительность, даже «брезгливость» в познании окружающего мира. Так, при работе с пальчиковыми красками, пластилином, глиной, клеем обнаружилось полное отторжение. Ребёнок всем своим видом показывал, как ему неприятно, нужно срочно помыть руки. Поэтому к освоению новых незнакомых материалов при работе с данной категорией детей нужно подходить очень аккуратно и только с полного согласия самого ребёнка.
- Могут возникать сложности при организации прогулки, т. к. дети с РАС не часто не принимают ограничений, в том числе ограничений территориальных (площадка для прогулок) и стремятся ходить и гулять там, где им нравится – т. е. по всей территории детского сада.
- Отношение к ребёнку. Дети с синдромом РАС, как правило, очень хорошо «считывают» отношение к себе. Если это искренняя любовь и участие, то во многих случаях они находят отклик: такие дети очень хорошо понимают, когда их хвалят, они с удовольствием дают руку взрослому, которому доверяют, идут с ним вместе, даже выполняют какие-то необходимые действия. Мы всегда проговариваем: «идём с Петей умываться, будем с Васей одеваться» и т. д.).
Очень важно создать максимально комфортную и благоприятную атмосферу вокруг ребёнка-аутиста. Обязательно подготовить детский коллектив, чтобы не было непонимания и насмешек. Если дети маленькие, достаточно просто сказать, что Петя (Вася, Ваня) ещё маленький, и его нельзя обижать. Помогать ему тоже не нужно, т. к. он всё любим делать сам (или в крайнем случае с воспитателем). А ещё мы постараемся его не трогать: ему это не очень нравится (на самом деле наш аутист, например, сам любил подходить к воспитателям и обниматься и даже целоваться, мог даже залезть на колени и посидеть некоторое время, но когда дети пытались его обнять, поцеловать, выражал недовольство).
Основной совет при работе с аутистами – максимум выдержки, терпения и доброжелательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
опыт работы. Тема "Использование ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста"
наименование и описание игр для ковролинографа....
Опыт работы «Использование лэпбуков в организации работы с детьми с ОНР»
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ...
Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с детьми раннего дошкольного возраста и их родителями в ДОУ»
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.Трудно растить детей в сложном современном мире, в условиях, когда боль...
Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...
Опыт работы: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ»
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ» ...
Опыт работы по использованию мнемотехнологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для развития речевой деятельности детей, для общения, для выра...