Технологии для детей испытывающие трудности в развитии
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Маркова Галина Николаевна

Подборка технологий для детей старшего дошкольного возраста испытывающих трудности в развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_markova.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Используемые психолого-педагогические технологии для детей, испытывающих трудности в развитии

МДОУ детский сад комбинированного вида  № 53 «Солнышко»

                                                                      педагог-психолог Маркова Г.Н.

Группа дошкольников, испытывающих трудности в развитии чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:  нарушениями слуха, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.  

Цели и задачи,  поставленные перед педагогом-психологом  реализуются при помощи психолого-педагогических технологий — это последовательность организационных форм работы, обеспечивающих комплексное сопровождение психологического сопровождения ребёнка «группы риска» и координацию усилий всех участников образовательного процесса. Современные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.  В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность обучающихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер.  В раннем и дошкольном детстве активно внедряется широкий спектр здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих и инновационных технологий:

ОТ 1,6 ЛЕТ ДО 3Х ЛЕТ

1.Технолгии сохранения и стимулирования здоровья

Игра для ребенка-дошкольника – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками, делается вывод, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.

1.1Социо-игровые технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1.2 Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

1.3 Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры используюся в процессе усвоения или закрепления учебного материала; когда дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

1.4. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

1.5. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

1.6.Подвижные игры

1.7.Пальчиковая гимнастика

1.8. Постановка сказки – это психотерапевтический прием, используемый при работе со сказкой. Применение основных методов работы, подходов, постановка задач, направленных на использование театрализованной игры (как сказкотерапевтического метода работы со сказкой: постановка) зависят от возраста воспитанников.

Особенности использования формы работы со сказкой: театрализованная игра (постановка) - состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и игры «рядом» к игре в группе из 3-5 сверстников, исполняющих роли; от имитации действий персонажей сказки к передаче основных эмоций героя и созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации, например: «Попрыгайте, как зайчики; пройдите, как медведи (Мишка-косолапый…) и т.п.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

1 объяснение — или истолкование отдельных понятий, правил, приемов работы, другими словами, это инструкция, которая преподносится ребенку с помощью определенных приемов:

— инструкция должна быть короткой и четкой и соответствовать уровню понимания речи обучаемых детей. Ее необходимо давать пошагово, говорить нужно медленно, подкрепляя свои слова жестами, вместо вербальной инструкции можно применять показ, способы выполнения поставленной задачи. Объяснение должно сопровождаться демонстрацией. Это второй метод — метод наглядности.

Технология наглядности предполагает яркий сенсорный дидактический материал. Ребенок должен иметь возможность рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он работает, для того, чтобы он мог точнее соотнести его со словесной инструкцией. Для детей с умеренной умственной отсталостью наиболее приемлем материал, приближенный к реальности: это естественные натуральные предметы, картинки с изображениями, которые ребенок может понять и ассоциировать с предметами в действительности.

3.Ролевая игра-игра диалог Игровая форма обучения отлично мотивирует таких детей к выполнению тех или иных действий, настраивает их на успешность и позволяет использовать в коррекционных целях их склонность к подражанию. Имитируя действия педагога, дети затем осваивают способность выполнять действия или поставленные задачи по устной инструкции. Игровой материал должен нравиться детям, а задания должны быть построены таким образом, чтобы отрабатываемый навык был нужен ребенку как средство достижения собственной цели.
В игре используются постепенно усложняющиеся приемы обучения, такие как:

— эмоциональная окрашенная демонстрация игровых действий;

— совместное с детьми проигрывание этих действий;

— выполнение детьми действий с опорой на образец;

— выполнение по словесной инструкции;

— самостоятельное воспроизведение детьми усвоенных игровых действий.

4  Технология рассказ. Рассказ предполагает повествовательное изложение содержания учебного материала. Как правило, рассказ — это описание, сопровождаемое наглядной демонстрацией. Он должен быть коротким, содержание его конкретным и доступным для восприятия. Изучаемый материал, обычно по сказке, разбивается на короткие логические части, каждая из которых проигрывается совместно с детьми с помощью игрушек, настольного театра.

5 Технология наблюдение. Как правило, используется с целью обучения детей замечать изменения в природе, жизни растений, поведении животных, наблюдать труд людей, анализировать факты и явления, обобщать их. Педагог непосредственно руководит наблюдением, акцентирует внимание детей на том или ином объекте с использованием наглядных средств. Нужно руководить наблюдением с помощью простых вопросов, указующих и сопровождающих жестов, а затем закреплять полученную информацию в игре.

6. Технология самостоятельной деятельности по подражанию. Как правило, используется на занятиях, направленных на моторно-двигательное развитие, на занятиях по конструированию. Использование рифмованного текста в сочетании с жестами и звукоподражанием позволяет детям в дальнейшее самостоятельно воспроизводить этот текст вслух и с помощью жестов, что стимулирует их речевое развитие.

 В процессе осуществления методических приемов необходимо оказывать детям помощь и поддержку.

7. Технология воздействия цветом  в том числе подбор интерьера и цвета игрушек «Цветовые минутки»  4-5 минут дети делают цветными карандашами, фломастерами произвольные рисунки. Упражнения успокаивают, дают возможным отдохнуть получить положительные эмоции.

8. Смехотерапия  профилактика различных заболеваний.

9.

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы (комплексы физминуток, которые включают в себя элементы дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз) Техника хаготерапии — лечение легкими поглаживаниями. Метод основан на том, что прикосновение — один из древних способов выражения положительных эмоций и одна из важнейших потребностей человека. Исследования влияния прикосновений и поглаживаний на здоровье показали, что хаготерапия не только улучшает соматическое состояние человека, но и успокаивает, продуцирует позитивные эмоции. 

Игровые технологии

Подвижные и спортивные игры

Развитее познавательной активности:

« Хорошо – плохо»

Игры на развитие памяти.

«Самый зоркий»

 

Коммуникативные игры.

« Мир без тебя»

Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок – ему и будут предназначаться слова-комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую психологом: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты...»

«Узнай по голосу»

 

«Пылесос и пылинки»

 

«Паровозик с именем»

ТЕХНОЛОГИЯ  РАЗВИВАЮЩИХ ИГР  – способствует  выявлению различных способностей и навыков у воспитанников, а так же развитию высших психических функций. Игра с правилами, режиссёрская игра(игра фантазия, игра драмматизация) Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В ней происходит целенаправленное интеллектуальное развитие , связанное с развитием элементов логического мышления. Игры «Почини коврик», «Сложи круг».

 

 2.Технологии обучения здоровому образу жизни:

-Физкультурные занятия

-Утренняя гимнастика

-Элементы самомассажа

3. Личностно-ориентированной технологии использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста и хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования. Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.

1.Технология нетрадиционного изображения «хэппенинг» (в переводе с английского "случаться"). Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы. Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину. В раннем возрасте применяется  хэппенинг рисование на подносе. Насыпаем слой манки толщиной 2 - 3 мл на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, изображаются геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.

Польза от рисования пальчиками:

  • Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.
  • Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
  • Осознание ребёнком собственного тела.
  • Раннее развитие творческих способностей.
    Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
  • Развитие представлений о цвете.
  • Развитие воображения и образного мышления.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Инновационные технологии 

1. Куклотерапия,

2. Сказкотерапия 

3. Арт- и эстетотерапия: гармонизация чувств и мыслей.

4. Керамическая мини-мастерская,  

5. Гидро- и натуртерапия,  

6. Технология флордизайна,  

7. Технология косвенного внушения — библиотерапия.

8. Технология фольклора

9. Музейная технология мини-музей на основе фольклорного материала  

10. Музыкотерапия

ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ

1.Игра с правилами, театрализованная игра

2.Сказкотерапия и фотосказкатерапия- метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

 3. АРТ-терапия- это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

4.Мандалотерапия - одной из ключевых символических форм, занимающих важное место в разных культурах как выражение единства и целостности и нередко используемых в качестве фактора достижения внутреннего равновесия и гармонии, является круг (сфера). Изображение и созерцание циркулярных форм может являться составной частью практик саморегуляции.

5.Песочная терапия -  игры в столе песочнице с подсветкой. В контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит от реагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу личного и коллективного бессознательного.  В своей работе я использую кварцевый, живой песок. При встрече детям предлагаются примерные темы «В гостях у песочной Феи», «Волшебные руки», «Загадочные предметы», «Необыкновенные следы». Дети создают пальчиками, кисточкой или с помощью трафаретов на световом столе цветочные поляны и узоры, лес и горы, сказочных героев. Используется для развивающих и коррекционных занятий, имеет большое значение работа с сухим и мокрым, кинетическим песком.Данная техника построены на отреагирование чувств, эмоциональных состояний, развитии восприятия с помощью различных свойств песка.

6.Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

  • Коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия),
  • Реактивной (направленной па достижение катарсиса)
  • Регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Все эти формы музыкотерапии  успешно применяются в рамках релаксации.

 

7.АКВАтерапия-это метод психотерапии, который применяется как в работе с детьми, так и со взрослыми, это коррекции различного рода нарушений детско-родительских отношений, при котором применяется вода.Мотивационные игры в воде  и с водой - самые любимые детьми. При помощи мотивационных  водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические  процессы.  С  помощью мотивационных игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается  психоэмоциональное  напряжение  в оргаизма.

Все описанные мной технологии одинаково эффективны, безопасны как в работе со взрослыми так и с детьми. Использование данных технологий в постоянном комплексном процессе позволяет достигать поставленных целей.

8. Технолоия постановка сказки – это психотерапевтический прием, используемый при работе со сказкой. Применение основных методов работы, подходов, постановка задач, направленных на использование театрализованной игры (как сказкотерапевтического метода работы со сказкой: постановка) зависят от возраста воспитанников. Особенности использования формы работы со сказкой: театрализованная игра (постановка) – состоят в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из 5-7 сверстников, ролевые позиции которых различны; от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа (например, просто «лисичка» к воплощению целостного образа (по содержанию сказки), в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя.

ТЕХНОЛОГИЯ  РАЗВИВАЮЩИХ ИГР  – способствует  выявлению различных способностей и навыков у воспитанников, а так же развитию высших психических функций. Игра с правилами, режиссёрская игра(игра фантазия, игра драмматизация). Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В ней происходит целенаправленное интеллектуальное развитие , связанное с развитием элементов логического мышления. Игры «Почини коврик», «Помоги бабочке найти цветочек»

ОТ 5 ДО 8 ЛЕТ

1.Здоровьесберегающие технологии (технологии сохранения и стимулирования здоровья): пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика; релаксация; физминутки и динамические паузы; дорожка здоровья; ароматерапия, применение сухого бассейна.  

1.1. Технология дыхания.
На первом этапе необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков лёгких, способствует общему оздоровлению и улучшает самочувствие. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у него базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания -единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Дыхание также оказывает релаксирующее воздействие. 

1.2. Постановка сказки – это психотерапевтический прием, используемый при работе со сказкой. Применение основных методов работы, подходов, постановка задач, направленных на использование театрализованной игры (как сказкотерапевтического метода работы со сказкой: постановка) зависят от возраста воспитанников. Особенности использования формы работы со сказкой: театрализованная игра (постановка) – состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному (авторскому) или фольклорному тексту к постановке-игре-контаминации. Это подразумевает свободное построение ребенком сюжета, объединение нескольких произведений. В старшем возрасте происходит переход от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя, способствующей целостному развитию личности ребенка.

Техника корректурной пробы(Тест Бурдона)  предназначена для исследования степени концентрации, распределения и устойчивости внимания, важно правильно подобрать стимульный материал. 

2.Технологии обучения здоровому образу жизни:

- игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, беседы, этюды, игры разной степени подвижности; игротерапия; самомассаж и точечный массаж; сухой бассейн; рисование.

Коррекционно-развивающие технологии в работе педагога- психолога:

- элементы сказкотерапии, арттерапии, песочная терапия, акватерапия,

3.технологии музыкального воздействия Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной,  - обогащать деятельность детей, углублять их представления, вводить в мир разнообразных чувств, развивать интеллект, творческие, музыкальные способности.

4.Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни.

 5.технологии коррекции поведенияпсихогимнастика, специальные коррекционные методы.

Музыкальная терапия

Применима в целях эффективности работы с детьми обычных групп  и с детьми с ОВЗ с физическими, эмоциональнами, коммуникативными, когнитивными и социальными потребностями.

Технология психологической поддержки и положительной оценки действий ребенка.

Активные формы музыкотерапии: ритмотерапия,   сказкотерапия, игровая психотерапия.

Пассивные формы музыкотерапии: 

библиотерапия

коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком, реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта, регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).

 

4 группа Технология коррекции поведения.

Техника кинезитерапии - дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций. Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику, ритмопластику,

Сюжетно-игровую кинезитерапию – вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Рефлексотерапия — воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками: массаж Су-Джок (массажное воздействие на рецепторные точки воздействия шипованным шариком или спиралью, шары здоровья (акупунктурное лечебное воздействие деревянными шарами); гидрогелевый арт массаж, арт массаж кинетическим песком.

Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения,разных формах художественной экспрессии и др.[9]

По подходу к субъекту педагог- психолог использует технологии:

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения , а также в тренинговой работе. Взаимодействие психолога и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «...деятельность - взаимодействие - общение - контакт» (по А.А.Леонтьеву). [3]

Психогимнастика (Алябьевой Е. А. и Чистяковой М. И.) - этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка с ОВЗ  (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Релакс-терапия. Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе. При регулярности занятий релаксационные упражнения; постепенно становятся привычкой и ассоциируются с приятными впечатлениями. Релакс-терапия применяется и в качестве расслабления и отдыха детей под негромкую музыку, подбирается классическая музыка, звуки природы. Для релаксации группой кабинет психолога оборудован мягким комнатным напольным покрытием, где можно отдыхать целой группой, а мысленные путешествия-релаксации дополняются использованием оборудования сенсорной комнаты.

 В работе отлично помогает зеркальное полотно и установленная выше роста ребёнка сенсорная лампа-шар, у ребёнка есть возможность отдохнуть в специальной зоне для релаксации, оборудованной удобными комфортными модулями бесформенной бескаркасной мебели, подушками, лампой, лёгкой разноцветной нитяной шторой-«дождём», все вместе которые дают полное ощущение  происходящему, простор для воображения и необычный отдых.

 

Рефлексивная технология (по Кашлеву С. С.) — модификация рефлексивного круга, отреагирование, обсуждение, подведение итогов в конце занятия. В условиях сенсорной комнаты использование компьютера  «Солнышко» со встроенным ЭВМ.

Технология коллективного творческого дела (модифицированный элемент технологии И. П. Иванова) — коллажи, макеты, совместные работы. Мандалатерапия (К.Г. Юнг) - это инструмент изотерапии (ответвление арт-терапии), в основе которой лежит психологический механизм защиты — сублимация. Он заключается в том, что если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

Цель: повысить эмоционально-личностное благополучие детей через направленное рисование.  Учим детей 5–6 лет избавляться от неприятных эмоций

Методика «Барашек в бутылке» является проективной, диалогической, с элементами визуализации и медитации. (по Т.П. Репновой)

Цветовые игротренинги (по Нищевой Н. В и Погосовой Н. М.) корректировка психологических проблем с помощью цвета.

Упражнение «Чёрные пуговицы» контрастное напряжение и расслабление кистей рук, фик сация внимания на дыхании.

ТРИЗ технология Т. С. Альтшуллера (нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту. ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»).

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.Используемые игры «Да – нет-ка», «Хорошо-плохо», «Фантазёры», «Наоборот» и т. п.

ИКТ ТЕХНОЛОГИИ (мини-презентации на занятиях, в коррекционно-развивающей работе — возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, иллюстрированные развивающие программы (частично, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?»«Найди лишнее»«Запомни и назови»«Игры для тигры», игры – раскраски и др)).

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ТЕХНООГИ по Джекобсону и Семенович А. А. - мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы): дыхательные упражнения, упражнения на внимание, глазодвигательные упражнения, создание управляемых визуальных образов, расслабление мышц.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Карла Роджерса (гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям детского сада; технология сотрудничества реализует принцип демократизации, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»). Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться: эмпатия, т.е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. 

Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам; а так же ритуалы приветствия и прощания  

ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ. Учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение «Работа в диадах», работа в группах, «Экспертная комиссия»

Предлагались задания творческого характера, например: «Придумай сказку от имени воробышка на ветке», «Сказку от имени мальчика, который вышел погулять и вдруг пошел снег (дождь)…» «Придумай продолжение рассказа», «Однажды ребята пошли гулять во двор и взяли собой котенка. Вдруг выскочила собака…» - Что делать? Практические: «Построй домик для зайчика и домик для лисички»; «Разложи сюжетные картинки так, чтобы получился рассказ, придумай продолжение: «Однажды…»; «Подбери личико-эмоцию к каждой ситуации».

ТЕХНОЛОГИЯ  РАЗВИВАЮЩИХ ИГР  – способствует  выявлению различных способностей и навыков у воспитанников, а так же развитию высших психических функций. Игра с правилами, режиссёрская игра(игра фантазия, игра драмматизация) Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В ней происходит целенаправленное интеллектуальное развитие , связанное с развитием элементов логического мышления. Игры из набора Пертра, «Танграм».

Телесно ориентированные технологии — глазодвигательные упражнения, кинезиологические упражнения, игровой самомассаж.

Краткое описание форм и методов работы с детьми, используемых педагогом-психологом в своей работе с детьми и родителями детей с ОВЗ:

Интерактивные методы работы с детьми с проблемами в развитии и их родителями, необходимые для психолого - педагогического сопровождения: «мозговой штурм»техники «Разбивания льда», разминочные упражнения («Ледоколы»).

Групповые игры и упражнения – большая группа психотехник, применяющихся в работе с группой родителей или детей с разными целями: с целью разогрева, энергетизации группы – создания доброжелательной и рабочей атмосферы в группе; с целью актуализации проблемы, над которой предстоит работа в группе; с целью отработки новых навыков поведения; с целью релаксации, снятия напряжения у участников в промежутках между рабочими этапами; ритуалы завершения рабочего дня, тренинга.

По форме игры и упражнения разнообразны: вербальные, использующие художественные средства: рисование, лепка, коллаж, куклы, маски, двигательные: танец, живая скульптура, подвижные игры, физические упражнения, ходьба.

Игры-энергетики – наиболее простые по форме и ограниченные по времени игровые разминки. Используются на этапе знакомства, для создания в начале дня или этапа рабочего и доброжелательного настроения, поддерживают атмосферу эмоциональной безопасности, свободного самовыражения, группового сплочения. Для «энергетизации» или, наоборот, для расслабления группы используются простые физические процедуры – ходьба, прыжки, лёгкие касания соседей, такие как рукопожатие или похлопывание по спине, контакт глазами, пение.

Игры-проблематизации – их основная цель: настроить участников эмоционально и интеллектуально на работу по данной теме. Актуализировать то, что они знают об обсуждающемся вопросе и что хотели бы узнать, если на тренинге предполагается информирующая работа. Либо – актуализировать чувства, воспоминания участников, их личный опыт, если предполагается работа с отношением участников к данной проблеме. Игры на отработку навыков – игры на отработку и опробование новых моделей поведения или отношения к ситуации применяются после того, как проблема выявлена, исследована и совместно ведущим, участником и группой определен путь ее решения. Наиболее оптимальная форма такой игры – ролевая игра.

Метод ролевой игры. В ролевых играх участникам предоставляется возможность: показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные интервью – не регламентированные темой и формой беседы и стандартизированные интервью – по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами.

Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений, порождаемая потребностями в совместной деятельности и включающая в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Метод беседы – один из методов педагогики и психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Метод наблюдения – общенаучный метод исследования, который в педагогике и психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психических функций, реакций. Наблюдение может быть сплошным или выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым; полевым и лабораторным.

Тренинг. Специфическими чертами тренинга как метода практической психологической работы являются следующие: соблюдение ряда принципов групповой работы; нацеленность на психологическую помощь участникам ситуации, исходящей не только от ведущего, но от самих членов группы; наличие более или менее постоянной группы, действующей в определенном временном интервале; определенная пространственная организация (круг); акцент на взаимоотношениях между членами группы (принцип «здесь и теперь»); применение активных методов групповой работы; выражение и рефлексия субъективных чувств и эмоций членов группы относительно происходящего и друг друга; атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности.

Тренинги-упражнения на выявление личностных особенностей и создание условий для раскрепощения, на развитие памяти, внимания, воображения, восприятия.

Таким образом, все "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами" — индивидуальны и неповторимы. Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребенка «не только дана, но и задана», подчеркивал известный психолог и педагог В. В. Зеньковский. У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты, которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь корригироваться, а некоторые компенсироваться. Ранее психолого-педагогическое вмешательство, слаженная коррекционно-развивающая работа команды специалистов, позволяет в значительной степени нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта и скорректировать дальнейшее развитие ребёнка. Такое построение развития и воспитания с использованием конкретных современных психолого-педагогических технологий в педагогической практике не только намного облегчает труд педагога-психолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе.

Список литературы

Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с. ;

Баенская Е. Р., Либлинг М. М. (сост.) Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. М: Полиграф сервис, 2001. — 156 стр.

Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.

Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов / Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. М.: «Полиграфсервис», 2002. – 128

Копытин А. И. Основы арт – терапии. –СПб., 1999.

Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.

Куражева Н. Ю. Вараева Е. К Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-семицветик». - Спб.: Речь, 2005. - 206 с.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослыхПсихокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000

Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -Спб. ,2003.

Морозов С. А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. М., 2014. 448 С.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000

Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2003. 152

Психогимнастические упражнения для дошкольников. Разминки, энергизаторы, активаторы / авт. -сост. М. А. Павлова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013. – 87 с.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / сост. Н. В. Нищева – СПб.: Детство Пресс, 2010 – 128с. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой М.: Просвещение, 2012 - 192с

Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160;

Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе.

М. 2003

Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.)«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.- 384 с.

Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.

Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004. - 136 с.

 


·В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям (Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ "О положении детей в Российской Федерации").

«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…» 
В.А. Сухомлинский

Федеральный закон «Об образовании в РФ»  предусматривает создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности  работы педагога-психолога заключаются  в том, что он должен владеть  различными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.


 

  • информационные технологии
  • проектные методы обучения
  • здоровьесберегающие технологии
  • технологии социального партнерства


  1. Информационные технологии

На современном этапе преимущества  использования ИКТ открывают широкие возможности  в практической деятельности психолога.

Работа психологов на компьютере ведется в основном в сфере коррекции познавательных способностей детей. В работе с детьми-инвалидами имеют развитие различные технологии, позволяющие детям с различными недостатками управлять компьютером. Приключенческие игры (квесты), ролевые и стратегические игры обладают значительным потенциалом для коррекции и развития интеллекта, а также эмоциональных и поведенческих качеств ребенка.

Можно использовать готовые продукты: компьютерные игры и тренажеры, различные развивающие программы по развитию памяти, внимания, логического мышления, игры-презентации, цифровые книги, учебники, энциклопедии, психологические ресурсы Интернет.

Использование ИКТ способствует стимуляции интеллектуальной деятельности ребенка, формированию и совершенствованию его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Применение данной технологии дает возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка



  1.    Проектные методы обучения

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств  воспитанников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы.

  1. Здоровьесберегающие технологии

Пальчиковая гимнастика является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи. Развивают ручную умелость, помогает снять напряжение.

Дыхательная гимнастика - ритмичные и шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, нормализуют психоэмоциональное состояние, выводят из стресса.

Релаксация способствует снятию психического напряжения, повышению эмоционального настроя. В   зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Психогимнастика (мимика и пантомимика).

Основной акцент  делается на обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, приобретение навыков в саморасслаблении.

Мимика тесно связана с артикуляцией. Желание ребенка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики.

Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия. В практике телесно-ориентированной психотерапии используются различные методы. Это может быть массаж или различного рода упражнения. Их особенность заключается в том, что любой из них направлен на расслабление зажимов, на осознание тела, эмоциональное отреагирование  и проживание настоящего момента.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, а также  являются своеобразной проекцией личности.

Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.

Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.

 Сказкотерапия – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи

Игровая терапия

Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Пескотерапия

Пескотерапия (sand-play) – игра с песком, как способ развития ребенка. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

  1. Технологии социального партнерства.

Индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье  воспитанников.


Список используемой литературы:

1.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с. ISBN 5-93962-005-1.

2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.-Питер, 2000.

3.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, –

4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПБ.: «Издательский союз», «Лениздат». – 2000. – 336 с.

5.Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.-СПб.: Детствопресс.2001.

6.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

7.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.

8.Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий  в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел,  с. 15, 2006.


Интернет-ресурсы:

9. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образованияhttp://miapp.ru/sno/poleznoe/school psychologist/...

10. Психолого-педагогические  технологии в деятельности школьного психологаhttp://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/vystuplenie-na-pe...

11. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ...http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55087983/...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анималотерапия, как психолого-коррекционная программа для детей испытывающих трудности в адаптации и общении.

В последнее время социальный уклад нашего общества породил ряд проблем, которые возникают уже в дошкольном возрасте. Это агрессия, повышенная тревожность, страхи, дезадаптация в поведении, вхождение в...

Специфика оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности адаптации, развития, освоения основной общеобразовательной программы детского сада

Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач дошкольного учреждения и требует поиска эффективных ...

Картотека игр для детей, испытывающих трудности в общении

Картотека содержит игры, направленные на развитие навыков успешного социального взаимодействия детей 4-6 лет...

«НА ПОРОГЕ СКАЗКИ» Проект социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в социальной адаптации (с ограниченными возможностями здоровья), их родителей (законных представителей), находящихся на краткосрочном ку

Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида,сталкивается с трудностями в решении педагогических...

Дети, испытывающие трудности в обучении

Для выявления детей с трудностями в обучении прежде всего, необходимо четко сформулировать критерии, по которым ребенка можно отнести к данной категории, и в соответствии с ними подбирать методики. Же...