Значение технического конструирования для детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шмакова Татьяна Геннадьевна

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предметно-практическое обучение (системно-деятельностный подход) занимает центральное место, а в системе современных информационных технологий ЛЕГО - технологии и робототехника приобретают ведущую роль в когнитивном и социально-эмоциональном развитии обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_znachenie_teh_konstr_dlya_detey_s_ovz.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Значение технического конструирования для детей с ОВЗ.

Шмакова Татьяна Геннадьевна- воспитатель высшей категории,

город Магнитогорск, 2023

Инклюзивное образование направлено на предоставление образовательных услуг детям с различными стартовыми возможностями. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предметно-практическое обучение (системно-деятельностный подход) занимает центральное место, а в системе современных информационных технологий ЛЕГО - технологии и робототехника приобретают ведущую роль в когнитивном и социально-эмоциональном развитии обучающихся с ОВЗ.

 Конструирование (от лат. Construere – строить, сооружать, создавать), Под конструированием понимают приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Во время сборки различных моделей из конструкторов включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение лего-технологий и робототехники являются незаменимыми в коррекционной работе.

Использование технического творчества помогает педагогу активизировать скрытые возможности детей с ОВЗ, что позволяет повысить их творческую активность, коммуникабельность и в результате будет способствовать успешной социализации ребёнка с ОВЗ, которая обеспечивает их полноценное участие в жизни общества. Использование технического творчества и образовательной робототехники в системе коррекционно-развивающих занятий следует рассматривать как один из наиболее эффективных способов решения образовательных задач ФГОС.

 Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии детей.  Они не замечают, что осваивают устный счет, состав числа, производят простые арифметические действия, знакомятся с геометрическими фигурами и геометрическими формами. От простых кубиков дети с ОВЗ постепенно переходят на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур (Танграм), к наборам «Юный строитель», «Юный конструктор» затем появляются первые простейшие механизмы – наборы «Юный техник».   Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором ЛЕГО, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей с ОВЗ в режиме игры.  

Через игровую деятельность с конструктором ЛЕГО расширяется кругозор детей, формируются представления об окружающем мире, в процессе работы они начинают осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.   

Работая с детьми с ОВЗ, мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Использование робототехники в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь даже трудные задачи решаются легче, если ребенок увлечен занимательным делом.

Робототехника оказывает на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, побуждает к высказыванию, помогает воспроизводить полученные знания и представления в своем воображении, способствует развитию воображения (можно изменить игрушку, добавляя детали). В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, происходит развитие творческих способностей.

Дети создают интересные модели из конструкторов с элементами робототехники и активно участвуют в конкурсах для детей с ОВЗ, «РобоМир», «Творчество юных», «Юные архитекторы», «Моя первая модель».

ЛЕГО дает детям полную свободу действий. Работа с конструктором является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы в развитии ребенка, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами и конструкторами. Дети могут работать как индивидуально, так и группами от 2 до 4 человек.  Перед работой знакомлю детей с темой, основными идеями построения. Затем переходим непосредственно к конструкторской деятельности. Здесь я придерживаюсь принципа «не навреди», так как   направляю ребенка на творческое воплощение собственной задумки в определенную модель. По завершении конструкторской деятельности предлагаю детям презентовать свою модель. Они могут продемонстрировать результат своей деятельности, рассказать о самых трудных, легких и интересных сторонах их деятельности. После этого детям оставляю свободное время для рефлексии, когда они могут поиграть со своей моделью, дополнить ее, создать проект совместно с другими детьми, применить свою модель в окружающей среде.  

Таким образом, используя техническое творчество и робототехнику в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ, мы пришли к выводу: лего-конструирование и робототехника являются важным дополнением к имеющимся в коррекционной педагогике методическим и дидактическим пособиям. Для успешной социализации детей с ОВЗ и переноса усвоенной информации в реальную жизнь, необходимо использовать разные дидактические материалы и лего – конструирование по праву занимает ведущее достойное место в решении задач коррекционной педагогики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности технического конструирования в развитие детей старшего дошкольного возраста.

В данном докладе идет речь о необходимости конструирования в старшем дошкольном возрасте....

Техническое конструирование в детском саду и его роль в развитии детей.

Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта. Ж. Пиаже...

Конспект коррекционной НОД по формированию навыков по техническому конструированию у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «Зайкина избушка»

Конспект коррекционной НОД  по формированию навыков по техническому конструированию  у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «Зайкина избушка»...

Техническое конструирование как вид детского творчества формирующий техническое мышление

Техническое конструирование как вид детского творчества формирующий техническое мышление....

Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники. Статья Козачок И.Н.

Аннотация: статья посвящена развитию технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение робототехники в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Автором описывается опыт созд...

Педагогическая находка на тему "Техническое конструирование для детей старшей группы"

laquo;С конструктором легче все уметь,                                            ...