Консультация "Если в семье ребёнок с задержкой психического развития"
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_v_seme_rebenok_s_zpr.docx | 274.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Если в семье ребенок с ЗПР»
Диагноз «Задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: «Почему это случилось именно с моим ребёнком? Что же делать дальше?»
Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребёнка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребёнка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии.
Под ЗПР понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).
Специалисты называют детей с ЗПР «детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью».
Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна.
Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные фразы.
Воспитание в семье ребенка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С признанием того, что в семье растет ребенок с ЗПР, ответственность родителей значительно возрастает. В этой ситуации родителям важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психоневрологу, как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребенка.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе:
- Родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс, пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
- С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога.
- Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком на экскурсии, в магазин, в зоопарк, на детские праздники.
- Больше разговаривать с ним о его проблемах, даже если его речь невнятна, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду.
- Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.
- Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию.
Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие речи. Поэтому родителям также необходимо обеспечить ребёнку возможность разработки мелкой моторики: конструкторы; пазлы; игры-вкладыши; мозаика; кубики и мячики разного размера; пирамидки и кольцеброс; тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Можно предложить ребенку лепку из пластилина, рисование пальчиковыми красками, нанизывание бусинок, вышивание.
Рекомендуется использовать подвижные игры, методику логоритмики, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
В заключение следует подчеркнуть: очень важно своевременно обратить внимание на задержку в психическом развитии своего ребенка — чем раньше начата работа с ребенком, чем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и осознавая свою несостоятельность.
Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принци...
Формирование понятий о семье у ребёнка с задержкой психического развития с целью социального воспитания
Рассматриваются вопросы формирования социальных навыков у детей с проблемами в развитии в процессе проведения серии игровых занятий, дидактических игр и упражнений, опираясь на задачи программы...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКАС ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА, ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции ЗПР и полноценного личностного развития детей....
7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)
Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...
Методические рекомендации «Особенности развития общения со взрослыми у детей семи лет с задержкой психического развития».
Для детей с задержкой психического развития общение со взрослым является одним из важнейших факторов, необходимых для достижения соответствующего возрасту уровня развития. Общение для детей с ЗПР еще ...
«Как помочь ребёнку с задержкой психического развития?».(Консультация для родителей)
Консультация для родителей....