Обследование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием компьютерной технологии
статья по коррекционной педагогике
В данной статье описывается способ обследования временных представлений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи компьютерной программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обследование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием компьютерной технологии
Краска Анастасия Викторовна
учитель-дефектолог
Аннотация: в данной работе описывается способ обследования временных представлений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи компьютерной программы.
Ключевые слова: время, общее недоразвитие речи.
Annotation: This paper describes a method of examination of time representations of preschool children with general underdevelopment of speech using a computer program.
Keywords: time, general underdevelopment of speech.
Одной из составляющих психолого-педагогических исследований, направленных на понимание особенностей психического развития детей с общим недоразвитием речи, является изучение представлений данной категории детей об окружающем мире, в частности и ориентировки во времени.
Как показывает практика, детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Ориентировка во времени необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. [1] Уровень развития временных представлений у детей является одним важных показателей интеллектуальной готовности к школе. [2]
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности значительно затрудняют его восприятие детьми с общим недоразвитием речи. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его». [3]
Анализ литературных источников показал, что в настоящее время, несмотря на интерес к проблеме, на наличие разнообразных научных исследований и методических разработок, большинство представленных в литературе материалов по формированию временных представлений обладают одним существенным недостатком – отсутствием наглядно представленной взаимосвязи между временными эталонами, доступной для понимания детей с нарушениями в развитии, в том числе и с речевыми нарушениями. В рамках современного образовательного процесса такую наглядность могут обеспечить информационно-коммуникационные технологии.
Введение информационных технологий в образовательный процесс значительно расширяют арсенал педагогических средств. Их использование способствует реализации таких развивающих и коррекционных целей обучения, для достижения которых недостаточно традиционно применяемых средств.
В связи с возникшей необходимостью эффективного обследования временных представлений группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, была создана компьютерная программа «Диагностика временных представлений ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Она позволяет сократить время обследования, оценить уровень сформированности представлений о времени и получить автоматизировано обработанные данные.
Программа позволяет выявить опыт впечатлений, наблюдений и действий в сфере сезонных явлений, который был накоплен ребенком на протяжении всего предшествующего периода его жизни. Программа «Диагностика временных представлений ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» может использоваться педагогами и родителями как инструмент, позволяющий определить уровень сформированности представлений о времени.
Данная методика обследования позволяет не только выявить наличие пробелов знаний в исследуемом параметре и оценить глубину нарушения, но и определить, с чего конкретно учитель-дефектолог должен начать свою работу.
Предлагаемая модель обследования временных представлений с помощью компьютерной программы предназначена для индивидуального обследования ребенка 6-7-летнего возраста с ОНР, содержит материал, который сгруппирован по 5 блокам:
Блок I. Представления о временах года
Блок II. Представления о месяцах
Блок III. Представления о частях суток
Блок IV. Представления о понятиях «вчера», «сегодня», «завтра»
Блок V. Представления о днях недели
Каждый блок содержит определенное количество заданий, критериями оценки которых являются:
- понимание различных временных характеристик без вербализации (показ картинок, выполнение действий);
- самостоятельное употребление слов, отражающих временные понятия;
- точность, автоматизированность, самостоятельность выполнения действий;
- использование помощи взрослого.
Для оценки каждого задания используется 3-х балльная система:
3 балла – самостоятельный правильный ответ;
2 балла – правильный ответ со второй попытки с помощью в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторении инструкции;
1 балл - неправильный ответ с третьей попытки.
После завершения обследования, программа обрабатывает результаты и выдает их в виде протокола обследования, гистограммы и графика.
В протоколе обследования отображаются следующие сведения:
- фамилия, имя ребенка
- дата его рождения
- дата обследования
- исследуемые функции и задания
- максимальное количество баллов по заданиям и блокам
- количество набранных ребенком баллов на дату обследования
- уровень успешности ребенка по блоками и заданиям на дату обследования, выраженный в %.
- фамилия, инициалы педагога
На гистограмме отображаются данные обследования в виде столбцов, высота которых определяет соотношения определяемого параметра. Столбцы красного цвета показывают максимальное количество баллов, а столбцы синего цвета - полученное количество баллов ребенком в ходе обследования.
Представление данных в виде графика позволяет также наглядным образом увидеть соотношение полученных баллов в результате обследования с максимальными баллами.
Рассмотрев основные функции программы, отметим ее преимущества:
- емкие и лаконичные формулировки вопросов позволяют в максимально краткие сроки провести процедуру обследования временных представлений. Подходя к последнему блоку заданий ребенок, как правило, не успевает утомиться и устать, его работоспособность не снижается т.е. на качество ответов не влияет такой фактор, как снижение работоспособности;
- данная диагностика не перегружена картинным материалом и во время предъявления заданий с вербальной инструкцией, глаза ребенка отдыхают от монитора;
- если есть необходимость прервать обследование и продолжить его в другое время, то в следующий раз программа откроется с нужного места и позволит продолжить диагностику.
Итак, мы рассмотрели функции и возможности программы «Диагностика временных представлений ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», предназначенной для обследования временных представлений детей старшего дошкольного возраста. Отметим, что данная программа предназначалась для коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, но вполне может использоваться и при обследовании иных категорий детей.
Скриншоты компьютерной программы:
Список литературы:
- Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Рихтерман Т.Д. М.: Просвещение, 1991. 47 с.
- Соколова, Е.В. Готовимся к школе. Пространство и время / Е.В. Соколова. М.: Астрель, 2007. 63 с.
- Чиркова, Э.Б. Особенности усвоения временных категорий детьми с общим недоразвитием речи / Э.Б. Чиркова // Практическая психология и логопедия. 2005. № 3 (14). С. 59–63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Предстален опыт работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, определы цели и задачи, содержание авторских игр...
Перспективный план работы с детьми и родителями на 2016-2017 уч. г. по теме: «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов моделирования»
Перспективный план работы с детьми и родителями на 2016-2017 уч. г. по теме: «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов моделирования»...
Обследование речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью компьютерной технологии в условиях ПМПК
В данном материале представлен опыт диагностического обследования речи ребенка старшего дошкольного возраста с помощью компьютерной технологии в условиях психолого-медико-педагогической комиссиию...
«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих технологии»
Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений....
«Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Материал предназначен для родителей, педагогов дошкольных учреждений. В консультации раскрываются задачи обучения детей временным представлениям в старшем возрасте, знакомят с различными видами моделе...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ НА ТЕМУ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...
Консультация для воспитателей «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Никто из людей не смог остановить время или повернуть его вспять.Данная секунда только что была настоящим, и вот уже ушла в прошлое,породив будущую секунду. У времени нет начала и конца, его невозможн...