Обзор адаптированной программы физкультурно- оздоровительной направленности «В здоровом теле – здоровый дух» для воспитанников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Лосева Татьяна Геннадьевна

Обзор адаптированной программы  физкультурно- оздоровительной  направленности  «В здоровом теле – здоровый дух» для воспитанников 5-7 лет  с ограниченными возможностями здоровья  (ЗПР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обзор адаптированной программы

 физкультурно- оздоровительной  направленности

«В здоровом теле – здоровый дух» для воспитанников 5-7 лет

с ограниченными возможностями здоровья  (ЗПР).

Воспитатель: Лосева Т.Г.


        В настоящее время наблюдается стойкая тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Согласно современным ориентирам образования педагогический процесс физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) направлен на гармоничное развитие личности ребенка и его самореализацию. Это возможно при комплексном решении задач: оптимизации физического и психического развития, укрепления здоровья, коррекции имеющихся отклонений, формирования индивидуальных возможностей и способностей. В связи с чем, следует уделить внимание формированию и развитию двигательной сферы ребенка, которую образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет. Координационные способности имеют важное значение в обогащении  двигательного опыта детей, так как являются базовыми для развития основных движений. С другой стороны координационные способности в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем развития психических процессов и поэтому их совершенствование является так же одним из приоритетных направлений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психическою развития (Л. Д. Глазырина, 2000,  И. Ф. Марковская, 1995, Т. Д. Марцинковская, 2003).  

Целенаправленное развитие   координационных способностей, содействие физическому и  психическому оздоровлению детей 5-7 лет с ЗПР – цель программы физкультурно- оздоровительной  направленности «В здоровом теле – здоровый дух», которая  реализуется в рамках образовательной программы нашего ДОУ и  адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для воспитанников  5-7 лет с ЗПР. 

Задачи программы:

Образовательные (предметные):

создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;  развить двигательные способности детей и физических качеств (сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость);  сформировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений; развить базовые координационные способности у детей: способность к согласованию, ритмичности движений, удержанию равновесия, ориентировке в пространстве, дифференцировке мышечных усилий.

 Развивающие (метапредметные):

Укрепить  здоровье детей, повышая   общий  уровень функциональных и адаптационных возможностей организма; способствовать совершенствованию функций организма, повышению его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям,  формированию правильной осанки и укреплению всех групп мышц, профилактике плоскостопия.

Воспитательные (личностные):

сформировать потребность в здоровом образе жизни;  воспитать положительные черты характера,  чувство уверенности в себе.

Реализация программы осуществляется один раз в неделю во второй половине дня, на групповых занятиях  продолжительностью 25-30 минут. Наполняемость группы до 10 воспитанников. Состав        групп формируется         в зависимости от целей и задач:  по возрастным характеристикам или  по уровню физической подготовленности. Для повышения интереса дошкольников занятия проходят в игровой форме, это  придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму для воспитанников, облегчает процесс освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию физических и психических процессов. 

         Для повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы  на занятиях  использую современные  оздоровительные методики, содействующие оздоровлению различных функций и систем организма: функциональные тренировки, ритмический танец, коррекционную,  дыхательную, суставную гимнастику, упражнения  на расслабление мышц и связок, самомассажа и упражнения с баланс-тренажерами.

           Эффективным средством комплексного совершенствования физических качеств воспитанников являются сложно координационные упражнения на специальных тренажерах. Для  этого в ДОУ  составлен комплекс тренировочных пособий и разработана система   технико-игровых заданий многофункционального и сложно координационного характера.   Подробно я остановлюсь на использовании тренажеров для балансирования: балансировочные  подушки, доски-равновесы,, тренажеры «Черепаха».

           Основная задача балансировочного оборудования – это  стимуляция деятельности мозжечка и  вестибулярного аппарата.  

Что же конкретно дают детям  упражнения на таком оборудовании?

  • Улучшают работу вестибулярного аппарата. 
  • Развивают "проприоцепцию"(ощущения тела).
  • Укрепляют глубокие мышцы-стабилизаторы. 
  • Повышают стабильность позвоночника и суставов. 
  • Развивают ловкость. 

Для достижения максимального эффекта воспитанниками во время упражнений с баланс–оборудованием необходимо выполнять несколько правил:

  • Выполнение техники безопасности ( вокруг ребенка в радиусе 1.5 м не должно быть никаких препятствий; за спиной воспитанника находится мат (при работе с досками-равновесами);
  • Упражнения в игровой форме
  • Занятия  не более 30 минут в день в присутствии взрослых, со страховкой.
  • Перед началом упражнений нужен разогрев, разминка и растяжка

         Когда ребенок чувствует себя уверенно на тренажере, т.е.  перестает постоянно смотреть под ноги или хвататься за опору, то задания он выполняет самостоятельно.

         Самое эффективное пособие, которое я использую в работе с детьми, это балансировочная доска американского педагога Бильгоу (БД).                                    

БД представляет собой неустойчивую прямоугольную доску, расположенную на полукругах с возможностью изменения угла поворота. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.  Поверхность доски имеет специальную разметку  для  равномерного распределения веса тела ребенка при постановке на доску и расположения стоп равноудалено от центральной оси доски.    Стоя ногами на балансировочной доске, воспитанник выполняет задания, при этом сохраняя равновесие. Специальные ограничители регулируют наклон платформы. Чем больше интенсивность качания, тем сложнее выполнять задания на доске.

Аксессуары, которые я использую   для упражнений:                                                                                    

  • мешочки набивные тканевые (разного размера, цвета,  веса);
  • ракетки для отбивания мяча;
  • мячи на шнуре или резинке;
  • напольные мишени;
  • предметы для сбивания (боулинг, банки, стаканчики);
  • разные виды мячей.

На первом этапе знакомства с доской даю детям простые упражнения:

  • залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон;
  • в положении: сидя, «по-турецки», на корточках, на коленях, стоя  

раскачивать доску влево-вправо, вперед-назад и удерживать равновесие;

в тех же положениях предлагаю выполнить:

  • упражнения для головы: повороты, круговые, покачивающие движения с фиксацией взгляда на предмете;
  • упражнения для рук: имитацию разных видов  плавания, круговые движения по очереди, вместе, в одну или в разные стороны;
  • танцевальные движения   под музыку.

Далее даю усложненные упражнения с предметами - манипулирование предметами:

  • кидать и ловить одновременно одной рукой, двумя;
  • подкидывать вверх двумя руками, каждой из рук;
  • отбивать предметы левой, правой, двумя руками;                    
  • отбивать подвешенные предметы руками, ракетками;
  • выбивать мишени на полу, стене скамейке;
  • отбивать мячи об пол, доску, стену.

Доски - равновесы с функцией «лабиринт» вызывают особый интерес у детей: стоя на доске, ребенку необходимо, покачиваясь, продвигать шарик по бороздам лабиринта.  Такие доски использую  для закрепления навыков балансирования. У  таких  равновесов опора идет на полукруглую крестовину, т.е. на одну точку, поэтому сложность заданий на балансировку максимальная, а игровое задание с шариком придает особую привлекательность для ребенка.

Самое  функциональное оборудование, на мой взгляд, – это балансировочные подушки. Универсальный снаряд - надувной резиновый диск с нестабильной поверхностью, с двух  сторон покрыт массажными шипами разного размера.

Балансировочные подушки обладают такими свойствами как:

  • Безопасность. Они легкие,  мягкие и гигиеничные.
  • Полифункциональность 
  • Трансформируемость.                     

Подушки использую не только как балансиры, но и:

— как тренажер для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;

— как снаряд для ОРУ по одному, в парах;

— как ориентир в эстафетах и пособие для игр.

С помощью балансировочных подушек  тренирую у детей статическое равновесие, выполняя стойки:                                                                                                      
- на одной ноге: «ласточка», «аист», «цапля», «оловянный солдатик»;
-с закрытыми глазами;                                                                        
- с различными  предметами в руках, на голове и даже на ногах.

Для развития динамического равновесия даю задания выполнять на балансировочных подушках:                                                                                

 - различные виды шагов;

 - повороты;

- танцевальные движения под музыку.                        

Самым веселым тренажером дети считают балансир - «черепаха». Это отечественный аналог Bilibo – игрушки швейцарского бренда Maluk. Пластмассовый, яркий  фигурный «тазик».

При знакомстве с балансиром ребенок сначала учится держать баланс, поднимая ноги,  расставляя руки в стороны. Потом дети самостоятельно с удовольствием кружатся, качаются из стороны в сторону. Когда ребенок достаточно уверенно держится на балансире, предлагаю упражнения на усложнение: задания для доски Бильгоу. Удерживать равновесие и одновременно выполнять такие упражнения совсем непросто.

               В работе со старшими дошкольниками использую и другой вариант: «черепаху» кладу  на пол, выпуклой стороной вверх, а ребенок встает сверху, балансируя. Так дети переходят «речку по камушкам» или «болото по кочкам», обязательно со страховкой взрослого. Когда ребенок стоит уверенно, то предлагаю задания с перебросом предметов. Использую этот балансир так же в подвижных играх  и эстафетах.  

         Сейчас хочу предложить вашему вниманию видеосюжет занятия.

Занятия  состоят из 3 частей:

Вводная часть – разминка (3-5 минут), целью которой является подготовка организма к более интенсивной работе в основной части занятия. Включает ходьбу в разном темпе, легкий непрерывный бег, подскоки, прыжки, дыхательные и игровые упражнения на внимание и ориентировку в пространстве, диско-разминки. Дозировка физической нагрузки подбирается с учетом функциональных возможностей детей.

Основная часть – (18-20 минут) включает ОРУ, ритмические танцы, функциональную  тренировку, подвижные  игры.

Комплексы ритмических танцев проводятся без предметов и с пособиями для развития координации. Дети выполняют упражнения по показу в среднем темпе. Предусмотрена  постепенная физическая нагрузка на разные группы мышц рук, плечевого пояса, ног, живота, спины. Включены упражнения на формирование навыков правильной осанки и укрепления сводов стопы, специальные упражнения для согласования движений и музыки, упражнения суставной гимнастики и на растяжение.

Функциональная тренировка воздействует  на организм в целом, вовлекая в работу большое количество мышечных единиц, прежде всего воздействуя на «мышечный корсет» (глубокие мышцы живота и спины, так и развивая поверхностную скелетную мускулатуру. Основной инструмент функциональных упражнений - разнообразное оборудование с нестабильной поверхностью: доски-равновесы,  фитболы, балансировочные подушки, пособия «черепашки».

         Подвижная игра подбирается с учетом степени нагрузки занятия и пожеланий детей.

Заключительная часть занятия (3-4 минуты) направлена на обеспечение плавного снижения физической нагрузки, на снятие возбужденности у детей.        

          Современное балансировочное оборудование помогает развивать координацию дошкольников,  увеличивая их физические возможности. Так же позволяет дополнительно стимулировать интерес  воспитанников  к  занятиям физкультурой и  дает хороший тренировочный эффект.

            Игры  и упражнения с баланс-тренажерами не только повышают и обогащают двигательную активность детей, но и приносят радость и удовольствие от занятий  физкультурой.

В заключение своего выступления хочу отметить, что физкультурно-оздоровительная работа по программе «В здоровом теле – здоровый дух» не только укрепляет здоровье детей с ОВЗ, повышая   общий  уровень функциональных и адаптационных возможностей организма, способствует развитию двигательных способностей и физических качеств детей, но и, формируя потребность в здоровом образе жизни, способствует формированию положительных черт характера,  чувства уверенности в себе.

Литература.

1«Здоровьесберегающее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Гуманитарный издательский центр «Владос»

2. Мелехина Н.А., Колмыковал.А. «Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ».

3.Железняк Н.Ч., Желабкович Е.Ф. «100 комплексов ОРУ для старших дошкольников».

4. Голицина Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности

АОП разработана на основе:1. Основной образовательной программы общеобразовательной организации;2. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Филичева, Г.В. Чиркин...

Условия реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен перечень мероприятий по обеспечению физической и информационной доступности образовательных услуг, способствующих успешной реализации адаптированных основных образовательных прогр...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Структура адаптированной образовательной программы на воспитанника с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье раскрывается структура и содержание адаптированной образовательной программы на воспитанника с ОВЗ....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Адаптированная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность»        (далее...

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ И АПРОБАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ «СЕНСОРНОЙ ДИЕТЫ», В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В рамках данной статьи мною описывается один из вариантов построения «Сенсорной диеты», для конкретного ребенка с ОВЗ. Данная «Сенсорная диета», составлена после сбора анамнеза...

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, н

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителе...