Консультация для воспитателей «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

Павлова Наталья Сергеевна
Никто из людей не смог остановить время или повернуть его вспять.
Данная секунда только что была настоящим, и вот уже ушла в прошлое,
породив будущую секунду. У времени нет начала и конца, его невозможно ощутить, не взглянув в зеркало.
 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №23»

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей на тему: «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».

 

Подготовила: Павлова Н.С, воспитатель старше-подготовительной группы , г. Заволжье, 2020 год

Время-это реальность, в которой мы существуем. Умение ориентироваться во времени дает всем детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и иметь хорошую базу знаний к обучению в школе.

Время – сложный объект познания. Освоение понятия «время» идет медленно и трудно т. к. время:

1. Характеризуется текучестью.

2. Время - необратимо.

3. Оно недоступно непосредственному созерцанию (его нельзя увидеть).

4. С ним нельзя совершать какие-либо действия.

5. Обозначение времени условно.

Таким образом, трудности в ощущении, восприятии и непосредственном познании времени предполагают осуществление взаимосвязи чувственного и логического, использование наглядных эталонов, моделей. Метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно образному характеру его мышления.

На сегодня очень много проводится исследований педагогов и психологов, таких как П.Я. Гальперин, Н.Н. Подъяков, где они показывают, что использование моделирования оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. С помощью пространственных моделей, графических моделей относительно легко и быстро совершенствуются ориентировочная деятельность, формируются практические действия, происходят положительные сдвиги в развитии мышления.

Модель – мысленно представляемая или материализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

Модель – это своеобразный способ материализации времени, отражение его в наглядной, условно-схематической форме. Их предназначение – помочь детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы.

А что же такое «моделирование»Моделирование – это процесс создания и использования моделей.

С моделями организуется предметно-чувственная деятельность, в которой ребенок имеет возможность манипулировать временными явлениями.

Модели времени могут быть линейные, круговые, спираль и многослойная модель. Есть модели, предложенные Ф. Н. Блехер, Т. Д. Рихтерман. Объемные модели в виде спирали созданы Е. Щербаковой, которые затем усовершенствовал Н. Локоть моделью с многослойной поверхностью.

Существуют разные классификации моделей: простые и сложные, статичные и динамичные, плоские и объемные, круговые и линейные. Но, наиболее интересной и приемлемой для детей дошкольного возраста, мы выделили классификацию Говоровой Р. И.:

1. Предметные модели – представленные в виде физической конструкции предмета. Например, модель часов, частей суток в картинках, времен года в картинках или в прозрачных цилиндрах и др. 

2. Предметно-схематические – выделены в объекте познания существенные компоненты, связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков. Например, модель частей суток в цветовом изображении,  времен года в цветовом изображении, вчера-сегодня-завтра, модель дней недели, года по месяцам и сезонам и др. Изготовлены модели частей суток в цветовом изображении, модель времен года, модель дней недели, модель циферблата часов.

3. Графические, обобщенно передающие разные виды временных отношений (обобщенные схемы, чертежи). Например, временная спираль, река времени, различные календари и др.

Графические изображения временных представлений представлены в виде календаря природы, которым пользуемся, начиная со средней группы. В подготовительной группе для закрепления временных понятий сегодня, завтра, вчера, позавчера и т.д., сделали отрезок времени, где графически изобразили эти понятия, т. к дети уже умеют читать.

Но вводить модели нужно поэтапно, работать с ними последовательно, вводить модели постепенно: от простых к более сложным.

1 этап – знакомство с временным явлением или понятием.

2 этап – выделение характерных признаков этого явления или понятия.

3 этап – введение модели.

Далее работа с моделью усложняется, мы предлагаем детям различные задания:

- определи соседей дня недели;

- что следует за январем;

- из скольких частей состоит зима;

- расскажи, что было в день (часть суток, который я покажу;

- подбери к картинке символ (модель, цвет);

- укажи стрелкой, какая сейчас часть суток;

- покажи на модели, о чем говорится в стихотворении;

- продолжи последовательность;

- через сколько дней наступит синий день недели;

- назови противоположные (контрастные сезоны года;)

- расскажи стихотворение, пословицу, загадку о времени года, который я покажу;

- назови праздники, которые есть в месяце желтого цвета;

- какова деятельность людей в третьем месяце зимы;

- с какого дня недели начался месяц март;

- и т. д.

Все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении:  помогают  осознавать не только временную длительность, но и временную последовательность, активизируют познавательную деятельность детей.

При использовании моделей мы сталкивались с определенными трудностями:

- При переходе от одной модели к другой;

- Трудности при использовании знаков у некоторых детей.

Поэтому, целесообразно использовать модели в сочетании с другими дидактическими средствами (беседой, художественным словом, дидактической игрой, решением проблемных задач, экспериментированием и др.),   позволяющими закреплять полученные знания с самостоятельной и совместной  деятельности.

Вывод:

1. Использование моделей помогает формировать временные представления детей, в результате использования моделей происходит лучшее понимание материала.

2. Только поэтапное, последовательное введение моделей поможет достичь желаемого результата.

3. Эффективно вводить первоначально простые модели (части суток, времена года, дни недели и т. д.) затем и более сложные схематические, графические.

4. Метод моделирования – практический метод, который соприкасается с игровой деятельностью, экспериментированием и другими средствами.

5. Метод моделирования помогает также развивать интеллектуальные способности дошкольников.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование метода моделирования в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». (из опыта работы)

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, о...

Консультация для родителей на тему: «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему "Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...

«Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих технологии»

Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений....

«Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Материал предназначен для родителей, педагогов дошкольных учреждений. В консультации раскрываются задачи обучения детей временным представлениям в старшем возрасте, знакомят с различными видами моделе...