ПРОЕКТ: «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми через мультимедийные обучающие презентации «Познаем мир с Электроником».
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мой университет – www.moi-mummi.ru
ПРОЕКТ:
«Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми через мультимедийные обучающие презентации «Познаем мир с Электроником».
Цель проекта: обеспечить
- раннюю позитивную социализацию детей;
- умение быстро ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
Задачи проекта:
- Активное использование проектно-исследовательского метода в логопедической работе;
- Использование информационно-коммуникационных технологий на основе компетентсного подхода;
- Методическое и технологическое обеспечение предложенных тем;
- Овладение фундаментальными умениями анализа, понимания структуры действий и принятие решений;
- Расширение условий для обучения и развития лиц с ограниченными возможностями в здоровье.
Условия реализации проекта:
Данный педагогический опыт разрабатывался в течение последних 3-х лет и апробировался на базе двух Муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Тулы, учителями-логопедами:
- Оськиной Софьей Александровной (МДОУ № 28 – детский сад комбинированного вида с детьми с диагнозом нарушение ОДА и как сопутствующий ОНР разных уровней)
- Цинской Юлией Евгеньевной (МБДОУ № 168 – детский сад комбинированного вида с детьми с ОНР 1-4 уровня).
Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии вызывает обоснованную тревогу у специалистов, и самую многочисленную группу – до 60 % детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонением в речевом развитии. Таких детей отличает низкий уровень познавательных функций, отсутствие интереса и желания к занятиям.
Возникла проблема необходимости в разработке наиболее эффективных технологий работы с данной категорией детей.
Технология – это способ подачи материала.
На сегодняшний день мы говорим об инновационных технологиях:
- с позиции обновления содержания,
- с позиции модернизации условий (среда, пособия) и самое важное
- с позиции современных методов и приёмов, когда в помощь нам подключаются компьютерные системы.
Актуальность и новизна проекта:
« Современный мир – это мир высокого уровня информатизации
(интернет, дистанционное обучение, сенсорные доски в школах)» В.В.Путин
Актуальность применения ИКТ обусловлена современным обновлением научно-методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, что особо актуально с позиции решения 3Т:
- к условиям;
- к содержанию;
- к результату.
В последние время разрабатывается, и широко используются различные обучающие программы. Однако большое количество развивающих компьютерных программ имеют достаточно красочную анимацию при слабой познавательной ценности.
Поэтому, при использовании компьютерных технологий необходимо разумно сочетать традиционные и современные подходы, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу, повышая мотивацию ребёнка, интерес к получению и закреплению новых знаний.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения являются мультимедийные презентационные технологии или презентаций. Использование презентаций позволяют широкому кругу педагогов (логопеду, психологу, воспитателю) наиболее эффективно (результативно) выстраивать коррекционную помощь с детьми с проблемами в здоровье.
К информационным коммуникационным технологиям (ИКТ) относятся также обучающие компьютерные презентации «Познаем мир с Электроником».
Данные компьютерные презентации значительно повысили эффективность коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда, показал устойчивый интерес детей к просмотру и их познавательную активность. (см. рис.1) рис 1.
Мониторинг усвоения детьми речевых навыков в 2010-2011 уч.гг.
Научно-методическое и психолого-педагогическое обоснование проекта:
Научно-методической основой данного проекта является программа «Подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи ( 1-2 года обучения)» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, утвержденной МО РФ, и современные Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
В процессе разработке методологической основы данного проекта использовались идеи отечественных и зарубежных учёных исследователей в работах, которых основной акцент делается на познавательные возможности детей, на основе их возрастной адекватности.
Это работы: Т.А. Власовой, Т.В. Егорова, М.С.Певзнер, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского и др., обогативших коррекционную деятельность по проблеме формирования языковой культуры у детей с различными нарушениями.
Нормативно-правовая база проекта:
- «Закон об образовании» ст .65,66,67,89
- «Порядок разработки и использования образовательных технологий» Приказ Минобрнауки № 63 от 1 марта 2005 года.
- «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009 г. N 655
- СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 22 июля 2010 г. N 91 г. , ст 6.8 - 6.12, 7.1 – 7.11, 10.1 – 10.18, 12.1 – 12.11, 12.21
- СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменения № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
- Концепция образовательной политики до 2020 года «Наша новая школа»
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей
- Инструкция по охране труда при работе с компьютером
Принципы реализации проекта:
Использование ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности, в том числе и коррекционной работе, основывается на следующих принципах:
• научности содержания, т.е. предъявление детям научно-достоверных сведений;
• доступности, т.е. представляемый учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки воспитанников и их возрастным особенностям;
• индивидуализации (адаптивность к индивидуальным особенностям) при использовании дифференциации учебного материала по сложности, объёму и содержанию.
• систематичности и последовательности обучения, т.е. необходимость изложения в электронной презентации системы понятий, фактов и способов в их логической связи.
• наглядности, осуществляется при подачи яркого, красочного материала.
• прочности результатов усвоения обучения (обеспечивается через осознанное усвоение содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого с помощью электронного пособия).
Преимущества ИКТ ( мультимедийных программ) :
Занятия с применением ИКТ становятся все более востребованной и эффективной формой проведения логопедических занятий. К преимуществу мультимедийных программ относится:
- Информационная емкость - Возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации.
- Компактность - В качестве носителей для презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты или электронные визитные карточки,
- Наглядность и эмоциональная привлекательность
- Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность - это ключевой apгумент использования мультимедийных презентаций. С помощью презентаций можно предельно реалистично продемонстрировать отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений.
- Мобильность (реальность использования ) Все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер
- Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т. е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.
- Многофункциональность
- Следует учитывать возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, её модификации, то есть она может использоваться несколько раз, при разной постановке задач ( для проведения занятий с детьми, открытых мероприятий, при обмене опытом с коллегами, воспитателями, организации консультаций с родителями.) и тд.
Требования к ИКТ:
При использовании ИКТ необходимо соблюдать следующие требования:
1.Педагогические требования предусматривают:
- дидактическое обоснование выбора тематики;
- целесообразность и рациональность её применения.
2. Психологические требования обуславливают необходимость учёта:
- возрастных и индивидуальных особенностей детей,
-особенностей протекания психических процессов,
-степень речевого недоразвития;
-закономерности восстановление интеллектуальной и эмоциональной работоспособности.
3. Технические требования;
Технические требования к электронным презентациям предполагают необходимость учитывать своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждой формы организации работы (индивидуальной, подгрупповой или фронтальной), направленных на коррекцию звукопроизношения, формирования элементарных навыков чтения и письма, развитию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи.
4.Эстетические требования к мультимедийным программам устанавливают соответствие эстетического оформлению функциональному назначению презентации, соответствие цветового колорита, упорядоченность, выразительность графических и изобразительных элементов презентации.
Финансово-экономическое обоснование проекта с применением ИКТ (см. табл. 1):
Данные ИКТ выполнены в виде презентацией , через программу Microsoft Power Point, которые направлены на речевое - познавательное развитие детей 5,5 – 10 лет.
Длительность каждой презентации 5 – 10 минут.
ИКТ «Познаем мир с Электроникам» по лексическим темам включает следующие блоки:
1 блок – Времена года
2 блок – Мир растений
3 блок – Мир животных
4 блок – Мир человека
Каждый блок соответствует своей структуре построения содержательной части.
Содержание каждого блока удачно интегрируются с разными видами детской деятельности. Обучающие презентации из серии «Познаем мир с Электроником» могут быть использованы в образовательной деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя – дефектолога, воспитателя, учителя начальных классов и самостоятельный просмотр в свободное время. Данный методический комплект может быть применен в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
№ блок | Название | Содержание | Структура |
1 | Времена года. | Осень, Зима, Весна, Лето | 1.Последовательность событий 2.Характеристика особенности каждого времени года 3.Изменения в жизни: растений, животных, мире человека 4. Календарные праздники |
2 | Мир растений. | Грибы, Деревья, Комнатные растения, Овощи, Хлеб, Фрукты, Цветы, Ягоды. | 1. Закрепление понятий по теме 2. Схема строения из геометрических фигур 3. Видовое отличие 4. Отработка грамматической категории один – много 5. Значение в жизни человека 6. Календарь народных примет |
3 | Мир животных | Дикие животные, Дикие животные жарких стран, Домашние животные, Домашние птицы, Животные Севера, Зимующие птицы, Насекомые, Перелетные птицы, Рыбы и морские млекопитающие | 1. Закрепление понятий по теме 2. Схема строения из геометрических фигур 3. Характеристика ( внешний вид, голосовые отличия место обитания, питание) 4. Роль человека в мире животных 5. Календарь народных примет |
4 | Мир человека. | Бытовые электроприборы, Детский сад, Дом, Игрушки, Инструменты, Космос, Мебель, Мой город, Музыкальные инструменты, Наша Родина, Обувь. Головные уборы, Одежда, Посуда, Почта, Продукты питания, Профессии, Ткани, Транспорт, Спорт, Человек, Школа. | 1. Закрепление понятий по теме 2. История возникновения 3. Схема строения из геометрических фигур 4. Характеристика 5. Производство/ профессии 6. Правила безопасности |
Таблица 1
Реализация проекта «Познаем мир с электроников» позволит решить :
В образовательной области «Познание» - расширение кругозора, формирование целостной картины мира:
1. О Свойствах и характеристиках различных объектов живой и неживой природы, их изменения в зависимости от внешних условий.
2. О Связях и отношениях человека с природой.
3. О Потребностях живых объектов и допустимых способах обращения с ними.
4. Об обязанностях человека по сохранению природы.
Вывод: Считаем, что проект «Познаю мир с электроникам» является вкладом в раннее детское развитие с точки зрения его социальных и образовательных эффектов.
Пути и перспективы развития проекта:
Ближайшая перспектива:
- Составление авторской программы «Познаем мир с Электроником» по обогащению лексико-грамматического строя речи в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программы ДОУ.
- Разработка рабочих тетрадей для организации непосредственно образовательной деятельности по обогащению лексико-грамматического строя речи.
Дальнейшая перспектива:
- Разработка мультимедийных презентаций по обучение детей связной речи путем моделирования каждой лексической темы («Рассказываем с Электроником»)
- Разработка мультимедийных презентаций по подготовке детей к обучению грамоте, грамота («Электроник в стране звуков и букв»)
- Разработка рабочих тетрадей для организации непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.
- Подбор дидактических игр расширяющих кругозор детей, формирующих целостную картину мира на конкретную предложенную тему («Играем с Электроником»)
- Формирование представлений о взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости окружающего мира, посредствам построения логических рядов («Электроник в мире логики»)
ИКТ «Познаем мир с Электроником» разработаны - в соответствии с федеральными государственными требованиями и «Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации работы, по нормам СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменения № 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» от 18.10.2010, № 18748 и СанПин 2.4.1.2660-10, (в ред. от 27 августа 2010 г. № 18267.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые технологии в логопедической работе с детьми"
Игровые приёмы, для автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах...
Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий из опыта работы в образовательном процессе
Из личного опыта работы: применение и использование современных инновационных технологий в работе....
Проект «Использование современных информационно-коммуникационных и развивающих технологий в работе с дошкольниками»
XXI век – это век информационного общества. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса, в том числе и в дошкольном образовании. Поя...
Опыт работы "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с ОНР"
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(ФГОС ДО) речевое развитие включает в себя:владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного...
Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....
" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.
Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....