Рекомендации по взаимодействию музыкального руководителя с детьми, имеющими проблемы в развитии
материал по коррекционной педагогике

Власова Наталья Владимировна

В конспекте даны рекомендации по работе музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_mr_po_rabote_s_detmi_s_ovz_.docx18.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 комбинированного вида»

«Рекомендации по взаимодействию музыкального руководителя с детьми,

имеющими проблемы в развитии»

музыкальный руководитель

Власова Н.В.

Январь 2021 год

Мончегорск

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии. В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях дошкольного учреждения имеет  исключительное значение.

Основной проблемой развития детей с ОВЗ являются трудности в освоении ими окружающего мира. Такие воспитанники, как никто нуждаются во внимательном отношении и в индивидуальном подходе при выборе видов деятельности на любом занятии в детском саду.

Музыкальные занятия занимают важное место в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков. Постепенно происходит формирование адекватных реакций на звучание музыки, появляется желание самому извлекать звуки. На занятиях дети усваивают способы действия с предметами и музыкальными инструментами.

Работу по музыкальному воспитанию музыкальный руководитель должен выстраивать на основе своей рабочей программы, которая может быть разработана на основе  требований к результатам освоения  основных  адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ТНР и с ЗПР. В  рабочей программе  должны быть учтены специфические особенности обучения и развития детей с ТНР и ЗПР: варьирование сроков усвоения материала, система коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение программы, особые условия ее реализации. Важно обозначить цель работы и  образовательно-воспитательные, оздоровительные и коррекционно-развивающие задачи.

Чтобы правильно организовать процесс музыкального воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Для этого два раза в год проводится диагностирование. Оно осуществляется на музыкальных занятиях, во время которых музыкальный руководитель с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувство ритма. Далее определяются возможности и перспектива развития ребенка средствами музыкальной деятельности, составляется перспективный план, в котором отражаются конкретные формы коррекционной работы, методы, наиболее адекватные характеру имеющегося нарушения в развитии, выбираются пособия, атрибуты, подбирается музыкальный материал.

Успешность коррекционно-образовательного процесса и выполнение требований ФГОС ДО возможны лишь при тесном взаимодействии педагогов и узких специалистов. Учитель-логопед в группах ТНР и учитель-дефектолог в группе ЗПР обращают внимание музыкального руководителя на индивидуальные особенности речевого и психического развития конкретных детей, рекомендуют направление работы, дают необходимые упражнения для коррекции различных нарушений. Согласно единому тематическому планированию музыкальный руководитель вместе с учителем-логопедом и учителем-дефектологом подбирают практический материал.

Любая образовательная деятельность строится с учетом возрастных особенностей детей, её временные рамки могут варьироваться. Занятия с детьми с ОВЗ имеют свои особенности и структуру, несколько отличающуюся от обычной структуры музыкальных занятий.

  1. Приветствие  и вводная часть (своеобразный ритуал, который позволяет настроиться на совместную деятельность может содержать игры – приветствия с передачей ритма слов «звучащими жестами»; игровые упражнения на координацию движения и речи под музыку; вокально-двигательные разминки)
  2. Основная часть ОД (кроме основных видов деятельности включает в себя фонопедические упражнения, артикуляционную гимнастику, игровые упражнения на дыхание, пальчиковые игры)
  3. Заключительная часть (творческие задания, упражнения на развитие ориентировки в пространстве (перестроения), игры со словами и инструментами, игры и упражнения на развитие чувства ритма)

У всех детей с ТНР и с ЗПР наблюдаются грубые нарушения речи или ее отсутствие. Выстраивать работу музыкальный руководитель должен с учетом индивидуальных особенностей детей. Групповые музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю в утренние часы. Составляется план каждого занятия для всей группы и отдельно план коррекционной работы для каждого ребенка, опираясь на заключение и рекомендации учителя-логопеда и учителя-дефектолога. План занятия гибкий и может меняться в зависимости от обстановки, состояния и настроения детей.

Для предупреждения быстрой утомляемости желательно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Музыкальный материал подбирать не сложный,  доступный и понятный детям, способный не только привлечь внимание ребенка, но и вызвать эмоциональный отклик, активизировать мышление, память, речь.

Так как у детей с ТНР и с ЗПР присутствуют нарушения речевых функций, важно подбирать песни с простыми словами, простой мелодией, построенных на неоднократном повторении нескольких слов, слогов и фраз. В процессе исполнения таких простых песен у воспитанников развивается речь, совершенствуется звукопроизношение, артикуляция.

У детей с ОВЗ нарушена общая моторика, присутствует плохая координация движений. Музыкально-ритмическая деятельность на занятии помогает укрепить двигательный аппарат ребенка, формирует точность, ритмичность движений, дети учатся выполнять простые движения под музыку, менять их в соответствии с жанром и характером музыки, сопровождать пение несложными ритмическими движениями.

Для активизации детей и усиления эмоционального впечатления от музыки музыкальный руководитель должен применять игровые, наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы, вносить игрушки, атрибуты, иллюстрации, красочный дидактический материал, обязательно использовать игровую мотивацию.

Одним из главных условий успешной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, является индивидуальный подход к каждому ребенку. С такими детьми важно проводить систематическую индивидуальную работу в соответствии с планом. Время проведения –  перед завтраком, после прогулки и вторая половина дня. Музыкальный руководитель должен не принуждать детей к действию, а увлечь выразительной интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями.

Важно отметить, что для проведения музыкально-коррекционных занятий необходима подборка специальных материалов, оборудования и правильно созданная музыкальная среда.  В каждой группе детского сада должен быть оборудован музыкальный центр (зона), в котором находятся музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, пособия, атрибуты для игр, хороводов, творческих заданий, картинки по темам, музыкальные пьесы, подготовлены презентации для включения детей в образовательную деятельность.

Регулярно проводимые эмоционально-насыщенные занятия, использование простых, доступных для восприятия музыкальных произведений и ярких дидактических пособий, индивидуальный подход к каждому ребенку – дают положительную динамику в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Систематическая коррекционно-развивающая работа на музыкальных занятиях, тесное сотрудничество с педагогами, взаимный обмен педагогической информацией, оказание профессиональной помощи друг другу  - все это позволяет развить музыкальные творческие способности ребенка в различных видах музыкальной деятельности с учетом индивидуальных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально-личностной сферы.

Данная программа включает в себя цели, задачи коррекционно-развивающей  работы, тематическое планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми имеющими неблагоприятные эмоциональные сост...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Консультация для музыкальных руководителей в работе с детьми с задержкой психического развития...

Личностно ориентированные формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями и детьми, имеющими проблемы в развитии.

Проектная деятельность на тему «Взаимодействие с семьёй в воспитательно-образовательной  и коррекционной работе с детьми»....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ: "Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми, имеющими ТНР""

Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию новог...

РМО "Практическое взаимодействие музыкального руководителя с детьми и педагогами как средство развития профессиональных качеств педагога"

Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несм...

Рекомендации по взаимодействию музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ

рекомендации по взаимодействию музыкального руководителя и воспитателя ДОУ...