Текст выступления к презентации проекта: «Использование русской материально-духовной культуры в работе с детьми ОВЗ»
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Работа с детьми ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст выступления к презентации проекта: «Использование русской материально-духовной культуры в работе с детьми ОВЗ»

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

   

     В нашем детском саду, как и в любом другом,  есть дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. С ними работают как воспитатели группы, так и специалисты: психологи, логопеды. Мы работаем в очень тесном взаимодействии и поэтому представим вашему вниманию нашу презентацию вместе с педагогом-психологом Хлудеевой Мариной Ивановной.

     Слайд 2

Устное народное творчество – благодатный источник воспитания. Благодаря народному творчеству взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить кругозор, сформировать отношение к окружающему миру, обогатить речь.    

Касаясь данной темы, хочется опереться на цитату Константина Дмитриевича К.Д.Ушинского                                            

«Воспитание, созданное самим народом

И основанное на народных началах

Имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах,

основанных на абстрактных идеях…».

Слайд 3

    Воспитание ребёнка - трудный и ответственный процесс, требующий много времени, терпения, сил и знаний. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья сопровождается ещё большими сложностями и проблемами. Необходим правильный подход и знания, тогда можно будет увидеть значительный прогресс в развитии особенных детей. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья - тот, кто имеет психологически недостатки, препятствующие освоению образовательных программ.

    Эта категория детей включает в себя различные нарушения развития, такие как:

•        Нарушения слуха и зрения

•        Нарушения речи

•        Интеллекта

•        Опорно - двигательного аппарата;

•        Эмоционально - волевой сферы и поведения;

•        Задержка психического развитии

•        Умственная отсталость

Слайд 4

Основные формы которые мы применяем для организации коррекционно -
развивающей работы это :

  • Индивидуальные или групповые  (подгрупповые)
  • Занятия с родителями и ребенком
  • Консультирование семьи    

Слайд 5

    Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.  

    Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

   Слайд 6

Основная цель:

 - формировать ценностные ориентации средствами традиционной народной

культуры.

   Слайд 7

   В процессе творческой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

   Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 8

   При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, мы применяем  коррекционно-развивающие педагогические формы, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Такие технологии как:

Музыкотерапия: Музыка, также как и цвет, может по-разному оказывать влияние на человека. Она может успокоить, или наоборот взбодрить, поднять настроение, вызвать желание действовать, творить. Во многих странах мира исцеление мелодией, или музыкотерапия, считается одним из самых эффективных средств, способствующих улучшению физического и психического состояния человека – и особенно ребёнка с ограниченные возможности здоровья. Здесь как нельзя кстати напевные, лирические или яркие ритмичные народные мелодии.

Слайд 9

Куклотерапия:

    Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с народной культурой.

    В куклотерапии применяются разнообразные куклы: мы стали делать акцент на народных игрушках: матрешки, неваляшки, лошадки, механические  игрушки семьи Вайс и др.

Слайд 10

Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка  и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках народной сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Слайд 11

В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей.

Основной принцип игр на песке – это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми  подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход. Помогают нам в этом яркие и запоминающиеся образы героев народных сказок, потешек, песенок, былин.

Слайд 12

Изотерапия: Изотерапия уникальный метод, направленный на самовыражение ребёнка, на повышение его адаптивных возможностей, на формирование абстрактного мышления, на сохранение и развитие в ребёнке социальной уверенности, творческого начала и возможности проявить себя как личность. 

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу, повышают настроение и вселяют уверенность в своих силах.

Разнообразие материалов, инструментов, способов создания образа и свобода выбора инициируют детское художественное творчество, дети испытывают незабываемые положительные эмоции, радость открытий, побед и успеха что позволяет педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание и интерес. Здесь также помогают образы народного фольклора.

Слайд 13

     Исходя из наблюдений за детьми в процессе взаимодействия с объетами народной культуры можно констатировать заинтересованность, положительный эмоциональный настрой детей, раскрепощённость в общении.

      В результате систематической работы с использованием русской материальной культуры (предметов быта, декоративно-прикладного искусства) и духовной культуры в виде песен, сказок, мелодий- дети с ограниченными возможностями здоровья становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.

Слайд14

 Предлагаем вашему вниманию элемент занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые мы проводим, используя героев русских народных сказок и символов национальной культуры.

     Заключение:  Работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья не просто. От них трудно добиться результата. Но мы стараемся найти эффективные методы и приемы для каждого нашего воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование русских народных подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста»

Данный материал возможно использовать при планировании проведения консультации для родителей детей дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.

Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....

Выступление на педсовете: Тема: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

laquo;Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьмис общим недоразвитие речи» Актуальность.Инновационные процессы на современном этапе развития обще...

Выступление на педагогическом совете «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже вр...