Организация обучения детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике
Организация обучения детей с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tiflopedagogika_organizatsiya_obucheniya.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-дефектолога
ТИФЛОПЕДАГОГИКА: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Система образования для слепых и слабовидящих носит как бы двухмерный характер. По вертикали, или по возрасту, существуют коррекционные учреждения 3-4 видов для охвата всех возрастных групп, начиная с младенцев и кончая пожилыми людьми. Такое же количество коррекционных учреждений для детей и взрослых существует по горизонтали, т. е. по степени нарушения зрения.
Система коррекционно-образовательных учреждений для слепых и слабовидящих по возрасту включает дошкольные учреждения, школьные учреждения, специальные профессиональные учреждения, школы восстановления трудоспособности слепых, Всероссийское Общество Слепых (ВОС), учебно-производственные предприятия и др. Эти учреждения, за исключением организации ВОС, финансируются государством.
Отбор детей в специальные коррекционно-образовательные учреждения производит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Основная задача ПМПК - подобрать тип учреждения, учитывая психические особенности ребенка и его зрительные возможности.
Дошкольные учреждения: Консультационно-практический центр по абилитации детей с тяжелой патологией зрения (г. Санкт-Петербург), обслуживающий детей с рождения до 10 лет (Центр включает детский сад, в котором, кроме обычных дневных групп, работают также круглосуточные группы и группа «Особый ребенок», и консультационные группы, причем дети до года могут быть проконсультированы на дому), специальные детские сады (в том числе, круглосуточные), специальные детские сады при школах-интернатах, группы для детей с нарушениями зрения при массовых детских садах, специализированные детские дома.
Дошкольные учреждения, наряду с воспитанием, осуществляют лечебно-восстановительный процесс, развитие зрительных функций, познавательной, двигательной сферы и личности ребенка в целом.
Школьные учреждения - это обычно школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей, дающие им среднее образование. В последние годы в больших городах стали открывать специальные классы охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием в массовых школах. Предусмотрено также получение среднего образования детьми с нарушениями зрения на дому.
Незрячие и слабовидящие получают среднее образование за 12 лет обучения. Наполняемость классов в таких школах составляет 10-12 детей. Школы для детей с нарушениями зрения оборудованы специальной техникой и освещением. Используются специальные методы и приемы обучения, например, изготавливаются увеличенные наглядные пособия с четким изображением и высоким контрастом. Принимаются меры для соблюдения гигиенических требований для зрительной работы. Организуется лечебно-воспитательная работа. Усилена работа по профориентации, т. е. адекватному выбору профессии. Проводится также социальная реабилитация (социально-бытовая подготовка к жизни), Для этого в школьную программу обучения вводятся уроки по пространственной ориентировке, домоводству, лечебной физкультуре, в школах работают разного рода кружки.
Основные задачи специальной школы - становление полноправной личности, коррекция нарушений зрения, обеспечение образования, соответствующего по объему и уровню образованию, предлагаемому массовыми школами, развитие способностей ребенка и осуществление трудовой подготовки.
Возраст детей, обучающихся в классах охраны зрения, 7-11 лет. Наполняемость классов составляет 15-17 человек, а при наличии детей с нарушениями психического развития - 10-12 человек. Обучение в таких специальных классах продолжается от одного до четырех лет. По ходу обучения педагоги решают, в какой тип учреждения и куда следует направить ребенка для дальнейшего обучения (в специальную школу, в массовую школу, в школу для детей с задержками психического развития и др.). Основные цели специальных классов охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием - достижение учащимися общей образовательной готовности, а также готовности к продолжению образования на следующих ступенях без специальной тифлопедагогической и медицинской поддержки.
Существует и такая форма школьного образования, как гимназия-интернат для слепых и слабовидящих детей (Москва, Харьков). Выбор гуманитарного или естественно-математического направления в дальнейшем дает возможность детям с нарушениями зрения реализовать свои интеллектуальные возможности. Однако подобных учреждений недостаточно, и расширение сферы углубленного среднего специального образования для слепых и слабовидящих детей – актуальный вопрос.
Профессиональное образование. Специальных профессиональных учреждений для инвалидов по зрению существует немного. Это музыкальное училище для слепых в г. Курске, медучилища в Санкт-Петербурге, Кисловодске и Геническе, где незрячие могут освоить специальность массажиста, богословский курс обучения в Санкт-Петербурге. Существует единственное в России высшее учебное заведение для слепых и слабовидящих - Институт культуры и искусства в Москве. Многие инвалиды по зрению сегодня получают образование в лучших вузах страны совместно с нормально видящими студентами.
Школы восстановления трудоспособности слепых (ШВТС): это реабилитационные центры для инвалидов по зрению, которым трудно адаптироваться в социальную среду или для тех, кто потерял зрение в более позднем возрасте. ШВТС существуют в Санкт-Петербурге, Волоколамске, Бийске.
Школы для слепых и слабовидящих являются составной час единой государственной системы специального образования функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и не развитых функций, организацию дифференцированного обучения обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о всестороннем развитии личности, естественнонаучных основ компенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологических и социальных факторов в развитии детей с отклонениями развитии. Это единство, как отмечал Л.С. Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей.
В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции:
- учебно-воспитательную,
- коррекционно-развивающую,
- санитарно-гигиеническую,
- лечебно-восстановительную,
- социально-адаптационную
- профориентационную
Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей средой (социальной, природной и др.).
Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознания способов самореализации и овладение и зависят прежде всего от социальных условий, в первую очередь образовательных.
Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.).
Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:
- учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения;
- дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
- специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно- восстановительной работы;
- усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.
Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране имеется развитая сеть специальных школ.
При некоторых массовых общеобразовательных школах имеются классы охраны зрения.
Школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы III и IV видов) состоят из трех ступеней: I ступень - начальная школа, II ступень - основная школа или неполная средняя школа, III ступень - средняя школа. Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.
Школа I ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться. В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, слуха, осязания, по логопедии, ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве. Учащиеся начальной школы приобретают умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений, овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, основами личной гигиены, элементарными приемами и способами самообслуживания, мобильности и ориентировки. Обучение ведется по специальным планам, программам, учебникам.
Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Неполная средняя школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом профессионального обучения и трудоустройства.
Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его дифференциации. Средняя школа создает условия для
наиболее полного учета интересов учащихся, социально-псих логической адаптации, активного включения их в жизнь современного общества и общественно полезный труд. С этой целью, учебный план школы включены факультативные занятия по в бору самого учащегося.
Программы специальных классов общеобразовательных школ для слепых и слабовидящих детей по русскому языку, математике, ознакомлению с окружающим миром, природоведению соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала.
При этом программы специального образования построены с учетом особенностей развития незрячих и слабовидящих детей. В них учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование
наглядно-образного мышления, формирован приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов. Поскольку восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими людьми, а представления этих детей об окружающем их реальном мире бедны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, увеличено время на выполнение измерительных действий, проведения наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.
Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного компенсации отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых) плоскопечатных (для слабовидящих).
Особенностью программы по русскому (национальному) языку в начальных классах специальных школ для слепых и слабовидящих детей является то, что они предусматривают увеличение продолжительности подготовительного периода. Это связано с особенностями познавательной деятельности этих детей и недостаточной подготовкой их к школе по сравнению со зрячими сверстниками. В школе слабовидящих курс русского (национального) языка начинается с работы по формированию представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, установления соответствия между словом и конкретным образом предмета» подготовке глаза и руки к письму. Эта работа продолжается и на последующих этапах обучения русскому (национальному) языку.
Своеобразие программы по языку в школах для слепых состоит в том, что в ней уделяется большое внимание обучению чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно - двигательных ощущений. Программа предусматривает формирование предметных представлений, уточняющих содержание слов, умение работать с рельефными грамматическими схемами, сюжетными рисунками и другими специальными дидактическими материалами.
Программа по математике, так же как и программа по русскому языку, предусматривает увеличение подготовительного периода. В содержание обучения по математике включен материал, направленный на обогащение опыта и овладение ориентировочными навыками в микро- и макропространстве. Большое внимание уделяется формированию конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действий.
В программах школ для слабовидящих «Ознакомление с окружающим миром и природоведение» увеличено количество предметных уроков, экскурсий и практических занятий, что позволяет обогатить зрительный опыт детей и сформировать у них представления об окружающей действительности.
В тему «Организм человека и охрана его здоровья» введен материал об органе зрения и его охране, что способствует овладению навыками гигиены и охраны зрения. Введено изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения (знакомство с дорожным знаком «Осторожно, слепые», рельефными схемами улиц и площадей, маршрутами движений, звуковыми светофорами и локаторами). Предусмотрены специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при движении, переходе улицы, обнаружении препятствий.
При изучении природоведения в школе слепых особое внимание уделяется умениям выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения. Увеличивается время на проведение опытов, наблюдений, предметных уроков и экскурсий для восполнения отсутствующей или недостающей зрительной информации.
Особенности программ по изобразительному искусству для слепых и слабовидящих состоят прежде всего в подборе видов объектов и средств изобразительной деятельности. Особое внимание обращено на обучение чтению и выполнению изображений, пластическому моделированию и декоративно-прикладной деятельности. Это способствует развитию восприятия и наглядно-образного мышления, художественно-эстетическому воспитанию слепых и слабовидящих учащихся.
Обучение общеобразовательным предметам слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по программам общеобразовательной массовой школы с учетом специфики их развития. В связи с увеличением по сравнению с обычной школы срока обучения слепых и слабовидящих в этом звене на один дается иное распределение программного материала по год обучения. Обучение общеобразовательным предметам учащихся нарушением зрения в средней школе также ведется по программам массовой общеобразовательной школы с применением специальных форм и методов работы, дидактических средств наглядности и тифлотехнических устройств.
Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами - тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.
Трудовое обучение в специальной школе имеет три ступени, учитывающие специфические и возрастные особенности развит детей с нарушениями зрения:
- первоначальное трудовое обучение в I-IV классах: трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность;
- широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в обществен полезный производительный труд в ХІ-ХІІ классах.
Первоначальное трудовое обучение (I-IV классы) направлен на привитие любви к труду, ознакомление с элементами технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда. Дети получают элементарные сведения об основных свойствах некоторых материалов (бумаги, картона, дерева, жести, проволоки, пластических масс, глины и др.), знакомятся с устройством, назначение и применением рабочих и измерительных инструментов (метр масштабной линейки, угольника, рулетки, различных шаблонов усваивают основные понятия мер длины, веса и объема. Большое внимание уделяется бытовому труду и самообслуживанию.
Трудовая подготовка на втором этапе (V-X классы) осуществляется на общеобразовательной основе, имеет политехнический характер и предусматривает активное вовлечение школьников в общественно полезный труд. Трудовое обучение на этом этапе расширяет знания и умения, учащихся в сфере технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда. В сфере технического труда они изучают элементы электроники, машиноведения, специальной графики, овладевают приемами пользования инструментами и способами обработки различных материалов (дерева, металла, пластмасс и др.), выполнения механосборочных и электромонтажных работ. В процессе выполнения сельскохозяйственных работ они получают знания и навыки выращивания ведущих для данной местности овощных, плодово-ягодных и цветочно-декоративных растений. Обслуживающий труд предусматривает занятия по кулинарии, ремонту бытовой техники, обработке тканей, уходу за одеждой. На этом этапе трудового обучения решаются не только учебно-воспитательные, но и профориентационные задачи, поскольку этот этап обучения связан с последующей профессиональной подготовкой учащихся.
На третьем этапе (XI-XII классы) осуществляется широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд. Обучение сочетается с производительным трудом в условиях школы и на предприятиях.
Для учащихся школ III вида выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля. Это учебники, учебные пособия, социально-экономическая, политическая, художественная, научно-популярная, музыкальная литература.
Все выпускаемые учебники по Брайлю иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.
В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей (В.П. Ермаков).
Понятие тифлотехника включает в себя как теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью, так и практическое приложение этих устройств и методов применительно к условиям деятельности слепых и слабовидящих с учетом структуры нарушенных зрительных функций. Учебная тифлотехника совершенствует и развивает учебную материально-техническую базу, обогащает содержание и методы обучения, оптимизирует обучение учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, а также в процессе политехнической и производственной подготовки.
В основе разработки тифлотехнических средств компенсации нарушенных функций зрительного анализатора лежит преобразование (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами). Функции приемника световых сигналов и их перекодирование выполняет тифлоприбор.
Коррекция неполноценного зрения с помощью тифлотехнических средств ведется путем усиления (повышения уровня) полезного оптического сигнала над уровнем помех, обусловленных неполноценностью зрительного анализатора. Это достигается увеличением яркости, контрастности, угловых размеров изображения наблюдаемого объекта на сетчатке глаза. В тех случаях, когда при пониженном зрении обычная коррекция аметропии неэффективна, используются специальные оптические, телевизионные, светотехнические средства.
К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или далеком расстоянии. Лупы помимо этого устанавливаются над шкалами измерительных приборов, на станочном оборудовании. Очки для лиц с ослабленным зрением выпускаются унифокальные или бифокальные. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить шестидесятикратное увеличение. В зависимости от характера использования различают телевизионные устройства индивидуального или коллективного пользования. При обучении слабовидящих используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществлять фронтальные методы обучения.
Для лиц, страдающих дефектом поля зрения (трубчатое зрение, гемианопсия), предназначены специальные оптические системы, изменяющие в необходимых пределах поле зрения.
В случаях, когда зрение ухудшается в условиях повышенной освещенности, используются светотехнические средства в виде светозащитных корригирующих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием.
Для незрячих разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Л. Брайля. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.
Выпускаются «говорящие» книги, представляющие собой тиражированные на грампластинках, магнитных носителях записи книг, а также специальные устройства для их прослушивания.
В целях улучшения физической подготовки слепых и слабовидящих и развития их двигательной активности используются специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т. п.
Специальные технические средства и приспособления, используемые для трудового и профессионального обучения и на рабочих местах производственных предприятий, позволяют осуществлять слепым и слабовидящим сборку электротехнических и радиоэлектронных изделий, производить механическую обработку различных материалов, холодную штамповку и другие операции.
Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа. Составной частью деятельности школ является организация лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и восстановительной работы, которая осуществляется врачами-специалистами (окулистом, педиатром, психоневрологом) и средним медицинским персоналом. Лечебно-консультативная помощь врачей других специальностей при наличии показаний оказывается поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа. Вся лечебная работа в школе направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения учащихся. С этой целью проводятся следующие мероприятия:
- консервативное лечение глазных заболеваний (медикаментозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);
- своевременное направление учащихся, нуждающихся в хирургическом лечении, в глазной стационар;
- активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение; назначение очковой коррекции;
- создание офтальмогигиенических условий в процессе обучения. При проведении лечебно-восстановительной работы в зависимости от показаний ведется консультирование учащихся в специализированных клинических центрах. Для получения консультативной помощи и методического руководства школа закрепляется за соответствующим специализированным учреждением, оказывающим офтальмологическую помощь.
Литература:
- Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с. http://pedlib.ru/Books/6/0419/6_0419-81.shtml#book_page_top
- И.Г. Шупейко, А.Ю. Борбот ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Практикум — Минск 2006
- Н.В. Сахарный. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ. Ассоцианистское направление в психолингвистике 50-х годов.
- Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - M., 1995.
- Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Сост. Н.Д.Шматко. - М., 1997.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
- Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения на подгрупповых занятиях тифлопедагога (разработка и теоретико-методологическое обоснование)
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативн...
Применение вспомогательных средств при обучении детей с нарушением зрения рисованию
Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, не имеют достаточно полных и точных представлений об окружающем мире. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и...
Музыкальное воспитание и обучение детей с нарушением зрения
В данном материале говорится об особенностях музыкального развития детей с нарушенным зрением....
Использование ИКТв обучении детей с нарушением зрения музыкально-ритмическим движениям.
Стендовый доклад...
Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию.
Использование моделирования при обучении детей с нарушением зрения рассказыванию....
Инновационные подходы в обучении детей с нарушением зрения.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного о...
«Особенности организации и построения предметно – пространственной среды в дошкольной организации для детей с нарушением зрения»
В статье даются рекомендации по созданию предметно - пространственной среды для детей с ОВЗ....