Программа социально-педагогической направленности "Развивай-ка"
методическая разработка (младшая группа)

 

Дополнительная образовательная программа "Развивай-ка", созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации игровых занятий и раскрытии потенциала в раннем возрасте в дошкольном образовательном учреждении.  Вариативная часть рабочей программы группы раннего развития №6, формируемая участниками образовательных отношений,  предполагает  реализацию дополнительной образовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Развивай-ка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivay-ka.docx54.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД УРАЙ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №21»

Дополнительная образовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Развивай – ка»

Возраст детей: 1,6 – 2,6лет

Срок реализации: 1 года

Автор-составитель:

Сунагатуллина Гульсия Идрисовна

воспитатель

                                                                                                                                                                                                                               Урай, 2019

Содержание

1.

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

5

1.3

Содержание программы

5

1.4

Планируемые результаты

12

2.

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

12

2.1

Календарный учебный график

12

2.2.

Условия реализации программы

13

2.3.

Оценочные материалы

14

2.4.

Методические материалы

15

2.5.

Список литературы

16

1. Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Детство – самое беззаботное и прекрасное время, когда маленький человечек осваивает окружающий мир.  Возможно ли,  максимально полно раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребенке в раннем возрасте? Дополнительная образовательная программа «Развивай – ка», созданная на основе уникальной методики раннего развития детей Марии Монтессори, призвана оказать помощь педагогу в организации игровых занятий и раскрытии потенциала в раннем возрасте в дошкольном  образовательном учреждении.

Прежде всего, давайте определимся с понятием «раннее развитие», почему о нем сейчас так много говорят, пишут и даже создают целые институты. Вряд ли это можно назвать данью моде.

Когда говорят о «раннем развитии», имеют в виду интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 3–4 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, а к шести-семи годам – на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.

Многие педагоги-новаторы считают, что детей начинают учить слишком поздно – как раз в тот период, когда мозг уже перестает расти (около 7 лет). Но неужели действительно необходимо начинать учить малышей в столь нежном возрасте?

Дело в том, что после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развиваются зрение, слух, обоняние, вкус, осязание – ребенку ведь необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребенка является необходимостью. Его мозг все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые. Как ему это удается? Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.

Итак, раннее развитие – это: неограниченная физическая активность ребенка, которой способствуют специальные упражнения и оборудованные места в доме, что позволяет малышу лучше и раньше овладеть своим телом, быть ловчее, сильнее, чувствовать себя увереннее, физическое развитие напрямую связано и с  интеллектуальным; специально созданная жизненная среда, наполненная интересными и необычными объектами, которые малыш может изучать и разглядывать; разнообразные игрушки, часто из простейших подручных материалов, дающие много самых разных ощущений тактильных, зрительных, звуковых;постоянные прогулки и экскурсии, беседы, обсуждения, чтение книг, рисование, музыка и многое другое;возможность получать радость от познания и совместного творчества, желание и стремление сделать жизнь малыша интересной, полной и красочной.

Наверно, вам тоже приходилось слышать высказывания некоторых гордых мам: «Я со своим ничем не занималась, и ничего – растет не хуже других!» А если бы занималась? Сколько нераскрытых возможностей осталось в ее малыше! Конечно, такие способности, как мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Поэтому создание программы раннего развития малышей от 1,6 до 2,6 лет «Развивай – ка» в дошкольном образовательном учреждении является актуальным.

Педагоги-классики отличаются от педагогов-новаторов в сроках начала обучения, и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно сложно выносить ту нагрузку, которую предлагают в школе. Он с трудом учится читать, считать, осваивать письмо. В дальнейшем это ведет к трудностям и в других школьных предметах.

К тому же современный мир выдвигает довольно жесткие требования к нынешнему поколению. От вас зависит, насколько гармонично войдет в этот мир ваш человечек, легко ли ему будет адаптироваться к тем или иным условиям.

Представьте себя на месте крошечного, еще не родившегося ребенка. Ему тепло и уютно в мамином животе. Он видит свет, слышит звуки, чувствует. Уже в это время он не пассивен: ученые доказали, что он непрерывно воспринимает и запоминает информацию. После рождения включаются все его системы: начинают развиваться зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. И, самое главное, включаются мощные механизмы адаптации, ребенок приспосабливается к условиям его настоящей и будущей жизни. Основа всего этого – сравнение и информация. Как отличить желтый свет от красного, если глаз постоянно находится в темноте? Как научиться различать голоса родителей, если вокруг постоянно тишина? Что такое ветер и как на него реагировать терморегулирующим центрам, если вокруг постоянная температура и влажность? Многие из этих процессов проходят на подсознательном уровне, но это не уменьшает значение информации. В ранний период развития мозга (от рождения до трех лет), малыш подобен информационной губке: ему необходимо знать все об этом мире.

Актуальность этой программы состоит в том, что раннее развитие и получение нужной для раннего развития информации для ребенка – это не желание и возможность, а необходимость. Рамки Монтессори, кубики Зайцева, карточки Домана, разнообразные игры, игрушки и пособия – все это информация об окружающем мире. Даже особый комплекс упражнений – динамическая гимнастика – это информация о гравитации, пространстве и способностях тела.

Отличительной особенностью программы является использование методики Марии Монтессори для раннего развития малышей. В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Когда наступает благоприятный (сензитивный) период малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать максимально подходящее условия для развития малыша. Можно тоже предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовиться. Упражнения по методу Монтессори позволяют создать условия для развития тех или иных способностей. Основной девиз методики «Помоги мне это сделать самому».  Занятия по программе «Развивай-ка» это игры  занятия, в основе которых лежат упражнения, разработанные в рамках монтессори-метода, дидактические материалы и подручные материалы.

Положение о независимости ребёнка в процессе воспитания перешло из концепции Монтессори в систему образования в целом. Роль воспитателя заключается в помощи ребёнку самостоятельно что-либо сделать, но не делает за него. Помощь заключается в подготовке предметно-пространственных условий для освоения конкретного навыка.

Принципиальное отличие методики развития Монтессори в том, что  это программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и одновременно индивидуализации каждого ребёнка. Попросту, воспитатель сопровождает ребёнка на пути развития, приспособления к жизни в обществе, позволяет изучать мир теми способами, которые он выбирает сам. Это целостная образовательная система, представленная в виде прописанных положений (о процессе развития человека и факторах влияния на него).

Данная программа адресована для детей в возрасте от 1,6 до 2,6 лет.Личностно-ориентированная модель образования позволяет воспитателю следит за психическим и физическим развитием каждого воспитанника раннего возраста, ребёнок познаёт мир во всём его многообразии. Следование к целевым ориентирам позволяет развитию инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитию воображения.

         Занимаясь с ребенком ранним развитием, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребности в знаниях об окружающем мире.

Каждый ребенок – это самостоятельная личность, он сам вправе решать, кем ему быть и чем заниматься. Решать за него – преступление против личности. Именно здесь корни проблем с психикой и адаптацией ребенка в обществе. Родители и педагоги  могут только помочь ему, предлагая игрушки, игры, пособия, информацию.

Каждый педагог и родитель скажет, что видеть ребенка как творческую личность, видеть его успехи в выбранной им самим сфере – предел мечтаний, цель всего воспитательного процесса. База для этого – умение добывать информацию, способность принимать решения и творческий потенциал. Именно на это может и должно быть направлено средство достижения поставленной цели – раннее развитие.

 Раннее развитие – это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха во многих областях деятельности.

 1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: Изучение окружающего мира доступным для ребенка способом – опираясь на чувственный опыт и развитие мелкой моторики руки.

Задачи программы:

Развивающие:

  • Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности;
  • Сенсорное развитие детей раннего возраста;
  • Развитие познавательных способностей;
  • Расширение кругозора;
  • Развитие активной речи путем развития мелкой моторики руки;

Оздоровительные:

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни.
  • Создание эмоционального фона у ребенка раннего возраста;
  • Организация максимально подходящих условий для развития ребенка;

Воспитательные:

  • Усвоение социальных форм поведения;
  • Формирование интереса к работе с различными материалами;
  • Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу, уметь договариваться.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение родительской компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.

  1. Содержание программы

Учебный план (группа раннего развития 1,6 – 2,6 лет)

№ п/п

Виды занятий

Группа раннего развития

(1,6 – 2,6 лет)

1.

Развитие творческих способностей

Количество занятий:

  • в неделю
  • в месяц
  • в год

2

8

72

Продолжительность одного занятия

Не более 10минут

Тематическое планирование

Месяц

Содержание

Количество

Сентябрь

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Ноги ходят сами».

3.Знакомство с кошкой.

4. Ходьба по линии. Линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной.

5.Упражнение в тишине «Подойди ко мне».

Учить детей сидеть тихо, не разговаривать, развивать усидчивость, терпение. Аутотренинг (музыка для расслабления).

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Ноги ходят сами».

3.Знакомство с кошкой.

4.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй пальчик».

5. Ходьба по линии. Линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Ноги ходят сами».

3.Знакомство с собакой.

4. Ходьба по линии с мягкой игрушкой. Линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: мягкая игрушка, колокольчик, мячик маленький, погремушка, цветы.
Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках и несут игрушку. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой.

5.Упражнение в тишине «Подойди ко мне». Учить детей сидеть тихо, не разговаривать, развивать усидчивость, терпение.

Аутотренинг (музыка для расслабления)

2

1.Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Ноги ходят сами».

3.Знакомство с собакой.

4.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй пальчик».

5. Ходьба по линии с колокольчиками. Линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: мягкая игрушка, колокольчик, мячик маленький, погремушка, цветы.
Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках и несут игрушку. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой.

2

Октябрь

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Ручки».

3.Знакомство с уточкой.

4.Игры с водой. Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка. Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Воспитатель демонстрирует ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложит ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдаем за ним при этом. В заключение упражнения воду выливаем. Сосуд насухо вытираем.Уборка относится к ходу игры.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Ручки».

3.Знакомство с уточкой.

4.Пальчиковая гимнастика.

5..Игры с водой.Игра «Аквариум или Рыбалка». Игрушки: банка с водой, пуговицы, мозаика, фишки, шарики, поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг. Мелкие предметы бросаем в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить,доставать «со дна морского». Ребенку даем возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать надо не помогая другой рукой.В заключение упражнения воду выливаем. Сосуд насухо вытираем. Уборка относится к ходу игры.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Ручки».

3.Знакомство с лягушкой.

4.Игра «Переливание». Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка.
Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах. Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества воды?", "Где воды больше?" Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В заключение упражнения воду выливаем. Сосуд насухо вытираем. Уборка относится к ходу игры.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Ручки».

3.Знакомство с лягушкой.

4.Пальчиковая гимнастика.

5.Игры с водой и губкой. Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка. Наливаем немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, стараемся перенести воду в другую, пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легко и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш. В заключение упражнения воду выливаем. Сосуд насухо вытираем. Уборка относится к ходу игры.

2

Ноябрь

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Два дерева».

3.Знакомство с мышкой.

4.Игра «Секретный сундучок». В большую коробку складываем флаконы, баночки разные, коробочки картонные. Важное условие: все они должны закрываться крышками. В каждый предмет складываем что-то мелкое – от фасоли, гороха и до игрушек из «Киндер-сюрприза» и мышку тоже прячем в одной из коробок. Раскручивая эти емкости, ребенок не только удовлетворяет любопытство, но и активно развивает мелкую моторику руки.Уборка игрушек относится к ходу игры.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Два дерева».

3.Знакомство с мышкой.

4.Пальчиковая гимнастика.

5.Игра «Покормим мышку фасолью». Берем пластмассовые баночки из-под пластилина, прорезаем дырочки – «рот» и предлагаем ребенку покормить мышку фасолью. За счет того, что мелкий предмет сложно взять пальцами, а тем более просунуть в маленький рот, ребенок будет тренировать моторику, глазомер и терпение.Уборка игрушек относится к ходу игры.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Два дерева».

3.Знакомство с лисой.

4.Игра «Мешочки». Игрушки: пшено или гречка, воздушные шары плотные, воронки, мисочки, ложки, подносы. Предлагаем ребенку насыпать пшена в мешочек с помощью воронки и ложки. Угостим лису пшеном, чтобы она сварила себе кашу и  стала добренькой.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Два дерева».

3.Знакомство с лисой.

4.Пальчиковая гимнастика.

5.Игра «Массажные шарики». Игрушки: шары воздушные, крупы разные, миски, ложки, подносы.Предлагаем сделать волшебные шары, с помощью воронки, а горох можно и без воронки, наполнять шары крупами. Воспитатель туго завязывает шары. Массажные шарики катаем между ладошками, проговаривая стихи и потешки.

2

Декабрь

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Шли мы вместе».

3.Знакомство с цыпленком.

4..Игра «Пересыпание крупы из одного сосуда в другой». Игрушки: пластмассовые стаканы, подносы, миски. В стаканах крупа, ребенку предлагаем пересыпать крупу из одного стакана в другой. Или из миски в миску, очень аккуратно стараясь не рассыпать крупу на стол.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Шли мы вместе».

3.Знакомство с цыпленком.

4.Пальчиковая гимнастика.

5.Игра «Волшебный тазик». В относительно глубокую и широкую миску насыпаем крупы, макароны. Небольшие предметы: декоративные стекла, ракушки, игрушки изкиндер сюрприза «закапываем» в этом содержимом. Задача ребенка найти спрятанные игрушки. Воспитатель показывает, а потомпросит ребенка найти клад или сокровища.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Шли мы вместе».

3.Знакомство с петушком.

4.Игра «Покормим петуха горошком». В миски насыпаем горох и фасоли, просим ребенка покормить петуха только горошком. За счет того, что мелкий предмет сложно взять пальцами, а тем более просунуть в маленький рот, ребенок будет тренировать моторику, глазомер и терпение.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Шли мы вместе».

3.Знакомство с петушком.

4.Пальчиковая гимнастика.

5.Игра «Пересыпака». Игрушки: мисочки, ложки, подносы. Предлагаем ребенку из одной мисочки пересыпать крупу в другую ложкой. Можно использовать детскую мельницу.Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой.

6.Игра «Угостим петушка». Игрушки: бутылки пластмассовые узким горлышком, крупа разная, миски, подносы. Ребенок накладывает в бутылочку только семечки, угощаем петушками семечками, ребенок будет тренировать моторику, глазомер и терпение.

2

Январь

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Шли мы вместе».

3.Знакомство с ежиком.

4.Тактильная игра. Доски для ощупывания.Ощупывая разные поверхности, ребенок сможет научиться ассоциировать их с понятиями "гладкий" и "грубый". Такое задание очень полезно для сенсорного развития ребенка. Учить детей различать различные поверхности, развивать осязаниеПоказ с помощью демонстрационного материала.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Шли мы вместе».

3.Знакомство с ежиком.

4. Игра «Шероховатые таблички» Ткань различная по фактуре: мягкий, колючий, гладкий.

Учить детей различать различные поверхности, развивать осязаниеПоказ с помощью демонстрационного материала.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Зайка прыгал».

3.Знакомство с зайчиком.

Игра «Разноцветная карусель». Игрушки: разноцветный круг из картона с цветными ячейками соответствующими цветами прищепок, прищепки, подносы. Ребенку предлагается найти и соединить прищепку и ячейку на круге одинакового цвета, называя его. Такая игра отлично развивает "пинцетный" захват, а это пригодится во время обучения ребенка, как правильно держать ручку при письме.                 

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Зайка прыгал».

3.Знакомство с зайчиком.

Игра «Сушим вещи»Игрушки: веревка, прищепки, маленькие кусочки ткани.Постираем заиньке белье и развешаем сушить. Ребенок развешивает на небольшом отрезке веревки маленькие кусочки ткани. Такая игра отлично развивает "пинцетный" захват, а это пригодится во время обучения ребенка, как правильно держать ручку при письме. 

2

Февраль

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Танец бельчат».

3.Знакомство с белочкой.

Игра с кинетическим песком. Игрушки: кинетический песок, формочки фрукт, подносы, лопаточки. Предлагается слепить для белочки вкусные фрукты.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Танец бельчат».

3.Знакомство с белочкой.

4. Пальчиковая гимнастика.

5.Игра «Угостим белку орехами». Игрушки: подносы, миски, фольга, орехи, «дупло». «Дупло» - пластмассовая бутылка с отверстием, оформленное под дупло белки. Предлагается покормить белочку орехом, прежде орех завернув в фольгу и опустить в дупло.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «У жирафов».

3.Знакомство с жирафом.

  1. 5.Игра «Конструктор». В игре не используется покупной лего. Предлагаем ребенку камушки, кусочки ткани, солому, веревочки, брусочки из дерева, ракушки. Эти материалы предоставляем в распоряжение малыша и наблюдаем.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «У жирафов».

3.Знакомство с жирафом..

4. Пальчиковая гимнастика.

  1. 5.Игра «Пазлы». Берем картинки с животными, старые яркие открытки разрезаем два, три, четыре части. Показываем, как можно сложить картинку. Дети с удовольствием подхватывают это занятие. Пазлы развивают пространственное мышление.

2

Март

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Шли мы вместе».

3.Знакомство с лошадкой.

4. Игры с застежками. Рамки застежки, рамки со шнурками. Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки,крючки. Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс. Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см. в диаметре с 4 или 6 большими дырками - они тоже воплощают идеи Марии Монтессори.Учить детей застегивать и расстегивать замочки, завязывать и развязывать шнурки, развивать мелкую моторику рук.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Шли мы вместе».

3.Знакомство с лошадкой.

4.Игра «Шнуровка».Рамки застежки, рамки со шнурками. Ребенку предлагается различные игрушки шнуровки. Учить детей застегивать и расстегивать замочки, развивать мелкую моторику рук.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Хлоп -  хлоп хлопаем в ладоши».

3.Знакомство с тигром.

Игра «Волшебные узоры». Рисование пальцем на манке. Следы лап тигра рисуем на манке. Развивает мелкую моторику, концентрации внимания, воображения.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Хлоп хлоп хлопаем в ладоши».

3.Знакомство с тигром.

Рисование на манке. Развивает мелкую моторику, концентрации внимания, воображения.

2

Апрель

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Мишка косолапый».

3.Знакомство с мишкой.

4.Игра «Как это звучит». Детям предлагаем играть на детских  музыкальных инструментах, развеселить мишку топтыжку.  Ведь главное - создавать звуки, а дети это любят! И чем большим будет это разнообразие инструментов и видов музыки, тем острее станет слух ребенка к звукам внешней среды.Учим детей прислушиваться к различным шумам, развиваем слуховое восприятие.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Мишка косолапый».

3.Знакомство с мишкой.

4.Игра «Как это звучит». Предлагаем пластиковые 0,5 бутылки заполнять камушками, монетками, крупой и т.д. И еще для игры понадобятся: кастрюли эмалированные маленькие, сковороды, ложки железные и деревянные. Какому ребенку не нравится отбивать такт черпаком по кастрюле или по сковородке, трясти пластиковыми бутылками с камушками или монетками.Ведь главное - создавать звуки, а дети это любят! И чем большим будет это разнообразие инструментов и видов музыки, тем острее станет слух ребенка к звукам внешней среды. Учим детей прислушиваться к различным шумам, развиваем слуховое восприятие.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Погремушки».

3.Знакомство с волком.

4.Игра «Разложи правильно». Игрушки: два контейнера, игрушки маленькие и большие. Ребенок раскладывает предметы по категориям "большой" и "маленький". Такое задание по системе Монтессори позволяет ребёнку различать предметы по размерам.

Развивающая игра из серии «Умный ребенок» - «Большой и маленький»

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Разминка «Погремушки».

3.Знакомство с волком.

4.Игра «Разложи по цвету». Игрушки: игрушки разных цветов: желтые, красные, синие и зеленые, четыре контейнера одинаковые по размеру. Распределение по категориям - одно из самых популярных упражнений для раннего развития детей. Ребенок распределять предметы по цветам. Для этого перемешаем отобранные игрушки разных цветов вместе и предлагаем ребенку разложить их по цветам: желтые, красные, синие и зеленые. Усложнить игру можно тем, что предметы нужно перекладывать не пальчиками, а щипчиками.

2

Май

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Танец с платочками.

3.Игра «Розовая башня». Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы - 10 деревянных окрашенных в розовый цвет кубиков. Длина наименьшего 1см., длина наибольшего 10 см.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Танец с погремушками.

3.Игра «Волшебный мешочек», сортеры- для развития восприятия на ощупь – стереогностика.

2

1. Традиционное приветствие «Здравствуйте ладошки».

2.Игра «Автобус»

3. Игра «Русская матрешка».

Воспитатель показывает ребенку, как открывается матрешка, и последовательно достает все 10 кукол. Затем ребенку показывает, как можно выстроить из них ряд от большой матрешки к маленькой. Затем матрешки, начиная с девятой, разбираются, вкладываются одна в другую и закрываются. Ребенку предлагается раскрыть матрешку, выстроить ряд куколок от большой к маленькой, а затем их вложить обратно друг в дружку.Это игра способствует концентрации  внимания, координации движений, утончению зрительного чувства, умению сравнивать предметы по величине, строить сериационный ряд, формированию представления: «большой-маленький», «глубокий - мелкий», «высокий-низкий», «больше, чем…», «ниже, чем…».

2

Итоговое занятие «Колобок».

2

Всего

72

  1. Планируемые результаты

К концу учебного года дети:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения предметов быта и умеет пользоваться ими;

- владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

-  владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами к взрослым, понимает их речь; знает названия предметов и игрушек;

 - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движении и действиях;

 - проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

 -  проявляет интерес к песням, стихам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;

-  у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений - бег, лазанье, перешагивание и прочие движения.

2.  Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Годовой календарный учебный график является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году, составлен в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, Федеральным законом. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Содержание

Продолжительность

Количество дней

Период учебного года

03.09.2018 г. – 31.05.2019 г.

182 дня

Недельный режим

Понедельник - пятница

5 дней

Определение уровня достижения детьми целевых ориентиров

20.05.2019г. – 24.05.2019г.

5 дней

Дни творческих   каникул*

27.12.2018г.-28.12.2018г.

2 дня

Летний оздоровительный период*

03.06.2019 г. – 30.08.2019 г.

64 дня

Праздничные дни

05.11.2018г.

01.01.2019 г. – 08.01.2019 г.

08.03.2019 г.

01.05.2019г. – 03.05.2019г.,

09.05.2019г. – 10.05.2019г.

16 дней

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

180

* В дни творческих каникул и в летний оздоровительный период воспитанники ДОУ посещают дошкольное учреждение. Непосредственно образовательная деятельность не проводится. Проводится непосредственно образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальная, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая деятельность). Организуются спортивные и подвижные игры, спортивные и музыкальные праздники, досуги, экскурсии, а также увеличивается продолжительность прогулок.

2.2. Условия реализация программы

Организационные принципы группы

1. Подготовленная среда.

2. Педагог как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребёнка.

3. Свободная работа ребёнка в специальной подготовленной среде.

1. Подготовленная среда - это структурированное окружение, включающее всебя:

а) Помещение, оборудованное с учётом детских возможностей, культурных и национальных традиций, эстетических требований.

б) Мебель, предметы подобраны в соответствии с ростом детей, а также они должны быть лёгкими, чтобы дети сами могли переставлять её в случае необходимости с места на место. Все предметы, предназначенные для работы детей, должны находиться на уровне глаз ребёнка, он должен быть способен взять любой материал самостоятельно, без помощи воспитателя.

в) Пространство предусматривает как рабочие места за столиками, так и места на специальных ковриках, для работы с материалом на полу. С учётом потребности ребёнка в движении полки с материалом должны находиться на расстоянии от рабочего места, дабы удовлетворить эту потребность. Весь материал на полках располагается в соответствии с сензитивными периодами ребёнка, а также в связи с характером выполняемой деятельности.

г) Развивающие материалы:

• материал должен иметь привлекательный вид, чтобы ребёнку захотелось взять его в руки, манипулировать с ним, что перекликается с требованием Монтессори о воспитании «чувства прекрасного» в детях;

• у каждого материала есть своё место;

• каждое упражнение включает в себя предметы, которые выставляются в комплекте, чтобы ребёнок мог взять его и принести на рабочее место;

• материал должен быть чистым, полностью укомплектованным, в хорошем состоянии;

2.Педагог как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка.

Подготовленный воспитатель, знающий законы развития детей в данном возрасте, закономерности воспитания и придерживающийся «духа Монтессори-педагогики» играет свою роль и решает свои задачи. Кроме безусловной любви и принятия ребёнка таким, какой он есть, взрослый является ещё и посредником между ребёнком и его окружением. Когда ребёнок осознаёт себя как отдельную личность, он уже много чего хочет, но далеко не всё может сделать сам. «Помоги мне это сделать самому!» - вот чего ждёт ребёнок от взрослого к своим 1,6 годам, и именно в этом состоит роль взрослых, работающих по программе «Развивай-ка».

В индивидуальной работе с ребёнком педагог использует следующие методы:

• Презентация - точный, медленный, разделённый на фазы показ одному ребёнку способа работы с материалом. Включает в себя этапы подготовки к работе (переноску, раскладку и т.п.), показ основного алгоритма, способ самоконтроля ошибок, уборку. Во время презентации педагог находится справа от ребёнка на его уровне. Показ действия и комментарий во время презентации всегда разделены: когда показываем действие - молчим, когда говорим - ничего не показываем. Это позволяет ребёнку достичь концентрации внимания.

• Упражнения - показ нового, более сложного (а в некоторых случаях — наоборот, упрощённого) способа работы. В показе упражнений отсутствует фаза подготовки и фаза уборки - это ребёнок уже умеет делать сам.

• Трёхступенчатое занятие для расширения словарного запаса. Для проведения занятия выбирают не более трёх новых понятий сразу. /Иногда это могут быть два знакомых ребёнку понятия, а одно - новое/.

На первой ступени взрослый знакомит ребёнка с эталоном, задействуя, по возможности, все органы чувств и ассоциации ребёнка. Например, поочерёдно обводят пальцем, трогают, рассматривают и затем называют предметы.

На второй ступени понятие переводят в пассивный словарь (называет взрослый, а ребёнок показывает, находит, прячет и т.д.).

На третьей ступени понятие переходит в активный словарь ребёнка. (Взрослый показывает - ребёнок называет).

Занятие занимает не более 10 минут. Самая длинная - вторая ступень. Здесь очень важно «попасть в темп». Ребёнка нельзя торопить, но как только он выполнил одно задание, сразу же предлагаем следующее. Взрослый не должен давать длинных многословных объяснений и инструкций. Звучать должны именно те слова, которые нужно запомнить.

Материально-техническое обеспечение

•        Базовый набор автодидактичеких материалов, созданный самой Марией Монтессори и ее последователями в разных странах мира;

•        Технические средства обучения и администрирования образовательной организации, а так же расходные материалы к ним рассчитываются каждой организацией в соответствии с ее конкретными возможностями.

•        Музыка для раннего возраста.

•        Сборник песен и потешек для раннего возраста.

2.3. Оценочные материалы

Форма подведения итогов: итоговая образовательная деятельность по сенсорному развитию для родителей и воспитателей.

В целях изучения сенсорного развития проводится мониторинг по методике Т. В.  Николаевой и включает в себя следующие параметры определения результативности по сенсорному развитию детей:

восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);

восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

разрезные картинки (2-2,5 г. – две части; 2,5-3 г. – три части);

детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма – крыша, столбик);

складывание пирамиды из трех колец одного цвета, уменьшающихся по величине (2-2,5 г.); складывание трех пирамид разного цвета из трех колец, уменьшающихся по величине (2,5-3 г.);

постройка дорожки из трех кирпичиков (2-2,5 г.); постройка дорожки узкой из трех кирпичиков и дорожки широкой из трех пластин (2,5- 3 г.);

постройка башни из двух кубиков и трехгранной призмы (2-2,5 г.); постройка дома из четырех кубиков и трехгранной призмы (2,5-3 г.);

постройка кроватки из кирпичика, положенного плашмя, и двух по краям (2-2,5 г.); постройка диванчика из трех кубиков и трех кирпичиков, поставленных вертикально (2,5-3 г.).

игровые задания: «Нарисуй круг, яблоко, дождик», «Слепи мячик, яблоко, пряник, грибок».

2.4 Методические материалы

Методы работы:

Наглядный (показ игрушек, предметов)

Словесный (объяснение; обсуждение; рассказ сказки; инструктаж).

Практический (самостоятельная и коллективная работа, в парах, игра, беседа).

Приёмы работы:

Показ педагогом;

Приём подражания «Повтори как я»;

Формы занятий:

- занятие – игра;

- мини занятие;

- открытое занятие.

Принципы обучения:

- последовательности;

- систематичности;

- развивающего обучения.

Структурная организация занятий

На протяжении всех занятий педагог знакомит малышей с игрушками и предметами, учить взаимодействовать этими предметами, благодаря такой работе дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, развивают мелкую и крупную моторику, речь, а также сенсорное развитие. Самое главное они приобретают навыки самостоятельности, самообслуживания и самодисциплины.

Каждое занятие начинается с музыкальным приветствием, дальше игры на эмоционально-тактильный контакт взрослого и ребёнка, пальчиковые игры, игры на повторение текстовых движений, тематические песенки с танцевальными движениями, музыкальные игры с использованием инструментов, потом воспитатель предлагает игры по содержанию занятий, заканчивается работа ритуалом прощания.

Структура занятия

  1. Музыкальное приветствие, которое располагает малышей на плодотворное сотрудничество на протяжении всего занятия.
  2. Музыкальная подвижная игра, которая готовить мелкую и крупную моторику, головной мозг  ребенка к восприятию учебного игрового материала.
  3. Обучающая развивающая игра, где воспитатель знакомит новой игрушкой. Затем презентация - точный, медленный, разделённый на фазы показ ребёнку способа работы с материалом. Включает в себя этапы подготовки к работе (переноску, раскладку и т.п.), показ основного алгоритма, уборку. Во время презентации педагог находится справа от ребёнка на его уровне. Показ действия и комментарий во время презентации всегда разделены: когда показываем действие - молчим, когда говорим - ничего не показываем. Это позволяет ребёнку достичь концентрации внимания. Потом ребенок работает с материалами под наблюдением взрослого.
  4. Ритуал прощания.

Занятия рассчитаны на мини – групповую и индивидуальную работу. Они построены с максимальным использованием мелкой моторики ребенка, пения и музыцирования, пальчиковых, развивающих и подвижных игр. Таким образом, на занятии ребенок постоянно передвигается: действует предметами, двигается, танцует и  поет. Все это позволяет превратить такую сложнейшую  деятельность, по усвоению окружающего мира  в игру-забаву, что ведет к сохранению здоровья и радость от получения знаний.

2.5. Список литературы

  • М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» (концепция свободного саморазвития ребенка в специально-подготовленной развивающей среде).
  • Е.А. Хилтунен авторская программа «Воспитание и обучение в российском Монтессори – детском саду и начальной школе» (опыт работы с детьми в рамках федерального эксперимента «Монтессори в России» в учебно-воспитательном комплексе №1641 г. Москва, 1993 – 2000гг.)
  • О.Ф. Борисова и педагогический коллектив МДОУ «Детский сад комбинированного вида №14» г. Снежинска Челябинской области «Программа развития ребенка дошкольного возраста для дошкольных учреждений, реализующих педагогическую технологию М. Монтессори» (опыт работы с детьми по методу Монтессори в государственном учреждении с 1993г. по н.в.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе

Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеразвивающая программа «Запоминай-ка!» Мнемотехника Направленность программы: Социально -педагогическая Уровень программы: Вводный

    Дополнительная общеразвивающая программа«Запоминай-ка!» МнемотехникаНаправленность программы: Социально -педагогическаяУровень программы: Вводный...