Содержание изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха
презентация по коррекционной педагогике
Изобразительная деятельность играет большую роль в развитии детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важнейшим элементом работы изобразительной деятельности с детьми, имеющими нарушения слуха, является формирование замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями. Таким образом, при формировании навыков рисования глухих детей старшего дошкольного возраста используются следующие пути обучения : организация ориентировочно-исследовательской деятельности обучение навыкам на основе подражания (организация показа двигательного образца) проведение упражнении с целью отработки движений руки, их качеств повторение детьми словесной инструкции запоминание правил и регуляция с их помощью движений. Все эти способы должны использоваться в единстве.
Детское изобразительное творчество направлено на отражение окружающей действительности, которое обусловлено всем ходом психического развития. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве.
Этапы формирования изобразительной деятельности Первый этап. Вызывание интереса к изобразительной деятельности Начиная с раннего дошкольного возраста у нормально развивающихся детей возникает интерес к изобразительной деятельности. У ребенка же с нарушением слуха такого интереса нет. Для вызывания у детей интереса к самой изобразительной деятельности, для формирования у них представлений о том, что все то, что их окружает, может быть изображено, целесообразно на глазах у детей средствами изображения создавать те или иные конкретные объекты. Эту работу можно одновременно сочетать с упражнениями на развитие концентрации внимания, его переключения, слежения, увеличения его объема. Например , несколько раз из-за ширмы в одном и том же месте появляется игрушка «Мяч». Взрослый вместе с детьми обыгрывает мяч, потом его обследуют через ощупывающие движения, и, наконец, взрослый на глазах у детей лепит его.
После вызывания интереса к изобразительной деятельности с целью выявления у детей желания включиться в процесс создания изображения, рекомендуется выкладывать орудия изображения (карандаши, бумагу, краски, кисти, аппликационные элементы) на столиках у детей. Второй этап. Формирование первичных элементарных изобразительных умений С целью овладения детьми собственно изобразительными умениями целесообразно включать в работу игровые упражнения, которые одновременно способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, развитию осязательных ощущений и т. д.
Для обучения детей проведению линий в разных направлениях, используются задания со следующим алгоритмом выполнения: зарисовка взрослым линий на листе бумаги, проведение детьми по этим линиям указательным пальцем, самостоятельное изображение линий детьми. Для овладения детьми умением проводить вертикальные линии сверху вниз , можно использовать такие игры, как «Воздушный шарик», «Привяжем ленточки к шарикам» (рисование карандашами, красками и кистью ниточек к шарам сверху вниз), Для овладения детьми умением проводить горизонтальные линии слева направо , можно использовать следующие игры: «Где машинка? Вот машинка», «Дорожки» (рисование линий слева направо карандашами, красками и кистью). Для формирования способности проводить наклонные линии целесообразно использовать следующие игры: «Вот какая высокая горка» (рисование карандашами, красками и кистью наклонных линий сверху вниз), Для обучения изображать замкнутые линии можно использовать такие игры, как «Гуляем по извилистой дорожке», «Клубочек» (изображение кругообразных линий карандашами, красками и кистью).
Для формирования умения производить элементарные действия с пластилином , с детьми можно проводить следующие игры: «Покормим птичек» ( отщипывание маленьких кусочков от большого куска пластилина); Для овладения способностью изготавливать простые аппликации взрослый показывает способ создания аппликационных работ, а дети на основе подражания его действиям создают свои работы. Можно использовать следующие игры: «Воздушный шарик» (прикладывание готовых кругов к нарисованным ниточкам);
Третий этап. Содержание и методика обучения собственно изобразительной деятельности Каждый вид продуктивной деятельности - рисование, лепка, аппликация - направлен на создание, прежде всего, целостных изображений предметов окружающего мира . Во всех этих видах деятельности существует своеобразное отношение между представлением и действием, в них ребенок идет от представления о предмете или явлении к его материальному воплощению - изображению. Как показано в работах А.А.Венгер , у детей со слуховой депривацией предметный рисунок без специального обучения не появляется ни в младшем, ни в среднем дошкольном возрасте, тогда как у нормально развивающихся детей период становления предметного рисунка приходится на младший дошкольный возраста.
Вопрос о целостном восприятии предмета, с одной стороны, связан с вопросом становления зрительного образа, с другой стороны - с вопросом об отражении образа предмета через его изображение. Для формирования у детей образов с целью их дальнейшего воплощения в предмет изображения целесообразно проводить игры, направленные на обучение детей выделять отдельные предметы из фона, прослеживать их передвижение в пространстве, сличать их в процессе выбора по подражанию и образцу, выделять предметы и их свойства при их практическом применении, запоминать и узнавать предметы и их свойства через некоторый промежуток времени и т.д.
Современная методика обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в условиях слуховой депривации предусматривает развитие: сенсорно-перцептивной сферы, развитие пространственных отношений и мыслительных операций, обогащение чувственной основы, развитие речи, воображения, эмоционально-волевой сферы, овладение лепными, графическими и конструктивными умениями, развитие эстетической культуры и творческих способностей детей. Успешная реализация выделенных программно-методических требований может быть только в условиях четкой организации педагогического процесса. Этими условиями являются: во-первых , при определении тематики занятий по лепке, рисованию, аппликации следует учитывать взаимосвязь таких разделов программы, как ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, развитие речи, развитие слухового восприятия, игровая деятельность ; во-вторых , взаимосвязь между видами изобразительной деятельности с учетом последовательности в передаче признаков объектов ; в-третьих , создание у детей готовности к изображению с натуры через изображение по подражанию и показу (поэлементному и целостному), по образцу (при постоянном наличии натуры, сравнении с ней, обследовании ее); в-четвертых , последовательный переход от изображения одного предмета к двум, а затем и к предметам сложной конструкции ; в-пятых, использование в обучении разных методических приемов (совместные и сопряженные действия, действия по подражанию, действия по образцу).
1.Венгер , А.А. Некоторые особенности формирования восприятия глухих дошкольников // Научная сессия по дефектологии, пятая: Сб. ст. / Под ред. Т.А.Власовой . – М.: Просвещение. – 1967. – С. 226–267. 2.Венгер , А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности / А.А. Венгер . – М.: Просвещение. – 1972. – 168 с. 3.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Спб .: СОЮЗ. – 1997. – 96 с. 4.Выготский , Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение. – 1983. Т. 5: Основы дефектологии; под ред. Т.А. Власовой. – 368 с . 5. Гаврилушкина , О.П. Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина // Дошкольное воспитание аномальных детей: кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова [и др.]; под ред. Л.П. Носковой . – М.: Просвещение. – 1993. – С. 147-180. Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"
Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...
Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении слуха
Консультация раскрывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха....
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации Лепка нетрадиционная – пластилинография. По теме «Шары на ёлке»
Программные задачи: Образовательные: - закрепить навыки и умения лепки елки в технике пластилинография; - закрепить признаки зимы; - расширять представления детей о новогоднем празднике - познакомить ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха"
Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития р...
Консультация для воспитателей: «Особенности продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.»
Дети с нарушениями слуха любят рисовать, лепить не меньше, чем слышащие, а по мере овладения продуктивной деятельностью в процессе целенаправленного обучения рисование становится одним из наиболее люб...
Содержание предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха
В статье рассмотрены принципы и условия моделирования ППРС дошкольных групп для детей с нарушениями слуха...
Содержание образовательной предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха.
В статье рассмотрены принципы и условия моделирования предметно-пространственной среды дошкольных групп для детей с нарушениями слуха, как одного из компонентов образовательной среды. Представлена акт...