Конспект НОД по формированию диалогической речи в старшей логопедической группе с ОНР " В гости к медведю-хозяину леса "
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Формирование и развитие диалогической формы речи у старших дошкольников с ОНР. Развивать диалогическую речь, обучать умению формулировать и задавать вопросы, приобщать к правилам ведения диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_formirovaniyu_dialogicheskoy_rechi.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию диалогической речи
в старшей логопедической группе с ОНР
" В гости к медведю-хозяину леса "
Дырда Алина Олеговна
Учитель-логопед высшей кв. категории
МДОУ № 49 «Золотой петушок»
Цель: формирование и развитие диалогической формы речи у старших дошкольников с ОНР.
Задачи:
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к природе и животному миру;
- воспитывать уважение к участникам диалога.
Коррекционно-образовательные:
Приобщать к правилам ведения диалога:
- вырабатывать умение слушать и понимать собеседника,
- формулировать и задавать вопросы,
- строить ответ в соответствии с услышанным,
- учить вежливо и тактично вести диалог с взрослыми и детьми,
- учить речевому этикету.
Коррекционно-развивающие:
Развивать диалогическую речь, включать детей в активный диалог со сверстниками.
Оборудование: атрибутика леса, костюмы лесных персонажей, наглядные пособия, экран, проектор, слайдовые презентации, аудиозаписи, счетные палочки, магниты с изображениями медведей.
Ход НОД:
Вводная часть
Сюрпризный момент.
Логопед обращает внимание играющих детей на яркий осенний лист на подоконнике групповой комнаты.
- Посмотрите, ребята, какой яркий листок принес нам ветер! Это необыкновенный лист, на нем написано приглашение для детей нашей группы на прогулку в волшебный, осенний лес.
Принимаем приглашение? (Дети: Да!) Давайте закроем глаза, я взмахну волшебной палочкой, и мы произнесем волшебные слова:
Волшебство сейчас начнется,
Детям ярко улыбнется,
Стоит Палочкой взмахнуть,
Позовет в далекий путь!
Основная часть.
Логопед.
- Хорошее у вас настроение? Посмотрите, какая чудесная сегодня погода! Воздух свежий, приятный! Давайте сделаем упражнения для дыхания.
Дыхательные упражнения с мимической гимнастикой.
Дети делают глубокий вдох, плавно соединяют руки округло над головой и произносят протяжно звук «О оо» - удивление. Резко опускают руки вниз и произносят коротко «О». Затем со всеми гласными звуками.
- А теперь отправимся в путешествие по осеннему лесу. Но вначале вспомним, как надо вести себя в лесу?
Игра – «Друзья природы» - диалог логопеда с каждым ребенком по картинке (на экране). Дети дают ответы на вопросы логопеда о правилах поведения в лесу. Вдруг раздается треск и шуршание поломанных веток.
Логопед.
- Ребята, посмотрите, тут чьи-то следы! Кто-то здесь прошел.
Игра – «Чей след?» - диалог логопеда с детьми - дети подбирают притяжательные прилагательные к «следам» животных, демонстрируемых на экране).
Логопед.
- А чей же этот самый большой след?
Дети. Это след медведя –медвежий след.
Логопед. - Правильно. Медведь - истинный хозяин леса. Медведь всегда олицетворял лучшие качества народа.
- А какие качества олицетворяет медведь, вы, помните?
Дети. Силу, добродушие, умение быть хорошим хозяином, способность защитить свой дом, свои границы.
Раздается треск и на поляну выходит Медведь (анимация на экране).
Медведь.Это кто пожаловал в мой лес? Что за непрошенные гости?
Я - хозяин этого леса! С чем вы пожаловали?
Дети. Мы хотим с тобой познакомиться, медведь! Узнать о тебе побольше!
Медведь. Я -бурый медведь. Живу в этом лесу. А вы знаете, почему медведя называют медведем?
Дети.Потому что медведь любит мед.
Потомучто медведь ведает, где мед находится.
Логопед. А что значит «ведает»?
Дети.Это значит, что медведь знает, где мед находится.
1 Ребенок. Мишка, а почему говорят, что ты неуклюжий и неповоротливый?
Медведь. Нет. Это неправда. Я умею быстро бегать, могу даже лошадь догнать, хорошо плаваю, ловко лазаю по деревьям. А добился я таких результатов с помощью физкультуры. А вы любите физкультуру? Зарядку делаете?
Дети. Да. Сейчас мы тебе покажем.
Мультфизкультминутка (анимация на экране)
2 Ребенок. Мишка, скажи, а у тебя есть братья?
Медведь. Да, есть. Я – бурый медведь, лесной. А может быть вы сами назовете моих братишек? (дети перечисляют: белый медведь, панда и т.д.)
Логопед. А еще есть небесный Мишка, но мы его сможем увидеть только если полетим в космос.
Логопед. А на чем мы можем полететь в космос? (Дети. На ракете)
Медведь. А где же мы возьмем ракету,ребята? (Дети. Мы ее построим!)
Логопед. Сначала подготовим наши пальцы для строительства ракеты.
Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5, в космос полетел отряд»
Раз, два, три, четыре, пять - (По одному загибают пальцы на обеих руках)
В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают вверх)
Командир в бинокль глядит, (Пальцы рук соединяются, образуя «бинокль»)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальцы обеих рук)
Поднимает руки в вышину, (Поднимают руки вверх)
Видит жёлтую луну. (Показывают круг)
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук)
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево)
Хвост его полоска света, (Присоединяют раскрытые пальцы второй руки -
А зовут объект комета. «хвост»)
Дети строят ракеты из палочек. Затем заходят в импровизированную ракету и отправляются с песней в космос.
На экране перед детьми открывается панорама звездного неба с созвездием Большой Медведицы.
Логопед.Ребята, посмотрите, какое небо, сколько на нём звезд. А вот это и есть Большая Медведица, а вот посмотрите, рядом с ней и маленький медвежонок. Это Малая Медведица. А что вы можете рассказать о Большой Медведице?
Дети. - Большая Медведица главенствует в небе.
- Большая Медведица находится над самой северной частью нашей
планеты.
- Эта часть планеты называется Арктика.
- Арктика – в переводе означает «медвежья страна».
Медведь. В космосе хорошо, но меня ждут в лесу. Пора мне споры разрешать, за порядком следить, воспитанием зверей заниматься.
Дети заходят в ракету и отправляются на землю.
Сценка «Зверята» (по О.Н.Сладкову) (исполняют дети).
Медведь - сидит посередине поляны на пеньке.
Прискакал Заяц.
Заяц. Беспорядки, медведь в лесу! Малые старых не слушают, вовсе от лап отбились!
Медведь. Как это так?
Заяц. Все по-своему делают, огрызаются, во все стороны разбегаются!
Медведь. А может они выросли?
Заяц. Куда там! Желторотые, короткохвостые, голопузые!
Медведь. Ай-яй-яй! Непорядок!
Прибежала Зайчиха.
Зайчиха. Было у меня 7 зайчат, а теперь ни одного не осталось!
Говорю им: - Куда вы, лопоухие, бежите? Лиса услышит и вам не поздоровится! А они мне в ответ:- А мы сами с ушами!
Прибежал Бельчонок.
Бельчонок. А я от бабушки ушел, а я от дедушки ушел, а я от папы ушел, а я от мамы ушел!
Медведь. Это что это еще за Колобок объявился?
Бельчонок. И вовсе я не Колобок – я солидный Бельчонок.
Медведь. (сердито): А сколько же тебе лет?
Бельчонок.Не сердись, дяденька медведь, годов мне еще ни одного, и пол года еще нет. Да только вы, медведи, живете 60 лет, мы белки – 10 лет. Вот и выходит, что на ваш медвежий счет мне ровно 3 года. Вспомни-ка ты себя, медведь, в 3 года. Небось тоже от мамы медведицы убегал?
Медведь. Что правда, то правда. Запутал ты меня заяц совсем, оторвал по пустякам от моих дел. Все в лесу как положено идет: старые старятся, молодые растут.
Заяц убегает. Появляется Мишутка.
Мишутка.
Я косолапый Мишка, Малину собираю.
Зовут меня Топтыжка. Я не боюсь в лесу
Чуть неуклюж я –да! Ни волка, ни лису!
Я по лесу гуляю,
Медведь. Куда торопишься,Мишутка?
Мишутка. Я тороплюсь в гости.
Медведь. Присядь на пенек, отдохни.
Мишутка. Ой, сяду на пенек, съем пирожок.
Логопед. Не садись на пенек, не ешь пирожок! Ребята, из какой сказки к нам пришел этот Медвежонок? (Ответы детей)
Логопед. Народ всегда относился с большим уважением к хозяину леса – медведю. Он - частый герой народных сказок. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки?Проводится викторина «В гостях у сказки»
Итог НОД. Сюрпризный момент
Медведь. Какие вы молодцы!Вижу я, как много вы знаете и умеете.
А у меня есть для вас подарок – мои портреты-магниты. А мне пора к моим медвежатам. До свидания, друзья!
Дети.Спасибо тебе Мишка! До свидания!
Логопед.Ну что, ребята, наше путешествие подходит к концу.
- Давайте вспомним, где мы сегодня побывали?С кем называется Медвежья страна? Где живет самая большая медведица и ее медвежонок?
- Понравилось ли вам быть артистами? и т.д.
Список литературы:
1.Бианки В. В. «Синичкин календарь» - Издательство: АСТ, 2018г.
2. Ганул Е.А. «Правила поведения на природе» - Издательство: Литера,2010г.
3. Коновалова Н.Г. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Комплекс упражнений; сюжетно-ролевое сопровождение. - М.: «Учитель», 2017г.
4. Куприкова Е.А. «Мы-медведи» - Издательский Дом ПИТЕР, 2019г.
5. Перовская О. В. «Ребята и зверята» - Издательство: «Махаон», 2016г.
6. Сладков Н.И. «Лесные сказки»- Издательство: «Малыш», 2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации....
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам.
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР.Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам....
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе
Данный конспект будет полезен учителям-логопедам для проведения занятия по развитию связной речи....
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе
Тема: Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам....
Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.
Тема занятия “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.Задачи:коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;коррекционно-развивающие: закреплять по...
Конспект НОД по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР . Гласные звуки А, О,У, И,Ы.
Данный конспект НОД помогает закрепить понятие "гласные звуки", учить давать их характеристику, сравнительную характеристику , помогает закрепить понятие "место звука в слове", раз...
Конспекты НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники. Для учителей - логопедов и воспитателей коррекционных групп.
Вашему внимаю предоставляются конспекты занятий, разработанные для старшей логопедической группы. В конспектах отображена последовательная работа по использованию приемов мнемотехники на занятиях по р...